Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные);уметь объяснить какую ценность преподносит дереву подарок, развивать познавательный интерес к живой природе, воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.
Материалы и оборудование. Письма по форме листьев деревьев детям от хозяина тропы Боровичка. Возле деревьев лейки или ведерки с водой, лопатки. На дерево, находящееся в конце тропы, повесить баранки и конфеты — сюрприз Боровичка, награда детям. Подарки детей приготовленные заранее для деревьев. Подарки: кормушка для птиц, которые спасут дерево от гусениц; капелька воды (из бумаги), чтобы дерево могло напиться; солнышко (рисунок), чтобы давать тепло и окрашивать листья в зеленый цвет; дождевой червяк, который перерабатывает опавшие листья, рыхлит почву под деревом и делает ее плодороднее; земля в мешочке, чтобы дерево лучше росло, — и т.д. Листочки из бумаги прикрепленные заранее к дереву – награда детям. Картинки с деревьями и листочками и картинки для модели условия роста корней. Бублики и конфеты.
Предварительная работа: Изготовление подарков детьми для деревьев, беседа о строение дерева, корней деревьев. Работа на метеостанции. Заучивание отрывка из стихотворения С.Есенина «Белая береза»
Активизация словаря: Крона, мочковатый, стержневой корень, стороны света: юг, север, запад, восток, флюгер
Ход занятия: на тропинке
Воспитатель: Ребята! Сегодня хозяин тропинки — старичок-Боровичок пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал:
Письмо старичка-Боровичка:
Дорогие мои маленькие друзья!
Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим деревьям. Я, хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в конце которого ваш ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот я и попросил их придумать для вас задания. Вы отыщете их в письмах, а письма — на деревьях: каштане, березе. Я слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки, они их очень ждут.
Итак, в путь! Желаю вам удачи. А, я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами.
Ваш любимый старичок-Боровичок
Воспитатель: - Прежде чем отправиться в путешествие ответьте мне дерево живое или нет, почему?
Дети: - Живое, потому, что оно растет, дышит, питается, размножается.
Воспитатель: - Правильно, ребята.
-А умеет разговаривать деревья?
Дети: - нет
Воспитатель: Ну, старичок Боровичок, сказал, что деревья на его тропинке волшебные и будут с вами разговаривать.
Воспитатель (продолжает): Ну что, ребята, пойдем по тропинке? Кто знает, где у нас растет каштан? Давайте поищем на ее ветках письмо.
(Дети находят письмо, воспитатель снимает его с ветки и читает. По ходу чтения дети выполняют задания каштана.)
Письмо каштана:
-Я, большой старый каштан, очень рад вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола).
-Смотрите, какой я большой! –Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли (дети пытаются это сделать). - Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка!
А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит?
Дети: - Корни
- А для чего мне еще мои корни-ноги нужны?
Дети: -Чтобы брать из земли воду, «пищу».
- А какие бывают корни?
Дети:- Мочковатые, стержневые.
Игра « Собери модель»
Дети выкладывают модель мочковатого (много света, воды, тепло, хорошая почва)и стержневого ( мало воды, бедная почва) корня дерева.
- Полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу каштана.)
-Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она — шершавая или гладкая?
Дети: - Шершавая.
- Мокрая или сухая?
Дети: - Сухая.
-Теплая или прохладная?
Дети: - Прохладная.
-А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.)
-А почему шевелятся мои листочки?
Дети: - Это их шевелит ветерок.
- Ребятки, а сегодня сильный ветер или слабый, как определить?
Работа на метеостанции.
(В-ль подводит детей к метеостанции) Ребята по шевелению флюгера определяют направление ветра и силу ветра по ленточкам, и бумажным листочкам.)
В-ль: -С какой стороны света, дует ветер?
(Дети смотрят и определяют в какую сторону летит флюгер, если на юг, то дует с севера, если на запад, то дует с востока и т.д.)
В-ль: Слабый или сильный ветер или его вообще нет?
(Дети по листочкам разной плотности бумаги определяют силу, т.е. Если шевелится толстый картон и остальные листки, то сильный ветер, если бумажная салфетка, а остальные не шевелятся, то слабый, если ни один листок не шевелится – ветра нет)
(Ребята возвращаются к дереву и объясняют, с какой силой и направлением дует сегодня ветер.)
- И последний вопрос: как вы думаете, почему ко мне так любят прилетать пчелы?
Дети: - Они переносят пыльцу с цветка на цветок, а запах цветков привлекает пчел.
- Молодцы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я дарю вам свои листочки. (Воспитатель снимает с дерева бумажные листочки и раздает их детям, поясняя — живые листья рвать нельзя!)
Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами тоже приготовили каштану подарки, давайте их вручим.
Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя (своими словами) их значение.
Дети:— Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей—птиц,
Дети:— Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя,
Дети:— Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росло, пусть она кормит и поит тебя,
Дети:— Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет много-много семян, и из них вырастет много-много твоих деток.
Дети: –Я дарю тебе цветок, пусть он украсит тебя. Пусть у тебя будет много цветков, ведь чем больше цветков, тем больше семян-деток,
Дети:— Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках, листьях, пусть украсит тебя своим ярким нарядом.
Физминутка. «Деревья»
В-ль: -А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья (делает волшебный знак). Ваша кожа превращается в кору, а руки — в ветки. Поднимите свои руки-ветки, пошелестите, пошумите листьями-пальчиками — слышите, какой ветер налетел? (Дети выполняют рекомендации Боровичка.) Расставьте ноги пошире — это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе! Даже жалко вас расколдовывать. (Вздыхает.) Но пора вам опять стать маленькими человечками (по волшебному знаку дети «превращаются» в людей) и отправиться в путь.
Воспитатель: Ребята послушайте загадку и отгадайте к какому дереву мы пойдем дальше:
На полянках девчонки
В белых рубашонках.
На плечах платочки зеленые,
В ушах сережки посеребренные. (береза)
Воспитатель: - Правильно, береза.
Дети отправляются искать следующее дерево — березу.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и с березкой, она нас тоже ждала, письмо приготовила (дети обнимают березу, а воспитатель достает письмо с ветки и читает его).
Письмо березы:
-Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я вам тоже подарю свои листочки, но сначала выполните мои желания и задания.
-Погладьте мою кору, понюхайте ее и скажите: чем мы с каштаном похожи, а чем отличаемся? (дети перечисляют отличительные признаки деревьев)
- А как вы узнали, что мы с каштаном — деревья? Может, мы травинки? Докажите мне, что я — дерево!
Дети : - У дерева один ствол, он твердый, а у кустарников — много стволиков, растущих из земли. У травинок не бывает таких больших деревянистых стволов, как у деревьев.
В-ль: - Ребята покажите березе, растущие кустарник и травянистое растение, «травинку».
- Что такое крона?
Дети: - Это верхняя часть дерева, ствол и ветки.
Молодцы ребята вы много знаете о нас, о деревьях. А теперь назовите и покажите листочки с каких деревьев упали.
Игра: «Чьи детки с ветки?» (Дети называют листья и подставляют к картинке- дереву.) (Березовый – к березе, кленовый – к клену, дубовый – к дубу, ивовый –к иве, тополиный – к тополю)
- У меня просьба к вам, ребята. Очень мы, березы, любим слушать о себе песни и стихи. Я сегодня именинница, порадуйте меня! (Дети читают наизусть отрывок из стихотворения С.Есенина «Белая береза.»
- Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои листики на память. Приходите ко мне еще, не забывайте меня!
(Воспитатель помогает детям достать с дерева бумажные листочки, предлагает напоить березу, взрыхлить землю под ней, чтобы ее корешки лучше дышали.)
(Дети дарят березе свои подарки):
Дети:— Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя,
Дети:— Я дарю тебе зеленые листики, пусть у тебя их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца,
Дети:— Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет,
Дети:— Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет от гусениц,
Воспитатель: Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задания, и Боровичок должен быть нами доволен. Но где же он?
Из-за дерева появляется Боровичок и проводит игру.
Боровичок: Ну, ребятки, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья теперь по-другому листочками шелестят, настроение у них праздничное
Наблюдение
(Боровичок ведет детей к заранее намеченному кустарнику, вынимает из своей волшебной котомки белую ткань или бумагу и расстилает ее под кустом)
Боровичок: Я хочу показать вам своих невидимых друзей. Они живут рядом с вами на деревьях, кустарниках, но вы их не видите и даже не подозреваете об их существовании. Сейчас я позову моих маленьких друзей (наклоняется к кустарнику)
-Ну-ка, букашки, выходите с нами знакомиться. (Легонько встряхивает куст, чтобы на ткань упали насекомые и другие животные, обитающие на этом растении.)
-А сейчас я дам вам, ребята, волшебные стекла. (Достает из котомки лупы и раздает детям, они рассматривают насекомых, паучков и т.п.) -- Пожалуйста, обращайтесь с ними поаккуратнее, они такие маленькие, их так легко обидеть. Видите, ребятки, в моем царстве-государстве лесном у каждого жителя свой дом есть. И я, хозяин тропы, строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и покой жильцов не нарушал.
(После окончания исследований Боровичок помогает детям вернуть всех животных обратно на куст, отряхнув осторожно ткань.)
Боровичок: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось вам? А что больше всего понравилось? (Выслушивает ответы детей.) А теперь — мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их, недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! А я пойду отдохну, прощайте!
Дети ищут дерево и идут в группу с угощением.