В удивительном мире технического творчества
материал (окружающий мир, подготовительная группа) на тему
Дети познают и принимают мир таким, каким его видят. Чем больше ребёнок видит, чем больше получает сведений об окружающем мире, тем более сложные факты и явления он пытается осмыслить и осознать, а потом и объяснить.
У дошкольников накапливается большой запас представлений и понятий, примитивных и неполных, но исключительно ценных. Весьма важен тот восторженный интерес, с которым подавляющее большинство детей воспринимают окружающую технику. Искусное использование этого эмоционального фактора может воспитать увлеченность детей техникой, сознательную тягу к знаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_udivitelnom_mire_tehnicheskogo_tvorchestva.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности и интереса к техническому творчеству
Научно – техническая революция и быстрое проникновение достижений во все сферы человеческой деятельности вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, механических игрушек, транспортных, строительных и других машин – дети сталкиваются с ними дома и на улице, видят их в кино и телевизионных передачах…
Дети познают и принимают мир таким, каким его видят. Чем больше ребёнок видит, чем больше получает сведений об окружающем мире, тем более сложные факты и явления он пытается осмыслить и осознать, а потом и объяснить.
У дошкольников накапливается большой запас представлений и понятий, примитивных и неполных, но исключительно ценных. Весьма важен тот восторженный интерес, с которым большинство детей воспринимают окружающую технику. Искусное использование этого эмоционального фактора воспитывает увлеченность детей техникой, сознательную тягу к знаниям.
Проанализировав опрос детей, я пришла к выводу о том, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром техники, поскольку техника с каждым годом все больше места занимает в быту, и ребёнок начинает ей пользоваться.
На протяжении года работаю по теме «В удивительном мире технического творчества».
Цель работы: расширить кругозор ребёнка, развить познавательную активность и интерес к техническому творчеству.
Задачи:
1. Развитие интеллектуальных способностей, обогащение словарного запаса, развитие у детей дошкольного возраста интерес к техническому творчеству.
2. Сформировать элементарные представления о мире технического творчества.
3. Воспитать в детях чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека.
Главным в работе по ознакомлению детей с техникой считаю:
- вооружение детей системой элементарных представлений о современной технике, истории её создания, развитие технического кругозора, зрительной памяти;
- воспитание интереса к технике и уважения к труду взрослых, бережного отношения к материалам, орудиям труда, приборам и другим предметам;
- психологическая и практическая подготовка детей к труду ( формирование стремления выполнять любую работу, воспитание социально активной личности).
Исходя из понимания роли взрослого в процессе социализации личности ребёнка и потребности детей в подражании взрослым выделила тему: «Человек – творец». Она нужна, чтобы показать детям эту замечательную черту взрослого человека, её значение в развитии социального мира и внести дополнительные краски в привлекающую ребёнка перспективу стать взрослым.
Занятия – беседы проводила 1раз в неделю, в вечернее время. Темы бесед были следующие:
«Техника наша помощница»
« Что такое рукотворный мир»
«Что значит удивляться» и др.
На развитие интереса детей к технике серьёзное влияние оказывают средства массовой информации: научно- популярные кинофильмы, телевизионные передачи о достижениях науки и техники. В своей работе использую детскую литературу, которая в доступной и увлекательной форме знакомит дошкольников с историей техники, её настоящим и будущим.
Увлекательный сюжет, полюбившиеся герои остаются в памяти детей. Я знакомила детей с рассказами Н.Носова «Автомобиль», Г.Юршина «Любопытный мышонок», А.Дорохова «Подземный ход», «Заборчик», «Вдоль тротуара», «Шлагбаум», А.Гальперштейна «Трамвайчик и его семья». Читали стихи С.Михалкова «Моя улица», «Скверная история», «Велосипедист», С.Маршака «Милиционер», Н.Кончаловской «Самокат».
Большой интерес у детей вызывали загадки, особенно ,если они написаны в стихотворной форме. Загадки открывают детям удивительный мир техники, в котором так много общего с миром людей.
Выбор методов и приёмов воспитания интереса к технике, их сочетание определяются конкретной ситуацией, дидактическими задачами.
Например, загадка: «Стою на крыше, всех труб выше (антенна)» только привлекает внимание детей к антенне, как к предмету.
Загадка: «Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас (антенна)» раскрывает назначение этого прибора, а сравнение его с верхолазом может вызвать у детей вопросы:
- А труба тоже верхолаз?
- Почему нет? Она ведь на крыше.
Слово «верхолаз» быстро входит в словарь детей. С ним дети начинают соотносить малыша, забравшегося на гимнастический снаряд, кота, сидящего на крыше и т.д.
На улице, на целевой прогулке дети увидели автобус. Я загадала им загадку:
Дом по улице идёт
На работу всех везёт
Не на тонких курьих ножках
А в резиновых сапожках.
Дети с удивлением переглянулись. Они быстро догадались, что это автобус.
«Такие сапожки, у всех машин есть, это колёса, - сказали дети. Я обратила внимание детей на выступы – узоры, имеющиеся на шинах. Объяснила, что благодаря им колёса не прокручиваются, а легко катятся по дороге. Шины с узорами изготавливают на специальных заводах. Колесо цепляется выступами за асфальт, как кошка когтями, и легко катится вперёд.
Подбор загадок зависит от цели занятия или игры.
Интерес к технике вызывают ситуации типа «Что будет, если в городе остановится весь транспорт?» или «Помоги художнику», «Усовершенствуй машину». Педагогическая ценность таких ситуаций состоит в том, что они, заставляя ребёнка думать, способствуют развитию его воображения, фантазии. Пробудить у детей интерес к технике помогает и такой приём: сравнение, казалось бы, самых несопоставимых предметов, нахождение в них общего. Например, я давала детям задание отыскать одинаковую деталь у машины, велосипеда и пианино. Это оказывается педаль. Но функции она выполняет разные. Такое открытие детям принесло много радости.
Считаю, очень важно, чтобы полученная информация о технике находила применение в самостоятельной игровой деятельности. Создаю условия для игр, в которых дети работают, как взрослые, в столярной и часовой мастерских, ремонтируют машины и т.д.
В воспитании интереса к технике большая роль отводится игровой деятельности. Я подбирала такие игры, содержанием которых была информация о машинах и механизмах, приборах, орудиях труда. Такие игры давали детям сведения о взаимоотношениях людей, упражняли в умении применять знания в конкретных жизненных ситуациях.
Это игры:
«Машины на службе у людей разных профессий»
«Кто делает игрушки?»
«Для чего нужен специальный транспорт?»
«На самолёте»
«Швейная машина»
«Что умеют автоматы» и др.
«Подбери нужное слово»
«Найди свою группу»
«Сложи картинки»
Игры – драматизации по содержаниям рассказов;
Сюжетно – ролевые игры «Автомастерская», «Постройка гаража»,
«Автосалон»;
Строительные игры «Улица», «Вокзал», «Аэропорт».
Развитию в игре действия умственной активности детей существенно помогает тщательный отбор познавательного материала (иллюстрации, фотографии, соответствующей тематике; предметы сделанные из разных материалов, изделия технического творчества)понятная детям постановка вопросов, побуждающих их активно включаться в решение познавательных задач. Эта работа может быть успешной только при условии индивидуального подхода к каждому ребёнку. В группе уровень развития детей различный. В индивидуальной работе с детьми учитываю особенности каждого ребёнка и развиваю на этой основе его познавательные интересы, умственную активность, воспитываю необходимые нравственные качества. Игра помогает воспитателю сблизиться с детьми, освободить их от излишнего напряжения. Каждому ребёнку я предоставляю возможность играть с любимой игрушкой одному, если он не решается примкнуть к другим детям. Играю сама с ребёнком: учу его строить, помогаю выполнить задуманное, одобряю его попытки придумать что-то новое, интересное.
Игры – занятия не только расширяют знания детей о технике, обогащают самостоятельную деятельность, но и являются способом передачи социального опыта и формированию положительных взаимоотношений между детьми.
В нашей группе дети любят в игру «Наоборот». Дети рассаживаются по кругу. Ведущий бросает то одному, то другому мяч и при этом называет одно слово. Ребёнок, поймав мяч, должен сразу бросить его обратно и при этом назвать слово, имеющее противоположное значение, противоположные по назначению (функции): карандаш (пишет) – резинка (стирает).
Когда мы говорим об определённых предметах (действиях) и пытаемся провести их анализ, то должны рассматривать функцию того или иного объекта (действия):
Резать, обратная функция – соединять.
Соединять могут: клей, игла, гвозди, верёвка.
Играем вместе с детьми в игру «Наоборот» с учетом функций.
Лекарство - ? (яд)
Чернила - ? (белила)
Ножницы - ? (игла, клей)
Карандаш -? (резинка)
Лекарство (таблетка или микстура) очень нужно человеку, когда он болен, но в малых, строго дозированных количествах, определяемых врачом. Большое количество лекарства – яд, который может вызвать отравление организма. И наоборот. Змея ядовитая. Укус её может быть смертелен, если не оказать своевременную помощь. А в малых количествах яд – лекарство. Он используется в различных лечебных средствах.
Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей затруднения, можно переходить к следующему этапу: после нахождения противоположного по значению слова найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов. Например: горячий – холодный = утюг, солнце, ребёнок (горячий, когда у него температура; темный – светлый = тельняшка, черно-белый телевизор и т.д.
Таким образом, в игре «Наоборот» дети подходят к пониманию противоречия. Игра «Части-целое» (автомобильный транспорт) детям предлагается угадать, что это такое: называю части предмета, дети отгадывают и называют целое. Например:
Колёса-вагон-окно=поезд
Колёса-кузов-окно=грузовик
Формулируя противоречия и решая их, дошкольники делают изобретения и открытия. При проведении игр придерживалась следующих требований:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
2. Материал к играм должен быть прост по изготовлению и по использованию.
3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок.
4. Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.
В особый блок я выделила информацию о том, как человек создавал технику. Детей привлекают бытовые приборы, которые они видят дома: телевизор, телефон, компьютер. Многие дошкольники легко управляются с ними. Опираясь на этот интерес я знакомила детей с изобретателями и их изобретениями, с изобретательством как разновидностью человеческой деятельности в области техники, с её значимостью не только для конкретного человека, но и для человечества в целом.
Работа по ознакомлению дошкольников с миром технических объектов предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это экскурсии, наблюдение( рассматривание, исследование, выявление свойств).
Ведущим методом на этом этапе являются познавательные беседы, экспериментирование, опыты.
Большое внимание я отвожу беседам с детьми, во время которых не только закрепляю знания, но и формирую у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы.
На улице наблюдали с детьми за транспортом, за работой механизмов по уборке снега. А в доме – работа бытовой техники: стиральной машины, кофемолки, кофеварки, миксера, мясорубки, пылесоса и других столь же заманчивых для детей вещей. Цель наблюдений – вызвать интерес к технике и сделать так, чтобы ребёнок не боялся её.
Дальше , опираясь на полученные результаты начала беседовать о тех, кто создал такую умную технику, и о том, как вообще техника появилась на Земле. Провела занятия – беседы по темам:
«Как человек огонь приручил»
«Миф о Прометеи»
«Изобретатель – кто он такой?»
«Кулибин – знаменитый русский изобретатель»
«Где живет техника» и др.
Эффективным методом ознакомления с техникой является проектная деятельность. У разных детей разный стиль познания – кто-то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то познаёт мир через деятельность – рисует, строит, разбирает и вновь собирает игрушки. В нашей группе тема проекта определилась по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует). Дети выбрали тему: «Транспорт». Так же детей очень интересует тема «Мой компьютер».
Мы планируем в будущем разработать и реализовать проект по этой теме вместе с детьми.
В результате дети старшего дошкольного возраста должны знать и понимать:
- что многие предметы созданы руками человека;
- кто такие учёные, изобретатели;
- что такое техника и почему она появилась;
- свойства разных материалов;
- каково прошлое, настоящее и будущее некоторых предметов.
Придать целенаправленный характер ознакомлению детей с миром техники помогло участие в образовательном проекте «Первые шаги в мир техники» (совместно с Центром Детского Технического Творчества).
Одним из путей ознакомления с миром техники мы видим сотрудничество с ЦДТТ, поскольку:
- это учреждение дополнительного образования, которое находится в нашем Северном микрорайоне и относится к системе Управления образования г.Канска;
- ЦДТТ располагает технической базой, включающей различные направления;
ЦДТТ располагает педагогическими и методическими кадрами, которые владеют современными подходами в образовании, в том числе педагогикой сотрудничества;
Цикл бесед и занятий с детьми предшествовал экскурсии в ЦДТТ.
Экскурсия способствовала расширению представлений детей о видах технического творчества, разнообразии современной техники. Посещение мастерских ЦДТТ помогло детям понять, что многие вещи можно сделать своими руками при наличии знаний, материалов и инструментов. Если в мастерской невозможно изготовить корабль или самолёт в натуральную величину, изготавливают действующие модели. Дети возобновили в памяти впечатления об увиденном на экскурсии.
Наблюдения показывают, что к концу дошкольного возраста у многих детей интерес к технике носит устойчивый характер. Желание быстрее вырасти дети нередко связывают с мечтой водить машину, запускать в космос ракеты, водить корабли, самолёты. Не в меньшей мере ребят привлекает и бытовая техника.
Знания о технике, доступные детям не только удовлетворяют их любопытство, но и содержат большие, развивающие возможности: способствуют обострению наблюдательности, восприятия; воображения, а значит благотворно влияют на умственное развитие дошкольников.
Техника – это неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живёт ребёнок, формируется и от которого зависит в определённой степени, каким он станет.
В результате у детей появился устойчивый познавательный интерес к технике, её устройству, желание самому пользоваться техникой.
Реализация данной работы позволило:
- повысить образовательный уровень детей ДОУ и интерес детей к техническому творчеству;
- расширить кругозор детей;
- применять знания в практической деятельности;
- обогатить словарный запас детей, умение вести содержательный диалог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ-об-итогах-проведения-фестиваля-научно-технического-творчества-и-прикладного-искусства-"От-замысла к творчеству"
Приказ-об-итогах-проведения-фестиваля-научно-технического-творчества-и-прикладного-искусства-От-замы...
Педагогический проект «Внедрение LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, как средство приобщения к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Росси...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Практическое пособие «ШЕСТЕРЁНКИ» для педагогов ДОУ по использованию технических сказок в развитии способностей к техническому творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO
Ведущая педагогическая идея практического пособия состоит в оказании практической помощи педагогам дошкольных организаций для методически грамотного использования авторских технических сказок в развит...
Представление опыта работы по теме «Конструирование в детском саду – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков»
Педагоги ДОУ, призваны зародить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирован...
Конспект открытого просмотра ОД по конструктивно-техническому творчеству "Удивительный мир бабочек"
Для детей старшей группы с использованием схемы...