Проект как метод ознакомления детей с профессиями жителей Мурманска.
методическая разработка по окружающему миру по теме
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в быту и в игре стремятся им подражать. Но представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии врача, милиционера, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proetk_-professii.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект как метод ознакомления детей с профессиями жителей Мурманска.
Шашерина Людмила Ивановна,
воспитатель МБДОУ №110
г. Мурманска
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в быту и в игре стремятся им подражать. Но представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии врача, милиционера, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Работа над проектом реализует цели и задачи патриотического воспитания, основывающегося на любви и преданности родному городу. Специфика проекта в том, что профессии, с которыми знакомились дети, несколько отличаются и дополняют традиционный список профессий, рекомендованных программой по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Проект «Все профессии нужны, интересны и важны»
Участники проекта: воспитатели – дети старшей группы – родители
Сроки проекта: долгосрочный
Этапы работы: подготовительный, практический, заключительный
Цель проекта: Создать условия для воспитания у дошкольников положительного отношения и уважения к труду взрослых в родном городе, его результатам, способствовать начальной профориентации.
Основные задачи проекта:
- Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества, развивать интерес к профессиям родителей.
- Развивать самостоятельную деятельность детей – познавательную, исследовательскую, продуктивную в процессе познания окружающего мира.
- Учитывая краеведческую направленность, обращать внимание на профессии ближайшего окружения, распространенные в городе.
1 этап – подготовительный
Анализ педагогической литературы
В ходе исследования проанализированы публикации по данной теме, представленные в журналах.
Выявление уровня знаний детей.
С целью выявления уровня сформированности представлений дошкольников о мире труда и профессий проведена диагностика. Определены средства измерения сформированности представлений детей о профессиях: беседа, дидактическая игра «Предметы-помощники», наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Составление плана работы по проекту
Подобраны формы и методы работы: определены темы занятий и бесед, проблемные ситуации, игровые формы обучения, развивающие задания, экскурсии, художественное слово и другие.
Работа с родителями:
Беседа на родительском собрании о важности данной проблемы, обсуждение совместных мероприятий, организации экскурсий на рабочие места родителей, организация фото и видеосъемки.
Работа с социумом:
Составление договоров об организации экскурсий на объекты города, приглашение на занятия в группу людей интересных профессий.
2 этап – практический
Он включал непосредственную работу по выполнению тематического плана ознакомления детей с профессиями города Мурманска.
Каждая тема представляла собой подпроект, посвященный изучению одной профессии. Знания, полученные детьми в ходе исследования проблемы, закреплялись в продуктивной деятельности в виде рисунков, оформления папок, содержащих полезную информацию.
Тематический план работы по ознакомлению с профессиями Мурманска.
Тема | Цель | Формы и методы деятельности |
рыбак | Раскрыть общественную значимость труда рыбака. | Беседа «Мурманск – город рыбаков». Экскурсия в ПИНРО. Экскурсия в в Краеведческом музее. Выставка рисунков «Морские будни» |
пожар ный | Знакомить с трудом пожарных, с техникой, помогающей при тушении пожара. | Экскурсия в пожарную часть. Экскурсия на «Пожарно-техническую выставку» Занятия по ОБЖ «Огонь – друг и враг» Выставка рисунков «Пожарам – заслон» |
спаса тель МЧС | Дать представление об общественной значимости профессии спасателя. | Встреча в ДОУ с офицером МЧС Занятие в МОДЮБ «Чтобы не случилось беды» Концерт для работников МЧС. Сюжетно-ролевая игра «Спасатели» Изготовление панно «МЧС в космосе» |
пекарь | Расширить и уточнить знания детей о профессии хлебопека. | Цикл занятий «Как хлеб на стол пришел?» Чтение литературы Экскурсия на «Хлебозавод №1». Фотовыставка в ДОУ. Участие в конкурсе рисунков «Хлеб – всему голова» |
Есть такая профес сия – Родину защи щать | Раскрыть важность военных профессий в связи с географическим положением нашего города. Воспитывать патриотические чувства. | Чтение литературы о защитниках Отечества. Экскурсия в воинскую часть. Знакомство с бытом и службой наших защитников. Беседы о подвиге солдат во время войны. Стенгазета «С Днем Победы!» |
Кинолог | Дать представление о профессии кинолога, раскрыть общественную значимость труда. | Фотовыставка в ДОУ Оформление папок «Юный кинолог» по правилам общения с собаками. |
Тренер морских млекопитающих | Познакомить с профессией тренера морских млекопитающих. | Цикл занятий, беседы и наблюдение за трудом тренера морских животных в Океанариуме в рамках проекта «Морские млекопитающие». Совместное кормление тюленей, оформление с тренером папок «Морские млекопитающие». Участие в выставке рисунков в Океанариуме. |
Животновод | Знакомство с трудом животновода, его особенностями, качествами, необходимыми для людей этой профессии. | Экскурсия на конеферму, знакомство с работниками и их питомцами. Наблюдение за кормлением животных. Занятия на конеферме с инструктором. Чтение литературы, оформление папки «Наши друзья - лошади». Фотовыставка в ДОУ, телевизионный репортаж. |
Библио текарь | Знакомить с трудом работников библиотеки. | Экскурсия в абонементный отдел детской библиотеки. Экскурсия в Музей рукописной книги. Встреча с работниками библиотеки в ДОУ «Необычные книги». Участие в Международном конкурсе рукописной книги. |
3 этап – заключительный
На этом этапе были подведены итоги работы по проекту. В качестве отчета о проделанной работе подготовлена электронная презентация, а также альбомы и папки, изготовленные каждым ребенком, многочисленные фотовыставки в ДОУ.
По окончании проекта была также проведена повторная диагностика. Результаты показали:
большинство детей группы осознанно стали относиться к значимости труда людей разных профессий, у них сформированы представления о роли орудий труда в разных профессиях;
у детей расширились представления о профессиях людей, работающих в нашем городе, сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир;
появился интерес к профессиональной деятельности своих родителей: дети чаще стали задавать вопросы, беседовать на тему будущей профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: "Город мастеров" (ознакомление детей с профессиями)
Проектная деятельность для старшего дошкольного возраста для ознакомления с профессиями....
"ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ».
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выяв...
Презентация "Наглядные методы обучения при ознакомлении детей с профессиями взрослых"
В данной презентации отражен наглядный методиеский материал, направленный на процесс социализации дошкольников....
«Ранняя профориентация - методы ознакомления дошкольников с профессиями»
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте!...
Проект на тему "Ознакомление детей с профессией экономист с детьми старшего дошкольного возраста"
Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств, для существования семьи, ...
Фотомоделтрование как эффетивный метод ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями
Данная презентация знакомит с методом фотомоделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессиями....