Проект как метод ознакомления детей с профессиями жителей Мурманска.
методическая разработка по окружающему миру по теме

Шашерина Людмила Ивановна

 

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в быту и в игре стремятся им подражать. Но представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии врача, милиционера, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proetk_-professii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект как метод ознакомления детей с профессиями жителей Мурманска.

Шашерина Людмила Ивановна,

воспитатель МБДОУ №110

г. Мурманска

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в быту и в игре стремятся им подражать. Но представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии врача, милиционера, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Работа над проектом реализует цели и задачи патриотического воспитания, основывающегося на любви и преданности родному городу. Специфика проекта в том, что профессии, с которыми знакомились дети, несколько отличаются и дополняют традиционный список профессий, рекомендованных программой по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Проект «Все профессии нужны, интересны и важны»

Участники проекта: воспитатели – дети старшей группы – родители

Сроки проекта: долгосрочный

Этапы работы:  подготовительный,  практический,  заключительный

Цель проекта: Создать условия для воспитания у дошкольников положительного отношения и уважения к труду взрослых в родном городе, его результатам, способствовать начальной профориентации.

Основные задачи проекта:

  1. Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества, развивать интерес  к профессиям родителей.
  2. Развивать самостоятельную деятельность детей – познавательную, исследовательскую, продуктивную в процессе познания окружающего мира.
  3. Учитывая краеведческую направленность, обращать внимание на профессии ближайшего окружения, распространенные в городе.

1 этап – подготовительный

Анализ педагогической литературы

В ходе исследования проанализированы публикации по данной теме, представленные в журналах.

Выявление уровня знаний детей.

С  целью выявления уровня сформированности представлений дошкольников о мире труда и профессий проведена диагностика. Определены  средства измерения сформированности представлений детей о профессиях: беседа, дидактическая игра «Предметы-помощники», наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Составление плана работы по проекту

Подобраны формы и методы работы:  определены темы занятий и бесед, проблемные ситуации, игровые формы обучения, развивающие задания, экскурсии, художественное слово и другие.

Работа с родителями:

Беседа на родительском собрании о важности данной проблемы, обсуждение совместных мероприятий, организации экскурсий на рабочие места родителей, организация фото и видеосъемки.

Работа с социумом:

Составление договоров об организации экскурсий на объекты города, приглашение на занятия в группу людей интересных профессий.

2 этап – практический

Он включал непосредственную работу по выполнению тематического плана ознакомления детей с профессиями города Мурманска.

Каждая тема представляла собой подпроект, посвященный изучению одной профессии. Знания, полученные детьми в ходе исследования проблемы, закреплялись в продуктивной деятельности в виде рисунков, оформления папок, содержащих полезную информацию.

Тематический план работы  по ознакомлению с профессиями Мурманска.

Тема

Цель

Формы и методы деятельности


рыбак

Раскрыть общественную значимость труда рыбака.

Беседа «Мурманск – город рыбаков».

Экскурсия в ПИНРО.

Экскурсия в  в Краеведческом музее.

Выставка рисунков «Морские будни»


пожар

ный

Знакомить с трудом пожарных, с техникой, помогающей при тушении пожара.

Экскурсия в пожарную часть.

Экскурсия на «Пожарно-техническую выставку»

Занятия по ОБЖ «Огонь – друг и враг»

Выставка рисунков «Пожарам – заслон»


спаса

тель МЧС

Дать представление об общественной значимости профессии спасателя.

Встреча в ДОУ с офицером МЧС

Занятие в МОДЮБ «Чтобы не случилось беды»

Концерт для работников МЧС.

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

Изготовление панно «МЧС в космосе»


пекарь

Расширить и уточнить знания детей о профессии хлебопека.

Цикл занятий  «Как хлеб на стол пришел?»

Чтение литературы

Экскурсия на «Хлебозавод №1». Фотовыставка в ДОУ.

Участие в конкурсе рисунков «Хлеб – всему голова»

Есть такая профес

сия – Родину защи

щать

Раскрыть важность военных профессий в связи с географическим положением нашего города. Воспитывать патриотические чувства.

Чтение литературы о защитниках Отечества.

Экскурсия в воинскую часть. Знакомство с бытом и службой наших защитников.

Беседы о подвиге солдат во время войны.

Стенгазета «С Днем Победы!»

Кинолог

Дать представление о профессии кинолога, раскрыть общественную значимость труда.

Фотовыставка в ДОУ

Оформление папок «Юный кинолог» по правилам общения с собаками.

Тренер морских млекопитающих

Познакомить с профессией тренера морских млекопитающих.

Цикл занятий, беседы и наблюдение за трудом тренера морских животных в Океанариуме в рамках проекта «Морские млекопитающие».

Совместное кормление тюленей, оформление с тренером папок «Морские млекопитающие».

Участие в выставке рисунков в Океанариуме.

Животновод

Знакомство с  трудом животновода, его особенностями, качествами, необходимыми для людей этой профессии.

Экскурсия на конеферму, знакомство с работниками и их питомцами.  Наблюдение за кормлением животных.

Занятия на конеферме с инструктором.

Чтение литературы,  оформление папки «Наши друзья - лошади».

Фотовыставка в ДОУ, телевизионный репортаж.

Библио

текарь

Знакомить с трудом работников библиотеки.

Экскурсия в абонементный отдел детской библиотеки.

Экскурсия в Музей рукописной книги.

Встреча с работниками библиотеки в ДОУ «Необычные книги».

 Участие в Международном конкурсе рукописной книги.

3 этап – заключительный

На этом этапе были подведены итоги работы по проекту. В качестве отчета о проделанной работе подготовлена электронная презентация, а также альбомы и папки, изготовленные каждым ребенком, многочисленные фотовыставки в ДОУ.

По окончании проекта была также проведена повторная диагностика. Результаты показали:

большинство детей группы осознанно стали относиться к значимости труда людей разных профессий,  у них сформированы  представления  о роли орудий труда в разных профессиях;

у детей расширились представления о  профессиях людей, работающих в нашем городе, сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир;

появился интерес к профессиональной деятельности своих родителей: дети чаще стали задавать вопросы, беседовать на тему будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Город мастеров" (ознакомление детей с профессиями)

Проектная деятельность для старшего дошкольного возраста для ознакомления с профессиями....

"ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ».

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выяв...

Презентация "Наглядные методы обучения при ознакомлении детей с профессиями взрослых"

В данной презентации отражен наглядный методиеский материал, направленный на процесс социализации дошкольников....

«Ранняя профориентация - методы ознакомления дошкольников с профессиями»

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте!...

Проект на тему "Ознакомление детей с профессией экономист с детьми старшего дошкольного возраста"

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств, для существования семьи, ...

Фотомоделтрование как эффетивный метод ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями

Данная презентация знакомит с методом фотомоделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессиями....