Авторы проекта |
ОУ ГОУ детский сад №1958 – дети, родители, педагоги |
Город г. Москва, СВОУО |
Название проекта |
«Мы раскрасим детский сад!» |
Вид проекта |
Экологический, исследовательской направленности |
Длительность |
Долгосрочный |
Краткое содержание |
Проект разработан и проводился в рамках программы экологического образования «Мы» Н.Н.Кондратьевой, раздел «Мы нужны друг другу на земле» и раздела «Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду» программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»РГПУ им. А.И.Герцена г. Санкт – Петербург. Проект включает этап предварительной работы: игры, целевые прогулки, беседы на экологические темы, просмотр видеофильмов. В результате над проектом дети отвечают на основной вопрос: Как взаимосвязана жизнь растений с окружающей средой? Дети совместно со взрослыми учатся находить информацию из разных источников, коллективно решать проблему, получать, в результате реализации проекта продукт самостоятельной деятельности: объект экотропы «Теплица, огород, цветник; экологическую газету, мини – книжки «Мой овощ» и т.д. |
Предметная область |
Совместно – самостоятельная деятельность в экологическом воспитании. |
Возрастная группа |
Старший дошкольный возраст |
Время проекта |
3 месяца. Наблюдения в природе, экскурсии по объектам экологической тропы, совместный труд в природе, самостоятельная поисковая деятельность, совместная экспериментально – исследовательская деятельность. |
Основа проекта |
Содержание, соответствующее образовательным стандартам |
Целью проекта является формирование экологического миропонимания и целесообразности взаимодействия с природой. Вопросы и процесс их формирования: Что я знаю о росте растения? Что нужно растению для развития? Показатели развития: - Устойчивая экологически ориентированная познавательная активность на протяжении проекта;
- Сформированность основы исследовательского поведения;
- Совместно – самостоятельное формулирование вопросов и проблем, осуществление поисковой деятельности.
|
Дидактические задачи и методические цели |
После завершения проекта дошкольники смогут: - Формулировать с помощью взрослого найденную проблему;
- Вести поисковую работу по решению проблемы, используя доступные информационные ресурсы (в том числе Интернет);
- Устанавливать причинно – следственные связи;
- Обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять личную точку зрения;
- Коллективно трудиться в природе.
|
Вопросы, направляющие проект |
Основной вопрос: Как взаимосвязана жизнь растения со средой обитания? |
Вопросы учебной темы: Что нужно растению для жизни? Как зависит рост растения от температуры воздуха? Какую почву нужно готовить для рассады? В каком грунте хорошо растёт взрослое растение? Зачем растению нужно солнце? |
Направляющие вопросы по содержанию: Почему росточку сложно прорасти? Как облегчить процесс прорастания? Где быстрее вырастит рассада? Чем отличается рассада, выращенная на окне от рассады в теплице? Как нужно закалять рассаду? Какие враги есть у растения? Зачем растению загорать? Какую роль в жизни растений играют растения – соседи? Как зреет плод – корешок и плод – вершок? |
График оценивания |
До работы над проектом | Совместная проектная деятельность детей и взрослых | На этапе завершения работы над проектом | - Карта – панно с представлениями дошкольников о растительном мире;
- План работы по проекту;
- Заполнение матрицы идей.
| - Листы планирования работы над проектом (символически обозначенные)
- Фотоматериал;
- Экологическая газета;
- Обсуждение результатов.
| - Представление результатов исследований в виде книг – презентаций (Детско – родительские буклеты);
- Выставка работ «Овощные фантазии».
|
|
Описание методов оценивания |
На начальном этапе проекта, в процессе заполнения карты – панно обобщаются знания детей о растениях (символы), обсуждаются предложения детей о желаемых познаниях из жизни растений. Составляется примерный план проекта – матрица идей. Завершается проект после практического подтверждения гипотезы, обобщения материала проекта как теоретического – в виде новых познаний, так и экспериментально – поискового. Оценивается уровень сформированности представлений о развитии и существовании растений; творческий подход в поиске решений; логика представления материала, а также уровень коммуникативных умений дошкольников. |
Сведения о проекте |
Необходимые начальные знания. - Сформированность представлений детей о «живой» природе. (Н.Н.Кондратьева Программа экологического образования детей «Мы», раздел «Мы нужны друг другу на земле»).
- Умения работы с различными источниками информации (с помощью взрослого).
|
Учебные мероприятия |
Вводная часть 1 неделя. Проект начинается с бесед на прогулках и наблюдений за пробуждением живой природы, выявляющей характер представлений детей о живом (существенные признаки, целостные свойства и приспособление к среде обитания с целью удовлетворения потребностей). Используя опыт прошлых лет по выращиванию рассады в условиях группы, дети выдвигают первичное решение. 2 неделя Получив письмо от маленького росточка, который не может вырасти, ребята начинают заполнять карту – панно «Цветочного города». Почтальоны Знайка и Незнайка принимают символические письма от детей. Проводится беседа – консультация с родителями о возможных информационных ресурсах. 3 - 4неделя Все детские идеи расписываются воспитателем в матрицу идей. Дети выбирают тему индивидуального исследовательского проекта. Совместно со взрослыми планируют работу по поиску информации. Проходит индивидуальная работа с семьями и с каждым ребёнком по обсуждению плана исследования. Расписываются листы планирования проекта. Материал в дальнейшем оформляется в экологическую газету. 5 неделя Посвящается созданию вывода проекта и плана реализации его. Распределяются роли по осуществлению данного плана. 6 – 10 неделя Осуществление плана работы: коллективный труд в природе, заполнение дневников наблюдения за природой, фоторепортажи. 11-12 неделя Третий и особо ответственный этап исследовательского проекта – это обсуждение завершённой работы. Он складывается из ответов на 3 вопроса: - Что хорошо? - Что плохо? - Что надо сделать, чтобы на следующий раз получилось лучше? Это основа для рождения и укрепления рефлексивного сознания детей. Подготовка и проведение презентации проекта: выставка детских работ «Овощные фантазии», экологические газеты и мини - книжки, буклеты – презентации. |