Определяем плавучесть предметов. Детское экспериментирование с водой.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Серия опытов "тонет или плавает" позволяет помочь детям понять. что плавучесть зависит от тяжести и формы предметов. Подводим детей к понятию "плотность". Итог серии экспериментов подводится в форме мини-сообщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otpravnoy_moment_issledovaniya_plavuchesti_predmetov.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Отправной момент исследования плавучести предметов - «маленькое чудо» - бумажный цветок, раскрывающий в воде свои лепестки.
Чудо – цветок
Из бумаги вырезать цветок. Его лепестки закрутить с помощью ножниц. Получилась лилия.
В емкость с водой аккуратно поместить цветок. Понаблюдать за маленьким чудом – лепестки лилии начинают раскрываться.
- Почему цветок раскрылся?
- Почему цветок не тонет?
- Есть еще предметы, которые не тонут, остаются на поверхности воды?
Дети предлагают различные варианты, опираясь на свой жизненный опыт и знания.
- Как проверить наши предположения?
Решено провести серию опытов «Плавает или тонет».
Плавает или тонет?
Задача: дать детям представление, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его формы и тяжести. Подвести детей к пониманию «плотности».
Материалы: емкость с водой, сундучок с мелкими предметами из различного материала – шарики, пластины, камешки, перышки…
Описание:
Опыт 1: Каждому из детей предлагается выбрать предмет, плавучесть которого он хочет проверить. Сначала высказывают предположение
дети, результат заносится в таблицу. Затем ребенок самостоятельно опускает предмет на воду, чтобы проверить правильность высказываний. Результат заносится в таблицу.
Выводы: Тимофей высказывает гипотезу:
- Вода держит на поверхности легкие предметы, тяжелые удержать не может и они тонут.
- Почему кукольное платье сначала было на поверхности, а потом утонуло?
София:
- Оно сделано из ниточек (ткани).
Дима:
- Ткань промокла, стала тяжелой, поэтому платье утонуло.
Опыт 2: Убрали из емкости утонувшие предметы, оставили только те, что на поверхности, решили посмотреть, что изменится за время нашей прогулки. Перед прогулкой Саша отметила, что у картонки поднялись вверх края. Что будет дальше?
После прогулки, заглянув в емкость с водой, дети замечают – картон утонул.
Вывод: Тимофей:
- Картонка от воды разбухла, стала тяжелой и утонула.
Дети с ним соглашаются.
Опыт 3: Решили оставить до утра в воде перо, деревянную счетную палочку, карандаш.
Утром дети с интересом шли посмотреть – что изменилось?
Катя:
- А почему карандаш утонул? (Карандаш плавал под наклоном погрузившись в воду.)
Вывод: Дети:
- Он набрал в себя воды и стал тяжелым.
Более того, попутно выяснилось, что карандаш легко разделился на две половинки. Почему? Он оказался склеенным из двух частей.
Легкое перо и плоская деревянная счетная палочка не утонули.
Гипотеза: если карандаш почти утонул, а плоская счетная палочка – нет, может быть, плавучесть зависит от формы предмета?
Результат занесли в таблицу. Решили проверить гипотезу о зависимости плавучести от формы предмета.
Опыт 4: Вспоминаем, что кусок пластилина в воде не тонет.
Предлагаю детям придать этому же куску форму чашечки.
Предположения детей противоположные: одни говорят – потонет, другие – нет. Опустив чашечку на воду, видим, что она остается на поверхности. Почему?
Гипотеза, высказывается детьми:
- Там воздух!
- Где же там воздух, ведь этот пластилин тонул. Почему сейчас плавает?
Вывод: тонет предмет или плавает зависит еще и от формы самого предмета.
Опыт 5: Есть предметы, которые тонут, есть – которые плавают. Что будет, если соединить некоторые из них? Потонут или нет? Давайте попробуем провести эксперимент.
Предлагаю
- платье куклы положить на целлофановый пакет,
- пластмассовый болтик на пластмассовую крышку,
- к пластмассовому закрытому пузырьку приложим пластилин,
- на плоскую деревянную палочку сначала положим резинку для волос, а потом – пуговицу.
Делаем выводы, результаты наших наблюдений заносим в таблицу.
Опыт 6: Пластмассовый пузырек, закрытый крышкой не тонет. Что будет, если крышку снять?
Дети высказывают предположения, ответы разные, приходим к выводу о проверке правильных выводов опытным путем.
Наливаем немного воды – пузырек наклоняется, плавает, погрузившись наполовину в воду. Набираем воды до краев, он
опускается на дно.
Вывод: Паша:
- Помогает держаться на воде воздух, который в пузырьке, когда там только вода – он стал тяжелым, утонул.
Полина:
- А стеклянный пузырек тоже будет плавать?
Дети прогнозируют ответ, затем проверяем опытным путем.
Сравнив вес пластмассового пузырька и стеклянного, делаем
Вывод: Дети:
- Стекло тяжелее, но там воздух, он не дает утонуть и стеклянному и пластмассовому пузырьку.
- Резиновый мяч плавал на поверхности, как вы думаете, почему?
- В нем есть воздух.
- А что будет, если воздух убрать?
София:
– Я купаюсь с уточкой, если в нее попадает вода, она все равно плавает, мяч не утонет.
Проверяем опытным путем – делаем шилом дырку в мяче, набираем через нее воду, мяч тонет.
Вывод: Дети:
– Конечно, ведь в нем нет воздуха, там теперь вода!
После того, как ответ получен, предлагаю поиграть с резиновыми рыбками, в которые тоже можно набрать воды, проверить полученный вывод. Результат получили такой же – с водой внутри рыбки тонули, без воды – плавали.
Опыт 6: На полдник – апельсины. У детей возникает вопрос:
- А апельсин тонет или плавает?
Предположения разные, решаем проверить. Выясняем – апельсин с кожурой плавает. Что будет, если его очистить?
И опять маленькое чудо: апельсин очистили, значит, он стал легче, но уже не плавает, он утонул! Почему?
Степа:
– Я знаю, там воздух. Мне мама говорила.
- А где же там воздух? Когда мы убрали кожуру, апельсин утонул.
- Да, там воздух! Даже большая машина в воде не тонет, если закрыть крышу и окна, чтобы вода не попала. Даже на крыше можно стоять, мне папа говорил!
- Где же все-таки прячется воздух в апельсине с кожурой, что он не тонет?
Ответ дети дать не смогли. Предлагаю разобраться.
Не вдаваясь в подробности, рассказываю детям, что все предметы состоят из маленьких частичек.
В прозрачный стакан насыпаем фасоль. На стенке стакана фломастером делаем отметку – сколько фасоли в стакане. Аккуратно потряхиваем стакан, фасоль укладывается плотнее, по отметке делаем вывод, что места она занимает теперь меньше. Хотя мы не отбавляли ничего от ее количества.
Если частички расположены близко друг к другу, говорят, материал имеет большую плотность. Плотность металла большая, он тонет. Если частички располагаются не плотно – маленькая плотность материала. Плотность дерева меньше, чем у воды, даже большое тяжелое бревно плавает.
Вывод: Если предмет имеет плотность больше, чем у воды – он тонет. Если плотность у предмета меньше. Чем у воды – он плавает.
Апельсину не дает утонуть рыхлая, неплотная кожура, в ней есть воздух. Если кожуру снять, апельсин тонет.
Экспериментов проведено достаточно для того, чтобы подвести общий итог по нашим выводам. С ребенком, который проявлял большую активность и заинтересованность, чем другие дети, готовим мини-доклад. Составляем рассказ, обговариваем и рисуем опорные картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследуем свойства воды. Детское экспериментирование с водой.
Предложенные опыты и игры с водой помогут детям старшего дошкольного возраста систематизировать знания о свойствах воды, помогут в доступной форме узнать о круговороте воды в природе....
Технологическая карта к занятию по детскому экспериментированию "Волшебница вода"
Технологическая карта, которая заменит написание конспектов....
Мастер-класс на тему: "Детское экспериментирование с водой с детьми 2-3 лет"
Конспект проведения мастер-класса среди воспитателей ДОУ....
Конспект экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Организация детского экспериментирования. Фильтрация воды»
Конспект экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Организация детского экспериментирования. Фильтрация воды»...
Детское экспериментирование с водой в ДОУ опыт "Пенный цветной вулкан"
Одним из самых интересных и занимательных дел в детском саду всегда было экспериментирование.Дети познают окружающий мир с рождения. Им интересно делать открытия, проверять всё опытным путём.Целую нед...
КОНСТРУКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ) ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Тема: «Вода и ее свойства»
КОНСТРУКТ Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «Вода и ее свойства »...
Конспект по экспериментированию в I младшей группе «Поможем зайчику определить какие предметы тяжелые, какие легкие»
Систематизирование познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование, формирование навыков классификации предметов. Формировать у детей умение определять легкие и тяжелые пр...