"Посуда вчера и сегодня."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Корягина Светлана Николаевна

Окружающий мир. Тема: " Посуда вчера и сегодня." Приобщение детей к истокам русской народной культуры."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект НОД

             Ознакомление с окружающим   в подготовительной группе по теме                                                      «Посуда вчера и сегодня»

( Интегрирование  областей:  «Познание.»  «Социализация  »  «Худ .творчество» «Музыка»)

1.Образовательная область  «Познание»

-развивать  у детей любознательность, тактильную память.

-воспитывать  эмоциональность, отзывчивость.

-формировать у детей представления о том, какая  посуда была раньше, познакомить  с новым атрибутом – чугунком и ухватом.

2. Образовательная область  «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

-развивать память , мышление, внимание.

-воспитывать любовь к русским народным играм.

-формировать у детей умение действовать в команде.

3.Образовательная область « Худ. творчество »

-развивать декоративное творчество, умение создавать узоры по мотивам народной росписи.

-воспитывать   любовь  к русскому народному творчеству.

-способствовать умению использовать характерные элементы узора и цветовую гамму в расписывании ложек хохломой.

4.Образовательная область « Музыка»

-развивать музыкально художественную деятельность

-воспитывать  любовь к музыке

-совершенствовать навыки игры на русских народных музыкальных инструментах

5.Образовательная область «Социализация»

-развивать интерес к народным играм.

-воспитывать умение действовать  сообща.

-способствовать обучению детей новой игре.

Оборудование: фото старинной посуды,   серебрянные   ложки, чугунок, ухват, деревянные ложки по колличеству  д етей и мешочки для ложек, краски гуашь, кисти, тряпочки, стаканы для воды, муз  .инструменты.

Предварительная работа: отгадывание  загадок, разучивание потешек, рассматривание иллюстраций  о посуде.

                                                         Ход НОД

-Дети, сегодня мы с вами будем путешествовать по истокам русской народной культуры .Мы узнаем какая посуда была раньше, будем с вами танцевать и в народную игру играть.

-А сейчас мы очутились в русской избе. Я хочу вам рассказать интересную историю про вещи и предметы далекой старины. Начну я с загадки:

               Сама не ем, а всех людей кормлю.

                    -Что это?

Ответы детей.

-Правильно, ребята. А кто знает для чего этот предмет? (для еды)

-А что можно ею кушать?(суп, кашу, щи…)

-А вот давным  –давно на Руси у людей не было таких ложек совсем .Хотите узнать , с помощью чего ели раньше? Так слушайте мою историю.

-Одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше , чем пить через край и доставать руками со дна то, что на нём осталось ,например мясо или овощи. Из истории можно сделать вывод, что ложка старше вилки.

Первую ложку человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжёлая .  Потом появились ложки из кости. Они были лёгкими , гладкими, уже не обжигали губы во время еды, как каменные.

Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра . Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Они были лёгкие, не нагревались от  горячей пищи.

-Вот возьмите ложки на ощупь определите ,из чего же они сделаны? (из дерева)

-Лёгкие или тяжёлые? (лёгкие).

-Правильно. Вот такими ложками ели раньше простые бедные люди .И носили ложки в специальном мешочке у пояса. Выйди ,Саша, ко мне, я тебе повяжу мешочек. И положи в него ложку рукояткой вверх.

-Я приготовила для каждого такой мешочек .Сейчас мы вам их повяжем. Кладите все туда ложки рукояткой  вверх.

Потом народные умельцы стали ложки расписывать и раскрашивать .  Посмотрите, какие я принесла ложки .Вот такими они стали яркими, красивыми, расписными.

Умельцы были рукодельные и расписывали их в ручную: вырезали из липы ,пропитывали льняным маслом ,сушили и раскрашивали.

-Давайте рассмотрим, что же нарисовано на ложках?(цветы ,ягодки ,травка, рыбки)

- Умельцы не только украшали  ложки но и сочиняли песни, потешки  о  них. Может кто-то знает из вас потешку  о ложке  ? Расскажите.

               В плошку налей окрошку,

               Возьми ложку, хлебай понемножку.

               Дуйте в дудки , бейте в ложки ,

               В гости к нам пришли матрёшки.

               Ложки деревянные, матрёшки румяные.

-До сегодняшнего дня остались ложки из серебра. Во многих семьях сохранился такой обычай ,как дарить серебряную ложку малышу ,у которого появился первый зубик.

-Ребята , а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны? (Из металла).

- А какие они – тяжёлые или лёгкие? Подержите ложку в руках, какая она? (Тяжёлая)

-Вы можете её сравнить с деревянной   .Какая легче?(Деревянная)

-Правильно  .Кто знает какие бывают ложки по размеру?(большие и маленькие ,маленькие для чая, большие для каши и супов)

-Правильно вы мне ответили .Сейчас деревянные ложки служат как музыкальные инструменты. А какие вы знаете ещё музыкальные инструменты? ( Трещотка ,румба, колокольчики)

- Ребята, а вы знаете  ,как нужно держать ложки, что бы получился звук? Нужно ложки держать вот-так – щёчка к щёчке  .Это выпуклое место называется щёчка. Надуйте свои щёчки, потрогайте – они у вас выпуклые   . А указательный палец положить между  рукоятками ложек. Ручка у ложки называется  рукояткой.

-А сейчас мы с вами устроим небольшой концерт. Я раздам  вам муз. инструменты.

-Как называется этот инструмент?  (бубенчики).   – А этот?.....

Дети выходят и под музыку играют все вместе  .(  физ .минутка  )

-Я хочу задать вам вопрос. На чем сегодня ваши мамы варят обед и ужин? (на плите)

-А  какие у вас дома плиты?  (газовые, электрические)

-А вот раньше не было таких плит  .Как вы думаете, на чем готовили еду в старину? ( на печке, на костре.)

-У меня для вас есть загадка: Стоит изба из кирпича,

                                                         То  холодна, то горяча. (Печь)

           В каждой сказке, дети,

           Заходят часто речи

           О доброй и уютной

           О нашей русской печи.

            С озябшими ребятами,

           С горшками и котятами,

           С  растопкою  берестяной

           Да домовыми за трубой.

-Скажите ,может быть вы где-то вы видели печь?

-Я для вас приготовила макет печи. Правда она маленькая.

-Ребята ,а в чём ваши мамы готовят обед ?В чём варят кашу, щи?(В кастрюлях).

-А раньше кастрюль не было  .Суп и кашу варили во в таких горшках. Назывался такой горшок-чугунок. Чугунки были разных размеров. Подержите ,тяжёлый или лёгкий?(тяжёлый).

-Чугунок ставили в печку     ,а когда он  нагревался ,его из печи доставали ухватом ,чтобы не обжечь руки. А вот и ухват. Хотите подержать? (дети держат). После я разрешу вам каждому подержать ухват с чугунком.

-А вот и современный чугунок. В нём можно готовить на  плите  и в духовке. Как называется этот горшок? (чугунок)

- А чем вытаскивали чугунок из печи?  (  ухватом)

- Молодцы. А сейчас мы поиграем в русскую народную  игру «Горшок». Давайте выучим слова :Пошла  млада на базар ,покупать себе товар.

Млада: Почём горшок?

Продавец: По денежке.

Млада: А он не  с  трещоткой ?

Продавец: А ты попробуй  . Млада стучит.

Млада: Беру.

- Выбираем продавца-тот , кто продаёт горшок, и покупателя, который его покупает. Встать спиной друг к другу, обежать  круг и дотронуться до горшка. Кто первый, тот будет - «Горшок».

-Вот и поиграли дружно. А сейчас располагайтесь за столами. Я вам подарила ложки. Но что же в них не хватает? (они не раскрашены).

- Скажите , а какую мы будем использовать роспись?(ложки расписывают только хохломской росписью).

- Что  сначала  мы должны сделать? (нанести на ложки жёлтый тон, который присутствует только в хохломе).

-Правильно .Приступаем к работе.(Работа детей).

-Молодцы ребята. Надо подождать, пока все высохнет. Нашу работу мы продолжим вечером. Мы будем наносить на ложки хохломскую роспись. Все молодцы. Спасибо.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальная терапия вчера и сегодня» Реферат-статья

Возникновение музыкальной психотерапии — явление закономерное. Музыка сопровождает человека на протяжении всего доступного исследователям периода его развития. Древние мудрецы утверждали, что музыка, ...

Проект в подготовительной группе "Детское телевидение: вчера и сегодня"

В рамках тематической недели "Детские интересы", мои воспитанники проявили интерес к детским телеперадачам. В ходе беседы дети делились впечатлениями о своих любимых передачах, которые они с удовольст...

Проект "Мой город вчера и сегодня" по познавательному развитию для совместной деятельности с детьми 5-6 лет

Проект "Мой город вчера и сегодня" по познавательному развитию для совместной деятельности с детьми 5-6 лет воспитатель Мамонова Елена Валентиновна      Детство...

«Фотография вчера и сегодня».Беседа с детьми подготовительной группы и эксперимент "Изобретаем фотоаппарат".

Интересное, не скучное мероприятие. Может оказаться полезным коллегам как идея темы создания мини-музея, организованного совместно с родителями, темы проекта, а также предоставить возможность детям по...

Проект «Россия вчера и сегодня»

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому очень ва...

"Лысые Горы вчера и сегодня"

конспект НОД познание подготовительная группа...

Проект мини-музея "Военная техника: вчера и сегодня".

Проект предполагает стимулирование самостоятельной творческой работы детей, развитие компетентностей в различных областях знаний, выявление детей обладающих высоким творческим потенциалом, поддержку и...