Занятие "Прогулка по зимнему лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лисовенко Евгения Владимировна

 

 

Программное содержание: Закрепить и обобщить представления детей о зиме как времени года; о погодных условиях в зимнее время; о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям.

Развивать умение отгадывать по загадке, о зимовке какого животного идет речь, соотносить следы и животного, который их оставил. Учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и особенностями жизни диких животных.

Развивать умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаясь, не перебивать, отвечать на вопросы воспитателя, использовать в беседе накопленные знания.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и обитателям леса, стремление помочь им в трудных условиях.

 

Предварительная работа: Беседа о зиме, иллюстрации, стихи о зиме, русские народные сказки о животных: “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Лиса и кувшин”, “Лиса и журавль”. Сказки о зиме: “Мороз Иванович”, “Двенадцать месяцев”, “Снегурочка”.

Пособия и материалы: Грамзапись музыкальных произведений, 2 корзинки, 2 салфетки, игрушки животных, угощение для птиц и животных, снежные комочки, белая скатерть со снежинками, шапочка медведя, зефир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: Закрепить и обобщить представления детей о зиме как времени года; о погодных условиях в зимнее время; о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям.

Развивать умение отгадывать по загадке, о зимовке какого животного идет речь, соотносить следы и животного, который их оставил. Учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и особенностями жизни диких животных.

Развивать умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаясь, не перебивать, отвечать на вопросы воспитателя, использовать в беседе накопленные знания.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и обитателям леса, стремление помочь им в трудных условиях.

Предварительная работа: Беседа о зиме, иллюстрации, стихи о зиме, русские народные сказки о животных: “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Лиса и кувшин”, “Лиса и журавль”. Сказки о зиме: “Мороз Иванович”, “Двенадцать месяцев”, “Снегурочка”.

Пособия и материалы: Грамзапись музыкальных произведений, 2 корзинки, 2 салфетки, игрушки животных, угощение для птиц и животных, снежные комочки, белая скатерть со снежинками, шапочка медведя, зефир.

Ход занятия:

В. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Поздоровайтесь с ними. А теперь внимание на меня. Сейчас я загадаю загадку.

Наступили холода.

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Д. Зимой.

В. Почему зима наступает? (Земля, наша планета, в зимнее время года удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, следовательно, тепла и света. Поэтому температура понижается, дни становятся короче, а ночи длиннее.

В. Назовите основные приметы зимы:

  1. День становится короче, а ночь – длиннее.
  2. Понижается температура воздуха.
  3. Идет снег.
  4. Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом.

В. Назовите зимние месяцы. Расскажите, какая она зима?

(Снежная, морозная, холодная, ледяная, хрустальная, волшебная, русская).

В. А кто из вас был в зимнем лесу, где все покрыто белым, пушистым, серебристым снегом? Не хотели бы вы снова побывать в нем?

В. Дети, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес, настоящее снежное царство. Согласны? (Да) Там мы встретим разных птиц и зверей, давайте возьмем для них угощение.

(Дети берут сумочки с орешками, семечками, зернышками, хлебными крошками, морковкой, бочонок меда).

Но чтобы попасть туда, мы должны заснуть волшебным сном и постараться представить то, о чем я буду говорить. (Дети присаживаются на ковре и закрывают глаза)

Упражнение на расслабление “Волшебный сон”

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают.

Дышится легко…ровно…глубоко.

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело,

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Открываем глазки-

Вот мы и в сказке.

(дети встают с ковра)

В. Зимой , и в настоящем, и в сказочном лесу, очень холодно.

Нужно, ребята, одеться потеплее. (имитация одевания теплой одежды)

Возьмитесь за руки и пойдем по тропинке в зимний, сказочный  лес. Но сначала надо сказать волшебные слова: “По тропинке в лес идем, в зимний лес скорей придем” (звучит музыка)

Посмотрите,  вот мы и оказались в зимнем лесу. Зимой лес выглядит  сказочно. Давайте подберем красивые слова для описания леса.

Д. Тихие, задумчивые, грустные, сонные, замерзшие, продрогшие, укрыты снегом, одеты в снежные шубки.

В. А куда делись красивые листья с деревьев? А что было бы, если бы листья не облетали на зиму?

Д. Если бы листья остались на дереве зимой, то дерево замерзнет.

В. Для чего листья облетают с деревьев?

Д. В листьях много воды и влаги. А зимой вода замерзнет, а вместе с влагой замерз бы и сок в ветках и стволе. Сок дает дереву жизнь.

В. Как вы думаете, зимой деревья продолжают расти?

Д. Дерево на зиму не умирает, а просто спит, отдыхает после лета.

В. Что нужно для роста деревьев?

Д. Свет, тепло и вода. Деревья будут спать под снегом до весны.

В. А вы любите зиму? Чем она вам нравится? (ответы детей)

В. Да, ребята, зиму любят все. Зиму любят и художники. Они отражают в своих рисунках это чудесное время года. И поэты в своих стихах прославляли красоту зимы. Давайте  и мы вспомним стихи о зиме.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Вот повеял ветерок,

Холодом пахнуло,

Это Зимушка-зима

Рукавом махнула.

Полетели с высоты

Белые пушинки,

На деревья и кусты

Сыплются снежинки.

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной  парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!

В. Подул холодный ветер и с неба стали падать снежинки, одна красивей другой. Вот они полюбуйтесь (на потолке – разные кружевные снежинки). Какие они красивые! Давайте украсим их красивыми словами.

Д. Холодные, красивые, узорные, хрустальные, снежные, прекрасные, волшебные, сказочные.

Дети рассматривают снежинки, пока воспитатель читает стихотворение.

Кружатся снежинка в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

В. На что похожа снежинка? (на звездочку с  6 лучами, на цветок с 6 лепестками)

Как же образуются снежинки? Откуда они берутся?

Д. В воздухе летали маленькие льдинки, а как только они опускались в тучу, сразу же становились легкими нежными снежинками. А когда им становится тесно, они тихо падают на землю.

В. Почему скрипит снег под ногами?

Д. Под  тяжестью тела ломаются звездочки и лучики.

В.Пока мы играли со снежинками, у меня замерзли руки. Давайте погреем их.  

Массаж рук “Зимняя разогревалочка”

Если замерзают руки,

Начинаем их тереть. (дети медленно разогревают одну ладошку о другую)

Быстро мы семем руки,

Как на печке разогреть.

Сначала ладошки,

Совсем, как ледышки,

Потом, как лягушки, (растирают ладони все быстрее и быстрее)

Потом, как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки,

Горят они вправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня,

Вы потрогайте меня. (вытягивают вперед раскрытые ладони)

В. Как хорошо зимой в лесу! И дышится легко морозным, свежим воздухом. (дети  набирают воздух полной грудью через нос и выдыхают через рот, медленно, сильной струей) А теперь  еще раз вздохнем и прокричим: Ау! Ау! Ау!

(Вдруг из сугроба вылезает медведь)

М. Вы что так расшумелись? В лесу нельзя кричать! В лесу свои законы и нарушать их нельзя. Нельзя костер разводить, рубить самовольно елки и другие деревья, нельзя разбрасывать мусор.

В. Ну не сердись на нас , Мишенька. Мы не нарочно.

М. Раз вы меня разбудили, не могли бы взять меня с собой посмотреть зиму? Я же не знаю, что такое зима и что в лесу происходит зимой.

В. А почему медведь не знает, что происходит в лесу зимой?

Д. Он спит в берлоге.

В. Пойдем, Мишенька, с нами на прогулку и мы все тебе расскажем о зиме.

В. Послушайте, как тихо. Не слышно в лесу веселого щебетания птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Однако, о том, что звери выбегали на полянку, говорят вот эти таинственные знаки и черточки. А что это за знаки, точки, запятые мы сейчас узнаем. Как вы думаете, кто оставил эти знаки?

Д. Это следы зверей.

В.А какие звери оставили  эти следы мы знаем по загадкам, а фигурки отгаданных животных, мы поставим на нужный след.

Дети поочередно загадывают загадки, рассказывают об особенностях зимовки того или иного зверя, оставляют ему угощения.

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору? (Заяц)

В. Что вы знаете о зайце?

Д. Заяц – грызун. Зимой грызет кору деревьев. Зимой он белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. От врагов зайца спасают длинные , быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы – кувырком. Живет заяц летом под кустом, а зимой выкапывает норку в снегу.

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает. (Лиса)

В. Ребята, на самом деле легко ли найти лисьи следы?

Д. Лисьи следы увидеть нелегко, потому что  лиса хвостом следы заметает.

В. Что вы знаете о лисе?

Д. Лиса – хищница. В основном она охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса живет норе, весной у лисы появляются лисята.

Кто зимой холодной,

В лесу ходит злой, голодный? (Волк)

В. Что вы знаете о волке?

Д. Волк – хищный зверь.  Волки живут стаями и ходят “след в след”. Охотятся волки  ночью почти всегда за больными  слабыми животными. Живут волки в логове.

С ветки на ветку, быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот па лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

В. А что мы заем про белку?

Д. Белка - грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У нее острые коготки. Это помогает ей быстро взбираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет его пухом. Летом белка рыжая, а зимой – серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев.

В. А чьи следы вы не увидите зимой?

Д. Следов медведя, потому что он спит.

В. В зимнем лесу можно замерзнуть, давайте мы погреемся и слепим снеговика.

Физминутка “Снеговик”

Давай дружок, смелей, дружок, (идут по кругу, изображают движения)

Кати по снегу свой снежок.

Он превратился в снежный ком (останавливаются, рисуют 2 руками ком)

И станет ком снеговиком. (рисуют снеговика из 3 кругов разного размера)

Его улыбка так светла!  (показ улыбки на лице)

2 глаза, шляпа, нос, метла.  (показ глаз, прикрывают ладошкой голову, показ метлы)

Но солнце припечет слегка – (медленно тает)

Увы! - и нет снеговика. (пожимают плечами)

 

В. Посмотрите, какие красивые птицы сидят на ветке дерева. Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? Назовите их. Легко ли добывать птицам корм зимой?

Д. Зимующие птицы не боятся холодов, у них пух под перьями становится гуще. Они ухитряются добывать корм даже в холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятанных в трещинах коры, в щелях домов и заборов, плоды и семена растений, шишки хвойных деревьев. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают.

В. А как мы можем помочь птицам пережить зиму?

Д. Подкармливать.

В. А вы заметили, что на нашем дереве есть кормушка? Зачем она нужна? (ответы детей) Ну а чтобы прилетели птицы, надо положить корм в кормушку. ( дети достают из корзинки зерна, крошки, семечки и насыпают в кормушку

Рассматривают клеста на ели.

В. Какой у клеста клюв? (в виде креста, он позволяет быстро доставать семена из шишек)

Когда клесты выводят птенцов? (Зимой. Гнездо у них очень теплое – там пух и перо, а сверху – птица – мать согревает своих теплом голых птенцов. А клест – отец кормит малышей и мать семенами хвойных шишек.

Почему же клесты выводят птенцов зимой, а не весной, как все птицы? (Зимой в лесу много сосновых и еловых шишек)

Воспитатель подводит детей к ели.

В. А теперь посмотрите на нашу ель. Изменилась ли она с лета и осени? Все ли деревья сбрасывают листья к зиме?

В. Почему?

Д. Ее листочки – иголки покрыты восковым налетом и не испаряют влагу.

Д. Нет. Ель зимой остается зеленой.

В. А что вы видите на ели? Кто питается семенами шишек? (дятел, белка, клест)

Посмотрите, у елочки не укрыты корни снегом. Они могут замерзнуть. Как же им помочь? (дети укрывают корни ели снежинками)

Тренинг

В. Подойдите к елочке и посочувствуйте ей, обнимите, погладьте веточки, погрейте дыханием, скажите ласковые слова.

В. Пришла зима и укутала землю пышным одеялом. Деревья украсила пушистым инеем. Зима красивое время года! А  сколько забав! Как бы вы провели воскресный зимний день? (ответы детей)

В. А сейчас я приглашаю вас на снежную полянку поиграть в снежки.

Игра в снежки.

М. Давайте соберем снежные комочки в корзиночку и заколдуем снежки. Скажем волшебные слова: “Снежки снежные, превратитесь в снежки сладкие и нежные”

Ах, во что же превратились снежные комочки? (зефир)

В. Спасибо, Мишенька. Сейчас мы зефир есть не будем, потому что на улице есть некрасиво и не безопасно. Можно застудить горло, да и руки у нас не совсем чистые.

Поэтому мы его съедим в детском саду с горячим чаем. Но прежде, чем отправиться в детский сад, мы должны уложить медведя спать.

В. Мишенька, чтобы тебе сладко спалось, вот тебе бочонок меда. А когда ты выйдешь из спячки весной, будешь очень голодный и злой, тогда и порадуешься нашему сюрпризу. А мы прощаемся с тобой до весны. (звучит “Колыбельная”)

В. Ложись, Мишенька, мы тебя укроем снежком. (дети накрывают его белой скатертью, обшитую снежинками)

А сейчас возьмемся снова за руки, ведь нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: “По тропинке в лес идем, в детский сад скорей придем”.

Понравилась вам прогулка по зимнему лесу? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка «В зимнем лесу»

Сценарий праздника для средней группы....

Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».

Программные   задачи:1.Закреплять  знание  о   зиме, ее  приметах;2. продолжать  ходить  стайкой   за  воспитателем, перешагивать...

Конспект занятия 1 младшей группы на тему: " Встречи в зимнем лесу"

Программные задачи:1 .Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.2. Познакомить малышей со свойствами и качествами л...

Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"

Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

Занятие "Путешествие по зимнему лесу".

Занятие проводилось в целях расширения знаний детей о жизни животных в лесу в зимнее время....

Конспект экскурсии в зимний лес «Красота зимнего леса»

Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.Задачи:Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.Развивающие: ра...