Занятие по ознакомлению с окружающим миром и сенсорному развитию «В гостях у Жар-птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Юнусова Эльза Фангатовна

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и сенсорному развитию «В гостях у Жар-птицы».

Лексическая тема "Перелетные птицы". 

Программное содержание:

1. Учить детей различать разные по фактуре поверхности, слушать и дифференцировать звуки птиц.

2. Развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

3. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

4. Воспитывать бережное отношение к себе, своему здоровью и окружающей природе (птицам).

 

Словарная работа:

Продолжать учить детей использовать в речи обобщающие слова «перелетные», «птицы», закреплять названия перелетных птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Занятие по ознакомлению с окружающим миром и сенсорному развитию

«В гостях у Жар-птицы»

Лексическая тема: «Перелетные птицы»

Программное содержание:

1. Учить детей различать разные по фактуре поверхности, слушать и дифференцировать звуки птиц.

2. Развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

3. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

4. Воспитывать бережное отношение к себе, своему здоровью и окружающей природе (птицам).

Словарная работа:

Продолжать учить детей использовать в речи обобщающие слова «перелетные», «птицы», закреплять названия перелетных птиц.

Оборудование:         

Картинки с изображением перелетных птиц, ламинированные картинки с контурным изображением птиц с недостающими частями тела,  картинка с изображением жар-птицы, разрезанная на части, «перья» различных поверхностей (бархатная, шершавая, пушистая, гладкая), тропа здоровья, наборы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), «волшебный мешочек», «волшебный чемоданчик»,  маркер, аудиозапись со звуками перелетных птиц, ширма.

Ход занятия:

I. Орг. момент:

1. Сюрпризный момент: В помещение, под музыку входит педагог в образе жар-птицы, приветствует детей:

Я - волшебная Жар-птица! Умница и озорница!

Сорока весть мне принесла, что красивый сад нашла.

Что здесь дети озорные, умные, активные!

И еще она сказала, что здесь дети любознательные!

Хочу я с вами поиграть, интересным вас занять!

А теперь скажите дружно, заниматься детям нужно?

-Здравствуйте, ребята! Я - волшебная жар-птица! Прилетела я к вам в гости, не с пустыми руками, есть у меня с собой волшебный чемоданчик, в котором много интересных игр и заданий. И еще есть у меня для вас сюрприз, а что это за сюрприз вы узнаете, если будете стараться и активно заниматься. Будете заниматься? Молодцы!

2. Психологический прием: «Солнышко»

-Пока я к вам летела, ребята, я заметила, что солнышка на небе нет. Но мы сейчас сделаем с вами так, чтобы у нас здесь светило солнышко! Да, ребята? Для этого нужно встать, красиво друг – другу улыбнуться, так мы делимся друг с другом хорошим настроением. А пальчики наши будут лучиками, покажите свои пальчики, сделайте как я. (Показывает движения пальцами). Так мы делимся своим теплом друг с другом, так же как солнышко делится с нами теплом! А теперь все вместе, дружно, подарим друг - другу свое хорошее настроение, тепло и улыбку, ведь от улыбки станет всем светлей! Дети вместе с педагогом под музыку выполняют упражнение. Молодцы!

II. Основная часть:

3. Беседа о перелетных птицах.

-Ой, ребятушки, я заметила, что в последнее время я стала так замерзать, а почему не пойму? Что вокруг происходит? Холодный ветер дует? Почему? Какое сейчас время года? А что осенью происходит? Вот почему я так мерзну. А если я останусь с вами зимовать, что же со мною будет тогда? Выходит, я совсем замерзну! А жучки, паучки, ягодки зимой есть? Значит, мне нечем будет питаться? Что же мне делать? Лететь в теплые края? А почему? Кто мне скажет? Там тепло и солнышко! Так вот почему все мои пернатые подружки и друзья улетают в теплые края?! Ребята, а вы знаете, как называются птицы, которые улетают в теплые края? А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточка, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, аист, кукушка). А сможете ли вы отгадать загадки про них? Сейчас мы это проверим, вы будете отгадывать загадки про перелетных птиц, которые живут на территории нашей страны-России, готовы?

 4. Отгадывание загадок:

Не ворона, не синица,-

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку-

Раздалось  в лесу «Ку-ку!»

-Правильно, молодцы, это кукушка! Вы же знаете, что кукушка обитает и в наших краях? На доску размещается картинка с изображением птицы. Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. (Включается аудиозапись-голос кукушки). Слушайте вторую загадку.

Угадайте, что за птичка-

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

 Верно, это ласточка! На доску размещается картинка с изображением ласточки. Послушайте, пожалуйста, какие звуки издает ласточка. (Включается аудиозапись). 

Еще одна загадка:

Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка? ... (соловей)

На доску размещается картинка с изображением соловья. Послушайте, пожалуйста, какие песни поет соловей. (Включается аудиозапись). 

Следующая загадка:

На шесте дворец,

Во дворе – певец, а зовут его…. (скворец)

На доску размещается картинка с изображением скворца. Послушайте, пожалуйста, какие песни поет скворец. (Включается аудиозапись).

И последняя загадка, послушайте.

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит ... (жаворонок)

На доску размещается картинка с изображением жаворонка. Послушайте, пожалуйста, какие песни поет жаворонок. (Включается аудиозапись). Педагог хвалит детей и обращается ко всем детям: Ребята, скажите все эти птицы какие? (педагог добивается хорового проговаривания) Верно, это все перелетные птицы. Почему они улетают в теплые края? Верно, потому что там тепло, и они смогут найти себе насекомых и ягоды, чтобы ими питаться. Молодцы, ребята! За первое правильно выполненное задание получаете вы часть сюрприза. Педагог размещает часть «волшебной картины» на мольберте.

5. Дидактическая игра: «Внимательные ушки»

-Убедилась я, что вы знаете какие птицы, называются перелетными и почему они улетают осенью в теплые края. И загадки вы про них отгадали. Молодцы! А теперь проверим, сможете ли вы узнать их голоса! Включается аудиозаписи с голосами птиц, о которых дети отгадывали загадки. Молодцы ребята, очень у вас внимательные ушки!

6 Дидактическая игра: «Внимательные глазки»

-А глазки у вас такие же внимательные, как ушки? Сейчас мы это проверим! Но для начала мы еще раз перечислим всех птиц, которые изображены на картинках. Педагог уточняет названия птиц, показывая поочередно на каждую картинку. А теперь посмотрите еще раз внимательно на картинки с изображением перелетных птиц и постарайтесь их всех запомнить. Запомнили? Когда я скажу ночь, вы закроете глазки, а я картинку спрячу. Когда я скажу день – вы откроете глазки и скажите, какой из этих перелетных птиц нет. Молодцы! И глаза у вас очень внимательные! Дарю я вам еще одну часть «волшебной картины». Педагог приглашает одного из детей найти место второй части картины на плакат.

7. Дидактическая игра: «Угадай на ощупь»

Педагог обращает внимание на все картинки, используя обводящее движение рукой: Ребята, а как назвать одним словом всех их - ласточку, кукушку, жаворонка, скворца, соловья? Кто это всё? Верно, это все птицы. Ребята, а как вы догадались, что это птицы? Что у них есть? Верно, у птицы есть два крыла, клюв, две лапы, и все тело покрыто перьями и еще у многих птиц на голове есть красивые хохолки из перьев. Вот и у меня тоже есть красивые перья на голове. Посмотрите, какая у меня красивая корона из перьев. Педагог снимает корону с перьями и дает потрогать все перья детям. Посмотрите, какие они все разные. Чем они отличаются между собой? Цветом, верно. Каким цветом здесь перья? Это перо какого цвета, а это? А еще чем потрогайте их на ощупь, какие они. Эти перья еще и разные на ощупь, верно? Педагог отгибает все перья, оставляя по одному. Потрогайте это перо, какое оно на ощупь? А это? Педагог предлагает обследовать каждое перо. И сейчас мы с вами поиграем в еще одну очень интересную игру, которая называется: угадай на ощупь. Давайте посмотрим, что еще у меня есть в моем волшебном чемоданчике? Педагог достает «волшебный» мешочек и перья из различного материала такие же, как на короне, задает уточняющий вопрос: Что это? Верно, это тоже перья, такие же, как на короне. Вы должны будете сейчас найти на ощупь среди моих перьев, (указывает на корону) своё, но корону вы не будете видеть, она будет стоять за ширмой. Педагог вызывает одного из детей к столику, где находится корона и различные перья, опустить руку в волшебный мешочек и угадать на ощупь перо, которое в нем находится. Какое у тебя перо на ощупь - гладкое или бархатное? Шершавое или пушистое? А теперь найди такое же перо на моей короне. ( Корона находится в не поле зрения ребенка, за специальной ширмой) Задание проводится с каждым ребенком. В конце задания, детям вручается еще одна часть волшебной картины.

8. Физминутка «Волшебная тропа здоровья»

Педагог обращается к детям: а сейчас мы с вами немного отдохнем. Педагог просит детей выйти из-за столов. Ребята, скажите, какое время года наступит после осени? Верно зима. А что происходит у нас зимой? Верно, зимой у нас холодно, трещат морозы, воют вьюги, метут метели, идет снег. А кто знает, что нужно делать, чтоб не болеть зимой? Тепло одеваться, а еще? Верно, чтобы не болеть, нужно закаляться! И мы с вами сейчас немного закалимся, а поможет нам в этом перья из моего великолепного хвоста. Из этих перьев мы сделаем волшебную тропу здоровья. Но для того, чтобы почувствовать все волшебство нашей тропы, давайте снимем обувь. Пока дети готовятся, педагог раскладывает дорожку из перьев. Вот ребята, готова наша волшебная тропа здоровья, но ходить мы будем не просто так, когда скажу аисты, вы будете ходить, высоко поднимая ноги, а когда я скажу – ласточки, будете махать ручками быстро-быстро, как эти маленькие птички, попробуем? Сначала, попробуем на месте: Аисты - шагаем, высоко поднимая ноги, ласточки - машем быстро крыльями. Встаем на дорожку, идем и слушаем меня внимательно. Педагог хвалит детей, предлагает всем присесть на места.

9. Задание: «Сложи птичку»

- А теперь скажите мне, ребята при помощи чего птицы летают? Правильно, при помощи крыльев. Посмотрите, у меня тоже есть крылья, но они не простые они волшебные. Педагог раскрывает одно крыло на нем нашиты геометрические фигуры. Вы знаете, что здесь за фигуры изображены? Педагог показывает на фигуру и обращается к каждому ребенку по очереди, спрашивая название. Затем раскрывает второе крыло, на котором изображена птица, состоящая из различных геометрических фигур. Посмотрите внимательно на эту геометрическую птичку и скажите, из каких фигур она состоит? Сейчас вы тоже будете делать таких же птичек, используя цветные фигуры. Я буду называть форму и цвет фигуры, а вы должны найти нужную среди тех, что лежат перед вами. Педагог раздает детям  конверты с геометрическими фигурами и оказывает помощь детям, если это необходимо. Хвалит детей. Вручает еще часть сюрприза.

10. Дидактическая игра: «Чего не хватает?» 

Педагог обращается к детям: Ой, ребята, я совсем забыла о письме, которое мне прислала ласточка! Педагог достает из волшебного чемоданчика большой конверт с контурными изображениями птиц с недостающими частями тела. Здесь фотографии наших друзей, других перелетных птиц, но в этих фотографиях есть ошибки, вы поможете мне разобраться? Педагог размещает на доске картинку и спрашивает, чего не хватает. Затем вызывает каждого ребенка по очереди и дорисовать недостающую часть тела у птицы. Хвалит детей и вручает еще одну часть волшебной картины.

III. Итог занятия:

Педагог обращает внимание на волшебную картину с изображением жар-птицы: Ребята, это волшебная картина получилась благодаря вашему старанию на занятии, благодаря тому, что вы все правильно выполнили задания. А теперь давайте с вами вспомним, о ком мы сегодня говорили? Почему перелетные птицы улетают в теплые края? В какие игры мы играли? Молодцы! Пусть это картина напоминает вам обо мне, о том, что в гости я к вам прилетала! Мне с вами было очень интересно!

 Я убедилась, что в этом саду действительно умные, активные и любознательные дети, но мне, увы, пора лететь в теплые края. Догонять своих друзей, перелетных птиц. Но еще к вам вернусь, до свидания. Педагог уходит под музыку.

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим  миром и сенсорному развитию

Учителя-дефектолога II квалификационной категории

Фатхиевой Эльзы Фангатовны

МБДОУ №32 детский сад «Аист»

«В гостях у Жар-птицы»

Сургут 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Встречаем гостей»

Программные задачи:1.Развивать  умения выполнять действия пальчиками в соответствии с текстом,      развитие координации движений; активизация словаря.2.Выработка у ребён...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: Гости в дом - радость в нём.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группеТема: Гости в дом - радость в нём....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "К бабушке Варварушке в гости на оладушки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15382573","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 480px; height: 337px;"}}]]...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Четыре гостьи. В гостях у времён года»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Идем в гости к бабушке Алине".

Дать представление о русской избе- жилище крестьянской семьи,познакомить с предметами стариного быта....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гостях у музыкального руководителя»

Цель: познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести к пониманию целостного образа музыкального руководителя; развивать эмоционально доброжелательное отношен...