Коспект занятия "Куй железо пока горячо"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: познакомить детей с кузнечным ремеслом, показать его значимость и необходимость. Дать детям представление об орудиях труда кузнеца и месте работы с помощью рассказа К.Ушинского «Куй железо, пока горячо». Расширить словарный запас детей новыми словами (кузнец, кузница, коваль, подмастерье, горн, мех, молот, клещи, наковальня). Воспитывать уважение к тяжёлому труду кузнеца, развивать интерес к этой профессии через народный фольклор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kuy_zhelezo_poka_goryacho.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад №12 «Яблонька»
Конспект занятия
по трудовому воспитанию
на тему: «Куй железо, пока горячо».
(для детей подготовительной группы)
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Егорова А.В.
г. Лыткарино.
Цель: познакомить детей с кузнечным ремеслом, показать его значимость и необходимость. Дать детям представление об орудиях труда кузнеца и месте работы с помощью рассказа К.Ушинского «Куй железо, пока горячо». Расширить словарный запас детей новыми словами (кузнец, кузница, коваль, подмастерье, горн, мех, молот, клещи, наковальня). Воспитывать уважение к тяжёлому труду кузнеца, развивать интерес к этой профессии через народный фольклор.
Педагог читает отрывок из стихотворения С.Есенина «Кузнец», а перед детьми находиться иллюстрация кузницы.
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжёл несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей…
Куй кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Сегодня я расскажу о древнерусском кузнечном ремесле. Кузнец, коваль – это человек, который кузнечит, куёт железо на кузнице, в старину его очень уважали и даже побаивались, ведь ему была подвластна стихия огня и люди думали, что коваль маг или чародей. Занимался кузнец своей работой в кузнице, внутри её обмазывали глиной, чтобы деревянная изба не загорелась, поэтому дом строили за пределами деревни или города, чтобы уберечь жителей от пожара.
Каждый кузнец имел свои секреты при работе с железом, тщательно их берёг и старался передавать своим сыновьям-подмастерьям, но не у всех кузнецов были сыновья, а многие из них были совсем одинокие. Тогда кузнец брал подмастерье с улицы, с него он брал определённую плату за обучение своему ремеслу. В народе говорят: «Корень ученья горек, да плод сладок»; «Знание – лучшее богатство»; «Была бы охота, а выучиться можно».
Семь потов сойдёт, прежде чем из-под рук настоящего кузнеца появится изделие из железа: подкова, топор, светильник, серп или гвоздь. Настоящий кузнец даже в мелочах творец, а потому у каждого мастера и подкова будет своя, на свои изделия коваль ставил свой вензель, печать, знак.
Кузнецы народ особый. Даже непонятно, кто кого закаляет: то ли они свои изделия, то ли изделия - их характеры. У этих людей не только руки железные – у них и характеры того же качества: мужественные, сильные, терпеливые, доброжелательные, смекалистые, лишнего не говорят каждое слово сказано точно и метко – как удар молота по наковальне. Про таких людей говорят крепко сколоченные коренастые мужички с руками железной хватки: «Бьёт, как молотом куёт», «Не куёт железо молот, куёт кузнец».
Давайте и мы с вами превратимся в кузнецов – физкультминутка.
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
Застучали молотки,
Заиграли в локотки:
Тук-ток, тук-ток,
Скоро Петеньке годок!
А теперь, послушайте рассказ К. Ушинского «Куй железо, пока горячо» из него вы узнаете, какие орудия труда использует кузнец в своём ремесле.
КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО.
Большая печь в кузнице называется горном. В горне много горячих угольев, а сбоку приделан большой мех. Помощник кузнеца раздувает мехом уголья, чтобы жарче горели.
Кузнец берёт полосу железа и кладёт её в горн. Железо раскаляется, краснеет, потом белеет и делается мягким. Кузнец берёт железо из горна большими клещами, кладёт его на железную наковальню и начинает ковать тяжёлым молотом, что кому нужно: подкову, гвоздь, топор, железную ось.… На кузнеце кожаный передник, потому что от раскалённого железа сыплются искры.
Кузницу устраивают возле города и покрывают дёрном, чтобы она не загорелась от искр.
Вопросы к тексту и примерные ответы детей:
Как называется большая печь в кузнице? - Большая печь в кузнице называется – горн.
Что находится в горне? - В горне находиться горячий уголь.
С помощью чего поддерживают жар в горне? – В горне жар поддерживают с помощью большого меха, им раздувают уголья.
Что происходит с железом, когда кузнец кладёт его в горн? – Железо раскаляется, краснеет, белеет, и становиться мягким.
Какой инструмент использует в работе кузнец? – Кузнец использует клещи, ими он вынимает железо из горна, а молотом куёт. «Без клещей кузнец, что без рук», «Кузнец клещи берёт – от огня руки бережёт». Если кузнец работает в паре с подмастерьем, то помощник
работает вторым молотом и на всю округу слышен заливистый перезвон.
Чем ещё защищён кузнец от огня? – Кузнец от огня защищен кожаным фартуком, передником. «Быть в огне, да не обжечься, нельзя кузнецу неожечься».
Ребята, скажите, на чём куёт коваль свои изделия? – Кузнец куёт на железной наковальне.
Тяжела и трудна работа кузнеца, железо небрежности не прощает «Кому Бог ума не дал, тому кузнец не прикуёт»: чуть недогрел, перекалил железо, неточно ударил – качество работы ухудшается, к такому кузнецу и доверия нет, а «Кузнецу лихо (плохо), что в кузнице тихо», «У кузнеца, что стукнул, то гривна».
После того, как изделие кузнец выковал, его нужно закалить (форму сохранить), для этого его кладут в воду, от горячего железа вода закипала и выпускала пар, поэтому в кузнице всегда было очень жарко и душно, нужно было быть очень выносливым человеком.
В наше современное время труд кузнеца и сейчас нужен людям. Профессия, родившаяся в глубине веков, не перестала быть обходимой: руками кузнецов изготавливаются кованые ограды, калитки, светильники, предметы мебели, и т.д., без кузнеца не обходиться ни одно предприятие и подчас от его таланта зависят качество автомобиля и судьба урожая.
Сегодня вы узнали о труде кузнеца много нового и интересного, может кто-то из вас выберет себе эту профессию и станет настоящим мастером своего дела, а пока вас ждёт игра «Кузнецы».
Игра «Кузнецы»: по считалке выбирается «кузнец», остальные – «жеребцы» они подходят к кузнецу и говорят:
«Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять».
Кузнец отвечает:
«Отчего не подковать?
Вот - гвоздь, вот – подкова!
Раз, два и готово»!
«Жеребцы» на слове «готово» убегают, а «кузнец» их салит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Откуда железо пришло?"-конспект занятия для старших дошкольников
На занятии используются слайды с изображением карьера, поэтапная работа добычи и переработки железа. Дети сами экспериментируют с магнитами: проводят процесс очистки концентрата от лишних примес...
План - конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство со свойствами железа и дерева»
План-конспект по образовательной области познания, эксперементирование с детьми подготовительной группы...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности .(ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО"
Предлагаю методический материл для воспитателей на тему: Организация опытно –экспериментальной деятельности.Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагоги...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности. (ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО.)
Предлагаю методический материл для воспитателей на тему: Организация опытно –экспериментальной деятельности.Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагоги...
Свойство материалов. Дерево-железо.
Занятие по сенсорному развитию для младшей группыТема: Тонет - не тонет. Свойство материалов: дерево – железо.Задачи: познакомить со свойствами дерева и железа (металла) на воде; дать начальные навыки...
Педагогический проект "А пока - пока по камушкам"
Познавательно - исследовательский проект о камнях и минералах для старшей группы детского сада....
Проект «А пока-пока по камушкам"
Проект «А пока-пока по камушкам"...