Сказки для детей
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме
Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
Игра – формирующий, организующий, обучающий и развивающий вид деятельности ребёнка. В его жизни это один из самых основных и важных способов развития. Умение перевоплощения в того или иного героя помогает дошкольнику создать свой внутренний мир согласно своему темпераменту и своей эмоциональной предрасположенности.
Внутренний мир маленького человека – чистый белый лист, матрица, на которую постепенно, год за годом будут накладываться послойно полученные навыки восприятия, общения и поведения. Первый и самый яркий опыт общения и взаимопонимания – это родители. Следующий этап – дошкольное учреждение, далее школа и взрослая, самостоятельная жизнь. Задача взрослого человека – находиться рядом с ребёнком всегда, на всех этапах развития его личности. Воспитатель, педагог с самого раннего возраста, наблюдая за малышом, изучая его предпочтения, корректирует и направляет, ненавязчиво формируя личность ребёнка - будущего гражданина своей страны. Он создаёт его уверенным в себе, сильным и образованным. Родители и педагоги должны быть предельно внимательными и осмотрительными при выборе игр, игрушек, книг. Это строго индивидуально для каждого ребёнка. Нельзя заставить малыша полюбить купленную игрушку или книгу, даже пусть это будут самые красивые и дорогие экземпляры.
Необходимо, как в музыке, затронуть струны души каждого дитя, чтоб получить тот важный эмоциональный отклик, который станет началом верного формирования и развития личности.
Таковым «инструментом» является сказка. Во-первых, сказка – это самый первый вид литературного жанра, с которым ребёнок знакомится, вступая в этот мир. Во-вторых, это некий конгломерат вымысла, перевоплощения и игры. В-третьих, сказка – это то, что помогает ребёнку глубже проникнуть в систему образов, прожить, прочувствовать и понять их смысловую значимость.
И, наконец, сказка – это то, что в ребёнке пробуждает и «выносит наружу» такие качества, как доброта, любовь, сострадание, желание прийти на помощь друг к другу, то, чего так не хватает современному человеку. Через сказку ребёнок быстрее и проще всего проходит социальную адаптацию в обществе. Именно это и стало поводом для создания своим дошколятам таких двух разных по стилю сказок, но одинаково несущих исключительно добро в детские души.
«Белкина дружба»
В лесу, на высокой и красивой сосне, жила белка по имени Сонечка. Она была очень добрая. Всем лесным жителям, кто обращался к ней за помощью, она помогала. Так, в заботах, пролетело лето, наступила осень. Но и осень уже заканчивалась. Каждый день у белочки Сонечки проходил в делах: надо было успеть сделать запасы на зиму. Лес уже поменял своё зелёный наряд на багрово-жёлтый. Кое-где, на деревьях, оставалось совсем немного листьев. Было холодно. Дул ветер. Вдруг из большой и серой тучи посыпались снежинки. Они были первые и очень несмелые. Ветер кружил их, и казалось, что они танцуют. Нутро Сонечке захотелось пробежаться по чуть заснеженному лесу. Отправившись в путь, белка не стала грустить, расставаясь со своим домом и со своей самой красивой сосной, ведь она вернётся скоро обратно. Там, в дупле, тепло и сухо, там ждут её огромные грибы и вкусные орехи. Белка была довольна, ведь пробегая по лесу, она может встретить своих хороших знакомых, угостить их перед долгой зимой орехами, которые ещё залежались на земле под листьями. Так, в хлопотах и суете пролетел ещё один день. Но надо возвращаться домой. Сонечка весело скакала с ветки на ветку. Она ещё не знала, что её ожидало.
Очутившись на своей опушке, белка никак не могла найти свою сосну, самую красивую, самую родную. И только одиноко стоял один пень. Подумала белка, что она заблудилась, ошиблась. Но это было не так – сосну белкину срубили… Полились слёзы из её глаз – как ей теперь зиму зимовать?
В отчаянии белка не заметила, как к ней подошёл медведь.
«Что ты плачешь, добрая душа?» - спросил Миша.
«Потеряла я свой дом, не могу найти!» - сказала белка.
Но Мишина правда была суровой: «Срубили твою сосну!» - сказал Миша и тяжело вздохнул.
«Перестань лить слёзы, белка; ведь и мою берлогу тоже растоптали» - проревел косолапый.
Погоревали они оба и отправились каждый своей дорогой. На прощание Сонечка угостила Мишу ягодками, которые она нашла под заснеженной листвой.
И вдруг белочка вспомнила, что недалеко жила у неё давняя знакомая, белочка по имени Фенечка. Надо было бежать на поиски подруги, ведь одной остаться зимой очень тяжело. Нет ни тёплого дупла, ни запасов.
Но доброта всегда одаривалась добром. Фенечку искать и не пришлось, она оказалась совеем рядом и всё знала. Она слышала разговор Сонечки с медведем. Фенечка сама позвала Сонечку, пригласила к себе в дупло. Белкиной радости не было предела. Хотела было Сонечка отблагодарить Фенечку, но у неё в кармашке осталось всего две шишки и две ягодки.
«А вот и хорошо, нам они очень пригодятся, мы сейчас будем пить чай» - сказала Фенечка.
Долго, очень долго из дупла подружек слышался разговор и смех. Так и прошла зима. А весной Фенечка помогла Сонечке обустроить новое дупло рядом со своим. Так и живут они до сих пор. И их сосны никто не срубает, потому что эту историю Миша рассказал деду леснику, который приходил в лес за дровами. Теперь он их оберегает.
«Солнышко и шарик»
Когда-то, очень-очень давно, жила звезда. Она была красивая и яркая. Свет её с каждым разом становился всё ярче и сильнее. И вот пришло время, когда устала звезда светить так ярко. Она вспыхнула сильнее обычного и рассыпалась на мелкие кусочки. Их было так много, и они совсем были разные, эти кусочки, и не похожие друг на друга. А один оказался ровненький, гладенький и очень круглый, как шарик. Летал этот шарик долго-долго один в пространстве, и скучно ему стало. Приостановился он немного и, загрустив, промолвил.
«Вот я, совсем один, в тёмном пространстве, и нет никого со мной рядом. Плохо мне без друга!»- промолвил и заплакал.
И, вдруг, яркий свет и тепло окутали его. И так ему стало хорошо и весело!
«А можно мне стать твоим другом?» - услышал Шарик, - «Я буду тебя согревать и оберегать, мы будем с тобой играть!»
«А как мы будем с тобой играть? – поинтересовался Шарик, - да и кто ты?»
«Я – Солнце, я тоже звезда, дарю всем свет и тепло!»
«Да, да, да!» – воскликнул Шарик, – «а давай играть в догонялки!»
«Давай!» - ответило Солнышко, - «я покажу тебе дорогу, чтобы ты больше не заблудился в пространстве».
И так стали дружить Солнышко и Шарик. Когда они, играя в догонялки, приближались друг к другу, Шарик всегда кричал: «Ой, ой, ой, ой! Мне очень жарко! Очень! Хочу попрохладнее!» - и, убегая от Солнышка, поворачивал к нему другой свой бок.
Так появились времена года. А когда друзья играли в жмурки, то ночь сменяла день.
От солнечного тепла и света Шарик стал расти. Он становился всё больше и больше, и на его поверхности стали появляться реки, моря и суша, животные, рыбы и птицы, а после появились и люди. И Шарик наш вырос. Он превратился в огромную красивую планету, которую назвали Земля. И мы с вами – Земляне, потому что Земля – наш общий дом, здесь наша Родина.
Ну, а что дружба? До сих пор дружит наша планета с солнцем. И ещё очень-очень долго будет продолжаться эта дружба, потому что без друзей жить нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная сказка для детей средней группы Тема: "Сказка о том, как мышонок и листовичок Шур-Шур побывали в гостях у крота"
Познавательная сказка для детей средней группы про крота....
Сказка "У солнышка в гостях" Словацкая народная сказка (для детей 3-4 лет)
методическое пособие, наглядный материал....
Викторина по сказкам для детей подготовительной группы."Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай."
Викторина по сказкам для детей подготовительной группы....
Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа»
Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа» Цель: уточнение представлений о русских народных и авторских сказка...
Литературная викторина по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.Задачи: - активизировать знания детей о русских народных сказках...
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Конспект занятия по ознакомлению детей со сказками для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам».
Формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок....