Ознакомление с родным городом.
статья по окружающему миру по теме
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_rodnym_gorodom.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хворова С.М.
Ознакомление с родным городом,
как средство патриотического воспитания.
В дошкольном возрасте начинается формироваться чувство патриотизма: Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Ушинский считал, что фольклор является блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека, Отечества, родного края и их красоты и величия.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов социализации, формирование социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя, как представителя человеческого рода, формирование знаний детьми о трудовой деятельности взрослых и т.д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Отечеству следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Родине начинается с любви к своей маленькой Родине - месту, где родился человек.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города - Воркуты. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать живущим себя в определенный временной период в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Ознакомление с родным городом должно входить в целостный образовательный процесс:
• введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода, от более близкого ребенку, значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам;
• развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего;
• осуществление подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. (Творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение .загадок, лепка, аппликация, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.);
• привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (день шахтера, день оленевода, Рождество, масленица), познакомиться с жителями Воркуты - носителями культурных традиций в области ремесел, песни, танца,
• осознательный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде вcero повышающих их познавательную и эмоциональную активность;
• создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей в группе и ДОУ, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.);
• организация работы с родителями под девизом: «Их знания и любовь к Воркуте должны передаваться к детям».
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.
Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к историческим понятиям: прошлое и настоящее.
Принцип гуманизма. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, к родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий, для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопление им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегральности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем, в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Воркуты.
Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируется все виды детской деятельности.
Самым сложным в работе по знакомству с родным городом особенно его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом надо помнить следующее:
• сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, рисунками и др.;
• обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (спросить: «Как вы думаете, почему так называется наш город, что означает его название» и т.д.);
• используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте.
Занятия по ознакомлению с городом следует проводить 1-2 раза в месяц, а предлагаемая модель позволяет увидеть этапы познания города ребенком, а также определяет тематические блоки работы воспитателя с детьми.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитание уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволит решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Коми края.
2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
3. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
4. Развивать бережное отношение и городу (Достопримечательности, культура, природа).
5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем окружении природы и культуры и отражать это в своей деятельности.
Эффективность нравственно-патриотического воспитания достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:
• Административно - управленческом: построение системы краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента, стандарта дошкольного образования;
• Организационно-методическом: методическое сопровождение краеведческого
образования (педсоветы, семинары, консультации и др.) осуществляется на
основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов;
• Воспитательно-образовательном: деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возраста. Особенностями и интересами; обогащение развивающей среды материалами о Воркуте (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества), обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по ознакомлению с родным городом"Мой город Химки"
Открытое занятие по ознакомлению с родным городом Химки....
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом «Экскурсия по городу»
Данное занятие расширяет, пополняет знания детей о родном городе, его достопримечательностях....
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе "Путешествие по родному городу"
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомлению с родным городом).Тема: "Мы очень любим город свой..."
Материал содержит конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомлению с р...
Проект "Это мой город - Новокузнецк" по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом
В проекте представлен материал по созданию оптимальных условий для развития у детей нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом, его историей, желание трудиться на его благо,...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с родным городом "Любимый город Чебоксары"
В августе 2019 года Чувашия празднует 550 - летний юбилей столицы республики - города Чебоксары. Данный материал поможет педагогам провести еще одно мероприятие по ознакомлению с любимым городом. Цель...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с родным городом «Жердевка – город, что сердцу дорог»
Важной задачей воспитания и обучения дошкольников является нравственно-патриотическое воспитание. Данная программа направлена на ознакомление с городом и привитие любви к нему у ст...