Ознакомление с родным городом.
статья по окружающему миру по теме

Хворова Светлана Марсельевна

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_s_rodnym_gorodom.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Хворова С.М.

Ознакомление с родным городом,

как средство патриотического воспитания.

В дошкольном возрасте начинается формироваться чувство патриотизма: Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Ушинский считал, что фольклор является блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека, Отечества, родного края и их красоты и величия.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов социализации, формирование социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя, как представителя человеческого рода, формирование знаний детьми о трудовой деятельности взрослых и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Отечеству следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Родине начинается с любви к своей маленькой Родине - месту, где родился человек.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города - Воркуты. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать живущим себя в определенный временной период в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Ознакомление    с    родным    городом    должно    входить    в    целостный образовательный процесс:

•     введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода, от более близкого ребенку,     значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам;

•    развитие музейной  педагогики,  дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего;

•    осуществление подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. (Творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение .загадок, лепка, аппликация, рисование,  проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.);

•   привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (день шахтера,   день   оленевода,   Рождество,   масленица),   познакомиться   с жителями Воркуты - носителями культурных традиций в области ремесел, песни, танца,

•    осознательный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде    вcero   повышающих    их    познавательную    и    эмоциональную активность;

•    создание    такой    развивающей    среды    в    группе    и    ДОУ,    которая способствовала  бы   развитию  личности  ребенка   на  основе  народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей в группе и ДОУ, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.);

•   организация работы с родителями под девизом: «Их знания и любовь к Воркуте должны передаваться к детям».

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.

Принцип историзма.         Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к историческим понятиям: прошлое и настоящее.

Принцип гуманизма.         Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, к родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий, для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопление им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегральности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем, в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Воркуты.

Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируется все виды детской деятельности.

Самым сложным в работе по знакомству с родным городом особенно его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом надо помнить следующее:

•   сопровождайте     рассказ     наглядным     материалом:     фотографиями, репродукциями, слайдами, рисунками и др.;

•    обращайтесь   к   детям   с   вопросами   в   процессе   рассказа,    чтобы активизировать   их   внимание,    вызвать   стремление   узнать   что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (спросить: «Как вы думаете, почему так называется наш город, что означает его название» и т.д.);

•    используйте   доступную   детям   лексику,   значение   незнакомых   слов объясняйте.

Занятия по ознакомлению с городом следует проводить 1-2 раза в месяц, а предлагаемая модель позволяет увидеть этапы познания города ребенком, а также определяет тематические блоки работы воспитателя с детьми.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитание уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволит решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

1.     Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Коми края.

2.     Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому,  улице, краю, стране.

3.           Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

4.           Развивать    бережное   отношение    и    городу    (Достопримечательности, культура, природа).

5.           Формировать умение ориентироваться в ближайшем окружении природы и культуры и отражать это в своей деятельности.

Эффективность нравственно-патриотического воспитания достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:

•       Административно - управленческом:    построение   системы   краеведческой работы  в   рамках   реализации   регионального   компонента,   стандарта дошкольного образования;

•        Организационно-методическом:  методическое  сопровождение краеведческого  

         образования (педсоветы, семинары, консультации и др.) осуществляется на  

         основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов;

•             Воспитательно-образовательном: деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возраста. Особенностями и интересами; обогащение развивающей среды материалами о Воркуте (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества), обеспечение эмоционального благополучия ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по ознакомлению с родным городом"Мой город Химки"

Открытое занятие по ознакомлению с родным городом Химки....

Конспект НООД по ознакомлению с родным городом «Экскурсия по городу»

Данное занятие расширяет, пополняет знания детей о родном городе, его достопримечательностях....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомлению с родным городом).Тема: "Мы очень любим город свой..."

Материал содержит конспект  непосредственной  образовательной деятельности для  детей    среднего дошкольного возраста по познавательному развитию  (ознакомлению с р...

Проект "Это мой город - Новокузнецк" по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом

В проекте представлен материал по созданию оптимальных условий для развития у детей нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом, его историей, желание трудиться на его благо,...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с родным городом "Любимый город Чебоксары"

В августе 2019 года Чувашия празднует 550 - летний юбилей столицы республики - города Чебоксары. Данный материал поможет педагогам провести еще одно мероприятие по ознакомлению с любимым городом. Цель...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с родным городом «Жердевка – город, что сердцу дорог»

   Важной задачей воспитания и обучения дошкольников является нравственно-патриотическое воспитание. Данная программа направлена на ознакомление с городом и привитие любви к нему у ст...