Наблюдения
материал по окружающему миру по теме

Генелидзе Наталья Александровна

Подборка наблюдений в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

 Наблюдение. Труд дворника.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Кто подметает наш участок? Для чего он это делает? Что он убирает? Много ли опавшей листвы? Почему мало? (начало осени) Сколько ее будет через неделю или две? Куда он вывозит листву? Листву можно назвать мусором? Можно ее сжигать? Почему?

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

                                ЗАГАДКА

Зубы имеют,

А зубной боли не знают?

                                   (Грабли)

ТРУД В ПРИРОДЕ: Помощь дворнику (садовнику) – рыхление и перекопка земли у плодовых деревьев.

 Наблюдение. Первые заморозки.

ЦЕЛЬ: Развивать умение устанавливать зависимость появления заморозков и понижением температуры.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Вы знаете, что такое заморозки? Отчего это бывает? (От понижения температуры) Что появляется во время заморозков? (Изморозь) Что это такое? Как вы объясните? (Это появление ледяных корок на деревьях, земле, и на всех предметах) Какая она – изморозь? (Иногда игольчатая) С чем можно сравнивать изморозь? (С инеем) Посмотрите на термометр, где находится столбик: выше или ниже нуля? Значит, какая сегодня температура?

ОПЫТ: Первые заморозки.

Цель: Показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Содержание: В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая – остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Определить причину замерзания воды.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Посадка чеснока под зиму.

Наблюдение за ветром.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким природным явлением как ветер.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Как вы думаете, откуда появляется ветер? (Ветер – это воздух, который приходит в движение. Теплый воздух стремится вверх, а холодный стелется понизу. Значит теплый воздух легче холодного). Что ветер умеет делать? (шуметь, гудеть, качать, шелестеть листьями, завывать, унести шапку). Каким бывает ветер? (сильный, слабый, тихий, колючий, приятный, ласковый, прохладный, теплый, освежающий, нежный, быстрый, незаметный, жаркий). Почему ветер называют «капризным»? (Теплый ветер может смениться на холодный) Почему ветер называют «вольным)? (он может летать повсюду, его трудно удержать) Какие из ветров вам нравятся больше всего и почему? С какими ветрами вы встречались, а с какими нет?

ИГРА – ИМПРОВИЗАЦИЯ: Взрослый – На улице тихо – тихо, ветра нет, светит солнышко, летают бабочки. Деревья стоят ровно, листики у них не колышутся.

Дети стоят спокойно, подняв руки – ветки.

Взрослый – и вдруг как налетит ветер, как зашумит, деревья закачались, листочки зашелестели, зашумели – «шу–шу -шу» Дети качают руками, шумят, изображая качающиеся от ветра деревья.

. Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Нужно ли собирать семена дикорастущих растений? Как вы думаете, почему они растут, хотя за ними никто не ухаживает? Семена этих растений кто-нибудь сажает? Каким образом они попадают в почву? Для чего можно собирать такие семена?

Дети находят на участке семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др.), устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

                             ЗАГАДКА.

Коробка запечатана,

А в ней береза спрятана –

С ветками, с сережками,

С белыми одежками.

Коробку ветер носит –

Где-нибудь да бросит.

(Семена)

ТРУД В ПРИРОДЕ: Сбор семян дикорастущих растений для подкормки.

Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием.

ЦЕЛЬ: Подвести к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Рассматривают одно из деревьев. Как называется дерево? Какого цвета у него листья? Каких листьев больше – желтых или зеленых? Где расположены желтые листья и  где зеленые? Есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета? Где листьев больше – на дереве или под ним? Красиво ли выглядит дерево с разноцветными листьями?

 Затем обсуждаются другие деревья и кустарники участка и отыскиваются признаки осени. Полюбуйтесь деревьями и скажите, кому какое нравится и почему? Что вы заметили прекрасного?

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

                                «Как обидно…»

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул.

И на деревья пестрые подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно:

Листьев нет – Лишь ветки видно.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Обрезка кустарников.  

Наблюдение за березой.

ЦЕЛЬ: Обратить внимание детей на сезонные изменения, которые произошли с березой с момента предыдущего наблюдения.

ВОПРОСЫ: Как выглядит береза в сентябре – в начале осени? Какая наша береза? Какой у нее ствол? (Березонька очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная). Какого цвета  листья? Каких листьев больше, зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше: на дереве или под ним?

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий.

На листочках белый иней.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Перекопка земли вокруг кустарников

Наблюдение за листопадом.

ЦЕЛЬ: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

ВОПРОСЫ: 

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

О каком природном явлении говорится в стихотворении? Что означает слово «листопад»?  Почему осенью листья опадают? (Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла). Как деревья готовятся к зимним холодам? (Сбрасывая листву) Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев? (Расцветка листьев у разных деревьев неодинакова) Нравятся ли вам цветные листочки? Нравится ли вам их собирать? Почему?

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

                                            ЗАГАДКИ

Летом вырастают, а осенью опадают.

                                                 (Листья)

Падают с ветки золотые монетки.

                                         (Листья осенью)

ТРУД В ПРИРОДЕ: Заготовка и сушка листьев для аппликаций.

. Наблюдение за погодой  приемом сравнения.

ЦЕЛЬ: Овладение знаниями, позволяющими определять состояние погоды приемом сравнения.

ВОПРОСЫ:  «Вы помните, какая вчера была погода? Сегодня такая же погода или другая? Посмотрите на небо и скажите, какое оно было вчера и какое сегодня. Определите, есть ли ветер и сравните со вчерашней погодой. Тепло сегодня или прохладно и как вы одеты – так же, как вчера или иначе. В заключение дает общее определение погоды.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

            ПРИМЕТЫ

Осенью на одном часу и снег и дождь.

Осенью не всё ненастье, бывает и ясный день.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Уборка участка от листьев, веток.

Наблюдение «Соберем семена садовых цветов».

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с разнообразными по форме и размеру семенами садовых растений. Уточнить понятия: Растения однолетние, многолетние.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Как можно определить, что семена созрели? Для чего нужно собирать семена? Что будет с теми семенами, которые мы не успели собрать? Вырастут ли из этих семян цветы? Какие? Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание на то, что цветок один, а семян много. Значит на будущий год можно вырастить много цветущих растений.

ИГРА:

МАГАЗИН «СЕМЕНА»

ЦЕЛЬ: Познакомить с внешним видом семян знакомых цветов. Напомнить детям некоторые способы посева.

ПРАВИЛА: Покупатель должен описать семена и растение, которое из них вырастет, способ посева семян.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Предложить детям собрать семена в коробочки (для коллекции), а чтобы не перепутать и не забыть, наклеить рисунок с изображением цветка.

 Наблюдение за туманом.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким природным явлением, как туман.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Как вы думаете, как образуется туман? (Теплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в  воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко) В какое время года часто образуется туман? (Особенно частые и густые туманы осенью). В какое время суток часто бывает туман? (Утром) Тепло или холодно в туманное утро? (В туманное осеннее утро на улице сыро и прохладно) Хорошо ли видны вдалеке дома? Дорогу? Деревья? (В густой туман видимость очень плохая)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

                                      «Туман»

Лес – в карман,

Поля – в карман

Спрятал Дедушка Туман.

Спрятал копны и стога,

И лужайки, и луга.

Даже солнышко в карман

Спрятал Дедушка Туман.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Извлечение из земли луковиц отцветших растений (гладиолусы, георгины)

 Целевая экскурсия. Тема «Невидимые нити» (экскурсия в сосновый бор)

ЗАДАЧИ: 

Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, характерных для соснового бора (сосна любит свет и простор, поэтому в сосновых лесах всегда светло и весело, запах сосны препятствует размножению болезнетворных бактерий). Познакомить с ягодными кустарничками: черникой и брусникой (чем они похожи и чем различаются, как их используют люди). Обратить внимание детей на зависимость жизни животных от условий окружающей среды (сосна дает пропитание и жилище многим лесным обитателям: дятлам, совам, белкам, глухарям). Воспитывать любовь к природе родного края, умение любоваться красотой соснового бора.

Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц

ЦЕЛЬ: Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем). Как им быть без пищи? Что же они делают? (Они собираются к отлету в теплые края) Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в большие стаи, они то стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом, то садятся на провода и щебечут, кА бы разговаривая друг с другом о дальней дороге) Через несколько дней мы их увидим? (Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

- Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь,  подожди.

- Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Завтра вы спать еще будете, детки,

А уж мы все понесемся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает с ветвей,

Солнышко в тучи не прячется там…

ТРУД В ПРИРОДЕ: Заготовка листьев и семян растений для кормления птиц.

 Наблюдение за росой.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким природным явлением, как роса.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что это за явление? (Роса) Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками). В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? (В пасмурную погоду росы нет, она появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

                                        «Роса».

Хорошо в лесу

Утром пить росу.

Наклонить цветок

И отпить глоток

Колокольчик – чашка,

Блюдечко – ромашка.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры).

Целевая экскурсия. Тема «Встреча с осенью» (экскурсия в парк)

ЗАДАЧИ: Учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей наблюдать за явлениями неживой природы: солнце греет уже не так сильно, как летом, небо еще голубое, яркое, но уже все чаще и чаще появляются облака. Познакомить с новым деревом – липой, отметить ее характерные особенности (строение ствола, расположение веток, форму листьев; липа – медоносное дерево), систематизировать знания детей о деревьях. Продолжать формировать знания детей о парке как искусственно созданном сообществе растений, месте отдыха взрослых и детей (почему необходимо знать и выполнять правила поведения в парке). Полюбоваться красотой парка в осеннем наряде: на деревьях и кустарниках листья сменили свою окраску (они стали яркими, разноцветными и только на сирени остались зеленые листья).

Наблюдение за погодой.

ЦЕЛЬ: Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь?

 Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО: 

                                        «Осень»

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья,

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Помощь в уборке веранды детям младших групп.

Наблюдение. Осмотр участка детского сада

(игра «Разведчики»)

ЦЕЛЬ: Обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками.

ВОПРОСЫ: Много ли на участке зелени? Цветов? Найдите. Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (Участок – дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.)  И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)? Сравнение с летом.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

                           «Осень – Художница».

Повязала Осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Заготовка и сушка листьев растений для гербария.

 Наблюдение за насекомыми осенью.

ЦЕЛЬ: Систематизация представлений о поведении насекомых осенью.

ВОПРОСЫ: Куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Где все жуки и бабочки? (Они спрятались). От кого или чего они спрятались? (Им стало холодно). Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов). Что они там делают? (Они  засыпают).

ОПЫТ: Найти места, где спрятались насекомые, чтобы не погибнуть в течение долгой холодной зимы (Под корой деревьев, в опавших листьях). Собрать сухие листья с земли и просеять. Вывод: В листьях много разных живых существ. Рассмотреть их.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Уборка участка от листьев.

. Наблюдение. Что такое воздух.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.

ВОПРОСЫ: Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим?

ОПЫТ: Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете?  (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).

ТРУД В ПРИРОДЕ: Обрезка сухих веток с кустарников

Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»

ЦЕЛЬ: Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Что цветет на нашем участке? Какие цветы мы с вами посадили весной? Для чего мы посадили на участке цветы? Какие цветы вам больше нравятся? Почему?

Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. Дети любуются цветами Называют, что красиво в каждом растении.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО: 

                                            «Цветы»

Колокольчик и левкой,

Георгин, шар золотой,

Василек, ромашка, астры,

Ландыш с запахом прекрасным,

Мак, тюльпан, табак душистый,

Одуванчик золотистый,

Роза, мальва и ирис.

Незабудка и нарцисс,

Хорошо запомни ты,

Как называются цветы.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Сбор ранних семян в цветнике.

 Рассматривание сухого песка.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.

ОПИСАНИЕ И ВОПРОСЫ: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.

Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко) Как можно назвать песок? (Сыпучий).

ОПЫТ:

Раздаточный материал на каждого ребенка: маленькая горстка песка на картоне или листе бумаги темного цвета.

Цель: Внимательно рассмотреть песок и найти как можно больше особенностей у песчинок.

У обыкновенного песка дети с удивлением обнаружат много интересного: песчинки не одинаковые по размерам (есть крупные и совсем мелкие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Очистка песка от мусора.

Теплая и холодная вода

ЦЕЛЬ: Уточнить представление о том, что вода бывает холодной и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками), причем в любой воде мыло мылится и смывает грязь.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ

Воспитатель организует это наблюдение во время мытья рук перед обедом. Предлагает детям попробовать намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, мыло в ней мылится, а после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей (температура около 40°С) водой. Отмечает: вода горячая, прозрачная (видны руки, дно таза), в ней хорошо мылится мыло, после мытья рук вода становится грязной, непрозрачной. Воспитатель спрашивает у детей: какая вода (холодная или горячая) наиболее приятна для рук? Обращает внимание на то, что вода плещется, льется. Могут образоваться лужи, их можно вытереть тряпкой: вода хорошо впитывается. Дети приходят к выводу: вода - помощник человека. Она смывает грязь.

Наблюдение. Делаем цветные льдинки

Цель.  Показать, что  вода прозрачная, бесцветная, легко проливается и легко впитывается; может быть разноцветной, если в нее добавить краску.

Ход наблюдения

Организуя наблюдение, воспитатель предлагает детям сесть вокруг большого стола, говорит, что сейчас он будет проделывать интересные опыты с водой. (Заранее готовит банки, песочные формочки, краски, нитки, поднос, мелкие предметы, черпачок.) Наливает в банки воду, ставит их ближе к детям, предлагает рассмотреть воду и сказать, какая она. Обобщает их ответы: вода в банках бесцветная, прозрачная — сквозь нее все видно. Предлагает закрыть глаза (бросает в каждую банку по мелкому предмету), посмотреть и назвать эти предметы, затем объяснить, почему их видно. Предупреждает: сейчас начнется «волшебство» - приготовление красивой разноцветной воды. Воспитатель добавляет в каждую банку цветную гуашь, но не спешит ее размешивать, чтобы дети могли увидеть, как краска расходится в воде (это и есть «волшебство»). Потом предлагает назвать цвет воды, выясняет, видны ли теперь предметы, которые лежат в банках. Уточняет: подкрашенная вода непрозрачна.

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать формочку для песка и цветную воду для ее заполнения. Сам разливает цветную воду, опускает в воду нитки и говорит, что дальше «колдовать» будет мороз на улице - он сделает из воды цветные льдинки. «Разноцветными льдинками мы украсим елку на участке. Нитки нужны, чтобы привязать льдинки к веткам», - поясняет воспитатель. Обращает внимание детей на то, что вода легко проливается, потому что она жидкая. образовалось много разноцветных лужиц. Их можно вытереть тряпкой - вся вода впитается в нее. Воспитатель вытирает стол и показывает детям тряпку, которая стала не только мокрой, но и разноцветной.

Наблюдение. Какие цветные льдинки

Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (на морозе замерзает и становится льдом; лед твердый, не льется, а вода принимает форму сосуда, в котором застывает; лед холодный, скользкий, хрупкий - его можно разбить, если ударить чем-нибудь твердым).

Ход наблюдения

Наблюдение проводится на улиц< Воспитатель приносит поднос с фор мочками. Дети рассматривают их, трогают лед, определяют, что он тверды] имеет гладкую поверхность, холодньг Рассматривают, как нитки вмерзли лед. Воспитатель уточняет: лед получи, ся из воды - на морозе вода затверде;

ла льдом. Затем показывает, как в эй руке можно согреть формочку -инка легко из нее выскочит. Дети с •ггателем освобождают ледяные ук-ния, любуются ими и украшают жами живую ель.

КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ

ЦЕЛЬ: Показать, что снег в тепле тает, становится водой, он белый, но в нем есть грязь  - она хорошо видна в талой воде.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ: Воспитатель вместе с детьми на участке набирает в ведерко-снег и предлагает подумать: что будет с ним в помещении? Ведерко со снегом берут в группу. Вечером все вместе рассматривают талую воду, обсуждают, что и почему произошло, откуда взялся мусор.

Воспитатель предлагает набирать снег в разных уголках участка и попытаться  сравнить мусор.

ЛЕД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ.

ЦЕЛЬ: Показать, что в тепле лед тает и превращается в воду, поэтому цветной лед становится цветной водой.

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ: Воспитатель от имени кукол говорит, что они узнали про цветные льдинки и хотят повесить их на свою елку в группе, но не представляют себе, что это такое. Вместе с детьми размышляет: можно ли принести льдинки с улицы и что с ними будет в помещении? Возвращаясь с прогулки, дети приносят две-три цветные льдинки и показывают их куклам, которые просят повесить льдинки на елку. Воспитатель выполняет просьбу [, но подставляет под каждую гку тарелочку или ведерко. Вече-<ети, увидев цветную воду, гадают: а она взялась? Куда пропали ледя-крашения? Находят ответы на эти >сы вместе с воспитателем и объ-эт куклам: льдинки в тепле растая-хи нельзя украшать елку в помеще-

СНЕГ И СКОЛЬКО ЕГО НА УЧАСТКЕ

ЦЕЛЬ: Уточнить представление о свойствах снега (белый, холодный, рассыпчатый, мягкий 0

ХОД НАБЛЮДЕНИЯ:

Воспитатель на прогулке предлагает детям взять в руки снега, почувствовать, что холодный, подбросить его и увидеть, что он рассыпчатый. Потоптать снег и обнаружить, что он мягкий, затаптывается в плотный слой. Обратить внимание на то, что снег укрывает землю. Объясняет, что толщину снежного покрова можно измерять. Для этого используют снегомер - палку с мерными делениями.  Воспитатель предлагает детям рассмотреть снегомер, а затем измерить глубину покрова в разных местах участка.

Цикл наблюдений за птицами

Цель: продолжить знакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сороки), закрепить название знакомых птиц.

Методические приёмы:

Чтение “Сорока, сорока, где была? Далёко …”

Рассматривание сороки (внешний вид, как передвигается, чем питается, как кричит-стрекочет (тр-р-р).

Почему сороку называют белобокой?

Словесная игра “Придумай словечко” (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т.д.)

Звучит

“Ты сорока-белобока,
Зря не прыгай, не летай,
Строить домик помогай”

Вспомнить названия другой, прилетевшей птички - воробей:

Как узнали? (Маленький, шустрый, коричневого цвета, клюёт хлебные крошки и зёрна).

Игра “Кто как кричит?”. 1 ч.-воробей, 2 ч.-сороки, 3 ч.-дети. Дети кормят птиц, подражают движениям воробьёв, сорок, чирикают, а потом каждый ребёнок изображает свою птичку.

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою,
-Чик-чирик!
Зимой чуть жив! Чуть жив!
Весной - жив-жив!

Наблюдение за синичками

Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Методические приёмы:

Загадка:

Ты с модницей этой конечно знаком.
Вертушке на месте никак не сидится
Всё хвастает синим своим сюртучком
И шапочкой чёрной гордится (синица).

Рассматривание внешнего вида:

Какого цвета спинки, грудки, головки?

Одинаковые ли все они по размеру?

Каков клювик? Как поёт? 

Скинь кафтан,
Скинь, скинь, скинь.
Рван кафтанчик
Скинь, скинь, скинь.

Одинаковы ли все синички? В чём их отличие?

Поисковое задание.

Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала.

Определить, что любят синички.

Как ведёт себя во время питания?

Наблюдение за дятлом через “Волшебное окно”

Цель: познакомить детей с новой птицей - дятлом: учить узнавать его по внешнему виду, по звукам, которые он издаёт. Дать знания о питании этой красивой птицы и её месте обитания. Воспитывать уважение за пользу, которую она приносит.

Методические приёмы:

Включение грамзаписи: стук дятла в лесу и другие голоса птиц.

Какие звуки вам незнакомы?

Как вы думаете, кто это может так стучать?

А теперь давайте посмотрим с вами в наше волшебное окно и увидим эту птицу.

Рассматривание дятла, его внешнего вида. Как можно отличить дятла от других птиц? Какой клюв у дятла? Как он сидит на дереве? Как передвигается? Что ел дятел на кормушке? Почему дятла называют лесным доктором?

Д/и “Накормим птиц”.

Фотографирование птицы и последующее рассматривание фотографии.

Наблюдение поползня

Цель: познакомить с поползнем, особенностями окраски, способом передвижения, способом её питания. Закрепить названия знакомых птиц, их питание. Воспитывать заботу о птицах.

Методические приёмы:

Рассматривание картины:

Назовите всех знакомых вам птиц.

Как вы их узнали?

Чем питаются эти птицы?

Как они по-разному ведут себя во время еды?

Составление описательного рассказа об одной из птиц или обо всех, которые прилетели на кормушку.

Какая новая птица появилась на участке?

Рассказ воспитателя о поползне. Его название связано с манерой передвигаться по стволу дерева - вниз головой, как будто ползёт. Берёт в клюв не одно семечко, а несколько. Ещё он питается зерном.

Моделирование “Угадай птичку”.

Использование художественного слова детьми о своей птичке.

Птицы зимой

Цель: познакомить с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются), с трудностями добывания корма; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.

Методические приёмы:

Беседа:

Почему многие из птиц улетают на юг?

Какие птицы остаются у нас? (Вороны, воробьи, сороки, синички).

Как их можно назвать? (Зимующие).

Почему они остаются зимовать?

Просмотр кадров диафильма “Кто как зимует?”

Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки-подражания.

Кого чем накормим?

Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”.

Где зимой птицы могут добыть себе еду?

Последующая работа.

Изготовление “пирога” для птиц.

Рисование птиц.

Чтение рассказов Сладкова “Синичкин запас”, “Осень на пороге”.

"Птицы к югу полетели"

Цель: расширять представления о птицах, показать связь способа питания со строением клюва и сезонной жизнью птиц; воспитывать желание заботиться о птицах.

Методические приёмы:

Вспомнить сказку “Лягушка-путешественница”.

Беседа:

Зачем птицы осенью улетают в тёплые края?

Как называются такие птицы? (Перелётные).

Почему не все птицы улетают на юг?

Кого вы знаете, кто остаётся зимовать?

Как называются такие птицы? (Зимующие).

Логическая цепочка “Отлёт птиц”. Использовать картинки. (Завяли цветы, попрятались насекомые, улетели птицы.)

Д/и “Птицы на кормушке”. Выбрать среди множества птиц тех, кто прилетает к кормушке, что ест каждый из них? Рассматриваем строение клювика. Вывод: от того, какой клюв у птицы, зависит то, чем она питается.

Экологические круги: на классификацию (перелётные - зимующие).

Изготовление кормушек из шишек. Дети выбирают любую шишку и под чешую вставляют кусочки сала.

Чтение стихотворения Яшина “Покормите птиц зимой”.

Последующая работа.

Консультация для родителей “Типы кормушек”.

Заготовка корма.

Изготовление кормушек из шишек, бросового материала и др.

Три разные сестрицы

Цель: учить сравнивать и различать птиц по внешнему виду: галку, сороку, ворону. Расширять представление об особенностях питания этих птиц зимой. Развивать умение различать следы на снегу.

Методические приёмы:

Беседа:

Где чаще всего можно увидеть этих птиц на участке?

Почему они чаще всего бывают на хозяйственном дворе?

Чем питаются галка, ворона, сорока? (Они всеядные).

Как кричат эти птицы?

Подражание их голосам (сорока - стрекочет, галка - галь-галь, ворона - харч, харч).

Описание птиц.

Как отличить галку от вороны?

Чем сорока отличается от галки и вороны?

Поисковое задание.

Рассмотреть следы птиц на снегу и определить, чьи они.

Последующая работа.

Рисование птиц или раскрашивание контуров этих птиц.

Покормите птиц зимой

Цель: углубить знания о жизни птиц в зимний период, вызвать сочувствие к птицам и желание помогать им.

Методические приёмы:

Игровая ситуация “Посмотрим в наше волшебное окно”.

Почему так много птиц прилетело к нашим кормушкам?

Назовите птиц.

Как вы их различаете?

Д/и “Кто к нам прилетел на кормушку?” Среди разных птиц дети выбирают тех, которые прилетели к кормушке. Один описывает птицу, другой - её угадывает, третий называет корм, который она ест.

Звукоподражания голосам птиц. Сорока - стрекочет, галка - галь-галь, ворона - харч, харч и др.

Чтение приговорок: Тук! Тук! Слышен стук.Фырр - фырр, восемь дыр.Тр -р-р!” (Дятел).

Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирём и т.д.), то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”

Чтение стихов о птицах.

Последующая работа.

Рисование “Птицы на кормушке”.

Чтение сказки Никонова “Кузина жизнь”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение-прогулка "Наблюдение за светофором"

Организация наблюдения-прогулки на тему "Наблюдение за светофором" (образовательная область "Безопасность")...

Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".

Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....

Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.

Актуальность темы: •       Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...