"Зеленые лекари"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Макарова Надежда Павловна

НОД Экологическое воспитание дошкольников. Логопедическая группа Воспитатель высшей кв. категории. Макарова Н.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zelenye_lekari.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» города Тетюши»

 Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

Конспект занятия по экологии на тему:

«Зеленые лекари»

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Макарова Н.П.

                                         

Тетюши  - 2012 год

         

Цели:   -Уточнить   и   расширить  представления   детей   о   лекарственных    

               растениях.  

             - Дать   знания   о  простейших   способах  использования                  

               некоторых   лекарственных   растений   для   лечения.

             -Воспитывать  бережное   отношение  к   растениям,   желание   охра-

            нять   их.

   Предварительная   работа:

        Просмотр   видеофильма   «Это   все   растения».

        Познавательное   занятие  «Растения ,  которые   лечат»

        Дидактические   игры :  «Назови   одним   словом»,   «Доктор   Айболит»

        Приготовление   настоев   трав  (мята,  душица,  ромашка)

        Наблюдение  за   ростом   растений  в «огороде»   на   окне.

Материал:  

       Фотографии   лекарственных   растений, засушенные   травы,   лекарственные   препараты (настойки,   таблетки,   мази),  музыкальное   сопровождение  физкультминутки,   кукольный   театр (баба, дед, колобок),  стаканчики   с   землей   по   количеству   детей,  коробочка   с   семенами эхинацеи, коробка  и   мешочки   с   листьями   мяты.

Словарная   работа:  лекарь,   аптекарь,  отвар,   настой,  недуг.

  Содержание организованной  деятельности детей.

Вос.:  Ребята,   я   приглашаю   вас   отправиться   в   путешествие   по   Стране   трав.  Перед   вами   обычные   травы,   порой   вы   их   не   замечаете,   а   ведь   они    красивые,   душистые,   полезные.

          Что   же   такое   травы?

Дети:  Травы -  небольшое   растение   с  мягким   и   тонким   стеблем.  У   травы   есть   корень,  стебель,   листья,   цветы,  семена.

Вос:  Где растут травы?

Дети: На лугах, в лесу, на лесных опушках, на лугах…

Вос.:  Как   называются   травы,   которые   помогают   здоровью   человека?

Дети:   Лекарственные   травы

Вос.   Перечислите,  какие   лекарственные   травы   вы   знаете?

Дети:   Подорожник,   зверобой,   душица,   ромашка…

Вос.  В   далекие   времена,  ребята,  лекарственные   растения  собирали   специальные   люди   и   называли   их   «травниками». Им   давали   лошадь,  продукты  и   на   целое   лето  знатоки   трав   пускались   в   далекое   путешествие   по   лесам,  лугам   собирать   лекарственные   травы.  Собирали   травы   очень   бережно. Как   вы   это   понимаете – бережно?

Дети: Собирать   вдали   от   проезжей  части   дороги,   не   сбивать   цвет,   не   вырывать   с   корнем.

Вос. Сушили   собранные   травы   под   навесом  в  хорошо   проветриваемом   помещении. А   вы,   хотели   бы    встретиться   с   травницей,   которая  бы   рассказала вам   о   целебных   свойствах   трав,  которые   растут   в   окрестностях   нашего   города.

Давайте   знакомиться -  баба  Даша.

Баба Даша:  Здравствуйте  мои   милые   внучата! Здравствуйте  гости   дорогие!  Я   очень   рада,   что   вы   пригласили   меня   на   эту   встречу,  побеседовать   о   лекарственных   травах.  Уже   давно   люди   заметили,  что   больные   животные   уходят,  чтобы   найти   какую-то   травку,  съев   которую,   они   выздоравливали.  Так   и   человек   стал   искать   помощи   у   растений.  В   народе   говорят:  « На   каждую   болезнь – найдется   своя   травка».  В   наших   аптеках   есть   травы,   настойки   на   травах,   таблетки   на   травяной   основе,   мази,   которые   помогают   при   лечении  разных   болезней.  Послушайте   загадку,   о   каком   лекарственном   растении   в   ней   говорится?

     Тонкий   стебель   у   дорожки,

      На   конце   его   сережки.

      На   земле   лежат   листки,

      Маленькие   лопушки.

      Нам   он   как  хороший   друг

      Лечит   раны   ног   и   рук.

Дети:  Подорожник.

Баба  Даша:   Почему   его   так   называют?   Как   подорожник   помогает   здоровью   человека?

Дети:  Растет   вдоль   дорог. Соком  подорожника  лечат   болезни   желудка,   укусы   насекомых,   заживляет   ранки,  порезы.

Баба  Даша: Почему  подорожник   называют   зеленым   бинтом?

Ребенок:  Стихотворение  « Подорожник»

             Если  ты  разбил  коленку,  если   ранка   на   руке,

             Не  нужны   зеленка,   йод,  доктор   тоже   подождет.

             И   не   нужен   нам  аптекарь,   есть   у   нас   чудесный   лекарь!

             Он   растет   у   наших   ног.  

              Подорожника   листок   аккуратно   оторви,  вымой   к   ранке   приложи.

              Он   и   доктор,   и   аптекарь, подорожник -  чудо   лекарь.

Баба  Даша: Действительно - это   растение   от   многих   болезней.  Запомните   его:   на   длинном   стебле   зверобоя   располагаются   маленькие   продолговатые   листочки,   на    верхушке   множество   мелких   цветков,   состоящих   из   пяти   желтых   лепестков.  Если   вы   слегка   потрете  этими   цветками   небольшой   участок   тела,   то   это   место   станет   похожим   на   синяк -  это    точно   зверобой.

Ребята   посмотрите   есть   у   меня   коробочка. Хотите   узнать,   что   в   ней   лежит?  Давайте   скажем:   «Коробка -  коробейка, раскройся  поскорей-ка!»   (достает  мешочки   с  мятой)  Есть   у   меня   мешочек,   а   в  мешочке   трава.  Понюхайте,   подержите,   название  ее   скажите.  Как   пахнет!  Глазки   закройте   и   скажите,   что   он   вам   напоминает.  Нет   свежее  аромата

                                                                И  приятней ,  чем   у  (мяты)

Дети:   Мята.

Баба   Даша:  Что  еще   бывает   с  ароматом   мяты?

Дети:  конфеты,  жвачки,   лимонады,   зубная   паста,   таблетки.

Баба   Даша:      Знаю   любят   детки  мятные   конфетки

                           Они   рот   слегка   кислят,  освежают,  холодят.

Мятная   зубная   паста   одна   из   самых   полезных.  Она  укрепляет   десны,   отбеливает   зубы,  освежает   дыхание.  После   того ,  как   вы   почистите зубы,   во   рту   чувствуется   приятный   холодок   и   свежесть.  Почему   мяту   называют   лекарственной   травой?

Дети:   В   листьях  мяты   много   витаминов,   чай   с   мятой  помогает   при   простуде.  Мята   используется   при   изготовлении   лекарств  для   лечения   сердца (корвалол)

Баба  Даша:  Ребята,   а   если   мешочек   с   мятой   положить   около   подушки,   то   спать   всю   ночь   будите   крепко.

Ребята,   а   знаете   ли   вы   такое   растение.  Послушаете,   что   я   о   нем   расскажу.  У   этого   растения   приятный    запах,    у   него   мелкие    цветы,   желтая   серединка,   белые    лепестки.   Они   как   маленькие   солнышки  выглядывают   из   травы.  Если   узнали   о каком  растении   идет   речь,  то   покажите   его   на   картинке.

Ребенок:    стихотворение   «Ромашка»

Вот   эта   ромашка  знакома   нам   тоже

Ее  мы   лекарственным   другом   зовем

И   если,  случится   тебе    простудится

Привяжется   кашель,   поднимется   жар

Придвинь  к   себе   кружку

В   которой   дымится

Слегка  горьковатый  душистый   отвар.

Баба  Даша:  Какие  виды  ромашек  вы   знаете?

Дети:  Ромашка   пахучая,  ромашка   аптечная.

Баба  Даша:   Чем   полезна   ромашка?

Дети:   Чай   из   ромашки   помогает   лечить   простуду,   болезни   рта   и   горла.

Баба  Даша:  Ребята,   а   сейчас   я   хочу  угостить   вас   целебным   настоем. Чай   тот   силу   человеку  дает.  Сама   природа –матушка   той   силой   его   награждает. Вот   сейчас   травку  в  чайник   я   заварю,   а   как   настоится – угощу.

Вос.:  ребята,  а   пока   чай   настаивается   и   немного   остывает,   мы   с   вами    отдохнем,  погуляем   по   лугу.

                                 Физкультминутка   под    музыку

              Все   мы   по   лугу   идем,   не   спешим,   не  отстаем

             Ярко   светит   солнышко,   дует    легкий   ветерок.

             Мы   вдыхаем   его   чистый   свежий   воздух

             Колышатся  травы

             Над   нами   гордо   кружатся   птицы

             Мы   рады,   что   встретились   с   удивительным   миром

             Лекарственных  растений.

Ребята,   посмотрите   кого   я   здесь   увидела? -  Колобок. Давайте   присядем   и   спросим   у   колобка,   что   у  него  произошло.

Колобок:  Здравствуйте   ребята!  У  меня   бабушка   и   дедушка   заболели. Да   вот   они   и   сами   вам   все   расскажут.

                                  Кукольный   театр   «Колобок»

Баба:  Ох,   как   я   устала!  

           А   раньше   бывало,   я   этих   слов   вовсе   не   знала.

          Ох,   как   голова   сильно   разболелась!

Дед:    А   меня   видать   продуло,

            Все   болит,   что   силы   нету.

           То   ноги,   то   спина,   то   голова

            Что   поделаешь ?  Старость   пришла

            А   таблетки   аптечные  

            Мне   пить   не   привычно.

            Мне   отвары   лекарственных   растений

             Помогают   отлично.

Баба:    Нет   у   меня   сил , за   травами  идти.

             Ты   уж   дед   лечись,   чем   есть  

Колобок:    Нехорошо   мне   без    дела  отдыхать,

                    Нужно   деду   и   бабе   лечиться   помогать.

                    Ну-ка   спрыгну   я   с   окошка,

                    Покачусь    вдоль   по   дорожке,

                    Лечебные   растения   поищу,

                     А   чтобы   быстрее   собрать,   все   что   надо

                     Попрошу   помощи   у   ребят   их   детского   сада.

Ребята,  отгадайте,   что   это   за   трава   и   поможет   ли   она   деда   вылечить?

                      Злая ,   как   волчица,  жжется ,   как   горчица

                      Что   это   за   диво,  это   же…. (крапива)

Чем   полезна   крапива?  Как   она   поможет   деду   спину   и  ноги   вылечить?

Дети:   Крапива   лечит   суставы   и   простуду. В   листьях   крапивы   много   витаминов. Весной   из   ее   листьев   варят   щи    и   делают   салаты.

Веником   крапивы   парятся   в  бане  и   лечат   суставы.

Колобок:  Ребята,   послушайте   загадку   еще   об   одном   растении,  сможет   ли   оно  бабушке   помочь.

                        Выпускает   он   листы   широченной   широты

                       Держатся   на   стеблях   крепких

                      Сто   плодов   шершавых,   цепких

                      Если   их   не   обойдешь,

                      На   себе   их   все   найдешь.

Дети: (лопух,   репей)

Как   это   растение   может   помочь   бабушке   голову   вылечить?

Дети:  Лист   лопуха   положить   на   голову, завязать   платок. В   листьях   много   витаминов, полезных  веществ. Корнями   лопуха   можно   полоскать   волосы,   чтобы   они   были   здоровы.

Колобок:  Ребята ,   дед   и  баба   не   могут   долго   уснуть,   часто   нервничают,   плохо   спят. Угадайте,   поможет   ли   это   растение   бабушке  и  дедушке.

Травка   та   растет   на   склонах

И  на   холмиках  зеленых

Запах   крепок   и   душист

А   ее   зеленый   лист   нам   идет   на   чай.

Что   за   травка – отвечай.

Дети:  Душица . Чем   полезна   душица?

Дети:  Если   человек   плохо   спит   или   нервничает   нужно  заварить   душицу   и   пить   ее  настой.

Колобок:   Спасибо   вам ,   ребята, за   помощь.  Пойду   деда   и   бабу   лечить. До   свидания.

                         Гимнастика   для   глаз   «Бабочка»

                              (летает  с  цветка   на   цветок)

Восп.:   Ребята,   а   нам   пора   возвращаться.   Нас   баба   Даша   ждет.        (дети   садятся   за   столы).

Баба   Даша:   Ребята,  я   приглашаю   вас  испить   целебный    настой. Пейте   на   здоровье,   приятного   чаепития.   Пейте   и   слушайте   сказку.

                        Сказка   «Живая   дорожка»

В   одной   маленькой   коробочке   жили  маленькие   зернышки.  Однажды   коробочка   упала  ,   но   не   раскрылась,   а  только   выпало   из   нее   одно   зернышко   через   маленькую    щелочку.  Лежит   оно   и   думает:  « Куда   я   попало?»  Бежит   мимо  мышка,   а   я   как   раз   мимо   проходила   и   услышала,  как   зернышко   мышку   спросило:   «Что   теперь   со   мной   будет?»  А   правда,   что   с   ним   будет   ребята? Прорастет? Надо   полить? Давайте   польем. И   мышка   полила   зернышко   из   наперстка.   И   оно  начало   расти?  Нет? А   почему?   Мышка   отнесла   зернышко   в   огород,   дождик   полил   его,   и…   Как   вы   думаете,   что   было   потом? (составляется   «живая   дорожка» - семечко, корень,  росток,   листок,   цветок,  семена).   Что   было   бы   если  бы   мышка   не   отнесла   зернышко   в  огород?

Я   каждому   по   зернышку   подарю,   а   что   делать   с   ним    вы   сами   знаете.   А   мне   пора.

Восп.:   Баба  Даша,   мы   от   имени   всех   ребят    хотим   тебе   сказать:

Ребенок:     С  бабушкой   нашей   пойдем   далеко   мы

                    В   луг   где   ей   всякие   травы   знакомы

                     Вот   от   простуды,   а   это   от   кашля,

                     Это   от   боли   спасет   головной.

                      Мы   поучиться  у   бабушки   рады,

                      Мудрой   науки   ее   травяной.

                     Вырастим ,   травами   с  нашего   луга,

                     Будем  лечить,   избавлять   от   недуга.

Баба   Даша:   Спасибо,   ребята. До  свидания.

Восп.:   Ребята,   я   кажется   догадалась,   семена   какого  растения   подарила   вам   баба   Даша.  Это   семена   лекарственного   растения – Эхинацея  (показ   фото   и   засушенного   растения).  Настойкой   эхинацеи  ( показ   лекарственного   средства)  помогает   лечить   все   болезни   дыхательных   путей,   она   укрепляет   защитные   силы    нашего   организма,   повышает   иммунитет.

Что   же   нужно   сделать   с   семенами?

Дети:  Нужно   посадить   в   землю.  ( дети   сажают   семена   в   стаканчики   с   землей).

Восп.:   А   весной   ребята,   мы   высадим   эти   растения  в  огород,    на   аптечную   грядку.

 Ребята,   мы   сегодня   с  вами   очень   много   беседовали   о   лекарственных   травах,   которые   помогают   здоровью   человека.

           Берегите   травы,   леса   и   дубравы

           Не   уничтожайте   лекарственные  травы

           Ведь   зеленые   насаждения

           Создают    людям   хорошее   настроение.

           Пыль   в   воздухе   уменьшают,

           Человеку   лечиться   помогают.

Все   свои   сокровища  Природа   отдает   человеку,  а   за   это   просит   только    одного – беречь   ее.  Так   давайте   же   будем   беречь   и   охранять   природу. На   этом   путешествие   по   Стране   трав закончилось.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Растения лекари"

ознакомление с лекарственными растениями...

природа-лекарь

Природа- Лекарь...

"Цветы - лекари"

презентация для детей 5-7 лет на тему"Цветы-лекари"...

Памятка для родителей "Древнейший лекарь"

рекомендация для родителей...

Проект «Луг. Лекар-ственные рас-тения луга»

«Конспект учебного занятия в ДОУ».      В содержание проекта входят следующие разделы по ознакомлению детей с лугом:- знакомство с лугом, структура луга;- экологическое значен...

проект "Природные лекари".

Маленький человек, познавая мир, должен всё попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного и ощущенного. Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней ...