"Наблюдение за снегом и льдом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Наблюдение за снегом и льдом.
Цели: формировать реалистическое понимание неживой природы; закрепить названия и последовательность зимних месяцев; уметь анализировать, сравнивать, делать выводы: развивать способность наблюдать; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
Словарь: активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинка.
Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки с изображением зимних забав.
Ход НОД:
1.Оганизационный момент.
Ой ты, зимушка-краса!
Побелила все леса,
Горы снега намела,
Нас кататься позвала.
2.Беседа по теме.
-А чем вам нравится зима? (Ответы детей: зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках. )
Показ картинок зимних забав.
- Всё это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег, и лёд).
-Скажите, как называется первый месяц зимы?
(ответы детей: декабрь.)
- А как называют декабрь в народе?
(ответы детей: декабрь – «студень», «стужайло».)
Какой сейчас месяц зимы?
Январь – зимы государь. Это главный месяц зимы.
-А как называется последний месяц зимы?
(ответы детей: февраль.)
- Как его называют в природе?
(ответы детей: февраль - бокогрей, потому что с одной стороны солнышко пригревает, а с другой – холодный ветер поддувает.)
Раз снег и лёд бывают только зимой, то они, наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы детей)
3.Проведение опытов.
Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег.
♦ Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
(ответы детей: холодный, твёрдый, прозрачный, хрупкий и т.д.)
♦ Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
ответы детей: холодный, белый, пушистый, мягкий и др.)
♦ Чем они похожи?
(ответы детей: это замерзшая вода; и снег и лёд холодные; бывают только зимой.)
♦ Чем снег и лёд отличаются?
(ответы детей: снег мягкий, а лёд твёрдый; снег не прозрачный, из него можно лепить, а изо льда нельзя и т.д.)
Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом. Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
-Молодцы, ребята. Давайте отдохнём
Этюд психогимнастики «Танец снежинок»
Воспитатель предлагает детям представить, что они превратились в легкие, пушистые снежинки, которые совершают свой долгий путь из тучки к земле. Дети свободно двигаются под музыку, выполняя произвольные движения.
4.Дидактическая игра «Бывает – не бывает».
Если вы будете согласны со мной, то хлопайте в ладоши.
(воспитатель называет: падает снег; летают бабочки; цветут одуванчики; наряжают ёлку; лепят снеговика; рисуют мелом на асфальте; загорают на пляже; катаются с горки и др.).
Молодцы, ребята. Давайте отдохнём.
Физкультминутка
Подвижная игра «Затейники».
Цель: закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.
5.Художественное творчество «Рисунок из ваты».
6.Итог.
Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
-Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы).
-Как из воды получить лёд? (Ответы).
-Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь).
-В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).
-В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-327286-1382892477.jpg)
Наблюдение за снегом и льдом
Цели: закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание о неживой природе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/04/picture-627824-1433404617.jpg)
Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за снегом и льдом"
Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за снегом и льдом"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/18/picture-923522-1495095170.jpg)
Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за снегом и льдом"
Конспект прогулки в старшей группе«Наблюдение за снегом и льдом»Цель:• познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом;• закрепить названия и последовательность зимних м...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1189081-1573907345.jpg)
«Наблюдение за снегом и льдом»
Конспект прогулки в старшей группе«Наблюдение за снегом и льдом»Цель:• познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом• закрепить названия и последовательность зимних ме...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/31/picture-712523-1667221638.jpg)
Консультация для родителей Наблюдения и Опыты за снегом и льдом
Ребенок, совершая открытия, получает реальные представления об изучаемых объектах. То, что ребенок пропустил через себя, через свои действия, ощущения становится ему более понятным, чем, если бы он вы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/30/picture-1431596-1667116648.jpg)
Консультация для родителей Наблюдения и Опыты за снегом и льдом
Ребенок, совершая открытия, получает реальные представления об изучаемых объектах. То, что ребенок пропустил через себя, через свои действия, ощущения становится ему более понятным, чем, если бы он вы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/31/picture-712523-1667221638.jpg)
Консультация для родителей Наблюдения и Опыты за снегом и льдом
laquo;Самое лучшее открытие – то,которое ребенок делает сам»....