Конспект занятия "Народный календарь. День Спиридона- Солнцеворота"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие включает в себя элементы детского экспериментирования и развивающие игры . Занятие опробировано на старшей группе. Очень удачное.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с использованием развивающих игр с элементами экспериментирования в старшей группе.
Тема: «Работа с народным календарем; в частности с днём Спиридона-солнцеворота».
Цель:
1. Продолжать знакомить детей с народным календарем; в частности с днем Спиридона – солнцеворота».
2. Познакомить детей с понятием «солнце». Показать смену дня и ночи. Объяснить , почем небо меняет цвет в течении суток.
3. Продолжать развивать детей интерес к неживой природе, а также к истории наших предков на Руси.
4. Продолжать развивать у детей внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, память через развивающие игры и элементарное экспериментирование.
Оборудование: листы бумаги, восковые мелки, лимонный сок, кисточки, глобус, фонарики, стаканчики с водой по количеству детей, баночки с молоком, картинки с небом в разное время суток , набор букв, игра « Найди тень волка».
Ход занятия:
Воспитатель: 25 декабря , по народному календарю наступит день, который в старину называли Спиридон-солнцеворот.
В старину люди на Руси представляли зиму в виде старухи. Считали, что она бродит в медвежьей шкуре по полям, а за нею вереницей идут метели и просят себе дела. В день Спиридона- солнцеворота зима понемногу начинала отступать. Дети в этот день выбегали на улицу и просили у одной звезды повернуть лето.
Ребята, у какой звезды дети просили вернуть лето? Хотите узнать?
Опыт « Невидимые чернила»
Воспитатель невидимыми чернилами рисует на листках бумаги солнце. Но на листках рисунка не видно. Воспитатель объясняет детям, что если они возьмут восковые мелки и раскрасят ими листочки бумаги, то картинка проявится( дети выполняют задание).
- Что за звезда получилась?( солнце). Вот вы и догадались, у какой же звезды просили дети в старину вернуть лето.
А просили они так:
Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красно солнышко в дорогу выезжай,
Зимний холод забывай!
А взрослые люди говорили так: Солнце на лето- зима на мороз.
В этот день понемногу начинает прибывать световой день.
Воспитатель показывает детям глобус и фонарик:
Солнце- это звезда, которая не движется вокруг Земли. Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки и подставляет то одну, то другую сторону солнцу. Где солнце попадает на землю- там день, где солнца нет- ночь.
- Сейчас мы кусочком пластилина обозначим на глобусе место, где мы находимся и определим день у нас или ночь.
- Угадайте, что изображено на моих картинках? ( воспитатель выставляет картинки с изображением неба в разные части суток)
Опыт « Почему небо меняет свой цвет в течении суток»
Воспитатель: Хотите знать , почему небо меняет свой цвет в течение суток- то оно голубое, то темно-синее?
Давайте представим, что фонарик- это маленькое солнышко, а баночка с водой – это небо.
Сначала вольем в баночку с водой немного молока.
1. Включим фонарик и направим свет сверху вниз- солнце днём.
Какой цвет имеет вода?( белый или голубоватый). Это небо днем( показываю картинку)
2. Теперь направим луч фонарика на стенку банки и посмотрим на свет, проходящий через воду.
-Какой цвет имеет вода? Красный и желтовато-оранжевый). Это небо вечером, на закате ( показываю картинку)
- Вот почему в народе принято говорить « Солнышко садиться». На самом деле, Земля просто поворачивается к солнцу другой стороной, а небо становится желто- красным.
3. А теперь выключим фонарик. Каким стало небо?( темным, черным) Показываю картинку ночного неба.
Вывод: вот так в зависимости от положения солнца и Земли небо меняет свой цвет в течении дня.
Воспитатель: А ещё мы знаем, что если встать под солнечные лучи, то мы будем отбрасывать тень. Попробуйте определить тень одного животного, а какого вы мне скажите, когда соберете слово из букв К, В, О, Л(волк).
Игра «Найди тень волка»
Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали, что день , в который прибавляется световой день , называется? ( Спиридон- Солнцеворот). Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему «День народного единства».
Занятие проводится с целью приобщения детей подготовительной группы к истории России....
Знакомство с народно-прикладным искусством. Конспект занятия по теме "День рождения у матрешки"
Задачи:Формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Учить выделять некоторые знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть...
Конспект занятия на тему: "День народного единства"
Материал полезен воспитателям,учителям-логопедам,педагогам дошкольных учреждений....
Конспект занятия на тему «День народного единства». (логопедическая группа)
Цель: Приобщение детей к истории РоссииЗадачи:1. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки)2. Учить узнавать и называть героев России3. Воспитывать уважение к людям, прославившим...
Конспект занятия на тему: "День народного единства"
Воспитывать у детей чувство гордости за свой народ и за его подвиги....
конспект занятия на тему "День народного единства"
интегрированное занятие в средней группе по патриотическому воспитанию...
Конспект занятия на тему " День Народного единства"
День народного единства - это праздник, который дети должны . Современный День народного единства — праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и нап...