Конспект занятия "Народный календарь. День Спиридона- Солнцеворота"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Иванова Елена Геннадьевна

Занятие включает в себя элементы детского экспериментирования и развивающие игры . Занятие опробировано на старшей группе. Очень удачное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием развивающих игр с  элементами экспериментирования в старшей группе.

Тема: «Работа с народным календарем; в частности с днём               Спиридона-солнцеворота».

Цель:

1. Продолжать знакомить детей с народным календарем; в частности с днем Спиридона – солнцеворота».

2. Познакомить детей с понятием «солнце». Показать смену дня и ночи. Объяснить , почем небо меняет цвет в течении суток.

3. Продолжать развивать  детей интерес к неживой  природе, а также к истории наших предков на Руси.

4. Продолжать развивать у детей внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, память через развивающие игры и элементарное экспериментирование.

Оборудование: листы бумаги, восковые мелки, лимонный сок, кисточки, глобус, фонарики, стаканчики с водой по количеству детей, баночки с молоком, картинки с небом в разное время суток , набор букв, игра « Найди тень волка».

Ход занятия:

Воспитатель:  25 декабря , по народному календарю наступит день, который в старину называли Спиридон-солнцеворот.

    В старину люди  на Руси представляли зиму в виде старухи. Считали, что она бродит в медвежьей шкуре по полям, а за нею вереницей идут метели и просят себе дела. В день Спиридона- солнцеворота зима понемногу начинала отступать. Дети в этот день выбегали на улицу и просили у одной звезды повернуть лето.

Ребята, у какой звезды дети просили вернуть лето? Хотите узнать?

Опыт « Невидимые чернила»

Воспитатель невидимыми чернилами рисует на листках бумаги солнце. Но на листках рисунка не видно. Воспитатель объясняет детям, что если они возьмут восковые мелки и раскрасят ими листочки бумаги, то картинка проявится( дети выполняют задание).

- Что за звезда получилась?( солнце). Вот вы и догадались, у какой же звезды просили дети в старину вернуть лето.

А просили они так:

            Солнышко, повернись!

             Красное, разожгись!

             Красно солнышко в дорогу выезжай,

             Зимний холод забывай!

А взрослые люди говорили так: Солнце на лето- зима на мороз.

В этот день понемногу начинает прибывать световой день.

Воспитатель показывает детям глобус и фонарик:

Солнце- это звезда, которая не движется вокруг Земли. Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки и подставляет то одну, то другую сторону солнцу. Где солнце попадает на землю- там день, где солнца нет- ночь.

- Сейчас мы кусочком пластилина обозначим на глобусе место, где мы находимся и определим день  у нас или ночь.

- Угадайте, что изображено на моих картинках? ( воспитатель выставляет картинки с изображением неба в разные части суток)

  Опыт « Почему небо меняет свой цвет в течении суток»

Воспитатель: Хотите знать , почему небо меняет свой цвет в течение суток- то оно голубое, то темно-синее?

Давайте представим, что фонарик- это маленькое солнышко, а баночка с водой – это небо.

Сначала  вольем в баночку с водой немного молока.

1. Включим фонарик и направим свет сверху вниз- солнце днём.

Какой цвет имеет вода?( белый или голубоватый). Это небо днем( показываю картинку)

2. Теперь направим луч фонарика на стенку банки и посмотрим на свет, проходящий через воду.

-Какой цвет  имеет вода? Красный и желтовато-оранжевый). Это небо вечером, на закате ( показываю картинку)

- Вот почему в народе принято говорить « Солнышко садиться». На самом деле, Земля просто поворачивается к солнцу другой стороной, а небо становится желто- красным.

3.  А теперь выключим фонарик. Каким стало небо?( темным, черным) Показываю картинку ночного неба.

Вывод: вот так в зависимости от положения солнца и Земли небо меняет свой цвет в течении дня.

Воспитатель: А ещё мы знаем, что если встать под солнечные лучи, то мы будем отбрасывать тень. Попробуйте определить тень  одного животного, а какого вы мне скажите, когда соберете слово из букв К, В, О, Л(волк).

 Игра «Найди тень волка»

Воспитатель: Ребята, сегодня вы  узнали, что день , в который прибавляется световой день , называется? ( Спиридон- Солнцеворот). Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «День народного единства».

Занятие проводится с целью  приобщения детей подготовительной группы к истории России....

Знакомство с народно-прикладным искусством. Конспект занятия по теме "День рождения у матрешки"

Задачи:Формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Учить выделять некоторые знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть...

Конспект занятия на тему: "День народного единства"

Материал полезен воспитателям,учителям-логопедам,педагогам дошкольных учреждений....

Конспект занятия на тему «День народного единства». (логопедическая группа)

Цель: Приобщение детей к истории РоссииЗадачи:1. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки)2. Учить узнавать и называть героев России3. Воспитывать уважение к людям, прославившим...

Конспект занятия на тему: "День народного единства"

Воспитывать у детей чувство гордости за свой народ и за его подвиги....

конспект занятия на тему "День народного единства"

интегрированное занятие в средней группе по патриотическому воспитанию...

Конспект занятия на тему " День Народного единства"

День народного единства - это праздник, который дети должны . Современный День народного единства — праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и нап...