ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА
по теме:
«Домашние птицы»
Оглавление
I Введение 3 стр.
II Основная часть 4 стр.
подготовительный этап 4 стр.
Содержательный этап 10 стр.
Итоговый этап 12 стр.
III Заключение: результаты и выводы 13 стр.
IV Литература 15 стр.
I Введение
Я, Шкуратова Елена Леонидовна, работаю в МДОУ №34 «Солнышко» г. Воскресенска уже 25 лет. Имею высшее педагогическое образование, окончила Орехово-Зуевский
В этом 2011-2012 году с малышами мою 2-ую младшую группу посещают 21 человек. Возраст детей от 3 до 4 лет
Работая по программе Веракса «От рождения до школы» столкнулась вот с такой проблемой: занимаясь с детьми часто использовала художественное слово, потешки, подвижные игры, где упоминаются домашние птицы: «Наша уточка с утра...», «Вот и люди спят», «Петушок», «Курочка и цыплята» и др. В ходе работы я поняла, что у моих детей очень скудные представления о домашних птицах, многие дети даже не знают их вовсе. И не удивительно, ведь все они живут в городе, почти никто не был в деревне. Нет у детей и самого понятия «деревня». Родители детей моей группы это в основном молодые мамы и папы в возрасте от 18 до 30 лет. Бабушки и дедушки также живут в городе. В лучшем случае некоторые семьи имеют дачу, но домашним птицеводством не занимаются. Это я выяснила из бесед с родителями.
Я выбрала тему проекта «Домашние птицы» так как считаю её актуальной: дети должны получить полные и достоверные знания, соответствующие возрасту детей, о домашних птицах: их внешнем виде, питании, среде обитания, пользе приносимой человеку и о том как человек, в свою очередь, заботится о домашних птицах. И получить их они должны именно в детском саду, так как в семье и окружающем мире (во дворе, в общении с другими взрослыми и детьми) отсутствуют наблюдения за домашней птицей, ребёнок не получает необходимых знаний.
Участниками проекта стали : воспитатель, родители, дети.
Вид проекта: информационный, фронтальный.
Срок реализации: 2-3 недели
Цель проекта: сформировать целостное представление о домашних птицах, их характерных отличительных особенностях, закрепить понятие «домашние птицы»
Задачи: 1. Закрепить понятие «домашние птицы», «домашние птицы живут рядом с человеком»
Учить создавать образы домашних птиц с помощью различных изобразительных средств.
Воспитывать заботливое отношение к живому.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемые результаты:
Усвоение детьми необходимых знаний по теме «домашние птицы»
Вовлечение родителей в педагогический процесс
II. Основная часть.
1 этап. Подготовительный.
Подготовительный этап работы над проектом был связан с подбором необходимых материалов, составление развёрнутого плана и созданием активизирующей среды, соответствующей цели проекта.
Вид деятельности | Задачи | День проекта |
1 этап. Подготовительный |
1. Подбор художественной и методической литературы, иллюстраций по теме | Информационно-методическое обеспечение проекта |
2. Консультация для родителей по проекту «Домашние птицы» | Знакомство родителей с задачами проекта |
3. Подбор родителями загадок, стихотворений о домашних птицах | Вовлечение родителей в педагогический процесс |
4. Беседа о домашних птицах | Определить представления детей о домашних птицах на начало проекта |
II этап. Содержательный |
1. Д/и «На птичьем дворе» | Дать детям представление о домашних птицах, о характерных отличительных особенностях птиц. Закрепить понятие: домашние птицы живут рядом с человеком. | 1 |
2. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба» | Воспитывать умение слушать сказку и понимать её содержание, сопереживать её персонажам. | 1 |
3. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй». Заучивание наизусть русской народной потешки «Петушок-петушок...» | Закрепить знания детей о курином семействе. Помочь запомнить и выразительно читать потешку, обратить внимание детей на образные описания. | 2 |
4. Упражнение «Кто как разговаривает?» | Упражнять в правильном произношении слов, обозначающих «говор» домашних птиц. | 2 |
5. Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят» | Помочь понять содержание картины осмыслить взаимоотношения между персонажами, учить делать самостоятельные выводы. | 3 |
6. Подвижная игра «Наседка с цыплятами» | Упражнять детей в беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал | 3 |
7. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Уточки» | Закрепить представления детей о повадках домашних птиц (уток) | 4 |
8. Лепка «Утёнок» | Закрепить представления детей об утке, её характерных особенностях. Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв) | 4 |
9. Чтение сказки «Цыплёнок и утёнок»В. Сутеева | Помочь детям понять содержание сказки, воспитывать навыки драматизации | 5 |
10. Рисование «Цып-цып-цып, мои цыплятки...» | Закрепить знание детей о характерных особенностях курицы и цыплят, формировать представления о круглой форме предметов, учить размазывать краску рукой, дорисовывать карандашом или фломастером детали | 5 |
11. Дидактическая игра «Кто как двигается» | Закрепить знания детей о способах передвижения домашних птиц, расширить глагольный запас по теме | 5 |
12. Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка Рябушечка» | Познакомить детей с русской народной песенкой, развивать навыки драматизации | 6 |
13. Дидактическая игра «Птицы и их птенцы» («Кто у кого?») | Учить детей правильно называть птенцов домашних животных | 6 |
14. Аппликация «Вышла курочка-хохлатка с нею жёлтые цыплятки...» | Закрепить знания детей о курином семействе. Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе, изображать предмет, состоящий из нескольких частей | 7 |
15. Разгадывание загадок о домашних птицах. | Закрепить знания детей об отличительных особенностях домашних птиц | 7 |
16. Дидактическая игра «Назови ласково» | Учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами | 7 |
17. Чтение сказки «Цыплёнок» К. Чуковского. | Воспитывать умение детей слушать художественное произведение, оценивать некоторые доступные их пониманию действия персонажей, учить характеризовать персонаж в 2-3 словах, ориентируясь на описание и иллюстрацию | 8 |
18. Лепка «Цыплята гуляют» (коллективная композиция) | Закрепить знания о характерных особенностях цыплят. Продолжать формировать умение лепить предметы, состоящие из 2 частей знакомой формы, передавая форму и величину частей. | 8 |
19. Игра малой подвижности «Найди цыплёнка» | Развивать пространственные представления детей | 8 |
20. Чтение русской-народной сказки «Гуси-лебеди» | Закрепить представления детей о повадках домашних птиц (гусей). Познакомить со сказкой, вызвать желание поиграть в сказку. | 9 |
21. Подвижная игра «Гуси-гуси» | Упражнять детей в беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал | 9 |
III этап Итоговый |
22. Интегрированная деятельность «Домашние птицы» | Систематизировать и обобщить знания детей о домашних птицах | 10 |
23. Изготовление макета «Птичий двор» | Воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом и со взрослыми для достижения совместного результата | 10 |
24. Фото-презентация макета птичьего двора для родителей | Ознакомление родителей с результатами работы по проекту «Домашние птицы» | 10 |
Мной была подобрана художественная и методическая литература, иллюстрации по теме «Домашние птицы»
Провела консультацию для родителей по проекту «Домашние птицы», на которой познакомила родителей с задачами проекта.
Обратилась к родителям с просьбой подобрать загадки, стихи о домашних птицах. Родители с удовольствием откликнулись и нашли много стихов, потешек, песенок.
Далее определила представления детей своей группы о домашних птицах на начало проекта. Побеседовала с каждым из детей индивидуально: показывала картинку с изображением домашней птицы (петух, курица, утка, гусь, индюк) и задавала вопросы: Кто это? Где живёт? Как называются птенцы (Кто у кого?)? Что едят? Ставила таблицу и определила 3 уровня знаний детей.
Ответы некоторых детей приведены в таблице:
Высокий уровень:
Ребёнок узнаёт и правильно называет домашних птиц, знает названия птенцов, имеет представление об их образе жизни, месте обитания, знает, что человек ухаживает за домашними птицами, несут яйцо.
Средний уровень:
Ребёнок узнаёт, называет домашних птиц не всех, путается, плохо знает об образе жизни, не знает птенцов.
Низкий уровень:
Узнаёт и показывает лишь одну домашнюю птицу, не имеет представления о домашних птицах.
На начало проекта детей, которые почти ничего не знали о домашних птицах, было 56% от количества в группе. Среднего уровня 34% и высокого уровня 10%.
2 этап. Содержательный
Так как младшие дошкольники отличаются эмоциональной восприимчивостью подбирала такие виды деятельности детей, методы и приёмы работы, которые задействуют все анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный.
Ведущий вид деятельности детей младшего возраста это игра, поэтому проводили занятия в виде игры. С большим желание и удовольствием дети играли в подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Найди цыплёнка», «Гуси-гуси».
Дидактическую игру использовала как один из основных методов знакомства детей с домашними птицами. Так через дидактическую игру «Н птичьем дворе» давала представление о домашних птицах, характерных особенностях птиц (строении тела, повадках), закрепляла понятие «домашние птицы».
Дидактическая игра «Кто-как передвигается» позволила закрепить знания детей о способах передвижения домашних птиц: кур, уток, гусей. В д/и «Птицы и их птенцы» учила детей правильно назвать птенцов домашних птиц.
Использовала наглядно-информационные методы работы: беседы, рассматривание картин, слайдов.
Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят позволило понять и осмыслить детям взаимоотношения между человеком и домашними птицами Дети делали самостоятельные выводы: Полина к. сказала, что курочек нужно кормить, иначе он «умрут с голода», «если будем заботиться курочке будет хорошо»
Читала детям рассказ К.Д Ушинского «Петушок с семьёй». Потом заучивали с детьми народную потешку «Петушок-петушок». Закрепила знания детей о курином семействе, дети выразительно рассказали потешку, быстро её запомнили.
После чтения рассказа К.Д. Ушинского «Уточки», который помог детям, дети лепили утят.
В лепке ребята передавали особенности строения тела — вытянутое, легко скользит по воде, вытянутый клюв, есть перепонки между пальцами на лапах, лапки широкие, плоские.
Прослушав прочитанную мной сказку «Цыплёнок и утёнок» Сутеева дети сами поняли различия между утёнком и цыплёнком, затем разыграли драматизацию по содержанию рассказа.
Илюша Д. Был цыплёнком, Даша М. - утёнком.
В ходе проекта обращались к устному народному творчеств: сказки и потешки очень близки детям 3-4 летнего возраста.
Рассказывала детям сказку, затем они становились непосредственными участниками событий сказки, потешки через драматизацию. Дети с удовольствием играли в сказки «Курочка-рябушечка», «Наши уточки с утра»
Закрепить знания об отличительных особенностях домашних птиц помогло разгадывание загадок о домашних птицах, которые помогли подобрать родители нашей группы.
Организованная продуктивная деятельность, занятия по лепке, аппликации и рисованию позволили закрепить знания детей о характерных особенностях домашних птиц, передавать их образ в изображении, обследовать объект губже посредством воспроизведения форм и цвета.
Жёлтой гуашью рисовали цыплят на траве, затем дорисовывали детали фломастером: клювы, лапки на занятии по рисованию «цып-цып-цып, мои цыплята.
Проводили с детьми аппликацию «Вышла курочка-хохлатка»; лепку «Цыплята гуляют».
Чтение сказки К.И. Чуковского «Цыплёнок» сопровождала показом на фланелеграфе.
Дети смогли оценить действия героев рассказа: сопереживали цыплёнку, жалели его, объясняли, что он ещё маленький, глупенький.
Познавательному развитию детей моей группы по теме «Домашние птицы» способствовали индивидуальные и групповые задания по типу: «Сравни и расскажи», «Сравни 2 картинки». Например, сравни кошку и курицу, собаку и утку.
Сравнивали и 2 домашние птицы между собой: курицу и утку, утку и гуся, курицу и петуха.
Чтобы детям легче было сравнивать предложила схему-алгоритм:
две лапы | перья | крылья | голова | клюв | хвост |
Ребята анализировали, сравнивали и запоминали отличительные особенности птиц: 2 лапы, оперение вместо шерсти, клюв, крылья, хвост.
Для бесед с детьми индивидуальных и групповых подобрала следующие темы:
«Чем мы курочек у бабушки кормили?»
«Откуда появился цыплёнок?»
«Почему индюки и куры на юг не улетели?»
«Что зашито мягкое в подушках?»
«О том, как утята учили плавать цыплят»
Такие темы заставляли детей задуматься, искать ответ на поставленные вопросы, высказывать свои догадки и предположения, самостоятельно приходить к выводам, делать неожиданные открытия.
Таким образом я старалась изучить с детьми объект со всех сторон.
3 этап. ИТОГОВЫЙ
На заключительном этапе организована интегрированная деятельность - «Домашние птицы» Целью этого итогового мероприятия было систематизировать и обобщить знания детей о домашних птицах.
Дети «оказались» в деревне, где их встречала бабушка Рая (воспитатель).
Мои воспитанники показали хороший уровень знаний о домашних птицах, активно отвечали на вопросы «бабушке Раи», рассказывали стихи, потешки, пели песенки о домашних птицах, играли в пальчиковую игру « «Петушок», вспомнили коллективную работу «Птичий двор», в которой проявили свои умения в лепке и аппликации.
Родителями был изготовлен макет «Птичий двор», который помог детям получить более полные представления о жизни домашних птиц в деревне.
Был проведён мониторингс детьми. Получили следующие показатели:
детей с высоким уровнем знаний по теме – 48% (увеличение на 38%)
среднего уровня – 42% (увеличение на 8%)
низкий уровень – 10%
Повышение уровня знаний составило – 46%
На родительском собрании ознакомили родителей с результатами работы по проекту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря данному проекту мне удалось сформировать у детей целостное представление о домашних птицах, их характерных и отличительных особенностях.
Результатами участия взрослых и детей стало то, что как показал заключительный мониторинг у детей:
повысился уровень знаний о домашних птицах, условиях их обитания и образе жизни. Детям стало понятно само понятие «домашние птицы». В результате организационной воспитателем познавательной и исследовательской деятельности дети стали сравнивать , анализировать и самостоятельно делать выводы и умозаключения: почему это птица, а не животное, чем отличается петух и курица и т. д.
Образы домашних птиц, созданные в лепке, аппликации, рисунках стали более выразительными и реалистичными. В своих работах многие дети стали проявлять творческие начала: например, лепили не только цыплят, но и камушки, зёрнышки, рассказывали, придумывали целые истории о своём персонаже (утёнке, цыплёнке).
Дети стали более заботливыми по отношению ко всему живому. Наблюдая за насекомыми, муравьями, жуками спрашивали, кто о них заботится, старались не наступать на них, внимательно следили, чтобы в клетке с попугаем всегда был корм и вода. Родители отметили, что их дети стали добрее по отношению к домашним питомцам: кошкам, собакам, рыбкам. Говорили своим мамам о том, что человек должен заботиться о животных, которые живут рядом с ним.
Родители моих воспитанников стали активными участниками проекта. С их помощью изготовлены: макет «Птичий двор», выставка альбомов «Домашние птицы», выставка поделок по теме. Родители проявили свою творческую активность: изготовили замечательных курочек, уточек, гусей из различных материалов: ткани, ниток, лепили из солёного теста, бисера и д.р.
Мне удалось вовлечь родителей в педпроцесс.
Таким образом, цель, которую я преследовала изначально, достигнута, задачи намеченные мной в начале проекта решены.
Я убедилась, что выбранные мной методы и приёмы по формированию у детей младшего дошкольного возраста экологических знаний посредством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры, как детей, так и непосредственно родителей моих воспитанников.
Способствовало развитию у детей воображения, мышления, памяти, формированию нравственных качеств, воспитанию бережного отношения к природе.
Главным итогом работы над проектом для меня стал не угасающий интерес детей, желание узнавать новое, творить, играть, общаться.
Проектная деятельность развивает наблюдательность, неравнодушное отношение детей к окружающему миру.
Литература
От рождения до школы. Основы общеобразовательной программы дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой — М.: Мозаика-Синтез, 2010
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 2007
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. - М., 2005
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй группе детского сада. - Воронеж, 2007
Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая младшая группа: конспекты занятий / автор составитель О.В. Павлова. - Волгоград, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»
Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей ...
Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...
Практико – ориентированный семинар «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС до».
Повышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых люде...
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Модернизация воспитательной деятельности ДОУ. Внедрение программы воспитания через организацию активных, практико - ориентированных форм работы»
Цель: повышение компетентности педагогических работников по разработке и реализации программы воспитания ДОУ.Задачи:1. Познакомить с нормативной базой, структурой и материалами по наполняемости ...
Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»
Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...
Перспективный план по работе с родителями с использованием практико-ориентированных форм работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план по работе с родителями с использованием практико-ориентированных форм работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...
Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ
проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника...