Конспект занятия для детей подготовительной группы "Познай Вселенную"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель:
Сформировать у детей представление о космических объектах Вселенной: астероидах, кометах. Дать знания о звёздах и созвездиях.
- Закрепить знания о планетах.
- Создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности.
- Создать возможность для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений (по форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени и пространства);
для обогащения словарного запаса, совершенствование звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи.
- Систематизировать имеющие знания.
Развивать мышление, воображение, память, внимание, творческие способности, любознательность.Сформировать у детей представление о космических объектах Вселенной: астероидах, кометах. Дать знания о звёздах и созвездиях.
- Закрепить знания о планетах.
- Создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности.
- Создать возможность для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений (по форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени и пространства);
для обогащения словарного запаса, совершенствование звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи.
- Систематизировать имеющие знания.
Развивать мышление, воображение, память, внимание, творческие способности, любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познай Вселенную | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управления образования и науки администрации
Губкинского городского округа Белгородской области
Познай Вселенную
Конспект занятия для детей подготовительной группы
Составила
Черноусова Надежда
Александровна
воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида
№39 «Золотая рыбка»
Губкин 2011
Цель: Сформировать у детей представление о космических объектах Вселенной: астероидах, кометах. Дать знания о звёздах и созвездиях.
- Закрепить знания о планетах.
- Создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности.
- Создать возможность для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений (по форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени и пространства);
для обогащения словарного запаса, совершенствование звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи.
- Систематизировать имеющие знания.
Развивать мышление, воображение, память, внимание, творческие способности, любознательность.
Оборудование: модель Солнечной системы, модель звёздного неба, модели планетоходов, космических кораблей, спутника, телескопа, фотографии планет, созвездий. Иллюстрации астероидов и комет. Материалы для экспериментально-исследовательской деятельности.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что Земля – это планета. А кто знает, что такое планета. (Планета – это шарообразное космическое тело.) Какой формы наша планета Земля? (Круглой.) Планета Земля живёт в семейке. Как она называется? (Солнечная система) Сколько планет в Солнечной системе? (В Солнечной системе 9 планет). Возьмите фотографии планет, и мы с вами совершим удивительное путешествие по Солнечной системе. На чём отправимся в полёт? С какой планеты стартуем? Свой полёт начинаем с планеты – ЗЕМЛЯ. У кого фотография планеты – Земля? Расскажи всё, что ты знаешь про нашу планету.
Ребёнок: Наша Земля – планета. Она не одинока во Вселенной. Существуют и другие планеты. Одни из них больше Земли, другие - меньше. Все они обращаются вокруг Солнца и входят в Солнечную систему. Земля единственная планета, где есть жизнь. Земной год – 365 земных суток. Земные сутки - 24 часа. Из космоса наша планета кажется голубой, потому что большая часть земли покрыта океанами.
Воспитатель: Стартуем и летим на ВЕНЕРУ.
Ребёнок, у которого фотография Венеры рассказывает: Венеру называют планетой загадок. Сколько не смотри на неё из космоса, не увидишь ничего, кроме белой мглы облаков. Но Венера – это высокие красноватые горы, скалы и огромные камни. Нет ни растений, ни животных, нигде – ни капли воды. Венера – самая близкая к Земле планета. Венерианский год – 225 земных суток. Венерианские сутки – 117 земных часов.
Воспитатель: Следующая наша цель – Меркурий.
Ребёнок, у которого фото планеты – Меркурий характеризует: поверхность Меркурия скалиста, но есть и равнины. Солнце выглядит в небе Меркурия огромным. Оно такое жаркое, что плавит на поверхности планеты даже металлы. Осторожнее! Здесь могут быть лужи и даже озёра из расплавленного олова и свинца. Меркурий – это планета, от куда удобно наблюдать Солнце. Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы. Меркурианский год – 88 земных суток. Меркурианские сутки – 176 земных часов. Вес Меркурия в 18 раз меньше веса Земли.
Воспитатель: А хотите увидеть из расплавленного олова? Давайте проведём эксперимент (паяльником расплавляют олово). Вывод: Вот такие лужи и озёра на Меркурии.
Воспитатель: Давайте теперь полетим на Марс. Путь до Марса неблизкий: ведь мы должны пересечь орбиты Венеры и Земли.
Ребёнок: В ночном небе Земли Марс кажется красным, потому что покрыт красным песком. А есть ли на Марсе жизнь? Учёные не говорят ни да, ни нет. Космические аппараты, запущенные к Марсу, сфотографировали пересохшие русла древних рек. Значит, на Марсе когда-то была вода. А если была вода, то, возможно, была и жизнь. Марсианский год – 687 земных суток. Марсианские сутки – 24 часа 37 минут. Вес Марса – 10-я часть веса Земли.
Воспитатель: Теперь мы направляемся к Юпитеру.
Ребёнок: Совершить посадку на Юпитер мы не сможем. Он огромен, только вот поверхности у Юпитера нет. Он постепенно сгущается, становится как вода, потом – как кисель, смола, глина. Внутри планеты – твёрдое ядро. Такие ядра есть у всех планет, в том числе – и у Земли. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Год Юпитера – 12 земных лет. Сутки Юпитера – 10 часов. Вес Юпитера 318 планет Земля.
Воспитатель: Летим ещё дальше, к Сатурну.
Ребёнок: Сатурн – это гигант, окружённый удивительным кольцом. Оно состоит из кусков снега и льда, которые вращаются вокруг планеты. Издали мы видим всё это снежное царство, как одно сплошное кольцо. Год Сатурна – 30 земных лет. Сутки Сатурна – 10,5 часов. Вес Сатурна – 95 планет Земля.
Воспитатель: Летим дальше. Впереди Уран и Нептун.
Дети: Это газовые планеты.
Уран – огромный газовый шар, эта планета-гигант в 61 раз больше Земли и в 15 раз тяжелее нашей планеты. Уран находится так далеко от Солнца, что Солнце с него видно не как диск, а как яркая звезда. Попавшим на Уран людям показалось бы, что здесь царят вечные сумерки. Хотя людям на планету высадиться вряд ли удастся, ведь его поверхность – это газ. Год Урана 84 земных лет. Сутки урана – 11 часов. Вес Урана 15 планет Земля.
Нептун – планета открытая путём расчётов на бумаге. Нептун, как и другие планеты-гиганты, состоит большей частью из водорода. Время от времени астрономы замечают в атмосфере Нептуна загадочные образования. Они то появляются, то исчезают. Учёные предполагают, что это признаки сильнейших бурь на планете. Год Нептуна – 165 земных лет. Сутки Нептуна – 18 часов. Вес Нептуна – 17 планет Земля.
Воспитатель: А вот и Плутон.
Ребёнок: Плутон – самая крайняя планета. Солнце кажется отсюда совсем крошечным, не намного крупнее других звёзд. На Плутоне всегда царят мрак и холод. Свет Солнца идёт до Плутона целых 6 часов (а до Земли он доходит за 8 минут). Температура никогда не поднимается выше -200 градусов! При таком холоде, ни о каком существовании жизни речи быть не может. Плутон состоит из каменных пород и льда. Год Плутона – 248 земных лет. Сутки Плутона – 6,5 земных часов. Вес Плутона – в несколько сотен раз меньше веса Земли.
Воспитатель: Наш полёт закончен. Мы вернулись на нашу планету. Я благодарю вас за знания, которые вы показали во время нашего полёта. И очень хочется сказать такие слова: Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Физкультминутка
- Планеты-гиганты станьте с правой стороны от Солнца, а с левой – планеты земной группы: Земля и те планеты, которые меньше Земли.
- Планеты распределитесь по своим орбитам, сделайте вращение вокруг звезды-Солнца.
- Газообразные планеты станьте с одной стороны от Солнца, а с поверхностью - с другой.
Воспитатель:
Ребята, сегодня я вас познакомлю с несколькими загадочными объектами Вселенной. И так, между орбитами Марса и Меркурия находится пояс астероидов.
Астероиды (“подобные звёздам”) – это каменные глыбы, летящие на большой скорости. Сталкиваясь друг с другом, с кометами или с планетами, астероиды разлетаются на более мелкие куски. Откуда же взялись эти каменные обломки? Астрономы предполагают, что здесь когда-то давно была орбита десятой планеты Солнечной системы. По каким-то таинственным причинам эта планета взорвалась. Вот и образовался пояс астероидов, опасный для космических кораблей. (Показ фотографии). Формы их могут быть различными: круглыми, продолговатыми, а иногда напоминают по форме гантели. Астероиды различаются и по составу: они бывают каменные, углистые и металлические.
Есть в Солнечной системе и другие загадочные тела – кометы. (“Косматая звезда”). Комета – это глыба изо льда, газов, камней и пыли. Когда этот космический “снежок” приближается к Солнцу, лёд от тепла начинает таять и испарятся. Выделяется газ и пыль, образуя “косматый” хвост кометы. А при удалении от Солнца комета снова замерзает и хвост у неё пропадает. Комета с ореолом может достигать размеров Юпитера, а хвост может тянуться на миллионы километров. (Показ иллюстрации).
Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходит. (Выполняет воспитатель). Зажжём свечу (солнце), поднесём к ней сухое горючее (комета), загорается, быстро отводим (получается хвост).
Что такое Солнце? Это огромный, очень горячий газовый шар. Солнце ни что иное как звезда. Звёзды, которые мы видим в небе, очень похожи на наше Солнце. Одни звёзды крупные, яркие, они горят, словно далёкие фонари. Другие наоборот – еле заметны на чёрном небе. Они кажутся такими маленькими лишь потому, что невообразимо далеки от нас.
Давайте проведём эксперимент. (Выполняется детьми). Слегка надуем шарик, нарисуем на нём звёздочки и станем надувать. Звёзды расходятся.
Вывод: Вот так далеко друг от друга и от нас расположены в космическом пространстве звёзды.
Если пофантазировать, то можно составить причудливые фигуры из самых крупных звёзд – ковши и треугольники, ромбы и кресты... Это - созвездия, россыпи ярких звёзд, которые видны на небе рядом. С давних пор люди видели в них огромных животных, бесстрашных героев и фантастических чудовищ. Древние сказочники сочинили о созвездиях захватывающие истории, каждому из них дали красивое название. Созвездие Большой медведицы. Кольцо зодиакальных созвездий назвали Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец. О человеке говорят, что он Лев или Телец. Это значит, что в тот месяц, когда он родился, Солнце находилось в созвездии Льва или Тельца.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в дневное время суток светятся звёзды или нет? (Ответы детей). Давайте проверим кто из вас прав.
(Опыт проводят дети). Возьмём дырокол и на картоне сделаем дырки-звёздочки. Вложим картон в конверт. Видны дырки-звёздочки? (Нет). А сейчас мы посветим фонариком. Видны дырки-звёздочки? (Да)
Вывод: Днём звёзды светят так же, как и ночью, только мы их не видим из-за солнечного или дневного света.
Итог занятия: Дети, какие небесные тела мы сегодня повторили?
О каких загадочных объектах Вселенной вы сегодня узнали?
Что вам запомнилось больше всего из занятия?
О чём бы вы хотели узнать больше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы
Структура занятия Тема: «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст 6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".
Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»
Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....
Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»
В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....
Конспект занятия для детей подготовительной группы "Дружат дети всей Земли"
Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.Задачи:Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.Развивать умение быть внимат...
"Два шага до чуда" - конспект занятия для детей подготовительной группы детей с ОВЗ
Предлагаю интересно провести прогулку необычно и интересно, где дети получат новые знания, повторят пройденный материал, в доступной интересной форме знакомятся со стеклом, узнают о его необычном прим...
Конспект занятия для детей подготовительной группы"Детям о правах ребенка"
Закрепить знания детей о правах и обязанностях...