Конспект занятия для детей подготовительной группы "Познай Вселенную"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Цель:

Сформировать у детей представление о космических объектах Вселенной: астероидах,  кометах. Дать знания о звёздах и созвездиях.

  -   Закрепить знания о планетах.

  -   Создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности.

 -  Создать возможность для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений (по форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени и пространства);

для обогащения словарного запаса, совершенствование звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи.

  -  Систематизировать имеющие знания.

 Развивать мышление, воображение, память, внимание, творческие способности, любознательность.Сформировать у детей представление о космических объектах Вселенной: астероидах,  кометах. Дать знания о звёздах и созвездиях.

  -   Закрепить знания о планетах.

  -   Создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности.

 -  Создать возможность для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений (по форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени и пространства);

для обогащения словарного запаса, совершенствование звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи.

  -  Систематизировать имеющие знания.

 Развивать мышление, воображение, память, внимание, творческие способности, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Познай Вселенную73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Управления образования и науки администрации

                           Губкинского городского округа Белгородской области

                                    Познай Вселенную

                                       

               Конспект занятия для детей подготовительной группы

                                   

                                                                                         

                                                                                          Составила

                                                                                         Черноусова Надежда                    

                                                                         Александровна  

воспитатель МАДОУ                          «Детский сад комбинированного вида

                                                                                         №39 «Золотая рыбка»

 

                                                         

                                                 

                                                         Губкин 2011


Цель: Сформировать у детей представление о космических объектах Вселенной: астероидах,  кометах. Дать знания о звёздах и созвездиях.

  -   Закрепить знания о планетах.

  -   Создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности.

 -  Создать возможность для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений (по форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени и пространства);

для обогащения словарного запаса, совершенствование звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи.

  -  Систематизировать имеющие знания.

 Развивать мышление, воображение, память, внимание, творческие способности, любознательность.

Оборудование: модель Солнечной системы, модель звёздного неба, модели планетоходов, космических кораблей, спутника, телескопа, фотографии планет, созвездий. Иллюстрации астероидов и комет. Материалы для экспериментально-исследовательской деятельности.

 

                                                     

                                                    Ход занятия.          

  Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что Земля – это планета. А кто знает, что такое планета. (Планета – это шарообразное космическое тело.) Какой формы наша планета Земля? (Круглой.) Планета Земля живёт в семейке. Как она называется? (Солнечная система) Сколько планет в Солнечной системе? (В Солнечной системе 9 планет). Возьмите фотографии планет, и мы с вами совершим удивительное путешествие по Солнечной системе. На чём отправимся в полёт? С какой планеты стартуем? Свой полёт начинаем с планеты – ЗЕМЛЯ. У кого фотография планеты – Земля? Расскажи всё, что ты знаешь про нашу планету.

  Ребёнок:  Наша Земля – планета. Она не одинока во Вселенной. Существуют и другие планеты. Одни из них больше Земли, другие - меньше. Все они обращаются вокруг Солнца и входят в Солнечную систему. Земля единственная планета, где есть жизнь. Земной год – 365 земных суток. Земные сутки - 24 часа. Из космоса наша планета кажется голубой, потому что большая часть земли покрыта океанами.

  Воспитатель: Стартуем и летим на ВЕНЕРУ.

  Ребёнок, у которого фотография Венеры рассказывает: Венеру называют планетой загадок. Сколько не смотри на неё из космоса, не увидишь ничего, кроме белой мглы облаков. Но Венера – это высокие красноватые горы, скалы и огромные камни. Нет ни растений, ни животных, нигде – ни капли воды. Венера – самая близкая к Земле планета. Венерианский год – 225 земных суток. Венерианские сутки – 117 земных часов.

  Воспитатель: Следующая наша цель – Меркурий.

  Ребёнок, у которого фото планеты – Меркурий характеризует: поверхность Меркурия скалиста, но есть и равнины. Солнце выглядит в небе Меркурия огромным. Оно такое жаркое, что плавит на поверхности планеты даже металлы. Осторожнее! Здесь могут быть лужи и даже озёра из расплавленного олова и свинца. Меркурий – это планета, от куда удобно наблюдать Солнце. Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы. Меркурианский год – 88 земных суток. Меркурианские сутки – 176 земных часов. Вес Меркурия в 18 раз меньше веса Земли.

  Воспитатель: А хотите увидеть из расплавленного олова? Давайте проведём эксперимент (паяльником расплавляют олово). Вывод: Вот такие лужи и озёра на Меркурии.

Воспитатель: Давайте теперь полетим на Марс. Путь до Марса неблизкий: ведь мы должны пересечь орбиты Венеры и Земли.

  Ребёнок: В ночном небе Земли Марс кажется красным, потому что покрыт красным песком. А есть ли на Марсе жизнь? Учёные не говорят ни да, ни нет. Космические аппараты, запущенные к Марсу, сфотографировали пересохшие русла древних рек. Значит, на Марсе когда-то была вода. А если была вода, то, возможно, была и жизнь. Марсианский год – 687 земных суток. Марсианские сутки – 24 часа 37 минут.  Вес Марса – 10-я часть веса Земли.

  Воспитатель: Теперь мы направляемся к Юпитеру.

  Ребёнок: Совершить посадку на Юпитер мы не сможем. Он огромен, только вот поверхности у Юпитера нет. Он постепенно сгущается, становится как вода, потом – как кисель, смола, глина. Внутри планеты – твёрдое ядро. Такие ядра есть у всех планет, в том числе – и у Земли. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Год Юпитера – 12 земных лет. Сутки Юпитера – 10 часов. Вес Юпитера 318 планет Земля.

  Воспитатель: Летим ещё дальше, к Сатурну.

  Ребёнок: Сатурн – это гигант, окружённый удивительным кольцом. Оно состоит из кусков снега и льда, которые вращаются вокруг планеты. Издали мы видим всё это снежное царство, как одно сплошное кольцо. Год Сатурна – 30 земных лет. Сутки Сатурна – 10,5 часов. Вес Сатурна – 95 планет Земля.

  Воспитатель: Летим дальше. Впереди Уран и Нептун.

  Дети: Это газовые планеты.

Уран – огромный газовый шар, эта планета-гигант в 61 раз больше  Земли и в 15 раз тяжелее нашей планеты. Уран находится так далеко от Солнца, что Солнце с него видно не как диск, а как яркая звезда. Попавшим на Уран людям показалось бы, что здесь царят вечные сумерки. Хотя людям на планету высадиться вряд ли удастся, ведь его поверхность – это газ.  Год Урана 84 земных лет. Сутки урана – 11 часов. Вес Урана 15 планет Земля.

Нептун – планета открытая путём расчётов на бумаге. Нептун, как и другие планеты-гиганты, состоит большей частью из водорода. Время от времени астрономы замечают в атмосфере Нептуна загадочные образования. Они то появляются, то исчезают. Учёные предполагают, что это признаки сильнейших бурь на планете. Год Нептуна – 165 земных лет. Сутки Нептуна – 18 часов. Вес Нептуна – 17 планет Земля.

  Воспитатель: А вот и Плутон.

  Ребёнок: Плутон – самая крайняя планета. Солнце кажется отсюда совсем крошечным, не намного крупнее других звёзд. На Плутоне всегда царят  мрак и холод. Свет Солнца идёт до Плутона целых 6 часов (а до Земли он доходит за 8 минут). Температура никогда не поднимается выше -200 градусов! При таком холоде,  ни о каком существовании жизни речи быть не может. Плутон состоит из каменных пород и льда.  Год Плутона – 248 земных лет. Сутки Плутона – 6,5 земных часов. Вес Плутона – в несколько сотен раз меньше веса Земли.

  Воспитатель: Наш полёт закончен. Мы вернулись на нашу планету. Я благодарю вас за знания, которые вы показали во время нашего полёта. И очень хочется сказать такие слова:    Есть одна планета – сад

                                                    В этом космосе холодном.

                                                    Только здесь леса шумят,

                                                    Птиц скликая перелётных.

                                                    Лишь на ней одной цветут

                                                    Ландыши в траве зелёной,

                                                    И стрекозы только тут

                                                    В речку смотрят удивлённо.

                                                    Береги свою планету -

                                                    Ведь другой, похожей, нету!

                                             Физкультминутка

- Планеты-гиганты станьте с правой стороны от Солнца, а с левой – планеты земной группы: Земля и те планеты, которые меньше Земли.

- Планеты распределитесь по своим орбитам, сделайте вращение вокруг звезды-Солнца.

- Газообразные планеты станьте с одной стороны от Солнца, а с поверхностью - с другой.

Воспитатель:

Ребята, сегодня я вас познакомлю с несколькими загадочными объектами Вселенной.  И так, между орбитами Марса и Меркурия находится  пояс астероидов.

   Астероиды (“подобные звёздам”) – это  каменные глыбы, летящие на большой скорости. Сталкиваясь друг с другом, с кометами или с планетами, астероиды разлетаются на более мелкие куски. Откуда же взялись эти каменные  обломки? Астрономы предполагают, что здесь когда-то давно была орбита десятой планеты Солнечной системы. По каким-то таинственным причинам эта планета взорвалась. Вот и образовался пояс астероидов, опасный для космических кораблей. (Показ фотографии).  Формы их могут быть различными: круглыми, продолговатыми, а иногда напоминают по форме гантели. Астероиды различаются и по составу: они бывают каменные, углистые и металлические.

   Есть в Солнечной системе и другие загадочные тела – кометы. (“Косматая звезда”). Комета – это глыба изо льда, газов, камней и пыли. Когда этот космический “снежок” приближается к Солнцу, лёд от тепла начинает таять и испарятся. Выделяется газ и пыль, образуя “косматый” хвост кометы. А при удалении от Солнца комета снова замерзает и хвост у неё пропадает. Комета с ореолом может достигать размеров Юпитера, а хвост может тянуться на миллионы километров. (Показ иллюстрации).

   Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходит. (Выполняет воспитатель). Зажжём свечу (солнце), поднесём к ней сухое горючее (комета), загорается, быстро отводим (получается хвост).

   Что такое Солнце? Это огромный, очень горячий газовый шар. Солнце ни что иное как звезда. Звёзды, которые мы видим в небе, очень похожи на наше Солнце. Одни звёзды крупные, яркие, они горят, словно далёкие фонари. Другие наоборот – еле заметны на чёрном небе. Они кажутся такими маленькими лишь потому, что невообразимо далеки от нас.

    Давайте проведём эксперимент. (Выполняется детьми). Слегка надуем шарик, нарисуем на нём звёздочки и станем надувать. Звёзды расходятся.        

 Вывод:  Вот так далеко друг от друга и от нас расположены в космическом пространстве звёзды.

    Если пофантазировать, то можно составить причудливые фигуры из самых крупных звёзд – ковши и треугольники, ромбы и кресты... Это -  созвездия, россыпи ярких звёзд, которые видны на небе рядом. С давних пор люди видели в них огромных животных, бесстрашных героев и фантастических чудовищ. Древние сказочники сочинили о созвездиях захватывающие истории, каждому из них дали красивое название. Созвездие Большой медведицы. Кольцо зодиакальных созвездий назвали Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец. О человеке говорят, что он Лев или Телец. Это значит, что в тот месяц, когда он родился, Солнце находилось в созвездии Льва или Тельца.  

  Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в дневное время суток светятся звёзды или нет? (Ответы детей). Давайте проверим кто из вас прав.

   (Опыт проводят дети). Возьмём дырокол и на картоне сделаем дырки-звёздочки. Вложим картон в конверт. Видны дырки-звёздочки? (Нет). А сейчас мы посветим фонариком. Видны дырки-звёздочки? (Да)

Вывод: Днём звёзды светят так же, как и ночью, только мы их не видим из-за солнечного или дневного света.

Итог занятия:  Дети,  какие небесные тела мы сегодня повторили?

                           О каких загадочных объектах Вселенной вы сегодня узнали?

                           Что вам запомнилось больше всего из занятия?

                            О чём бы вы хотели узнать больше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»

Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Дружат дети всей Земли"

Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.Задачи:Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.Развивать умение быть внимат...

"Два шага до чуда" - конспект занятия для детей подготовительной группы детей с ОВЗ

Предлагаю интересно провести прогулку необычно и интересно, где дети получат новые знания, повторят пройденный материал, в доступной интересной форме знакомятся со стеклом, узнают о его необычном прим...