проектная деятельность объект исследования "Транспорт"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Создание проекта по формированию четкого представления о транспортных средствах позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов. (перспективный план 2 младшая группа, игры , памятки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko_-_orientirovannyy_proekt.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико – ориентированный проект
по курсу
«Ознакомление дошкольников с предметным и социальным миром»
Выполнила:
Тоестева Ирина Сергеевна
воспитатель
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Дети задают взрослым множество вопросов, они направлены на поддержание общения с взрослыми.
Необходимо всячески поддерживать у детей интерес к занятиям, желание участвовать в них, уверенность в своих силах. В первую очередь для малышей интерес сам педагог, его действия с предметами, а уже через него дети начинают интересоваться окружающим миром.
Введение в предметный мир предполагает:
*ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т.д.)
* восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
* совершенствовать пространственную ориентировку;
* формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно – развивающей среды;
Развивать способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, интерес к различным видам игр, к окружающему миру в процессе игр с игрушками.
Изучив программу авторов Алешиной, О.В. Дыбиной разработала проект для детей второй младшей группы.
Объект исследования | транспорт |
тема | Виды транспорта |
цель | Познакомить детей с основными видами транспорта; различать основные части транспорта; уметь дифференцировать транспорт по назначению |
Тип проекта | Ролево-игровой |
Участники проекта | Воспитатель, дети, родители |
Сроки реализации проекта | Средней продолжительности |
проблема | Учить называть виды наземного транспорта; сформировать четкое представление о машине; сравнивать предметы; знакомить с составными частями транспорта; развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук. |
Образовательные области: задачи
социализация | труд | Безопасность | познание | коммуникация | Чтение Художественной литературы | Художественное творчество |
Поощрять участие детей в совместных играх; развивать интерес к игре; Развивать умение соблюдать элементарные правила игры; В процессе игры развивать интерес к окружающему миру | Развивать трудовую деятельность; Формировать первичное отношение к собственному труду; Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности | Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способа поведения в них; Приобщение к правилам безопасного поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным для человека ситуациям | Продолжать развивать сенсорное развитие; Расширять кругозор; Устанавливать простейшие связи между явлениями природы и предметами; Знакомить с доступными пониманию профессиями | Развивать свободное общение с взрослыми и детьми; Развивать все компоненты устой речи; Практическое овладение нормами речи | Формировать целостность картины мира; приобщение к словесному искусству; Воспитывать умение слушать новые сказки; Учить заучивать потешки, стишки | Развивать детское творчество; Приобщать к изобразительному искусству; Учить передавать в рисунке красоту, совершенствовать умение правильно держать кисть, карандаш; Закреплять знания цветов |
Ожидаемый результат
Создание проекта по формированию четкого представления о транспортных средствах позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов. Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Предварительная работа:
чтение, беседа с детьми о различных видах транспорта, рассматривание иллюстраций.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛУ
«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Программное содержание | Совместная деятельность |
1 | 2 | 3 |
СС | 1. «Зачем нужно знать и точно соблюдать правила уличного движения». Цель: познакомить детей с основными правилами уличного движения; объяснить, как опасно нарушать их | 1. Чтение худ. произведений. 2. Рассматривание иллюстраций, книг, плакатов. 3. Строительные игры «Улицы города». 4. Предложить детям рисовать красные и зелёные круги. 5. С/р игра «Водители». 6. Выполнение детьми тематических заданий. 7. Тематические беседы |
ОО | 2. «Знакомство с улицей». Цель: уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях | 1. Чтение худ. произведений об улице. 2. Беседы с рассматриванием иллюстраций, книг, плакатов с улицей. 3. Предложить детям назвать, какие предметы расположены от них справа, слева, спереди, сзади. 4. Строительство гаражей для больших и маленьких машин. 5. П/и «Бегите ко мне». 6. Внести в книжный уголок книги, альбомы, рисунки с изображением улиц |
НН | 3. «Виды транспорта». Цель: познакомить с основными видами транспорта – наземный, воздушный, водный | 1. Чтение худ. произведений о транспорте. 2. Тематические беседы с рассматриванием иллюстраций. 3. Выполнение тематических заданий. 4. Складывание разрезных картинок. 5. Катание на машинах кукол и других игрушек. 6. Создание коллективной аппликации с различными видами транспорта. 7. Предложить детям занимательный материал «Дорисуй машину» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
ДД | 4. «Рассматривание грузового автомобиля». Цель: познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль), уточнить знания о работе шофёра | 1. Рассматривание иллюстраций с различными грузовыми машинами. 2. Раскрашивание раскрасок с транспортом. 3. Чтение худ. произведений. 4. Наблюдение за работой грузового автомобиля, который привозит продукты в детский сад. 5. П/и «Воробушки и автомобиль». 6. Коллективное конструирование «Машины на нашей улице». 7. Инсценировка стихотворения А. Барто «Грузовик» |
ЯЯ | 5. «Светофор». Цель: дать детям представление о работе умного прибора – светофора; рассказать о сигналах для машин и людей, что светофор помогает им не мешать друг другу; учить различать сигналы светофора и подчиняться им | 1. Наблюдение за работой светофора. 2. Чтение худ. произведений о светофоре. 3. Рассматривание иллюстраций со светофором. 4. Предложить детям нарисовать цветные кружки, соответствующие сигналам светофора. 5. Предложить из конструктора «Лего» построить светофор. 6. Д/и «Светофор», «Найди свой цвет». 7. П/и «Стой, иди, подожди» |
ФФ | 6. «Когда мы пассажиры». Цель: добиться, чтобы дети усвоили понятия «пешеход», «пассажир» и получили представление о правильном поведении в общественном транспорте | 1. Чтение худ. произведений о правилах поведения в общественном транспорте. 2. С/р игра «Автобус». 3. П/и «Трамвай». 4. Выполнение тематических заданий. 5. Беседы с рассматриванием иллюстраций. 6. Обыгрывание игровых ситуаций «Правила поведения в транспорте». 7. Прогулка к остановке пассажирского транспорта |
ММ | 7. «Если ты потерялся на улице». Цель: учить детей правильно вести себя, если они потерялись – обратиться за помощью к продавцу, милиционеру; объяснить значимость знаний своего адреса и телефона, умения ориентироваться в ближайшем окружении | 1. Игры на развитие внимания. 2. Беседы групповые и индивидуальные с обсуждением различных ситуаций. 3. Придумывание историй (дети помогают героям выпутываться из затруднительных положений). 4. П/и «Бегите ко мне». 5. Чтение худ. произведений. 6. Упражнение на ориентировку в пространстве |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 |
АА | 8. «Поведение детей на улице». Цель: дать детям понять, что играть на проезжей части улицы нельзя; воспитывать дисциплину | 1. Беседы с использованием различных ситуаций по правилам поведения на улице. 2. Упражнения на макете. 3. Чтение худ. произведений по правилам поведения на улице. 4. Придумывание рассказов «Что было бы, если…». 5. Рассказы детей из личного опыта совместно с воспитателем. 6. Игры на транспортной площадке. 7. П/и «Воробушки и автомобиль» |
ММ | 9. «Работа светофора» (прогулка к перекрёстку). Цель: закрепить знания детей о сигналах светофора; воспитывать наблюдательность и дисциплинированность. Диагностика по ПДД. | 1. Чтение худ. произведений. 2. П/и «Красный, жёлтый, зелёный». 3. Упражнения с действующим светофором. 4. Рассматривание иллюстраций с действиями пешеходов при различных сигналах светофора. 5. Игры на транспортной площадке. 6. Рисование и строительство светофора |
Организация непосредственно образовательной деятельности по теме:
Виды транспорта
Программные задачи: познакомить с основными видами транспорта – наземный, воздушный, водный. Развивать логическое мышление, активизировать употребление предлогов; обобщить знания по теме «Транспорт».
Предварительная работа: чтение, беседа с детьми о различных видах транспорта, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: иллюстрации «Транспорт», стульчики детские, фуражка для водителя, нагрудные знаки грузового транспорта «Хлеб», «Молоко», «Рыба», зверюшки – заяц, кошка, собака, круги 3-х цветов: красный, жёлтый, зелёный, лист ватмана, клей, салфетки, клеенки, кисточки, картинки небольшого размера с различным видом транспорта на каждого ребёнка.
Ход занятия
– Ребята, сегодня к нам в гости пришли разные зверушки. Они очень любят ездить, кататься на машинах, но не знают, на чём ещё можно ездить. Мы знаем с вами, что транспорт движется по земле (рассматривание иллюстраций легкового, грузового автомобиля). Если надо куда-то ехать, то мы едем на пассажирском транспорте (рассматривание иллюстраций автобуса, трамвая, троллейбуса, маршрутного такси, поезда).
Проводится игра со стульчиками «Мы едем в трамвае»
– А для перевозки груза существуют грузовые машины.
Проводится игра «Перевези груз» (дети по сигналу превращаются в любую грузовую машину и движутся по группе. По сигналу останавливаются, заправляются бензином, по сигналу продолжают свой путь на место).
– Этот транспорт называется наземным (на столе выкладываются картинки с вышеперечисленным транспортом).
–По реке тоже движется транспорт – пассажирский (показ иллюстраций теплохода, лодки, метеора) и грузовой, который везёт лес, кирпич, нефть. (показ иллюстраций баржи, танкера). Этот транспорт называется водным (ещё раз рассматривание иллюстраций с водным транспортом).
Проводится игра «Самолёты» (дети разбегаются по группе, изображая самолёты: руки – крылья в стороны, встали на колено – это посадка, завели мотор. Красный круг – посадка, жёлтый – приготовились, завели мотор, зелёный – полетели).
– Ребята, где летают самолёты? (В воздухе.)
– А ещё на чём можно полететь? (На вертолёте, ракете.) Этот транспорт называется воздушным. (Рассматривание иллюстраций самолёта, ракеты, вертолёта.)
II. Дидактические игры и упражнения.
1. «Покажи и назови».
Воспитатель показывает картинки с изображение видов транспорта, уточняет их составные части, назначение. Затем раздаёт каждому ребёнку картинку с изображением одного вида транспорта и объясняет правила игры.
- Я буду рассказывать о машине, пароходе или самолёте. Если этот транспорт есть на вашей картинке, поднимите её и назовите.
2. «Продолжи предложения».
Поезд идет по рельсам, а автобус по... (земле).
Трамвай большой, а велосипед... (маленький).
Самолёт летит по небу, а пароход плывёт по... (воде).
Автобус идет, а самолёт... (летит).
3. «Какой, какие?».
Дверца из металла; она (какая?) - металлическая.
Колеса из резины; они (какие?) - ...
Вёсла из дерева; они (какие?) - ...
4. «Ч т о делает?».
Воспитатель называет виды транспорта, а дети подбирают как можно больше слов-действий:
машина (что делает?) - идет (мчится, тормозит, поворачивает, останавливается);
самолёт -...;
корабль - ... (И т. д.)
5. «Что мы слышим, то и повторим».
Воспитатель. От транспорта на улицах шумно. Давайте вспомним и произнесем звуки, которые мы слышим:
Шины автомобиля шуршат по дороге: ш-ш-ш-ш.
Машина застряла в канаве и буксует: дззз-дззз, джжж-
Лётчик заводит мотор самолёта: р-р-р-р-р.
Полетел самолёт: у-у-у-у.
Заводят мотоцикл, и он все громче и быстрее трещит: д-д-д-д-д-д.
Дети начинают произносить медленно; затем с ускорением, все быстрее.
• Проезжает мимо поезд: чух-чух-чух-чух.
6. «Что лишнее?».
Воспитатель показывает детям картинки и спрашивает: «Что лишнее?». Затем уточняет, почему лишний тот или иной вид транспорта.
– А чтобы зверушки лучше запомнили, где какой транспорт движется, мы им сделаем и подарим нашу картину.
Создание коллективного фриза «Виды транспорта». (На листе ватмана нарисованы земля, вода, воздух. Дети приклеивают картинки с различным видом транспорта в соответствующие места.)
Зверушки благодарят детей за то, что много узнали о различном транспорте, научились различать его. Прощаются с детьми и уходят.
Работа с родителями:
Предложить родителям по дороге домой с детьми рассмотреть грузовые и легковые автомашины, вспомнить из каких частей состоит машина. Построить дома из конструктора «Лего» поезд, самолет, машину.
Тема НОД: Транспорт и опасные ситуации.
Задачи:
Дать представление о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном).
Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицах города.
Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
Работа с детьми: | 1. Занятия | «В городском транспорте» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина; «В городском транспорте» М.А.Фисенко; «Знакомство с транспортом» К.Ю.Белая; «Опасные участки на пешеходной части улицы»; |
2. Беседы: | «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»; «Как надо вести себя в общественном транспорте?» «На чём люди ездят»; «Пассажирский транспорт»; «Труд водителей»; «Я – пассажир»; |
3. Чтение художественной литературы: | Бедарев О. «Если бы …»; Берестов В. «Про машины»; Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»; Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»; Дорохов А, «Пассажир»; Лешкевич И. «Гололёд»; Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»; Носов Н. «Автомобиль»; Огнецвет Э. «Кто начинает день»; Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ; Семернин В. «Запрещается – разрешается»; Юрмин Г. «Любопытный мышонок»; Загадывание загадок о транспорте. |
4. Игры: | «Угадай вид транспорта»; «Водитель и пассажиры»; «Домино» (транспорт); «Как избежать неприятностей»; «Кто чем управляет»; «На воде, в воздухе, на земле»; «На чём я путешествую?», «Осторожно пешеход»; «Сложи картинку» «Улица города» |
5. Сюжетно-ролевые игры: | «Автобус», «Водители и пешеходы», «ГАИ», «Гараж», «Транспорт». |
6. Моделирование ситуаций: | «Авария на дороге», «Будущий водитель», «Помоги старушке». |
7. Продуктивная деятельность: | «Моя улица», «Перекрёсток», «Транспорт на улицах города», «Пассажирский транспорт», работа со строителем «Гараж», «Мой дворик», тестопластика «Транспорт». |
8. Развлечение: | «Безопасное колесо», «Зелёный огонёк» |
9. Рассматривание картины из серии «Кем быть». |
Работа с родителями: | Родительское собрание с приглашением сотрудников ГБДД «Безопасное поведение на дорогах». Консультация «Посмотри направо – посмотри налево», «Внимание – дорога!». Памятка для родителей «Юному пешеходу». |
Работа с педагогами | - Инструктаж "Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма" - Создание среды в группах "уголок Пешехода" - Тренинг "Что за знак", "Изобрази знак" - Консультация "Что могут сами дети", Предупреждение детских страхов в опасной ситуации", "Окажи первую помощь" - Конкурс на составление плана работы ДОУ по ПДД |
Ситуативные задания и дискуссионные вопросы
для родителей детей дошкольного возраста
Вопрос: Зачем дошкольникам запоминать правила поведения на улице, если они ходят со взрослыми и должны строго выполнять их указания?
Ответ: Ребенок должен осознанно выполнять правила, ему надо учиться тому, чтобы правильно вести себя на улице без взрослого. Если он случайно окажется на улице один, он сможет разумно поступить в сложной дорожной ситуации.
Вопрос: Что является самым важным при переходе улицы?
Ответ: Иметь хороший обзор проезжей части во все стороны улицы, быть внимательным.
Вопрос: Какие меры должен предпринять пешеход, чтобы не попасть под автомобиль?
Ответ: Нельзя выходить, двигаться по проезжей части, не убедившись в безопасности. Ели окажешься в движущемся потоке автомобилей, надо остановиться на границе полос движения, поднять руку, чтобы вас лучше видели водители, не бежать.
Вопрос: Можно ли маленькому ребенку во дворе сразу после выхода из подъезда бежать к игровой площадке?
Ответ: Нельзя. Надо, чтобы туда его отвел сопровождающий взрослый. Иначе возможен несчастный случай.
Вопрос: Где и как надо ожидать автобус, трамвай, троллейбус и такси?
Ответ: Ожидать транспорт разрешается только на специальных посадочных площадках, а если их нет, то на тротуаре или обочине. Посадочная площадка для пассажиров трамвая может быть в середине проезжей части и несколько приподнята над ней. Ни в коем случае нельзя ожидать транспорт на проезжей части. Дети должны находиться на посадочной площадке так, чтобы они стояли дальше от проезжей части, чем взрослый.
Вопрос: Почему на остановках транспорта надо находиться на некотором расстоянии от проезжей части, наблюдая за приближающимся транспортом, особенно в дождливую погоду?
Ответ: Если площадка мокрая и скользкая, то можно поскользнуться и упасть на останавливающийся транспорт. При скользкой проезжей части транспортные средства может занести на площадку, тротуар или на обочину, обдать грязью.
Вопрос: Как взрослый с ребенком должен входить и выходить из транспорта?
Ответ: При посадке взрослый вначале должен помочь войти ребенку, а затем войти сам. При выходе надо сначала выйти взрослому, а ребенка обязательно взять за руку.
Вопрос: Почему нельзя задерживаться в транспортном средстве, когда открыты двери?
Ответ: Водитель, увидев в зеркале, что никто не выходит, включит механизм, закрывающий двери. Пассажир кинется к двери, и может застрять в них, что может повлечь тяжелые последствия.
Вопрос: На перекрестках, в местах с интенсивным движением, на углах улиц стоят невысокие ограждения, отделяющие тротуары от проезжей части. Для чего они нужны? Как поступить пешеходу?
Ответ: Ограждения препятствуют выходу пешеходов в этом месте на проезжую часть. Находиться на проезжей части за ограждением опасно и запрещено.
Вопрос: Что является главным для пешехода при осмотре улицы?
Ответ: В первую очередь увидеть и оценить объекты, непосредственно угрожающие пешеходу?
Вопрос: В чем заключается опасность для пешехода, когда один автомобиль опережает другой?
Ответ: В кратчайшие секунды обгона ни пешеход, ни водитель друг друга не видят и заранее принять меры безопасности не могут. Пешеходу надо после перехода каждого ряда убеждаться в безопасности дельнейшего движения.
Ситуация: Пешеход вышел на проезжую часть из-за задней части автомобиля (троллейбуса, грузового автомобиля, трамвая). Хорошо видел слева от себя и прямо, а что делалось справа не мог видеть, так как улица узкая. Что может произойти? Как пешеходу поступить?
Ответ: Пешеход может попасть под автомобиль, движущийся справа, Нужно остановиться посередине улицы, не бежать, желательно поднять руку, чтобы быть более заметным.
Ситуация: Пешеход вышел из-за передней части автобуса (троллейбуса, грузового автомобиля, трамвая), стоящего на краю проезжей части. Что делается на дороге слева от него, он не мог видеть пешехода. Что может случиться? Как пешеход должен был поступить?
Ответ: Пешеход мог попасть под автомобиль. Переход улицы надо было производить на ближайшем пешеходном переходе, или после того, как отъедет автомобиль, мешающий обзору.
Ситуация: Ребенок вышел на пешеходный переход сразу после того, как проехал грузовик. За грузовиком двигался с большой скоростью легковой автомобиль, которого ребенок не видел из-за грузовика. Что может произойти? Как надо поступить ребенку?
Ответ: Ребенок может попасть под автомобиль. Перед переходом ребенку надо было остановиться, осмотреться, подождать, пока проедет автомобиль, закрывающий обзор всей части и тогда начать переход.
Ситуация: Пешеход вышел из-за забора на проезжую часть. Не посмотрел, что делается на проезжей части, в это время к этому месту приближался автомобиль. Что могло случиться и как следовало поступить пешеходу?
Ответ: Пешеход мог попасть под автомобиль. Ему следовало остановиться у забора, усмотреть проезжую часть и дальше переходить улицу.
Ситуация: Школьник и женщина с ребенком стояли у светофора.Зажегся красный и желтый сигнал светофора. Школьник бегом бросился через переход. Загорелся зеленый сигнал. Женщина посмотрела, нет ли приближающихся на большой скорости машин, убедилась, что автомобили затормозили у стоп-линий, ступила на переход и пошла через улицу, крепко держа за руку ребенка. Что могло произойти со школьником? Правильно ли поступила женщина с ребенком?
Ответ: Школьник мог попасть под автомобиль. Движение на красный и желтый сигналы, горящие одновременно, запрещено. Женщина поступила правильно. Школьнику надо было поступить также.
Ситуация: Девочка переходила улицу, посмотрела кругом и увидела, что из переулка выезжает грузовик. Смотрела внимательно, не обратив внимания, что грузовик с прицепом. Решила его пропустить и пошла по переходу. Что могло произойти? В чем ошибка девочки?
Ответ: Она могла натолкнуться на прицеп. При переходе надо внимательно смотреть на движущийся транспорт.
Ситуация: Мама с мальчиком шла по улице. На противоположной стороне мальчик увидел бабушку и бросился к ней. На улице двигались автомобили. Как надо было действовать маме?
Ответ: Мама должна была крепко держать за руку ребенка, идя вблизи движущегося транспорта.
Вопрос: Разрешается ли детям на велосипеде выезжать на улицу, дорогу?
Ответ: Правилами дорожного движения детям до 14 лет это запрещено. Опыт показывает, что только к этому возрасту ребенок может правильно оценить дорожную обстановку, предвидеть опасность, приобрести необходимые навыки в управлении велосипедом и уходе за ним.
Вопрос: Что необходимо делать перед каждым выездом на велосипеде и по возвращении из поездки?
Ответ: Убедиться, что исправно рулевое управление, тормоза и звуковой сигнал. После поездки надо его вымыть, протереть от пыли, устранить неисправности.
Памятка для родителей детей младшего
дошкольного возраста
Ворчаньем наскучишь, примером научишь.
Китайская пословица
Уважаемые родители!
В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
– кто является участником дорожного движения;
– элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекресток);
– транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);
– средства регулирования дорожного движения;
– красный, желтый и зеленый сигналы светофора;
– правила движения по обочинам и тротуарам;
– правила перехода проезжей части;
– без взрослых выходить на дорогу нельзя;
– правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.
Методические приемы обучения навыкам безопасного поведения ребенка на дороге:
– своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить: с правилами только в объеме, необходимом для усвоения;
– для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
– объяснять, что происходит на дороге, какие он видит транспортные средства;
– когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
– указывать на нарушителей правил как пешеходов, так и водителей;
– закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
– развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
– развивать представление о скорости движения транспортных средств и пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
– не запугивать ребенка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
– читать ребенку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.
ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребенка, но и других родителей.
Берегите ребенка! Оградите его от несчастных случаев на дорогах!
Рекомендации родителям
младших дошкольников
Уважаемые мамы и папы!
Вы являетесь образцом поведения. Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Чтобы Ваш ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Ваш ребенок должен играть только во дворе под Вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
Знакомьте малыша с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного. Пусть Ваш малыш сам приведет Вас в детский сад, а из детского сада домой.
В этом возрасте Ваш ребенок должен знать:
– на дорогу выходить нельзя;
– дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку. Вырываться нельзя;
– переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
– пешеходы – люди, которые идут по улице;
– чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору:
Красный свет – движенья нет.
А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт»;
– машины бывают разные, это – транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);
– когда мы едем в автобусе, троллейбусе, нас называют пассажирами;
– когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень.
Мамы! Папы!
Отнеситесь ответственно к нашим советам.
Ведь от Вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от Вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье Вашего ребенка!
Памятка воспитателю по ПДД
Рекомендации, которые необходимо знать
воспитателям детских садов
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь
правой стороны.
2. Там, где нет тротуаров (обочин), ходить нужно по краю проезжей части, на дорогах – по левому краю дороги – навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону.
3. Пешеходы обязаны переходить улицу или дорогу только шагом по пешеходным переходам, обозначенным линиями или указателями «Пешеходный переход», а на перекрестках с необозначенными переходами – по линиям тротуаров.
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться, в полной безопасности: посмотрите налево, дойдя до середины улицы – направо.
5. Запрещается пересекать путь движущимся вблизи транспортным средствам, выходить из-за них на проезжую часть, не видя обстановки на улице. Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспорта, стоящего вблизи тротуаров.
6. В местах перехода, где движение регулируется, переходить улицу следует только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к вам боком).
7. В местах, где переходы не обозначены, где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт.
8. Организованные группы людей могут двигаться колонной по правой
стороне улицы не более чем в 4 ряда. Впереди и позади колонны должны
находиться сопровождающие с красными флажками, а с наступлением темноты и в тумане с зажженными фонарями, впереди – белого цвета, а сзади – красного.
9. Группами детей разрешается водить только по тротуару или по обочине дороги не более чем в 2 ряда и только днем.
10. Следите за поведением детей, не позволяйте им нарушать правила дорожного движения, а также устраивать игры на улицах.
11. Не позволяйте детям кататься на велосипедах по проезжей части улиц и на тротуарах.
12. Переходя улицу, не выпускайте руки ребенка, идущего с Вами, не оставляйте детей на улице без надзора.
Будьте примером для детей в соблюдении ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!
Дидактические игры
Цели дидактических и подвижных игр и игровых упражнений:
Учить детей различать дорожные знаки;
закреплять знания детей о правилах дорожного движения;
расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя на дороге;
• закрепить представления детей о светофоре;
. учить детей различать дорожные знаки;
развивать пространственную ориентировку в трехмерном (в пространстве помещения, на улице) и двухмерном пространстве (на листе бумаги или макете);
формировать навыки ролевого поведения. Учить брать роль и вести ее до конца игрового действия;
обогащать пассивный и активный словарь детей (транспортные средства, знаки дорожного движения и т. п.);
развивать зрительное внимание, произвольные регулирующие движения руки и зрительно-двигательную координацию в процессе игр.
Ловкий пешеход
Содержание игры. Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти — означает на ходу бросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный — не пересек улицу — выбываешь из игры. В желтый — можешь бросить мяч еще раз..
Угадай знак
Содержание игры. Дети стоят в ряд. Перед дым таблички с дорожными знаками, перевернутыми вниз. Такой же комплект у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, кто быстрее отыщет знак у себя и правильно назовет его значение.
Красный, желтый, зеленый
Содержание игры. Дети делятся на две команды и встают в ряд на линии старта. Перед стартом расставлены держатели из игрового набора «Кузнечик» на определенном расстоянии друг от друга. В руках у стоящих впереди по пластмассовому шару красного, желтого и зеленого цветов (из набора шаров для «Сухого бассейна»). Необходимо обойти с шариком все держатели, не уронить их и вернуться на место старта.
Светофор
Содержание игры. Ведущий переключает сигналы на светофоре (вариант: взрослый показывает шарики красного, желтого и зеленого цветов). На зеленый свет — дети маршируют, имитируя ходьбу. На желтый — хлопают в ладоши, на красный — соблюдают полную тишину.
Продолжи ряд слов
Содержание игры. Взрослый говорит любое слово из лексического запаса по теме «Транспорт», «Улица», «Знаки дорожного движения». Ребенок повторяет это слово и называет свое, следующий ребенок называет два предыдущих слова и придумывает свое слово.
Повторяй за мной
Содержание игры. Взрослый читает стихи. Дети в подходящей ситуации произносят все вместе: «Это мы» или молчат.
Игра повторяется, каждый ребенок при указательном жесте с помощью жезла в его сторону произносит «Это я».
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? Это (мы) я.
Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора? (Дети молчат.)
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? (Дети молчат.)
Знает кто, что красный свет — Это значит — хода нет? Это (мы) я и т. п.
Наша улица
Материал: макет улицы с домами, перекрестками, автомобили (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители, светофор, дорожные знаки.
Содержание игры. Детям предлагается составить макет улицы предложенной ситуации. (Ситуацию для развития игрового сюжета можно взять из плакатов серии «Азбука дорожного движения» изд-ва «Дрофа».) Педагог просит детей рассказать, что означает эта ситуация и разыграть ее с помощью игрушек. Ситуация может развиваться, усложняться по мере освоения детьми сюжета.
Пешеходы
Материал: куклы (мишки, зайцы), светофор, ограничительные полосы, знак «Пешеходный переход».
Содержание игры. Дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Например, куклы (мишки, зайки и др.) переходят дорогу на зеленый сигнал, на желтый — останавливаются, на красный — стоят. Под знаком «Пешеходный переход» куклы переходят проезжую часть.
Водители
Материал: автомобили на веревочках (с дистанционным управлением) или таблички-накидки.
Содержание игры. Педагог предлагает детям различные изображения с ситуациями дорожного движения. Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывая дорожные ситуации.
Кто быстрей?
Материал: автомобили на веревочках (с дистанционным управлением) или таблички-накидки; разграничительные полосы, ограничительные линии.
Содержание игры. Дети проводят автомобили от старта до финиша по прямой, кривой, по кругу. Выигрывает тот, кто не заедет за разграничительную полосу.
Можно проводить автомобили через различные препятствия.
Поставь дорожный знак
Материал: поле с изображением дорог, пешеходных переходов, жилых и административных домов.
Содержание игры. Дети расставляют необходимые дорожные знаки (у школы— знак «Дети», у больницы— знак «Больница», у умывальника — «Мойка» и т. д.).
Угадай, какой знак
Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками.
Содержание игры. Ведущий называет знак, дети находят его на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.
Вариант игры: дети по очереди подбрасывают кубик, рассказывая о знаке, который выпал на кубике.
Лишние предметы
Материал: атрибуты игры «Азбука дорожного движения: руль, жезл, свисток, накидка «ДПС», ножницы, весы, накидка «Автобус» и т. п.
Содержание игры. Педагог сообщает, что необходимо помочь регулировщику. Среди необходимых для его работы предметов имеются «лишние». Дети убирают ненужные для работы регулировщика предметы. Поясняют свой выбор.
Угадай по описанию
Материал: дорожные знаки, штативы для них или фотографии с изображением дорожных знаков.
Содержание игры. Взрослый раскладывает перед детьми набор дорожных знаков из игры «Азбука дорожного движения», ставит рядом штативы. Предлагает детям по описанию узнать определенный знак. Кто угадал название знака, укрепляет его на штативе и ставит рядом с собой. Побеждает тот из детей, кто соберет больше знаков дорожного движения.
Вариант игры: игра проводится с использованием фотографий или картинок, где изображены знаки дорожного движения. Ребенок, который набрал больше всего карточек, т. е. правильно назвал большее количество знаков, становится победителем.
Разрезные картинки
Материал: разрезанные на части картинки с изображением различного транспорта, дорожных знаков, светофора.
Содержание игры. Детям предлагается сложить из частей целое. Назвать вид транспорта, знак дорожного движения и т. п.
Кто на чем едет
Материал: ковролинограф, фигурки животных, виды транспорта, нитки-стрелки.
Содержание игры. На ковролинографе слева прикреплены фигурки животных, справа — виды транспорта. Слева направо тянутся нитки. Педагог предлагает детям узнать, на чем едут животные. Дети пальцем прослеживают направление нити.
Автобусы (или любой другой вид транспорта)
Материал: два флажка, две накидки «Автобус» или другой вид транспорта.
Содержание игры. Дети делятся на две команды и стоят в колоннах. Они — пассажиры. В комнате на расстоянии от детей ставятся два флажка. Для каждой команды выдается одна накидка «Автобус». Один ребенок из команды надевает накидку — он становится «автобусом», который сажает на каждой остановке по одному пассажиру. Пассажиры стоят в колонне. «Автобус» доезжает до флажка и возвращается к детям, т. е. подъезжает к остановке и сажает пассажира — берет за руку ребенка из колонны и бежит («едет») с ним до следующей остановки, т. е. повторяет путь до флажка и обратно. По команде «Марш!» они быстрым шагом направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки и вместе они проделывают тот же путь. «Автобус», который первым возвратится на место со всеми пассажирами, — победитель.
Инспектор ГИБДД и водители
Материал: таблички со знаками дорожного движения на штативах, фанты (пуговицы, картинки и т. п.), накидки — транспортные средства, рули.
Содержание игры. Несколько детей — водители. Один — инспектор ГИБДД. Игроки ставят свои автомобили в гараж. Инспектор ГИБДД с табличками дорожных знаков встает напротив них. Он поочередно показывает знаки. Водители, выезжая из гаража, должны двигаться в соответствии со знаком или объяснить, что он означает. Тот, кто не может это сделать, получает штраф — фант (картинку, пуговицу и т. п.). Победит тот, кто доедет до финиша с наименьшим количеством фантов.
Веселый трамвай
Материал: две накидки с изображением трамваев, обручи.
Содержание игры. Дети делятся на две команды, два ребенка — водители трамваев. Водители держат в руках по обручу. Пассажиры ждут на остановках. «Перевести» можно только одного пассажира, который находится в обруче. Победитель — та команда, которая быстрее всех окажется на другой остановке (в противоположном конце зала).
Гараж
Материал: обручи, накидки с изображением транспортных средств, аудиозапись «Дождь» или музыкальное сопровождение «Музыка — капли дождя», обручи.
Содержание игры. Гаражи — обручи раскладываются в зале. Дети — транспорт. Они перемещаются по кругу или двигаются в разных направлениях. Звучит музыка дождя. Все бегут к гаражам и занимают любое место. Ребенок (автомобиль), оставшийся без гаража, выбывает из игры.
Грузовики
Материал: накидки с изображением грузовых автомобилей, рули, светофор, мешочки с опилками.
Содержание игры. В руках у детей рули. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого ребенка положен мешочек с опилками или песком. Один из детей переключает светофор. Детям поясняется, что автомобили могут ехать, выполняя правила движения. Победит тот, кто быстрее доставит груз до места назначения, правильно выполняя движения на сигнал светофора, и не потеряет груз.
Если дети начинают двигаться, не учитывая, что они должны удерживать равновесие с грузом, то взрослый дает необходимые пояснения (начинать движение надо, плавно ускоряя скорость, ехать ровно, тормозить не резко и т. п.).
«Дорожное — не дорожное»
Материал: мяч.
Содержание игры. Дети ловят мяч только в случае, если ведущий произнесет «дорожное» слово. Например, тротуар, светофор и т. д. В других случаях мяч не ловится.
Делай, КаК Я.
Материал', накидка-регулировщик, жезл.
Содержание игры. Ребенок в костюме регулировщика с жезлом в руках стоит напротив шеренги детей. Он показывает основные движения (красный свет: руки вытянуты или опущены — стой, желтый — правая рука с жезлом поднята вверх — приготовиться, зеленый— регулировщик стоит боком к пешеходам, руки вытянуты в стороны или опущены — иди). Дети делают такие же движения.
Парные картинки
Материал: парные картинки с изображением дорожных знаков.
Содержание игры. Детям раздают изображения дорожных знаков. Под музыку они отыскивают свою пару — такой же знак.
Вариант игры: дети в накидках, которые изображают разные виды транспорта. На стене прикреплены изображения тучи, водного пространства, дороги. Под свисток ведущего дети отыскивают своих друзей (транспорт, который принадлежит к данному виду) и занимают соответствующее место у стены. Например, лодка, пароход, корабль — водный транспорт занимает место, изображающее водное пространство.
Светофор
Содержание игры. Ведущий в центре игрового поля. Он называет цвет (красный, желтый, зеленый). Игроки, у которых в одежде есть данный цвет, переходят на другую сторону поля. Остальные ждут своего цвета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под. ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2009.
2.Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду./ под.ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е изд., испр.и доп.- М.: Мозаика – Синтез, 2008,
3. Сосунова, Е. М., Форштат, М. Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. – СПб : ИД «МиМ», 1998.
4. Нефедова, К. П. Транспорт. Какой он? – М. : Гном и Д, 2005.
5. Денисова, Д. М. Как перейти дорогу. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
6. Бабина, Р. П. Занимательная дорожная азбука: учебное издание. – Назрань: АСТ-ЛТД, 1997.
7. Волков, С. Ю. Про правила дорожного движения. – М. : Омега, 2006.
8. Кривич М., Ольгин О. Школа пешехода. – М.: Малыш, 1989.
9. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1989.
10. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М. : Просвещение, 1973.
11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2005.
12. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград : Перемена, 1998.
13. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Просвещение, 1979.
14. Я дружу со светофором : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М. : Ансел-М, 1995.
15. В гостях у светофора : познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – Волгоград : Перемена, 1997.
16. Добрая дорога детства : всероссийская специализированная газета (2005–2006 гг.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
Проектная деятельность в старшей группе на тему «Транспорт». Актуальность проекта: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окруж
Проектная деятельность в старшей группе на тему «Транспорт». Актуальность проекта: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социал...
Презентация проектной работы «Объекты живой и неживой природы»
Актуальность. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что ра...
Проект «Формирование ценностного отношения к объектам живой природы, посредством организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Образец проекта - как можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста ценностное отношение к объектам живой природы, через организацию проектной деятельности. В проекте дан алгоритм составлен...
Познание природы дошкольником через опытно - проектную деятельность на объектах развивающей среды детского сада
Тема экологического воспитания актуальна сегодня тем, что у современного ребёнка, живущего в условиях города, слабо развито чувство единения с природой, разорваны связи прямой зависимости человека с п...
Опыт выстраивания взаимодействия ДОУ с одним из объектов социума в рамках проектной деятельности с целью духовно-нравственного воспитания дошкольников
Статья рассказывает об этапах взаимодействия ДОУ с очень важным объектом социума за пределами города медицинской направленности. Цель взаимодействия: создать условия для духовно-нравственного во...