Проект "Вода"
занимательные факты по окружающему миру (младшая группа) по теме
ПРОЕКТ
«Вода – это жизнь»
по экологическому воспитанию детей от 3 до 4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda.doc | 147.5 КБ |
proekt_voda.pps | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
автономное учреждение
«Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития детей №18 «Северяночка»
г. Радужный
ПРОЕКТ
«Вода – это жизнь»
по экологическому воспитанию детей от 3 до 4 лет
Багаутдинова Фларида Анваровна, воспитатель
2012
Паспорт проектной работы:
Возраст детей: 4-й год жизни.
Направление развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: интегрированное (разные виды детской деятельности: поисково-познавательная, речевая, изобразительная, игровая, театрализованная, физическая, трудовая).
Участники проекта: дети, воспитатели группы, муз. руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
Тип проекта: исследовательский, групповой.
Форма проведения: занятия, экскурсии, экспериментальная деятельность, игры, развлечения.
Продолжительность: краткосрочный (июнь-август).
Форма защиты: картотека опытов с водой, открытие экологической выставки «Вода в природе и в жизни человека», музыкально-театрализованное развлечение «Бесценная и всем необходимая вода».
Место защиты: спортивная площадка детского сада.
Цель: Способствовать формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Задачи:
- Знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
- Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
- Развивать познавательные способности, творческое воображение.
- Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни (занятия физкультурой, закаливание, соблюдение правил личной гигиены).
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Реализация проекта через разные виды деятельности:
Направления | Виды детской деятельности |
1. Здоровье и физическое развитие. | НОД «Путешествие в страну здоровья». Беседа «Вечная слава воде» Физкультурное развлечение «В гостях у Водяного» День здоровья «Мама, папа, я – спортивная семья». НОД «Правила поведения на воде». |
2. Экологическое воспитание. | Беседа «Вода – это жизнь» НОД «Что мы знаем о воде?» Беседа «Где можно встретить воду?» Экскурсия на пруд. Игра «Знатоки природы». НОД «Почему мы должны беречь воду?» НОД «Золотая рыбка просит помощи». Беседа «Круговорот воды в природе». Организация экологического минимузея «Вода в природе и в жизни человека». НОД «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений)» Моделирование «Как рождается река». Наблюдения за осадками. |
3. Детское экспериментирование. | Проведение опытов с водой Изучение энциклопедий «Чудеса света», «Новая детская энциклопедия». НОД «Путешествие капельки». Интегрированное занятие «Как помочь загрязненной реке». |
4. Игровая деятельность. | Сюжетно-ролевые игры: «Экологический десант», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на пароходе». Игровой практикум «Мама – тучка». Этюд «Капельки». Словесные игры: «Какой бывает вода?», «Четыре стихии», «Льдинки, снежинки, сосульки». Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?», «Что это такое?», «Хорошо – плохо». Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется». |
5. Развитие речи, художественная литература. | Сочинение экологической сказки «Приключения Ручейка», рассказов «Как я путешествовал к морю». Копилка пословиц, стихов о воде и ее состояниях. Чтение рассказов, экологических сказок. Речевые физминутки. Инсценировка «Сказки о нефтяной рыбке». Развлечение «Страна загадок». |
6.Изобразительная деятельность. | Изготовление планшета «Экологические знаки, охраняющие и сберегающие воду». Конструирование поделок из природного материала для игр с водой на прогулке (корабликов, лодочек). Изготовление коллективного панно «Водоем» Лепка снежинок разной формы (барельеф). Изготовление макета «Где воды мало и кто может долго обходиться без воды». Изготовление плаката «Кому нужна вода». |
7.Трудовое воспитание. | Работа в уголке природы «Мы – друзья природы». Акция «Трудовой десант »(уборка участка). |
8. Праздники и развлечения. | «Волшебная вода» игры и развлечения. «Праздник воды» Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». |
9. «Вместе с семьей». | Изготовление атрибутов для подвижных, театрализованных игр «Умелые руки не знают скуки». Привлечение родителей к организации экологического минимузея «Вода в природе и в жизни человека» (пополнение экспонатов, имеющих отношение к воде: речные и морские камни, ракушки, фотографии животных, водных сооружений и др.) |
Этапы работы над проектом «Вода – это жизнь»
Этапы | Формы работы с детьми и родителями | Задачи | Время проведения |
I. | Анкетирование родителей «Экологическое образование в семье». | Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. | май |
Создание сюжетной ситуации. | Развивать образное мышление, способность принимать решения. | ||
Родительское собрание. | Познакомить родителей с результатами анкетирования. Познакомить с содержанием проекта. | ||
Занятие «Что мы знаем о воде?» | Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде. | ||
Наблюдение за осадками во время прогулки. | Развивать интерес к явлениям природы. | ||
Заучивание пословиц, загадок. | Познакомить детей с пословицами и загадками о воде и ее состояниях. | ||
Сюжетно-ролевая игра «Экологический десант». | Помочь создать игровой сюжет, распределить роли, подготовить атрибуты. | ||
II. | Беседа с рассматриванием экспонатов экологического минимузея «Вода в природе и в жизни человека». Взаимодействие с родителями: Привлечь родителей к пополнению материалов, относящихся к воде (камни, ракушки, фотографии водных сооружений и др.) | Нацелить детей на создание экологического музея. Побуждать к проявлению творческой инициативы. | июнь |
Литературные посиделки «Читаем вместе». Чтение сказки «Дождик» Т.Крюковой. | Познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик. | ||
Занятие «Вечная слава воде». | Воспитывать культурно-гигиенические навыки, расширять знания детей о воде и ее значении. Учить находить выход из сложившейся ситуации. | ||
Экспериментирование «Путешествие капельки». | Объяснить детям причину выпадения осадков в виде дождя и снега, развивать умение работать в группе, договариваться. | ||
Конкурс детских рисунков «Волшебница-вода». Предложить родителям изготовить рамки для рисунков. | Развивать творческие способности, фантазию. | ||
Беседа «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений). | Рассказать детям о реке как среде обитания животных и растений, прибрежных растениях. | ||
Коллективное изготовление панно «Водоем». | Упражнять детей в использовании различных материалов, развивать творчество. | ||
III. | Лепка из пластилина «Снежинка» (барельеф). | Обратить внимание на красоту и неповторимость снежинок, учить создавать изображения по памяти, воспитывать самостоятельность. | июль |
Занятие «Золотая рыбка просит помощи». | Рассказать детям об источниках загрязнения рек, морей. Учить делать выводы, умозаключения. | ||
Консультация «Не причиняя вреда» | Напомнить родителям о правилах поведения в природе. | ||
Музыкальный этюд «Капельки». | Развивать музыкально-ритмические движения, пластичность. | ||
Сочинение сказки «Приключения Ручейка». | Развивать связную речь, образные представления | ||
Инсценировка «Сказки о нефтяной рыбке». Привлечь родителей к изготовлению элементов костюмов для ролей. | Развивать артистические способности, умение сопереживать героям. | ||
IV. | Проблемная ситуация «Как помочь загрязненной реке». | Способствовать проявлению желания у детей к самостоятельным наблюдениям за состоянием водоемов при совместном отдыхе с родителями на природе. Научить способу очистки загрязненной воды. | август |
Игровой практикум «Мама-тучка». | В игровой форме закрепить представления детей о круговороте воды в природе. | ||
Рисование напоминающих знаков: «Не бросай мусор в воду», «Не рви водные растения», Не бросай в воду стекло» и т.д. | Развивать изобразительные навыки, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе. | ||
Физкультурное развлечение «В гостях у Нептуна». | Создать радостное настроение, желание участвовать в эстафетах и играх. Развивать двигательную активность. | ||
Беседа по ОБЖ «Правила поведения на воде». | Воспитывать навыки безопасного поведения на воде. | ||
Ручной труд. Изготовление корабликов из природного материала для игр с водой на прогулке. | Учить использовать природный материал для создания поделок, развивать творчество. Воспитывать умение доводить работу до конца. | ||
Разработка пакета правил поведения в природе. | Привлечь детей к созданию правил для героя (Незнайки). | ||
Открытие экологического музея «Вода в природе и в жизни человека». | Совместно с детьми оформить экспонаты музея, предложить детям познакомить посетителей (детей других групп, родителей, сотрудников д/с) с проделанной работой. | ||
Презентация проекта «Вода – это жизнь». | Подготовка к презентации: распределение ролей между детьми, изготовление костюмов, атрибутов, пригласительных билетов. |
Планирование и организация проектной деятельности «Вода – это жизнь!»
Блоки | Разделы | Тематика занятий | Задачи | Материал |
Познавательно – речевой блок | «Вещество» | Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды. | Развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться. Познакомить детей понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга. Расширять знания детей, что вещество бывает в трех состояниях. | Моделирование трех состояний веществ; Стакан с подкрашенной водой; формочки для льда; стекло; эксперименты |
«Газ. Свойства воздуха» | Учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание | бутылочка с узким горлышком, «стаканы, кусочки пластилина и т.п. Игра «Мыльные пузырьки». Эксперименты. | ||
«Жидкость» | «Свойства воды» | Учить детей находить различные жидкости в окружающем пространстве. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию свойств различных веществ. | Ванночка с водой и различные повесу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо и т.п., соль, сахар, кристаллы марганцовой кислого калия. | |
«Откуда в городе вода?» | Учить детей бережного отношения к ресурсам (воды, энергии). Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи. | Эксперименты Карта с рисунками «Откуда в городе вода?»; Схема круговорота воды в природе. Стихотворение К.Чуковского «Вечная слава воде» | ||
Познавательно – речевой блок | «Жидкость» | «Кому нужна вода?» | Закрепить представления детей о том, что вода – очень ценный продукт. Учить детей экономно относиться к водным ресурсам, беречь чистую воду. | Глобус, картины с изображением реки, озера, моря; схема круговорота воды в природе; рассказ «Что такое кислый дождь» из книги «Экология в картинках» С.Н. Николаева. Стихотворение «Дождик» |
«Дождливые дни» | Учить детей слушать чтение художественного произведения. Учить детей рассуждать, делать предложения, слушать высказывания других. | Картинки с изображениями дождя, грозы и т.п.; пластиковая бутылка; линейка (для проведения опыта). Чтение стихотворений «Сколько знаю я дождей?» А. Тараскин. Опыты; рассказ воспитателя | ||
«Облачное небо» . | Продолжать расширять представления детей о круговороте воды в природе. Познакомить с такими природными явлениями как дождь, гроза, молния, радуга. | Картинки и фотографии облаков разных видов: схема образования облака; пластиковая бутылка, горячая вода, кубик льда. | ||
Предварительное наблюдение за облаками | Объяснять, как образуются облака на небе и виды облаков. Учить детей делать логические выводы. Формировать умение анализировать и делать экологически – правильные выводы. | Чтение экологической сказки «Капризная Тучка» Н. Рожовой «Жила была речка» | ||
«Снег и лед» Предварительное наблюдение за снегом и сосульками, льдом и морозными узорами. | Продолжать знакомить детей с такими явлениями, как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней; Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму. | Картинки с изображением снежного леса, инея, капели и т.п.; пластиковая бутылка, наполненная водой; лупа. Рисование: «Снежинки», «Морозные узоры». | ||
Чтение художественной литературы | Газетный материал под рубрикой «Все обо всем». Дошкольное издание 2009 год журнал «Обруч»; №9 рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить»; стихотворение С. Погореловского «Капли тоже говорят»; Детская энциклопедия «Почему? От кого?» Чайка Е.С. - Минск: Харват, 2010 год | Продолжать развивать интерес к художественной литературе. | Хрестоматия; произведение этих авторов с иллюстрациями; журналы, газеты «Дошкольное образование», «Дошкольное воспитание» | |
Исследовательская деятельность | Наблюдение | Дождь, лужа, вода в аквариуме | Приобщать детей к навыкам элементарной исследовательской деятельности. | опыты с водой |
Игровой блок | Коммуникативные игры | Экологический КВН «Что? Где? Когда?» | Воспитание экологической культуры дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира. Наполнить творческую деятельность детей экологическим содержанием. | Конверты для команды с вопросами; музыкальная пауза – загадки; стихи о природе. |
Праздник Волшебной Воды | Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, учить, видеть и понимать красоту природы. | Чтение детьми стихотворения – Ф.Тютчев «Весенние воды»; закличка «Дождик, дождик» загадки о воде. | ||
Викторина о воде, растениях. | Совершенствовать речевое общение детей. Развивать любознательность, умение анализировать, делать выводы | Выставка детских рисунков «Портрет воды». Картинки, связанные с водой, растения. | ||
Развлечения и музыка | «Спортивные эстафеты, праздники «Веселые старты»; «Летний марафон» | Вместе с родителями способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от участия в совместной со взрослыми деятельности. | Атрибуты для игр
| |
Развлечения и музыка | Праздник Нептуна. Разучивание песен « Ой бежит ручьем вода»; Хороводная игра «Ручеек»; танец «Вальс с листочками»; танец «Дождевые капельки». | Дать осмыслить значение того или иного календарного события; Дать возможность принять в нем посильное участие и проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре). Приобщать детей к русской народно – традиционной и мировой культуре. | ||
Художественно - изобразительный блок | Рисование | Выставка рисунков в минимузей «Портрет воды» Выставка детских рисунков «Облака», «Морозные узоры», «Снежинки» | Учить созерцать красоту окружающего мира. Формировать художественно – творческие способности. | Совместная работа родителей и детей. |
Аппликация | Коллективная работа «Чистый пруд» Оригами «Рыбка» | Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, обогащающими изображения. Воспитывать дружелюбие, чувство гордости за свой город. | Наблюдение, экскурсия с родителями к речке. | |
Художественный труд | Коллаж из листьев и цветочных лепестков. Сюжетная композиция «Морская картина». | Создавать умение, создавать изображение (из листьев). Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. | Высушенные листья и цветы и другие материалы | |
Конструирование | «Мой город», «Аквариум», «Катер». | Формирование умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Воспитывать дружелюбие, коллективом | Настольный деревянный строитель на каждого ребенка, дополнительные атрибуты | |
Работа с родителями | Экскурсия | Экскурсия по экологической тропе вместе с родителями Создание альбома «Где живет вода», «Для чего нужна вода» Создание мини – лаборатории (для экспериментов). Анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка», «Как мы бережем воду?». «Трудовой десант» родителей с детьми (посадка цветов, уборка мусора на участке и т.д.). Выставка плакатов – проектов: «Каким я хотел бы видеть наш город» | Углубить знания окружающей живой природы. Разбудить через мироощущение детей желание в родителях сохранить мир, красоту и чистоту земли для будущего. Вместе с родителями способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от участия в совместной со взрослыми деятельности. Привлечь родителей для совместного изготовления экспоната, материалы, мини – лаборатории. Поддерживать стремление родителей и детей в подготовке и оформлении совместных творческих проектов. Развивать экологическое мышление. Обогащать знание детей о природе. Прививать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе вместе с родителями. Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любви к родному дому, городу, природе. Показывать через плакаты положительные и отрицательные человеческое воздействие на жизнь окружающего живого мира. | Поход родителей с детьми на родник «Ак чишмә».Изготовление иллюстраций о воде для музея. Фото, связанные с водой; иллюстрации и т.п. Колбы, песочные часы, лупа, стеклянные пробирки, колбы и т.п. в мини – лабораторию.
Анкеты – вопросы для родителей. Высказывания родителей о воде, которую мы пьем. |
Список использованной литературы:
- Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». М.; ТЦ Сфера, 2008г.
Волгоград, Учитель, 2008 г.
Волгоград, Учитель, 2008 г.
- Гальцова Е.А. «Театрализованные и игровые занятия с детьми».
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М.; ВАКО, 2005г.
- Дик Н.Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».
- Крылова С.В. «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).
- Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград, Учитель, 2009 г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М.; Просвещение, 2006г.
ООО «Тид «Русское слово – РС», 2006 г.