Проект "Вода"
занимательные факты по окружающему миру (младшая группа) по теме

ПРОЕКТ

«Вода – это жизнь»

по экологическому воспитанию детей от 3 до 4 лет  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_voda.doc147.5 КБ
Office presentation icon proekt_voda.pps2.44 МБ

Предварительный просмотр:

автономное учреждение

 «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития детей №18 «Северяночка»

г. Радужный

ПРОЕКТ

«Вода – это жизнь»

по экологическому воспитанию детей от 3 до 4 лет

Багаутдинова Фларида Анваровна, воспитатель

2012

Паспорт проектной работы:

Возраст детей: 4-й год жизни.

Направление развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: интегрированное (разные виды детской деятельности: поисково-познавательная, речевая, изобразительная, игровая, театрализованная, физическая, трудовая).

Участники проекта: дети, воспитатели группы, муз. руководитель, инструктор по физкультуре, родители.

Тип проекта: исследовательский, групповой.

Форма проведения: занятия, экскурсии, экспериментальная деятельность, игры, развлечения.

Продолжительность: краткосрочный (июнь-август).

Форма защиты: картотека опытов  с водой, открытие экологической выставки «Вода в природе и в жизни человека», музыкально-театрализованное развлечение «Бесценная и всем необходимая вода».

Место защиты: спортивная площадка детского сада.

Цель: Способствовать формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека  поведения.

Задачи:

  1. Знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
  2. Формировать осознанное, бережное отношение  к воде как важному природному ресурсу.
  3. Развивать познавательные способности, творческое воображение.
  4. Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни (занятия физкультурой, закаливание, соблюдение правил личной гигиены).
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Реализация проекта через разные виды деятельности:

Направления

Виды детской деятельности

1. Здоровье и физическое развитие.

НОД  «Путешествие в страну здоровья».

Беседа «Вечная слава воде»

Физкультурное развлечение «В гостях у Водяного»

День здоровья «Мама, папа, я – спортивная семья».

НОД «Правила поведения на воде».

2. Экологическое воспитание.

Беседа «Вода – это жизнь»

НОД  «Что мы знаем о воде?»

Беседа «Где можно встретить воду?»

Экскурсия на пруд.

Игра  «Знатоки природы».

НОД  «Почему мы должны беречь воду?»

НОД  «Золотая рыбка просит помощи».

Беседа «Круговорот воды в природе».

Организация экологического минимузея «Вода в природе и в жизни человека».

НОД «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений)»

Моделирование «Как рождается река».

Наблюдения за осадками.

3. Детское экспериментирование.

Проведение опытов с водой

Изучение энциклопедий «Чудеса света», «Новая детская энциклопедия».

НОД «Путешествие капельки».

Интегрированное занятие «Как помочь загрязненной реке».

4. Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры: «Экологический десант», «Путешествие  в подводное царство», «Путешествие на пароходе».

Игровой практикум «Мама – тучка».

Этюд «Капельки».

Словесные игры: «Какой бывает вода?», «Четыре стихии», «Льдинки, снежинки, сосульки».

Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?», «Что это такое?», «Хорошо – плохо».

Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется».

5. Развитие речи,     художественная литература.

Сочинение экологической сказки «Приключения Ручейка», рассказов «Как я путешествовал к морю».

Копилка  пословиц, стихов о воде и ее состояниях.

Чтение рассказов, экологических сказок.

Речевые физминутки.

Инсценировка «Сказки о нефтяной рыбке».

Развлечение «Страна загадок».

6.Изобразительная деятельность.

Изготовление планшета «Экологические знаки, охраняющие и сберегающие воду».

Конструирование поделок из природного материала для игр с водой на прогулке (корабликов, лодочек).

Изготовление коллективного панно «Водоем»

Лепка  снежинок разной формы (барельеф).

Изготовление макета «Где воды мало и кто может долго обходиться без воды».

Изготовление плаката «Кому нужна вода».

7.Трудовое воспитание.

Работа в уголке природы «Мы – друзья природы».

Акция  «Трудовой десант »(уборка участка).

8. Праздники и развлечения.

«Волшебная вода» игры и развлечения.

«Праздник воды»

Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

9. «Вместе с семьей».

Изготовление  атрибутов для подвижных, театрализованных игр

«Умелые руки не знают скуки».

Привлечение родителей к организации экологического минимузея «Вода в природе и в жизни человека» (пополнение экспонатов, имеющих отношение к воде: речные и морские камни, ракушки, фотографии животных, водных сооружений и др.)

Этапы работы  над проектом «Вода – это жизнь»

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Время проведения

I.

Анкетирование родителей «Экологическое образование в семье».

Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

май

Создание сюжетной ситуации.

Развивать образное мышление, способность принимать решения.

Родительское собрание.

Познакомить родителей с результатами анкетирования. Познакомить с содержанием проекта.

Занятие «Что мы знаем о воде?»

Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде.

Наблюдение за осадками во время прогулки.

Развивать интерес к явлениям природы.

Заучивание пословиц, загадок.

Познакомить детей с пословицами и загадками о воде и ее состояниях.

Сюжетно-ролевая игра «Экологический десант».

Помочь создать игровой сюжет, распределить роли, подготовить атрибуты.

II.

Беседа с рассматриванием экспонатов экологического минимузея «Вода в природе и в жизни человека».

Взаимодействие с родителями:

Привлечь родителей к пополнению материалов, относящихся к воде (камни, ракушки, фотографии водных сооружений и др.)

Нацелить детей на создание экологического музея. Побуждать к проявлению творческой инициативы.

июнь

Литературные посиделки «Читаем вместе». Чтение сказки «Дождик» Т.Крюковой.

Познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик.

Занятие «Вечная слава воде».

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, расширять знания детей о воде и ее значении. Учить находить выход из сложившейся ситуации.

Экспериментирование «Путешествие капельки».

Объяснить детям причину выпадения осадков в виде дождя и снега, развивать умение работать в группе, договариваться.

Конкурс детских рисунков «Волшебница-вода».

Предложить родителям изготовить рамки для рисунков.

Развивать творческие способности, фантазию.

Беседа «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений).

Рассказать детям о реке как среде обитания животных и растений, прибрежных растениях.

Коллективное изготовление панно «Водоем».

Упражнять детей в использовании различных материалов, развивать творчество.

III.

Лепка из пластилина «Снежинка» (барельеф).

Обратить внимание на красоту и неповторимость снежинок, учить создавать изображения по памяти, воспитывать самостоятельность.

июль

Занятие «Золотая рыбка просит помощи».

Рассказать детям об источниках загрязнения рек, морей. Учить делать выводы, умозаключения.

Консультация «Не причиняя вреда»

Напомнить родителям о правилах поведения в природе.

Музыкальный этюд «Капельки».

Развивать музыкально-ритмические движения, пластичность.

Сочинение сказки «Приключения Ручейка».

Развивать связную речь, образные представления

Инсценировка «Сказки о нефтяной рыбке».

Привлечь родителей к изготовлению элементов костюмов для ролей.

Развивать артистические способности, умение сопереживать героям.

IV.

Проблемная ситуация «Как помочь загрязненной реке».

Способствовать проявлению желания у детей к самостоятельным наблюдениям за состоянием водоемов при совместном отдыхе с родителями на природе. Научить способу очистки загрязненной воды.

август

Игровой практикум «Мама-тучка».

В игровой форме закрепить представления детей о круговороте воды в природе.

Рисование напоминающих знаков:

«Не бросай мусор в воду»,

«Не рви водные растения»,

Не бросай в воду стекло» и т.д.

Развивать изобразительные навыки, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.

Физкультурное развлечение «В гостях у Нептуна».

Создать радостное настроение, желание участвовать в эстафетах и играх. Развивать двигательную активность.

Беседа по ОБЖ «Правила поведения на воде».

Воспитывать навыки безопасного поведения на воде.

Ручной труд.

Изготовление корабликов из природного материала для игр с водой на прогулке.

Учить использовать природный материал для создания поделок, развивать творчество. Воспитывать умение доводить работу до конца.

Разработка пакета правил поведения в природе.

Привлечь детей к созданию правил для героя (Незнайки).

Открытие экологического музея «Вода в природе и в жизни человека».

Совместно с детьми оформить экспонаты музея, предложить детям познакомить посетителей (детей других групп, родителей, сотрудников д/с) с проделанной работой.

Презентация проекта «Вода – это жизнь».  

Подготовка к презентации: распределение ролей между детьми, изготовление костюмов, атрибутов, пригласительных билетов.

Планирование и организация проектной деятельности «Вода – это жизнь!»

Блоки

Разделы

Тематика занятий

Задачи

Материал

Познавательно – речевой блок

«Вещество»

Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды.

Развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться.

Познакомить детей понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга. Расширять знания детей, что вещество бывает  в трех состояниях.

Моделирование трех состояний веществ;

Стакан с подкрашенной водой;

формочки для льда; стекло;

эксперименты

«Газ. Свойства воздуха»

Учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание

бутылочка с узким горлышком, «стаканы, кусочки пластилина и т.п. Игра «Мыльные пузырьки». Эксперименты.

«Жидкость»

«Свойства воды»

Учить детей находить различные жидкости в окружающем пространстве. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями.

Развивать эмоционально-положительное  отношение к познанию свойств различных веществ.

Ванночка с водой и различные повесу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо и т.п., соль, сахар, кристаллы марганцовой кислого калия.

«Откуда в городе вода?»

Учить детей бережного отношения к ресурсам (воды, энергии).

Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.

Эксперименты

Карта с рисунками «Откуда в городе вода?»;

Схема круговорота воды в природе.

Стихотворение К.Чуковского «Вечная слава воде»

Познавательно – речевой блок

 «Жидкость»

«Кому нужна вода?»

Закрепить представления детей о том, что вода – очень ценный продукт.

Учить детей экономно относиться к водным ресурсам, беречь чистую воду.

Глобус, картины с изображением реки, озера, моря;

схема круговорота воды в природе; рассказ «Что такое кислый дождь» из книги «Экология в картинках» С.Н. Николаева.

Стихотворение «Дождик»

«Дождливые дни»

Учить детей  слушать чтение художественного произведения.

Учить детей рассуждать, делать предложения, слушать высказывания других.

Картинки с изображениями дождя, грозы и т.п.; пластиковая бутылка; линейка (для проведения опыта).

Чтение стихотворений «Сколько знаю я дождей?»

А. Тараскин.

Опыты; рассказ воспитателя

«Облачное небо»

.

Продолжать расширять представления детей о круговороте воды в природе.

Познакомить с такими природными явлениями как дождь, гроза, молния, радуга.

Картинки и фотографии облаков разных видов: схема образования облака; пластиковая бутылка, горячая вода, кубик льда.

Предварительное наблюдение за облаками

Объяснять, как образуются облака на небе и виды облаков.

Учить детей делать логические выводы.

Формировать умение анализировать и делать экологически – правильные выводы.

Чтение экологической сказки «Капризная Тучка» Н. Рожовой «Жила была речка»  

«Снег и лед»

Предварительное наблюдение за снегом и сосульками, льдом и морозными узорами.

Продолжать знакомить детей с такими явлениями, как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней; Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму.  

Картинки с изображением снежного леса, инея, капели и т.п.; пластиковая бутылка, наполненная водой; лупа. Рисование: «Снежинки», «Морозные узоры».

Чтение художественной литературы

Газетный материал под рубрикой «Все обо всем». Дошкольное издание 2009 год журнал «Обруч»; №9 рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить»; стихотворение  С. Погореловского  «Капли тоже говорят»;

Детская энциклопедия «Почему? От кого?» Чайка Е.С. -  Минск: Харват, 2010 год

Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Хрестоматия; произведение этих авторов с иллюстрациями; журналы, газеты «Дошкольное образование», «Дошкольное воспитание»

Исследовательская деятельность

Наблюдение

Дождь, лужа, вода в аквариуме

Приобщать детей к навыкам элементарной исследовательской деятельности.

опыты с водой

Игровой блок

Коммуникативные игры

Экологический КВН «Что? Где? Когда?»

Воспитание экологической культуры дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира. Наполнить творческую деятельность детей экологическим содержанием.

Конверты для команды с вопросами; музыкальная пауза – загадки; стихи о природе.

Праздник Волшебной Воды

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, учить, видеть и понимать красоту природы.

Чтение детьми стихотворения –

Ф.Тютчев «Весенние воды»; закличка «Дождик, дождик» загадки о воде.

Викторина о воде, растениях.

Совершенствовать речевое общение детей. Развивать любознательность, умение анализировать, делать выводы

Выставка детских рисунков «Портрет воды».

Картинки, связанные с водой, растения.

Развлечения и музыка

«Спортивные эстафеты, праздники «Веселые старты»; «Летний марафон»

Вместе с родителями способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от участия в совместной со взрослыми деятельности.

Атрибуты для игр

 

Развлечения и музыка

Праздник Нептуна.

Разучивание песен « Ой бежит ручьем вода»;

Хороводная игра «Ручеек»; танец «Вальс с листочками»; танец «Дождевые капельки».

Дать осмыслить значение того или иного календарного события;

Дать возможность принять в нем посильное участие и проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

Приобщать детей к русской народно – традиционной и мировой культуре.

   

Художественно -  изобразительный блок

Рисование

Выставка рисунков в минимузей «Портрет воды»

Выставка детских рисунков «Облака», «Морозные узоры», «Снежинки»

Учить созерцать красоту окружающего мира.

Формировать художественно – творческие способности.

Совместная работа родителей и детей.

Аппликация

Коллективная работа «Чистый пруд»

Оригами «Рыбка»

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, обогащающими изображения. Воспитывать дружелюбие, чувство гордости  за свой город.

Наблюдение, экскурсия с родителями к речке.

Художественный труд

Коллаж из листьев и цветочных лепестков.

Сюжетная композиция «Морская картина».

Создавать умение, создавать изображение (из листьев). Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Высушенные листья и цветы и другие материалы

Конструирование

«Мой город», «Аквариум», «Катер».

Формирование умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Воспитывать дружелюбие, коллективом

 Настольный деревянный строитель на каждого ребенка, дополнительные атрибуты

Работа с родителями

Экскурсия

Экскурсия по экологической тропе вместе с родителями

Создание альбома «Где живет вода», «Для чего нужна вода»

Создание мини – лаборатории (для экспериментов).

Анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка», «Как мы бережем воду?».

«Трудовой десант» родителей с детьми (посадка цветов, уборка мусора на участке и т.д.).

Выставка плакатов – проектов: «Каким я хотел бы видеть наш город»

Углубить знания окружающей живой природы. Разбудить через мироощущение детей желание в родителях сохранить мир, красоту и чистоту земли для будущего.

Вместе с родителями способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от участия в совместной со взрослыми деятельности.

Привлечь родителей для совместного изготовления экспоната, материалы, мини – лаборатории. Поддерживать стремление родителей и детей в подготовке и оформлении совместных творческих проектов.

Развивать экологическое мышление. Обогащать знание детей о природе.

Прививать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе вместе с родителями.

Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любви к родному дому, городу, природе.

Показывать через плакаты положительные и отрицательные человеческое воздействие на жизнь окружающего живого мира.

Поход родителей с детьми на родник «Ак чишмә».Изготовление иллюстраций о воде для музея.

Фото, связанные с водой; иллюстрации и т.п.

Колбы, песочные часы, лупа, стеклянные пробирки, колбы и т.п. в мини – лабораторию.

 

Анкеты – вопросы для родителей.

Высказывания родителей о воде, которую мы пьем.

        

  Список использованной литературы:

         

  1. Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». М.; ТЦ Сфера, 2008г.

Волгоград, Учитель, 2008 г.

Волгоград, Учитель, 2008 г.

  1. Гальцова Е.А. «Театрализованные и игровые занятия с детьми».
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М.; ВАКО, 2005г.
  3. Дик Н.Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».
  4. Крылова С.В. «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).
  5. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград,  Учитель, 2009 г.
  6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М.; Просвещение, 2006г.

ООО «Тид «Русское слово – РС», 2006 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: