Экологическое воспитание детей раннего возраста
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме

 

воспитывать любовь к природе необходимо начинать с раннего возраста, автор статьи предлагает краткие рекомендации, для родителей и воспитателей, экологического воспитания самых маленьких детей. К статье прилагается конспект совместной игровой деятельности с элементами экологического воспитания для детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей раннего возраста

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отно шения детей к объектам   природы. Такое отношение включает интеллекту альный, эмоционально-эстетический и действенный   аспекты. Взрослый   дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий   мир природы, полюбить его, как общий дом, равно   необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу   можно, если с раннего возраста   активно приобщать ребенка к миру природы.

Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести   восприятия и свежести чувств, как в раннем возрасте. И как это ни печально, но человек не редко теряет гармоническую связь с природой ещё в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни.

Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного , весёлого мира ребёнок видит перед собой серый асфальт.

Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведёт к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить своё отношение к миру природы.

Исключительно важно для формирования   основ экологического сознания пробудить у малыша   интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир   их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Взрослые вводят малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывают перед ним его тайны и законы, воспитывают правильное отношение к природе, потребность в её познании. Очень важно постоянно показывать интерес к природе, её объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что не утрачена способность удивляться и радоваться зелёной травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнышку, ветру, снегу. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относится к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач.

Процесс приобщения маленького ребенка к природе должен осущест вляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания и от первых успехов. В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды; по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными, подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка важно приблизить к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки. Большое значение имеет атмосфера любви, гуманного отношения к природе в семье.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Приобщение к миру природы детей раннего возраста является первой, начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования.

Наиболее близки   для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребенка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с малышом. Комнатные растения очень разно образны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине. В каждом своя красота и неповторимость. Особенно красиво цветущее растение. Яркие, привлекательные растения способны вызвать и удержать ещё неустойчивое внимание малыша. При этом нужно обращать внимание на состояние растений при уходе за ними: «Растение красивое, потому что мы его поливаем». Надо помочь ребенку увидеть, а затем по возможности понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света. Приобщаясь к зелёному миру на окне, ребенок постепенно учится отличать здоровое, красивое растение от слабого, бледного, которое нуждается в «лечении». Когда ребенок научится понимать состояние растений, он будет «сочувствовать» им, помогать, проявлять заботу. Важно вместе с ребенком чаще подходить к растениям и каждый раз удивляться, восхищаться их красотой.

Итак, знакомство маленького ребенка с зелёным царством дома формирует первые эстетические представления о жизни «зелёных   друзей», способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное отношение к растениям.

Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями. Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку   рано понять, что это живые существа Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений. Встреча с животными   вызывает у ребенка, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно. Необходимо предупреждать   у детей любые проявления бессердечного обращения к животным, черствости , жестокости.

Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок ещё не знает, как правильно общаться с животными, может нанести ему и себе вред.

В детском саду всегда есть аквариум. Аквариум не только красив, но и весьма интересен для знакомства детей с его обитателями. Наблюдать за жизнью рыбки в воде, за её поведением лучше многократно, каждый раз подмечая что-то новое. Нужно   пояснить ребенку, что рыбка живёт только в воде, без воды она не может жить. Основы заботливого отношения к животным у маленьких детей закладываются при организации систематических длительных контактов и общения с ними. Постепенно во время коротких живых наблюдений ребенок научится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с животными, растениями. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство ответствен ности за всё живое.   У двухлетнего ребенка есть целый мир- «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Однако большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и   пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Выходя на прогулку, родители и педагоги должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир.

Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый сенсорный опыт ребенка, основу для его интеллекту ального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, проявлять наблюдательность, беречь и заботиться об окру жающей природе - вот благородная задача взрослых.

Конспект совместной игровой деятельности

для детей раннего возраста

«Сказка «Про маленькую капельку»

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды: тёплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная; подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить расте ния, рыбы, птицы, звери и человек;

доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Предварительная работа: наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями. Купание кукол, стирка белья. Игры с игрушками в воде.

Материал:

  1. аквариум с рыбками;
  2. Капитошка: капелька-игрушка;
  3. два тазика с водой, игрушки для игр и купания;
  4. лейка с водой, комнатные растения;
  5. фонтанчик с водой, чашки, губки (по числу детей);
  6. маска - Солнышко;
  7. банка с грязной водой.

Ход: 

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу сказку про маленькую водяную капельку.

-Жила - была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принёс мороз, капелька и замёрзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовём на помощь Солнышко. Оно тёплое,  яркое, отогреет капельку.

Дети зовут Солнышко: Солнышко, отзовись! Красное, появись!

Появляется Солнышко - маска.

Солнышко: Здравствуйте, детки. Зачем меня звали, маленькие друзья? Или какая случилась беда?

Воспитатель: Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть её, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения , люди не могут без воды.

Солнышко: Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.

Солнышко танцует, кружится и появляется капелька.

Капелька: Здравствуйте, ребята.

Я водяная капелька,

Я очень вам нужна,

Покапаю, покапаю -

Получится вода.

А вы знаете, как я капаю?

Дети: Кап, кап, кап...

Воспитатель: Капелька, пойдём с нами, послушаешь, как журчит водичка.

Дети наблюдают, как журчит вода в фонтанчике.

Воспитатель: А сейчас поспешим на помощь рыбкам. Посмотрим, есть ли у них вода?

Дети подходят к аквариуму.

Воспитатель: Правильно ли мы пришли, здесь ли рыбки живут?

(Наблюдает вместе с детьми, как рыбки плавают в аквариуме). Что рыбки делают?

Дети: Плавают.

Воспитатель: Правильно. Плавают в воде. Какая вода?

Дети: Чистая, прозрачная.

 Воспитатель: А можно ли у рыбок водичку забрать ?

Дети: Нет, они умрут.

Воспитатель: (показывает банку с грязной водой) Могут ли рыбки жить в грязной воде?

Дети: Нет.

Капелька: Это грязная вода, она ни кому не нужна.

Воспитатель: Поспешим, ребята, дальше, на помощь растениям и цветам.

Подходят с лейкой к растениям.

Воспитатель: Как здесь наши растения поживают?

Капелька: Пить хотят.

Воспитатель: Что же нам нужно сделать, ребята?

Дети: Полить их.

Капелька : А где же водичка?

Дети: В лейке.

Воспитатель: (поливает растения). А растения, что делают с водичкой?

Дети: Они её пьют.

Воспитатель: Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения: и деревья и цветы.

Все подходят к столу, где стоят чашки с водой. 

Капелька : А вы знаете, для кого эта водичка?

Воспитатель: Рыбки пьют в аквариуме. А кто пьет из чашечки кипячёную водичку?

Дети: Мы.

Воспитатель: Спасибо, Капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку. Что вы делаете?

Дети: Пьём воду.

Воспитатель: Можно ли пить грязную воду?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Капельке, что мы ещё делаем с водой.

Под музыку воспитатель показывает движения, имитирующие процесс стирки, а дети повторяют эти движения: стирают платочки, намыливают мылом, полощут и стряхивают.

Воспитатель: Вот видишь, Капелька, что дети умеют делать с водичкой. (Подводит детей к тазикам с водой. Предлагает потрогать воду сначала в одном тазике, а потом в другом). Какая водичка?

Дети: Тёплая.

Воспитатель : А в этом?

Дети: Холодная.

Воспитатель раздаёт детям разноцветные губки. Они обмакивают губки в воду, а потом отжимают. Воспитатель: Что это капает с губки?

Дети: Водичка.

Воспитатель: А как она капает?

Дети : Кап, кап, кап...

Капелька: Молодцы, дети. За то, что вы всё про меня знаете, я подарю вам эти плавающие игрушки. Прощается и уходит, (свободная деятельность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей раннего возраста

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического...

консультация "Экологическое воспитание детей раннего возраста"

Консультация «Экологическое воспитание детей раннего возраста»                  Подгото...

Презентация на тему "Экологическое воспитание детей раннего возраста"

Презентация содержит задачи по экологическому воспитанию детей раннего возраста, фотографии уголка природы в группе, фотографии детей в ходе работы....

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Данная консультация поможет родителям выстроить работу по формированию у их деток знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире в домашних условиях....

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Формирование социальной толерантности через экологическое воспитание детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Формирование социальной толерантности через  экологическое воспитание детей раннего возраста»...

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»...

ПРОЕКТ "Цикл интегрированных досугов «ВРЕМЕНА ГОДА» по экологическому воспитанию детей раннего возраста в период адаптации детей к условиям ДОУ"

Одна из базовых ценностей ФГОС  является физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Эта ценность в детском саду является приоритетной, особенно в адаптаци...