Проектная работа "Содержание учебной деятельности"
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Проектная работа на тему6 "содержание учебной деятельности. Структура. Актуальность. Цели".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 102.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
Московской области
Педагогическая Академия Последипломного Образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема курса:
«Образование общества. Актуальные проблемы
педагогики и психологии».
Кафедра: «Развития образования».
Тема проекта:
«Учебная деятельность: содержание,структура,развитие».
Подготовила: Пародина И.А.
Воспитатель МДОУ № 24
Комбинированного вида г.Электросталь
Руководитель: Старший преподаватель
Заводянская Ольга Петровна
г.Электросталь 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение (актуальность)………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста……………………...4
1.1.Сущность художественно-эстетического воспитания………………..…7
1.2.Особенности художественно-эстетического воспитания в
дошкольном возрасте……………………………………………………...15
ГЛАВА II. Практическая деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
(на примере ручного творчества – аппликации)…………………..22
2.1 Дидактическая организация содержания художественно-
эстетического воспитания……………………………………………...25
2.2 Экспериментальная работа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества на примере аппликации……………………………………………………….27
Заключение (выводы)…………………………………………………………………..................28
Список используемой литературы……………………………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………………………………………….30
Спецификация работы:
Тема: Учебная деятельность: содержание, структура, развитие.
Направление: Художественно-эстетическое развитие.
Образовательная область: Художественное творчество.
Вид деятельности: Аппликация.
Введение
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.
А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста».
Исходя из актуальности данной темы, определяется цель проектной работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического развития дошкольников в рамках интегративной программы «От рождения до школы».
Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом - программа обучения ручному творчеству (в контексте обучения - аппликации).
Для реализации цели исследования я выдвигаю следующую гипотезу: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
-обеспечение программно-дидактическим материалом;
-создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;
- разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
Проблема, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:
- изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;
-создание вариативной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей (в рамках программы «От рождения до школы»);
-разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
-определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
-теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному развитию, художественно-эстетическому развитию);
-экспериментальные (подготовка и проведение занятий по ручному творчеству-аппликации);
-эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов ручного творчества-аппликации);
Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А.Петровский, Д.А.Леонтьев, А.А. Мелик, Б.М. Неменский, Е.М. Торошилова, А.Н.Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова, Р.А. Мирошкина и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического развития на материале интеграции обучения ручному творчеству; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического развития.
Практическая значимость работы заключается в разработке альтернативной программы (в рамках программы «От рождения до школы») и дидактического оснащения.
При разработке проекта учитывались современные концепции дошкольного воспитания и развития , а также Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
1.1.Сущность художественно-эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
В процессе исследования следует обратить внимание, что часто среди педагогов бытует мнение о разграничении эстетического и художественного воспитания. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [В.Н. Шацкая, 1987, 14].
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед МДОУ. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, Е.М.Торошилова В.Н.Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве" [Н. Варкки, 2003, 53].
Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Существует различные определений понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.
В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель художественно-эстетического воспитания Л.А.Григорович [Л.А. Григорович, 1997, 39]. Б.М.Неменский придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" [Б.М. Неменский, 1987, 67].
Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности,
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Общий вывод этого параграфа можно представить схемой 1:
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ | ТВОРЧЕСКО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ |
-способность к осмыслению чувства прекрасного;
-формирование эстетического сужения;
-интерес в приобретении художественных знаний
-развитый художественно-эстетический вкус;
-осознание эстетических свойств произведений искусства;
-эмоционально-эстетическая оценка произведений искусства;
-потребность в создании продуктов ручного творчества;
-владение техниками ручного творчества;
-эстетическое освоение продуктов ручного творчества;
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Схема 1. Критерии художественно-эстетического воспитании
1.2.Особенности художественно-эстетического воспитания в
дошкольном возрасте.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Психологи выделяют 3 основных направления психического развития детей дошкольного возраста:
- Формирование личности.
- ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;
- усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства;
2.Расширение сферы деятельности ребенка.
- ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;
- формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);
3.Интенсивное познавательное развитие.
- происходит усвоение сенсорной культуры языка;
- совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;
- развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;
- происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания;
Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.
На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:
- овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);
- обогащение содержания творческой деятельности;
- овладение «языком» творчества;
В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
В возрасте от 4,5 до 6 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну.
На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.
Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.
Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.
Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.
Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.
Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.
Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.
Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.
Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Учитывая потребности и окружение ребенка, соотношение сфер художественно-эстетического воспитания можно представить следующим образом:
Дидактические средства
-бумага(для оригами, дизайнерская, фактурная )
-клей
-ножницы (обычные, фактурные)
-карандаши
(акварельные,цветные)
-фломастеры
-маркеры
Окружающий художественно-
эстетический мир
-игрушки народного промысла:
(«Дымковская игрушка»
«Палех»
«Хохлома» и др.
матрешки
шкатулки
подносы)
-эстетически оформленный
интерьер
-внешний вид воспитателя
РЕБЕНОК
Схема 2. Соотношение сфер художественно-эстетического воспитания
Чувства, в том числе и художественно-эстетические – специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств и художественного вкуса, ребенок должен научиться воспринимать разнообразные формы, гармонию звуков, красок и испытывать при этом эстетические чувства.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.
Выводы по главе I
- Воспитание – это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.
- Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
- Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
ГЛАВА II. Практическая деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
(на примере ручного творчества – аппликации).
2.1 Дидактическая организация содержания художественно-
эстетического воспитания.
В настоящее время общество отчетливо осознает необходимость перехода всей системы образования на гуманистическую парадигму. Гуманизация образования в нашу эпоху перемен предполагает признание человека как личности, признание его права на развитие и проявление его способностей. Гуманистическая концепция определяет основное направление образования – качественно новый процесс обучения (социальные формы всестороннего воспитания и развития) и просвещения (приобщение к человеческой культуре).
Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребёнка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире культуры. Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально- пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.
Поскольку дошкольное образование входит в общую систему непрерывного образования, то дошкольное обучение должно логично и последовательно подводить ребенка-дошкольника к школьному, чем и обусловлен приоритет развивающего обучения. Главную задачу дошкольного образования мы видим в целостном развитии ребенка, в создании условий для реализации индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, интересов детей в целях беспроблемной интеграции в дальнейшую образовательную среду.
Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них художественно-эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности могут быть эффективны при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии).
Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.
Воспитательный компонент цели заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.
Образовательный компонент цели выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуры), в обучении различным видам творчества (техника оригами, бумажная пластика, техника коллажа).
Практический компонент цели заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.
Основываясь на общедидактических принципах дошкольной педагогики и руководствуясь личностно-гуманным подходом к обучению программы «От рождения до школы» я выработала образовательные принципы для дошкольников:
- познание и усвоение ребенком прекрасного;
- проявление ребенком его истинной индивидуальности, неповторимости с особой миссией от природы;
- своевременное и всестороннее развитие задатков и способностей;
Эти принципы соответствуют идее личностно-гуманного подхода к ребенку в педагогическом процессе. Они определяют направленность и дух педагогического процесса, образ деятельности педагога гуманного типа.
Продукты ручного творчества, изображение в рисунке, лепке, аппликации связаны с процессами сопереживания, сочувствия, эмоционального отношения к образу. Важно, что ребенок как бы строит композицию, располагая все детали, предметы, внося свое понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что он просто отображает в творчестве окружающий мир. Он его трансформирует, строит, использую разные способы, сочетая их между собой.
Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка:
- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
- общение с искусством, материальное обеспечение;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- организация атмосферы творчества и мотивация задания;
Формирование мотивов творческой деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
Следующей задачей является формирование восприятия, так как творческая деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки явления и предмета. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение чувства.
Итак, основой художественно-эстетического воспитания ребенка средствами творческой деятельности являются:
- личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
- развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
- создание художественного образа – личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
- изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.
Анализ научно-педагогической литературы позволил сделать вывод: для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:
- комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
- целостное развитие личности ребенка;
- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;
- актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц;
Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.
Необходимо отметить следующие принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, вариативный подход.
2.2 Экспериментальная работа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества на примере аппликации.
В качестве практического обоснования проектной работы в рамках темы по развитию, содержанию и структуре учебной деятельности мной был проведён эксперимент в МДОУ №24 Комбинированного вида г. Электросталь. Направлением было выбрано художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, образовательной областью – художественное творчество, а видом деятельности – ручное творчество аппликация.
Цель эксперимента:
Целью эксперимента является проверка выдвинутой мной гипотезы, суть которой в том, что процесс художественно-эстетического воспитания будет успешным, если процесс воспитания будет обеспечен программно-дидактическим материалом и будет создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей ручному творчеству, что будет способствовать формированию таких художественно-эстетических качеств, как:
- эстетическое осознание прекрасного;
- художественный вкус;
- умение творчески создавать продукты ручного творчества;
Ход эксперимента:
Старшая воспитательная группа была разбита на две подгруппы на время проведения занятия по аппликации с равным количеством детей по 10 человек в каждой подгруппе. (Контрольная группа – КГ и экспериментальная группа – ЭГ). В контрольной группе занятие проводилось полностью по программе «От рождения до школы», а в экспериментальной группе использовались не только методы программы «От рождения до школы» - 80% согласно требованиям ФГТ, но приёмы описанные в таких дидактических программах, как: « Детство», «Радуга» - 20%. Были использованы методические разработки Н.А. Лыковой, М.А. Малышевой, Н.С. Вераксы и др.
Результаты эксперимента:
С целью наиболее рационального фиксирования результатов эксперимента применялись единые критерии оценки. Результаты фиксировались посредством проведения среза в начале и в конце занятия отдельно для каждой из групп.
Для проведения среза были разработаны критерии оценивания сформированности конкретных художественно-эстетических качеств, которые представлены в таблице 1 (см. приложение 1).
Результаты среза представлены в таблицах 2 (см. приложение 2) и 3 (см. приложение 3) на начало и конец эксперимента соответственно.
Общий уровень художественно-эстетического развития детей можно представить в виде диаграммы (см. приложение 4).
Анализ данных таблиц и диаграмм позволяет сделать вывод о том, что использование специально разработанной методики, оснащенной программно-дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, повышает эффективность художественно-эстетического воспитания.
Занятия ручного творчества проходили на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день. А это самый главный результат. Как отмечалось выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности художественно-эстетического воспитания. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству, и к жизни.
На основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Ниже приведён примерный план-конспект построения занятия по аппликации, использованный в ходе проведения эксперимента.
Конспект занятии по аппликации.
Тема: «Деревенский дворик»
Задачи:
Показать детям возможность создания образов разных животных (овечка, корова, ослик, поросёнок и др.) на одной основе из овалов разной величины. Закрепить умение вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам, с закруглением уголков. Учить детей передавать пространственные представления (рядом, сбоку, справа, слева, ближе, дальше).
Предварительная работа:
Рассматривание изображений домашних животных и их детёнышей (корова, телёнок, свинья, поросёнок, овца, ягнёнок и пр.). Конструирование образов животных из деталей конструктора, геометрической мозаики. Беседа по содержание картины (плаката) «Деревенский дворик».
Подготовка основы для будущей композиции: 1-й вариант – для детских работ воспитатель готовит листы бумаги одного размера зелёного, жёлтого, серого, голубого цвета и оформляет обложку для альбома «Деревенский дворик»; 2-й вариант – для детских работ воспитатель вырезает из цветной бумаги зелёные лужайки, песчаные дворики, голубые лужи (в форме кляк или овалов) и готовит основу для коллективной композиции – лист бумаги большого формата или полоску обоев нейтрального цвета.
Материалы, инструменты, оборудование:
Наборы цветной бумаги, бумажные прямоугольники 9разные по величине и цвету), ножницы, клей, клеевые кисточки, бумажные и матерчатые салфетки, коробки или подносы для обрезков, фломастеры или цветные карандаши для оформления мелких деталей.
Содержание занятия:
Воспитатель показывает детям картину (плакат) «деревенский дворик» и спрашивает, кто на ней живёт, проводит пальчиковую игру, изображая домашних животных.
Воспитатель прикрепляет на фланелеграфе (или рисует на доске, листе бумаги) овалы: три больших и над ними на некотором расстоянии и чуть сбоку – поменьше. Спрашивает детей, в кого или во что можно превратить эти овалы? Выслушивает предложения детей и предлагает посмотреть, как одинаковые овалы – большой и маленький – превратятся в разных животных. Показывает аппликативные фигурки трёх разных домашних животных (например овечки, поросёнка, лошади), в основе которых лежат овалы – большой (туловище) и маленький (голова). Поочерёдно показывает картинки испрашивает у детей, кто это и как они об этом догадались? Уточняет размышления детей: все эти животные похожу друг на друга тем, что у них большое овальное туловище и небольшая овальная голова; различаются животные другими частями тела – хвостами, шеями, ногами. Воспитатель оставляет картинки на доске или мольберте, чтобы дети во время работы могли сверять с ними свои представления о животных.
Воспитатель спрашивает, как дети будут вырезать овалы. Дети вспоминаю, в случае необходимости, воспитатель уточняет: складываем бумажный прямоугольник пополам и, держа за сгиб, закругляем уголки – сначала один, потом другой, чтобы получился полуовал; разворачиваем – и видим овал. В одной руке воспитатель держит большой овал, а в другой - маленький и начинает показывать детям разные комбинации размещения туловища и головы:
- Кто это может быть, если голова прикреплена к туловищу сбоку; справа или слева? (Овечка, поросёнок, баран);
- Кто из домашних животных получится, если голову приподнять над туловищем сбоку? (лошадка, ослик, корова);
- Если голову опустить ниже туловища? (любое животное, которое пьёт или ест).
Воспитатель предлагает детям подумать, какое животное им бы хотелось изобразить из овалов. Дети выбирают подходящую по цвету и размеру бумагу и начинают вырезать, сверяясь с рисунками или изображениями животных на картине «Деревенский дворик». Фигурки животных дети наклеивают по выбору на жёлтую, зелёную или голубую бумагу и составляют альбом «Деревенский дворик». Возможен более трудоёмкий, но более эффективный вариант, когда дети помещают (наклеивают) фигурки животных на зелёные лужайки, песчаные дворики или в голубые лужи, вырезанные заранее воспитателем, и размещают на общей композиции «Деревенский дворик» из полосы обоев или листа бумаги большого формата.
Выводы по главе II
- Использование специальной разработанной методики проведения занятий в рамках интегративной программы «От рождения до школы» с включениями программы «Радуга» дало положительные результаты.
- Эксперимент подтвердил выдвинутую мной гипотезу, что процесс художественно-эстетического воспитания с использованием специально разработанной методики, обеспеченной программно-дидактическими материалами будет способствовать формированию следующих качеств:
- эстетическое осознание прекрасного;
- художественный вкус;
- творческие способности;
- В ходе эксперимента были соблюдены необходимые варьируемые и неварьируемые условия.
- Были разработаны критерии сформированности художественно-эстетических качеств.
- После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность методики:
- сформировался художественный вкус и эстетическое осознание прекрасного;
- были развиты творческие способности;
- Таким образом, для формирования художественно-эстетических качеств целесообразно использовать специально разработанную методику с учетом психолого-педагогических условий организации воспитания, оснащенную программно-дидактическим материалами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что ручное творчество является одним из основных средств эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к ручному творчеству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.
Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.
Таким образом, моя гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Обеспечение программы обучения ручному творчеству программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Москва. мозаика – синтез 2011.
- Культурно – досуговая деятельность в д/с. // Москва. мозаика – синтез 2010.
- Изобразительная деятельность в детском саду. Москва. Мозаика – синтез 2010.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2009.-127с.
- Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 2010.-98 с.
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 2009.-с.156.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 2010.-384с. (5-е издание)
- Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 2011.
- Выготский Л.С. Мышление и речь /Ред. Г.Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 2009.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2010.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. – М.: Искусство, 2011. (4-е издание)
- Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 2009.-184с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1. Критерии оценивания сформированности художественно-эстетического воспитания. (приложение 1).
Критерии развития худ.- эстетического вкуса. | Показатели критериев | Уровень сформирован- ности худ.-эсте- тич. вкуса |
1.Эстетическое осознание произведения искусства. | -ребенок умеет дать правильную оценку; -может описать картину (плакат); | высокий |
-ребенок затрудняется с оценкой картины (плаката), но правильно определяет цвета; | средний | |
-ребенок не может дать оценку самостоятельно; -с трудом определяет цвета; | низкий | |
2.Развитие художественного вкуса. | -ребенок умеет правильно подобрать цвет, гамму; -устанавливает правильные пропорции; | высокий |
-ребенок не всегда удачно подбирает элементы аппликации; -с трудом подбирает цвета, устанавливает пропорции; | средний | |
-ребенок затрудняется в выборе цвета; -с помощью учителя подбирает элементы, устанавливает пропорции; | низкий | |
3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества. | -ребенок самостоятельно справляется с заданием; -правильно подбирает цвета; -правильно устанавливает пропорции; | высокий |
-ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов; | средний | |
-ребенок не справляется с заданием самостоятельно; -с помощью учителя подбирает цвета, элементы поделки; | низкий |
Результаты среза представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2. Результаты среза. Начало эксперимента.
(приложение 3).
Группа | Имя, фамилия ребенка | Критерии сформированности художественно-эстетического воспитания |
КГ | Надя А. | В |
Оля В. | С | |
Катя К. | С | |
Дима А. | Н | |
Валера Г. | Н | |
Ваня Ф. | С | |
Аня О. | С | |
Ирина М. | Н | |
Ксюша Ш. | Н | |
ЭГ | Света Д. | В |
Женя Е. | В | |
Таня К. | В | |
Никита К. | С | |
Юля Л. | Н | |
Слава Г. | С | |
Артур П. | С | |
Марина О. | Н | |
Люба В. | С |
Таблица 3. Результаты среза. Конец эксперимента. (приложение 3).
Группа | Имя, фамилия ребенка | Критерии сформированности художественно-эстетического воспитания |
КГ | Надя А. | В |
Оля В. | В | |
Катя К. | С | |
Дима А. | Н | |
Валера Г. | С | |
Ваня Ф. | С | |
Аня О. | С | |
Ирина М. | Н | |
Ксюша Ш. | Н | |
ЭГ | Света Д. | В |
Женя Е. | В | |
Таня К. | В | |
Никита К. | С | |
Юля Л. | Н | |
Слава Г. | С | |
Артур П. | В | |
Марина О. | Н | |
Люба В. | В |
Общий уровень художественно-эстетического развития детей можно представить в виде диаграммы на рисунках 1 и 2. (приложение 4).
Рисунок 1. Начало эксперимента
ЭГ КГ
Рисунок 2. Конец эксперимента
ЭГ КГ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности
О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...
Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 классах
Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 кла...
Роль продуктивной деятельности в формировании предпосылок учебной деятельности и учебных навыков у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...