"Нас много в России живет."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по социальному миру
“Нас много в России живет”
(подготовительная группа)
Программное содержание: расширять представления детей о родном крае, людях разных национальностей. Развивать интерес к культуре разных народов. Воспитывать любовь и уважение к народам, живущим в России. Формировать грамматически правильную речь – использовать прилагательные. Обогащать словарный запас детей: кокошник, коруна, венец, хушпу, тухья, масмак, ял, унты, чум.
Ход занятия.
Мы с вами живем на планете которая называется – Земля.
Есть прекрасная планета,
И зовут ее земля,
И живет на той планете удивительный народ,
Любит землю он и весело поет.
Есть на этой планете удивительная страна, страна, где мы с вами живем.
- Ребята, кто знает в какой стране мы живем, как она называется?
- Наша страна называется Россией.
- Кто из вас сможет показать ее на карте?
- (дети показывают ее на карте)
- Она очень большая, есть в нашей стране моря, реки, леса…
Если долго – долго – долго
В самолете нам лететь,
Если долго – долго – долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша родина большая,
Необъятная страна.
В России, как и в любой другой стране, есть своя культура – музыка, танцы, архитектура, литература, есть свои традиции и обычаи, свои народные промыслы, а у детей свои игры.
В России кроме русского народа живет много разных народов.
- Ребята назовите, пожалуйста, люди каких национальностей проживают в России?
- В России проживают татары, чукчи, буряты, чуваши, дагестанцы, ненцы, башкиры, нанайцы и т.д.
- У каждого народа есть своя культура, свой язык.
- Давайте мы с вами поиграем в игру “На каком языке говорят народы нашей страны?”
русские – на русском,
чуваши – на чувашком,
буряты – на бурятском,
нанайцы – на нанайском,
чукчи – на чукотском,
башкиры – на башкирском,
ненцы – на ненецком,
татары – на татарском и т.д.
- Вы много назвали языков, на которых говорят народы нашей страны, но давайте покажем, кто, где живет?
- Мы все с вами живем в России, как мы с вами все называемся?
- Мы все Россияне.
- На каком языке говорят все Россияне?
- Все россияне говорят на русском языке.
(слышится русская народная мелодия)
- Ребята, что за мелодию мы с вами слышим?
- Мы слышим русскую народную мелодию.
Давайте мы с вами прикрепим к карте нашу русскую красавицу где она проживает?
(дети прикрепляют силуэт русской барышни)
- Слышите кто то стучится к нам. Это бабушка в гости к нам пришла.
(входит бабушка в русском народном костюме)
- Здравствуйте, детишки,
девчонки и мальчишки
спасибо, что мимо не прошли
ко мне в гости зашли
проходите, не стесняйтесь,
поудобней располагайтесь
какие вы все ладные, да нарядные
Настенька – Настюшка
Златовласая девчушка,
Антошка – умница,
Катюшка – красавица,
А Наташечка словно пташечка,
Максимка молодец,
Ну, а Кирюшка удалец!
- В своем селе мы все дружно живем. Друг друга знаем, друг другу помогаем.
- Ребята, посмотрите, в каком костюме наша бабушка. Что это за кастюм?
- Наша бабушка в русском народном костюме.
- Что носили русские девушки?
- Русские девушки носили сарафаны.
- Что еще носили русские в старину?
- Носили рубахи.
- Чем украшали рубахи?
- Лентами, вышивкой.
- Какие русские головные узоры вы знаете?
- Кокошник, коруна, платок.
- Какие цвета использовали в русских костюмах?
- Черный, красный, белый.
- Что означает красный цвет?
- Это огонь, солнце. Он оберегал от нечистой силы..
- Что означает белый цвет?
- Чистоту, невинность, милосердие.
- Что означает черный цвет?
- Землю, покой, благополучие.
- Молодцы вы много знаете про русские костюмы.
Сейчас мы с вами поиграем в игру “НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО”.
(показ иллюстраций из русского народного костюма, а дети должны правильно назвать части костюма.)
(звучит чувашская мелодия).
- Ребята, звучит мелодия, вы ее узнали, какая это мелодия?
- Звучит чувашская народная мелодия.
- Правильно вы отгадали. У меня есть девушка в костюме чувашки, давайте мы покажем где проживают чуваши?
(дети прикрепляют картинку к карте по месту проживания)
- Ребята раньше русские девушки носили сарафаны, скажите, пожалуйста, что носили чувашские девушки?
- Чувашские девушки носили платье украшенное яркой вышивкой, и еще у них был красивый фартук, тоже украшенный вышивкой.
- Скажите, как называется ХУШПУ. (шапочка с наушниками, застегивающимся под подбородком).
- Что носили молодые девушки на голове?
- Молодые девушки носили на голове ТУХЬЮ. (шлемовидная шапочка)
- Чем украшались головные уборы?
- Тухья считалась волшебной. Она украшалась вышивкой бисером, и на нее пришивались серебряные монетки, звон которых отгонял злых духов и оберегал от всякой нечестии.
- Как еще называется головной убор у девушек Чувашии?
- МАСМАК. Вышитая полоска ткани, украшенная монетами, послушайте как они звенят.
- Ребята, как назывались села и деревни в Чувашии?
- Они назывались ЯЛ.
- Что выращивали на своих полях чуваши?
- Они выращивали рожь, овес, ячмень, лен.
- Чем еще они любили заниматься?
- Они занимались пчеловодством.
- Что делали они в свободное от работы время?
- Они занимались резьбой по дереву, плетением, вышивкой, шитьем бисером и монетами.
- Я хочу узнать как вы запомнили как называются головные уборы чувашей…
ТУХЬЯ, МАСМАК, ХУПШУ.
- Чувашский народ, как и русский, очень любит песни и игры, вот и мы с вами поиграем в Чувашскую народную игру. “ХИЩНИК В МОРЕ”
(слышится чукотская мелодия)
- Ребята что это за мелодия?
- Это чукотская народная мелодия.
- Давайте, покажем на карте, где проживают жители Чукотки?
(дети показывают на карте, прикрепляют силуэт чукчи).
- Ребята, где живут чукчи?
- Они живут в суровых условиях Арктики.
- Посмотрите у нас в гостях кукла, которая к нам прибыла с Чукотки.
- Во что она одета?
- На кукле одета меховая одежда.
- А по чему они носят меховую одежду?
- Суровая и продолжительная зима на севере заставляет уделять особое внимание теплой одежде.
- Что носили на ногах Чукотские жители?
- Меховые сапоги, которые назывались унтами.
- Что надевали на голову?
- На севере холодно и поэтому они носили меховые шапки.
- Чем занимаются люди на Чукотке?
- Они выращивают оленей.
- Считается, олени приносят счастье и покровительствуют семье. Чем больше оленей, тем больше в семье счастья и благополучия.
- Как называется жилище Чукчей?
- Жилище называется ярангой или чумом.
- Эти дома легко можно было собрать и разобрать перевезти на другое место.
- На чем передвигаются жители?
- На оленьих упряжках.
- На каком языке говорят чукотские жители?
- Они говорят на чукотском языке.
Мы с вами учили стихотворение “Праздник в тундре”
Собачьи упряжки,
Оленьи упряжки,
Сверкают на малицах
Медные бляшки.
Охотник кричит рыбаку:
Э-ге-гей!
Моя –то упряжка
Твоей побыстрей.
Над чумами вьются
Дымки – непоседы,
Пекут здесь хозяйки
Лепешки к обеду.
Шаманского бубна
Удары слышны,
Сегодня здесь праздник-
Начало весны!
Много нас живет в России. Мы сегодня с вами вспомнили только о некоторых народах живущих в нашей стране.
- О ком мы с вами сегодня говорили?
- Мы сегодня говорили о русских, чувашах, и чукчах.
- Ребята как вы думаете, как мы должны жить все вместе?
- Мы должны дружить, мирно жить, не ссорится, помогать друг другу…
- Давайте мы возьмемся за руки и расскажем какая у нас дружная российская семья.
Российская семья.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой оленевод.
Один – кумы готовит,
Другой – готовит мед
Одним милее осень
Дригим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий ко Дню независимости России Как много разных нас живет в России.
Разработка моя для среднего и старшего возраста.Сценарий с использованием ИКТ.Участвуют родители, дети и педагоги.Выступления семей со соими нароными танцами , песнями и стихами о республиках.Концовка...
Краткосрочный проект «Как много нас живёт в России»
Творческое название: «Как много нас живёт в России» Воспитатели: Набиева А.М. Рудакова А.В Музыкальный руководитель: Скоробогатова И.О.Возраст: средняя группаВид проекта: краткосрочный, позн...
Краткосрочный проект"Как много нас живет в России"
Проект для среднего влзраста дошкольников.Включает в себя музыкальный материал , стихи и игры разных народов, проживающих в России.Участие принимают дети, педагоги и родители.Цель: Дать рпедставление ...
Статья "Много сказок живет на Дону"
Региональный компонент в контексте развития современного образования и сохранения традиций многонациональной культуры...
На просторах Донских много разных народов живет!
Донская земля богата не только своими бескрайними просторами степей, лесов, полей, рек. Одно из главных богатств нашего края – это его народ, который представлен, множеством национальностей, их ...
Конспект занятия по ФЭМП "Кто в теремочке живет. Счёт до пяти. Длинный-короткий, один-много"
План конспект занятия по ФЭМП в средней группе....
"Кто живет в России"
Презентация- интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста...