Что мы знаем о воде?
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятий по экспериментально-поисковой деятельности для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_my_znaem_o_vode_2.docx | 109.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Что мы знаем о воде?
«Что мы знаем о воде?»
Конспект занятий по экспериментально-поисковой деятельности для детей подготовительной группы.
Цели занятия. 1.Образовательные:
- ознакомление детей со свойствами воды (цвет, вкус, запах, текучесть, состояния воды, смешиваемость с другими веществами),
- дать элементарные представления о процессе очистки (фильтрации) воды, Объяснить, почему вода нуждается в очистке,
- уточнение значения воды для всего живого,
- развивать навыки экспериментирования, умения работать с различными материалами, соблюдая необходимые меры безопасности.
2.Воспитательные
- развивать умение работать в коллективе, учитывать мнение других,
- прививать бережное отношение к воде.
3. Коррекционно-развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, память детей,
- формировать умение решать проблемные ситуации с использованием имеющихся знаний и умений,
- активизировать и обогащать словарь детей,
- развивать речь детей, умение отстаивать собственное мнение.
Предварительная работа.
- Беседы о воде, ее роли для всего живого.
- Проведение занятий–экспериментирований с водой.
- Ведение дневника наблюдений.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки», «Превращение водяных капелек» и др.
- Отгадывание загадок о воде, чтение стихов.
- Наблюдение за водой во время прогулок, в быту.
Материалы и оборудование.
Прозрачная посуда различной формы, кубик, фильтровальная бумага.
Вещества, которые мы будем растворять в воде (соль, сахар, песок, растительное масло).
Шапочки «Капелька». Иллюстрации в дневнике наблюдений, схемы-подсказки.
Магнитофонные записи со звуками воды.
Сюрпризный момент: в гости приходит водяной и просит детей помочь ему.
Ход занятия.
Организационный момент.
Восп-ль. Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию воды «Капелька». Что делают в лаборатории?
- Проводят опыты, изучают различные вещества.
Восп-ль. Послушайте пожалуйста стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Основная часть.
1.Активизация ранее полученных знаний.
Восп-ль. Давайте вспомним, какие опыты с водой мы с вами проводили, что мы уже знаем о воде. Нам в этом поможет наш дневник наблюдений. Рассмотрим первую страницу. Что обозначают эти рисунки.
Дети. Вода не имеет цвета, запаха и вкуса.
Восп-ль. О каких свойствах воды рассказывает следующая страница нашего дневника.
Дети. Вода не имеет своей формы, она принимает форму того предмета, в которую её наливает.
Восп-ль. Давайте вспомним наши опыты. Возьмем кубик. Если мы его опустим в стакан, положим на стол, на блюдечко, в стаканчик его форма не меняется. А есть ли форма у воды? Давайте нальем воду в различные чашечки, баночки, стаканчики и докажем, что вода не имеет собственной формы. (Самостоятельная деятельность детей).
Восп-ль. А что обозначает этот рисунок?
Дети. Вода – прозрачная, сквозь нее можно увидеть другие предметы (например, рыбок в аквариуме). А молоко белое, непрозрачное, сквозь него ничего не видно.
Восп-ль. Что еще мы знаем воде?
Дети. Вода – это жидкость. Она течет, льется.
Восп-ль. Ребята, а какой может быть вода? Что обозначает этот рисунок (показывает схему).
Дети. Вода может быть жидкой, твердой – это лед, вода может быть паром, когда ее сильно нагревают.
Воспитатель показывает опыт «Пар – это тоже вода». К носику горячего чайника подносится холодное стеклышко. Оно запотевает и на нем появляются капельки воды. Мы «поймали» капельки воды.
Восп-ль. Благодаря таким «превращениям» вода может путешествовать. Обсуждение картинки «Круговорот воды в природе». Рассматривают капельки воды на крышке банки, стоявшей на батарее, делают «дождь», стряхивая их.
А теперь давайте превратимся в капельки воды и совершим такое же путешествие.
Надеваем шапочки. Игра «Волшебные превращения».
Дети встают в круг. «Карусель покатилась, в царстве воды остановилась»
Холодно, зима . Вода превращается в ледяные шарики и снежинки.
Пригрело солнышко – капельки растаяли, собрались в ручеек.
Огонь – капельки воды начинают двигаться быстрее, превращаются в пар и «улетают».
Игра « Вода – хорошо, вода – плохо».
«Вода – это хорошо. Почему?» Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде и около воды обитают различные животные и птицы.
Задание с разрезными картинками «Да здравствует вода!». Дорисовать то, чего не хватает.
«Вода – это плохо, Почему?» Если напиться холодной воды, то можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если ее неаккуратно пролить на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть. Если сильно поливать цветы, то они погибнут. Бывают сильные наводнения, которые разрушают дома.
2. Экспериментирование «С чем дружит вода?». Как очистить воду.
Восп-ль. Ребята, а сегодня мы с вами узнаем что-то новое о воде, но для этого вам нужно отгадать загадки.
Белый камень в воде тает. (Сахар) Воспитатель снимает салфетку и проверяют отгадку.
В воде родится, воды боится. (Соль)
Желтое, а не солнце, льется, а не вода.
На сковородке – пенится, брызгается и шипит. (Масло)
Из меня кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,
Догадался, кто я? Я - … (Песок)
Восп-ль. Давайте посмотрим, что станет с солью, сахаром, маслом и песком, если мы их положим в воду.
Дети рассаживаются по местам, разделившись на группы. Идет самостоятельная работа детей. Одна группа растворяет сахар, другая- соль, третья добавляет песок, четвертая смешивает воду с маслом.
Обсуждают результаты увиденного, делают выводы: Сахар растворился в воде, соль растворилась воде, масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности желтыми капельками. Песок не растворился в воде, осел на дне банки.
Рассматриваем новую страницу дневника наблюдений. Вода «дружит» с сахаром и солью, и «не дружит» с песком и маслом. Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Сахар и соль растворяются в воде, а масло и песок не растворяются.
Очистка воды.
Восп-ль. Ребята, посмотрите на баночки, где находятся масло и песок. Можно пить такую воду, мыться ей. Почему?
Варианты ответов детей.
Восп-ль. Чтобы ее можно было пить и использовать, её нужно очистить. Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки. Посмотрите, что у нас получиться.
Воспитатель проводит опыт по очистке воды.
- Посмотрите, вода стала чистой, а вся грязь осталась на фильтре. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтровальной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная.
Рассматривается картинка из дневника наблюдений. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наших, воду очищают от песка, грязи и разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Но и после того, как мы использовали воду в доме, её снова очищают, чтобы грязная вода не попала в водоемы, не навредила всему живому.
3. «Водяной в гостях у ребят»
Восп-ль. Мы не можем ни дня прожить без воды. А какая бывает вода? Работа со страницей из дневника наблюдений.
Ответы детей.
Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем и послушаем песенки воды. Дети слушают и угадывают звуки воды.
Вдруг раздается «Песенка водяного» и входит водяной.
Дети знакомятся с ним. Он просит помочь ему, в его озере кто-то загрязнил воду.
Дети должны вспомнить опыт по фильтрованию воды и помочь водяному.
Но сначала водяной проверяет их знания.
Задания водяного.
1.Шел зимой Незнайка лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перейти? (По льду).
2. Я мою руки.
Мыло бывает разным-преразным:
Синим, зеленым, оранжевым, красным…
Но не пойму, отчего же всегда
Черной и грязной бывает вода. (ответы детей).
3. Почему зимой идет снег, а летом – дождь. Весной тает снег.
Найдите возможную причину. Потому что дети стали больше играть на улице.
Потому что медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
Потому что мама включила обогреватель.
(Варианты ответов детей)
Самая сложная задача.
Когда воду можно и в руках удержать и в решете унести?
После обсуждения, отгадку продемонстрировать детям.
Далее дети очищают воду для водяного. Он дарит им подарки.
Итог занятия. Воспитатель вместе с детьми вспоминает что нового мы узнали на этом занятии о воде. Задание на дом : «Как сделать так, чтобы у воды появился запах?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Знаем, помним, гордимся"
Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...
«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»
Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...
Что мы знаем и чего не знаем о зайцах
Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......
Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»
Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная практика) для детей подготовительной группы....
Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."
Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....
это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?
буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...
Творческий проект "Знай свой край люби и знай"
Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....