Ознакомление детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul._dlya_vospit._pdd..docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Ознакомление детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения»
(из личного опыта)
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.
Приводит к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. К сожалению, малыши обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
Поэтому большое внимание в своей работе уделяем формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач:
- Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
- Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Решение задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, беседы, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, обсуждение ситуаций, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов.
На занятиях для более устойчивого внимания детей используем прием удивления (сюрпризный момент). Удивить - это значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, которой нередко не ослабевает до конца занятия.
Суть создания проблемной ситуации состоит в том, чтобы вызвать у ребенка внутренний интерес, заставить задуматься, помочь другому в трудной ситуации. Именно это и является очень важным условием для успешного усвоения нового материала.
Проводились такие занятия как: «Дорожная азбука», «Путешествие Колобка по улице», «Школа пешеходных наук», «В гостях у Светофора», «Улица большого города» и д. р.
В группе имеется разнообразный дидактический материал: плакаты, наборы открыток, художественная литература и д. р.
Так как в нашей группе занимаются дети с нарушением речи, уделяем большое значение предметно-развивающей речевой среде. К лексическим темам «Транспорт», «Наш город», «Моя улица», «Правила дорожного движения» подобрали разнообразный лексический материал: предметные картинки, сюжетные картинки, художественная литература, загадки, стихи, скороговорки, чистоговорки. У детей обогащается словарный запас, навыки пространственной ориентировки. Постепенно их подводит к усвоению правил дорожного движения и активному использованию слов, обозначающих направление и местоположение предметов. Расширяются представления детей улица может быть широкой и узкой; по проезжей части двигаются машины; переходы бывают наземными и подземными; пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, не мешая друг другу.
Дорожное движение требует от человека большого внимания поэтому значительное место в играх уделяется развитию у детей внимательности, им задаются вопросы: что изменилось? Кто позвал? Кто ушел? Сделай, как было.
По данной теме разработаны перспективные планы: бесед, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр; конспекты занятий.
Знания детей уточняются и закрепляются в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх: «Ловкий пешеход», «Перекресток», «Пешеходы и транспорт» и д. р.; играх-соревнованиях «Водители, на старт!», «Чья машина?», «Проведи машину через препятствие», «Забавных лабиринт», «Рисуем знаки дорожного движения»; развлечениях: КВН «Твой приятель - светофор», «Страна Светофория»; конкурсах; играх-драматизации; дидактических играх: «Подумай-отгадай», «Слушай - запоминай», «Какой это знак?», «Красный и зеленый» и наблюдениях за прохожими «правильно ли ведут себя пешеходы на улице».
Мы интересуемся, каким маршрутом ходят ребята в детский сад, пересекают ли они проезжую часть, перекресток, площадь. Детям показываем и рассказываем о своем более безопасном пути из дома в детский сад и обратно. Потом на листе бумаге наносим с детьми в виде схемы все переходы, перекрестки, наиболее опасные места, дом и детский сад. Это готовит ребят к самостоятельному появлению на улице, во время предстоящей учебы в школе.
Решение задач невозможно без создания предметно-развивающей среды. Для развития познавательной активности детей в уголке есть много настольно-печатных игр как: «Светофор», «Дорожные знаки», «Пешеход», альбомы «Транспорт», «Дорожная азбука» для использования детьми в самостоятельной игровой деятельности.
И, конечно, особое внимание уделяется основной детской деятельности - игре. Для сюжетно-ролевых игр мы постарались создать предметную среду, активизирующую и продвигающую детскую игру. Для этого мы изготовили атрибуты к играм. Наряду с приобретенными игрушками, большое внимание уделяем атрибутам сделанными своими руками, с участием родителей и детей. В группе организовали «гараж», где поместили машинки разных марок, изготовили бензоколонку, перекресток, пешеходную дорожку, светофор, дорожные знаки, форму регулировщика, жезлы, макет улицы. Использование макетов способствует развитию творческого мышления (придумывания сюжета), активизирует речь; ребенок поднимается от предметно-ролевых действий до оперирования целостными событиям. Детям очень нравится выполнять различные действия с ними, придумывать сюжеты.
Все атрибуты эстетично оформлены, органично вписываются в общий дизайн групповой комнаты.
Дети получают четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья.
В воспитании грамотного пешехода большую помощь оказывают родители, знания, которые получают дети в детском саду, должны подтверждаться их положительным примером. В работе с родителями мы используем различные приемы.
Ежедневные беседы, рекомендации, советы, анкетирование, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов. Подготовили консультации: «Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице», «Пешеходом быть - наука». Провели совместную викторину «Что? Где? Когда?» - «Это должен каждый знать обязательно на «пять»». Систематически организовываем выставки детских поделок, аппликаций, рисунков; приобщаем родителей к совместному творчеству с детьми.
Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они еще активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка.
Только наше терпение и ответственность за жизнь, и здоровье детей поможет нам воспитать у них навыки и привычку безопасного поведения на улице!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улице....
Опыт обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством познавательного тренинга «Светофорик»
Программа поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений пройти вместе с детьми цикл мероприятий по правилам дорожного движения, усвоить правила, ко...
Методическая разработка для воспитателей по теме: "План работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"
В данном материале представлен план работы по правилам дорожного движения с детьми младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста...
« Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
Избежать опасности можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста...
«Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
«Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...
Консультация для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения» (из личного опыта)
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...
Консультация для родителей по ознакомлению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения «Безопасность детей на улице»
В последнее время всё чаще дети оказываются в аварийных ситуациях на улицах нашего города. Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских пробл...