Все дело в шляпе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Приземина татьяна Алексеевна

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста.

Создать у детей радостное и веселое настроение, формировать представление об истории головных уборов, об их назначении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Все дело в шляпе.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области «Детский сад № 4 «Крепыш»

Составитель: Приземина Татьяна Алексеевна

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 4 «Крепыш»

Цель:

Создать у детей радостное и веселое настроение, развивать представление об истории головных уборов, об их назначении.

Предшествующая работа :

  1. рассматривание различных видов шляп,
  2.  рассматривание иллюстраций головных уборов, рассказывание о головных уборах разных времен и народов,
  3. чтение Н.Носов «Живая шляпа», «Незнайка и его друзья», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»,
  4. заучивание стихотворений о шляпах.

Атрибутика: 

  1. одна большая шляпа для оформления ,
  2. шляпы разных фасонов и назначений для детей;
  3. выставка рисунков детей и родителей «Парад шляп», коллаж из журналов мод «Шляпы разные нужны, шляпы разные важны»,
  4. «медальоны-шляпки», вырезанные из бумаги.

Ход развлечения:

Зал украшен рисунками детей и родителей, на центральной стене – коллаж шляп. Под музыку входит воспитатель в красивой большой шляпе. Сверху по всемй залу  свисают разноцветные воздушные шары, "одетые" в разнообразные головные уборы. (Звучит песня из репертуара группы "На-На" — "Упала шляпа")

Воспитатель:

      Фанфары, громче звучите

      Я всем гостям сегодня рада.

      В нарядный зал скорее проходите,

      Вас ждет начало шляпного парада!

Выходит ребенок в шляпе.

Ребенок:    

     Носили дамы шляпы

        В былые времена

        Любил их Чарли Чаплин,

         Есть шляпа у меня.

        Но так случилось уж, друзья,

        Про шляпы ничего не знаю я.

Воспитатель

  Ну, дружочек, не переживай. Мы собрались здесь, чтобы больше узнать о шляпах, и  для начала я -  Шляпная королева, объявляю шляпное дефиле.(дети в шляпах под музыку выходят и читают стихи, демонстрируя свои шляпы.)

1.   Славная, милая шляпа на крошку, -

Можно ее положить на ладошку.

Тольку Дюймовочке впору она.

Шляпка как раз для нее создана.

2.   Сам хозяин очень рад –

Виден всюду экспонат,

Шляпа яркая, большая

Симпатичная такая.

3. Не возможно не заметить

    Эту чудную вещицу.

    Очевидно, что над нею

    Долго мне пришлось трудиться.

  4.  В эту шляпку облачитесь –

Сразу в детство возвратитесь,

Для начала улыбнетесь,

После громко рассмеетесь.

5.   Если шляпу украсить камнями,

Станет шляпа короной вдруг,

А добавить ромашек с поляны –

Превратится в цветочный луг.

В.: Вот, спасибо вам, друзья, порадовали вы и меня,  и ребят. Прекрасные шляпы у вас, необычные, даже -  волшебные. Я свою шляпу тоже очень люблю и часто с ней играю. И вам всем, ребята, предлагаю поиграть.

(проводятся игры со шляпами)

«Передай шляпу». (игра)

Под музыку дети по кругу передают друг другу шляпу. Когда музыку смолкает, тот, у кого в руках шляпа, выполняет желание шляпной королевы: отгадывает загадку, называет свой любимый головной убор, танцует с королевой и т.д. Игра проводится 3 раза.

«Попади в шляпу». (игра)

 Три команды по три человека должны попасть в шляпы бумажными шариками.

Воспитатель:

 Ну что, продолжим наш праздник. Шляпы носили во все времена и мужчины, и женщины, и дети. Шляпа спасала от дождя, ветра, от солнца. Шляпы бывают соломенные, матерчатые, фетровые, бумажные, перьевые и даже пробковые. Первые головные уборы были найдены учеными при изучении стоянок древнего человека. Оказывается, что уже 23 000 лет назад люди делали себе головные уборы. Один из них — с оленьими рогами — был обнаружен учеными. Очевидно, он надевался во время охоты, а это значит, что обычай облачаться в специальную одежду для выполнения той или другой работы или обязанностей уходит своими корнями в глубокую древность. Ну, это было давно. Сегодня в гардеробе каждого чело-века можно увидеть несколько головных уборов. Обычно женщин это шляпки, а у мужчин шапки. Кстати, как вы думаете, что означает слово "шапка"?

Ведущий: В переводе с французского оно означает — покрышка". Вот вы, например, кроме шапки, какую еще "покрыш-ку" носите на голове?

(Ответ: панаму, кепку, косынку, берет, платок и т.д.)

Ведущий: Вот видите, сколько существует головных уборов, каждый по-своему оригинален и необходим как элемент костюма

Про шляпу есть много загадок. И вам я сейчас загадаю.

(за правильный ответ  - вырезанные из бумаги медальоны-шляпки)

  1. Под какой шляпой вы идете во время дождя? (под зонтом)
  2. Какие сказочные герои носили шляпы? (Незнайка, Кот в сапогах, Красная шапочка, Дюймовочка)
  3. Что растет со шляпкой?  (гриб)
  4. В каком произведении головной убор напугал мальчиков?  (Н. Носов «Живая шляпа»)
  5. Как можно назвать двумя словами кепку, берет, панаму, шапку, шляпу? (головные уборы)
  6. Из чего изготавливали шлем в Древней Руси? (из металла)
  7. Перед какой шляпкой люди наклоняются?  (перед  шляпкой гриба)

Воспитатель:

Молодцы, ребята отгадали вы все мои загадки. А теперь снова игра

(проводятся игры со шляпами)

«Лишняя шляпа».

 На стульях разложено 6 шляп. Семеро играющих под музыку идут по кругу. Когда музыка смолкает, нужно надеть шляпу и сесть на стул. Кто не успел, выбывает из игры. Игра проводится, пока не останется победитель, стулья уменьшаются по одному.

 Вам необходимо решить, сколько кеглей войдет в этот цилиндр. Отберите нужное количество.

(Отбирают)

— Ваш ответ ...
— Правильный ответ — _____ штук.
— Проверим.

(Ведущий показывает залу, сколько кеглей помещается в цилиндре)

Ведущий: Имея под рукой большое количество головных уборов, можно каждый день щеголять в новом, а если ничего нет, а нужно срочно прикрыть чем-нибудь голову — как поступить?

Можно сделать головной убор своими руками. Приглашаю на сцену четыре человека.

Задание: Сделать из газеты головной убор.

(Пока участники выполняют задание — игра с залом

Ведущий: Шляпная мода зародилась давно, наверно, одновременно с модой на одежду. С тех пор она постоянно менялась. Давайте вернемся на несколько секунд в прошлое.

- Скажите, какой головной убор предпочел бы мужчина, одетый в кольчугу? (шлем)

Всем, всем, всем, всем
И в наше время нужен шлем.
И рабочим на дорогах,
Скалолазам на отрогах,
Сталеварам у печей
И строителям, что могут
Дом сложить из кирпичей.
Шлем обязан надевать
Тот, кто хочет фехтовать,
И пожарник на пожаре,
Носит шлем шахтер в забое,
И солдат во время боя.

— Скажите, а как, по-современному, называют свой шлем пожарники, шахтеры, солдаты ... ? (каской)

В Российской Армии кроме каски можно увидеть много разных головных уборов. Матросы на флоте носят бескозырки. Давайте примерим одну из них.

(Ведущий вызывает мальчика и примеряет ему бескозырку)

— А зачем на бескозырке такие длинные ленты вдоль спины?

Ведущий: А затем, что если поднимется сильный ветер, который может сорвать бескозырку, матрос привяжет ее лентами под подбородком. (Ведущий показывает залу, как это делается, Затем предлагает участнику пройти на место)

Ведущий: Но головные уборы нужны не только в армии, они являются и частью национального костюма. Только в нашей стране живет 126 различных народов и народностей, и у каждого свой головной убор. Чего только они не носят на своих головах! Самые разнообразные шапки, чалмы, шляпы...(демонстрация слайдов)

Ведущий: Между прочим, если вы очень наблюдательны, то наверняка замечали, что шляпы носят не только люди, но и ... грибы. Многие из вас читали сказку про гриб, который приютил во время дождя под своей шляпой множество зверей.

Ведущий: Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодняшняя наша программа стала для вас очередной дружеской встречей. Но, увы, она подходит к концу. Нередко, когда люди собираются разъезжаться по домам, разбирают свои шапки, шляпы, бывают и такие гости, которые только-только появляются. Про таких говорят: "Явились к шапочному разбору". Именно так называется наш последний конкурс, в котором примут участие восемь человек.

Задание. Идти под музыку вокруг шапок. Как только музыка закончится, нужно успеть схватить шапку. Кто не успел — выбывает из игры. Побеждает самый ловкий. (Музыка. Конкурс)

Ведущий: Дорогие друзья! Мы желаем вам солнечного лета, но не забывайте, что головной убор не только украшает ваш костюм, но и бережет вас от жарких солнечных лучей и спасает в ветреную погоду.

До свидания! До новых встреч!

Источник: Кончаловская Н. Л. Дело в шляпе.— 2-е изд., испр. и доп. Изд. "Изобразительное искусство", 1989.

Что такое, что случилось?

От чего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось кувырком?

Шляпы в воздухе летят,

Упасть на пол норовят.

Это наши ребятишки,

Шалуны и шалунишки,

Свои шляпы вверх кидают,

Вам ловить их предлагают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочные соревнования или все дело в шляпе

Спортивный праздник с родителями, посвященный Дню защитника Отечества для старших и подготовительных групп...

Презентация проекта "Дело в шляпе"

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с назначением головных уборов....

проект "все дело в шляпе"

Данная разработка содержит материал из опыта работы воспитателей старшей группы по использованию метода проектов в работе с дошкольниками. Цель данного проекта – расширение кругозора детей 5–6 лет и р...

Проект "Все дело в шляпе"

Проект посвящён укреплению эмоционально – позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления шляпы, формированию представлений об истории моды головных уборов....

Выставка шляп "Всё дело в шляпе"

Выставка шляп «Всё дело в шляпе»Замечательная пора – весёлое и беззаботное детство. «Вот только где оно живёт?» - спросите Вы. Ответа проще и быть не может - конечно же, в детском саду, где много радо...