Консультация для педагогов: "Как организовать уголок природы в ДОУ"
материал по окружающему миру на тему

Горбачева Татьяна Юрьевна

Консультация содержит материал о том, что должно быть в группе в уголке природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_vospitateley.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Как организовать уголок природы в ДОУ».

  Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будет в нём лучшие чувства. Особенно велико значение природы в воспитании детей. Познакомить дошкольников с объектами и законами природы, воспитать любовь к ней поможет уголок природы в ДОУ, где содержатся комнатные растения и животные.

  Отбор представителей флоры и фауны для уголка природы осуществляется с утвержденной программой воспитания и обучения в детском саду. Все обитатели должны быть достаточно разнообразны и интересны для наблюдения, а также не прихотливы, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.

  В уголках природы мл. и ср. групп следует помещать в первую очередь растения и животных, характерных для той климатической зоны в которой располагается ДОУ. Уголки старших групп пополняются животными и растениями из других климатических зон. У всех растений и животных должны быть ярко выражены признаки группы или класса. Нужно также учитывать возрастные особенности детей той группы, для уголка которой подбираются живые объекты:

- для мл. и ср. гр.- наиболее типичные по строению;

- в старших группах – объекты у которых типичные признаки выражены менее ярко (растения, имеющие не только зелёную окраску, рыбы с округлой формой тела и удлиненными плавниками и т.д.)

  В уголках природы младших групп помещают неприхотливых животных, за которыми легко ухаживать; в старших группах могут обитать растения и животные, относительно более требовательные к условиям жизни, их и по количеству должно быть значительно больше.

  При подборе комнатных растений учитывают особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север хорошо развиваются тенистые.

  Некоторые обитатели уголка природы постоянно находятся в группе (рыбы, птицы, млекопитающие), поэтому дети их могут наблюдать в течении года. Воспитатель по своему усмотрению может внести и новые растения, с которыми планирует знакомить детей; поменять рыбок или птичек, между младшей и средней группой; разместить объекты в уголке природы на короткое сезонное наблюдение. Все обитатели уголка природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни: птицы на свету, но вдали от сквозняков, аквариум в простенке, чтобы на него не попадал солнечный свет.

 Следует также учитывать эстетические требования: различные комнатные растения и аквариум должны размещаться так, чтобы украшать помещение групп. Низкорослые светолюбивые растения лучше поставить на подоконник. Но так, чтобы они не загораживали детям свет. Вьющиеся растения можно прикрепить к декоративным шнурам.

  Комнатные растения не только представляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно - образовательной работы, но и оздоравливают микроклимат в группе, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

  Для ухода за растениями и животными уголка требуется инвентарь:

-лейки, щеточки, тазы, тряпочки, палочка для рыхления земли.

-тазы, тряпочки, щетки, совки, терки, мисочки, разделочные доски, ножи для ухода за животными.

 Он находиться в уголке для дежурных, там где хроняться клеёнчатые фартучки, которые дети одевают во время работы. Инвентарь для ухода для ухода за аквариумом следует поместить в столике – шкафчике, здесь же можно хранить банки с кормом для рыб, плотно закрытые крышками. Все рабочие инструменты должны иметь своё место, лежать на полках в определённом порядке.

  Воспитателю следует приучать детей по окончанию работы вымыть всё чем они пользовались, налить в лейки воды и убрать всё на место; затем проверить, всё ли сделано так, как надо. Это важно при оценки труда дошкольников, формируя таким образом навыки культуры труда.

  Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен сам показать пример. При уходе за обитателями уголка помнить, что его отношение и действия являются образцом, которому подражают дети.

Заполнение календаря природы -  дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Как создать уголок природы в группе"

Консультация для воспитателейКАК ОРГАНИЗОВАТЬ УГОЛОК ПРИРОДЫ В ДОУВоспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче...

Консультация для воспитателей "Как организовать уголок природы в ДОУ"

Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных экологических знаний детей. Рекомендации по организации уголка природы в группах детского сада....

«Как организовать уголок природы в ДОУ»

Чтобы научить детей любить и беречь растения, воспитатель должен, прежде всего, сам показать пример. При уходе за растениями, помнить, что его отношение и действия являются образцом, которому п...

Консультация для педагогов "Как организовать работу с детьми летом"

Как организовать работу с детьми летом.Наблюдения на прогулках и экскурсиях.Задачи: ·         активизировать знания о свойствах песка и глины, уточнять и...

Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...

Консультация для педагогов «Как организовать занятие в ДОУ выбор педагогом содержания и педагогически обоснованных методов образовательной деятельности в соответствии с ФОП ДО»

Занимательное и интересное для детей дело, которое их развивает, – так определяет занятие ФОП ДО. Оно может быть в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, тематических событий, прое...