«ПРИВИВАЕМ ДЕТЯМ-ДОШКОЛЬНИКАМ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ»
статья по окружающему миру по теме
Маленьким детям - большие права
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_po_pravam_vishnevskaya_t.d..doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 27 «ПЕТУШОК»
«ПРИВИВАЕМ ДЕТЯМ-ДОШКОЛЬНИКАМ
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ»
(консультация)
Подготовила: ВИШНЕВСКАЯ Т.Д. |
г. Камень-на-Оби
2010 год
ПРИВИВАЕМ ДЕТЯМ-ДОШКОЛЬНИКАМ
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ
Кардинальные социальные изменения последних лет в обществе выдвигают на первый план следующий приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны окружающей среды.
Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать выбор. Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детям. Это приоритетная стратегическая задача экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. Конституция РФ закрепила положение о том, что дети находятся под защитой государства. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников – условие формирования правового государства, гражданского общества. Именно выполнение этого условия позволяет педагогам успешно прививать своим воспитанникам основы правового сознания.
Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 года Конвенция о правах ребенка, определяет развитие системы социально- правовой охраны детства в России.
Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям.
Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.
Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами. В это и должны ему помочь педагоги.
Основы правового сознания закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Поэтому базой формирования правовой культуры ребенка, является сформированность таковой у окружающих его взрослых.
Права ребенка, очень часто, рассматриваются отдельно от его обязанностей, это приводит к формированию у детей потребительского отношения к жизни. Ограждая детей от ответственности, мы не только продлеваем «псевдодетскость», но и лешаем их возможности по-настоящему повзрослеть. Российские дети в семье, ДОУ, школе, обществе в целом не приучены самостоятельно делать выбор, у них нет в этом потребности. Они очень инертны, а ведь именно осознание выбора и ответственности за него рождает самостоятельность.
Именно поэтому, прививая детям-дошкольникам основы правового сознания педагоги должны не только знакомить детей с их правами, но и формировать ответственность за выполнение своих обязанностей.
Методы и приемы правового воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).
Короткие рассказы с проблемными ситуациями, игровые занятия, бесседы, домашние задания, выставки рисунков, папки-передвижки и многое другое. Все это может применяться в работе, но обязательно с учетом личного опыта детей и родителей, их взглядов на воспитание, образования, социального статуса и т.д. Это помогает детям понять, что часто просто не существует однозначных решений , у каждого может быть свое мнение, которое нужно уважать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность
Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - самый благородный; путь подражания - самый ...
Примерный план мероприятий, способствующих развитию правового сознания детей старшего возраста (5 – 6 лет), формированию законопослушного поведения воспитанников. .
Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ...
Проект " Формирование правового сознания у детей дошкольного возраста"
В результате работы в рамках данного проекта мы решаем следующие задачи:повышение логико-нормативного правосознанияповышение эмоционально-образного правосознанияповышение поведенческого правосознания....
"Прививаем детям основы правового сознания" (методические рекомендации)
Методические рекомендации для работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию и привитию основ правового сознания....
Моя педагогическая инициатива "Рабочая тетрадь по формированию правового сознания дошкольников "Мои права"
Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.Начинать знакомить детей с правами надо уже с детского ...
Определение роли семьи в формировании правового сознания дошкольника
В презентации представлена работа детско-родительского клуба по правовому воспитанию дошкольника, состоящую из мини-проектов. каждый проект заканчивается проведением родительской гостиной. (часть1)...