Дневник наблюдения за березкой
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Березка весной
Талая вода оживляет корни березы и начинается движение соков к почкам. Перед появлением листочков дереза зацветает.
5-15 апреля – зацветают сережки березы
20-30 апреля – появляются первые листики
Березка зимой
- Дышит ли березка зимой?
Ответы детей: дышит только очень медленно. Березка спит.
Береза запасает на зиму питательные вещества, чтобы дожить до весны и дать распуститься из почек новой листве.
- Отчего в зимнем лесу так тихо?
Ответы детей: деревья спят.
- Растет ли березка зимой?
Ответы детей: не растет.
Настроение березки
- Какое настроение бывает у березки?
Ответы детей: хорошее, веселое настроение у березки бывает летом; веселое настроение после дождя, когда листья становятся чистыми и ярко-зелеными; настроение плохое осенью; зимой – дерево грустит; если ветви опущены – задумчивое.
15 сентября – «березка загрустила»
15 декабря – ветви опущены – березка – задумалась.
15 марта – разворачиваются почки, появляются изумрудно- зеленые листики – настроение «веселое» березке хочется «танцевать»
- Умеют ли деревья разговаривать?
Ответы детей: осенью березка кажется сердитой, она шумит листочками, зимой – молчит.
Что нужно нашей березке.
(солнце, воздух, вода)
- Где растет наша березка?
Ответы детей: на открытом месте, любит солнышко, подставляет веточки лучам.
- Что происходит в листочках от солнца?
Ответы детей: появляются зернышки, чтобы лист был зеленым.
- Как вода попадает в дерево?
Ответы детей: Корень сосет воду из земли.
- Каким воздухом дышит дерево?. Какой частью березки?
Ответы детей: вдыхает грязный воздух а выбрасывает чистый для человека; дышит через черные полоски (чечевицы) на коре и через листок – внизу (устьице)
Почва
Каждую осень на почву с дерева опадают листья.
- Куда пропадают листья?
Ответы детей: уходят в землю, становятся мусором.
- Живет ли кто-нибудь в почве?
Ответы детей: червячки, жуки, длиноносики, муравьи.
Обобщение: Оберегайте дождевых червей! Они рыхлят землю.
- Легко ли проходит палочка в землю возле березки?
Ответы детей: легко, как в масло, как в сахар.
- Где лучше расти дереву: там где больше земли, или где асфальт?
Ответы детей: у земли, у травы.
Осадки (снег, дождь)
Первый снег под березкой появился 10 декабря.
- Какого цвета снег под деревом?
Ответы детей: белый, чистый как сахар, хочется поесть.
- Можно ли есть снег?
Ответы детей: нельзя, появятся червяки в животе, можно заболеть, заболит горло.
Опыт:
Зачерпнуть снег в стакан, внести в теплое место, когда снег растает рассмотреть, что получилось.
Вывод:
Снег растаял, образовалась вода, на дне песчинки, грязь. Есть снег нельзя.
- Какая толщина снега под деревом?
Ответы детей: толще, чем на дорожках.
- Где раньше тает снег – под деревом или на открытом месте.
Ответы детей: на открытом – больше солнца, лучи длиннее.
Опыт: в тарелку с подкрашенной водой опустить жгут бинта. Водой будет окрашиваться бинтик снизу вверх. Так точно вода всасывается корнем.
Кора.
- Какая у березы кора?
Ответы детей: твердая, как камень, шершавая, похожа на шкурку, она очень толстая и дереву тепло.
- Чем пахнет кора березы?
Ответы детей: грибами, картошкой, деревом, прелыми листиками.
Обобщение: Верхний слой бересты старый. Кора шершавая, а небольшими трещинами, белее и чище с южной стороны. Есть темные наросты.
КОРА – это отмершие клетки, по которым поступает вода и питательные вещества. Она защищает ствол от высыхания, от мороза. У березы кора меньше сантиметра. Чем старше дерево, тем толще кора.
Рисунок коры березы
(рисуют дети)
Крона и листья.
- Что такое крона?
Ответы детей: Это веточки с листочками. Листьев на березе много. Крона густая.
- На что лист похож?
Ответы детей: осенью он желтый, как солнышко; на бабочку, ведь он летает; листья звенят, как денежки.
- Гладкий лист или шершавый?
Ответы детей: Он очень гладкий; с одной стороны гладкий, с другой шершавый; гладенький, будто лысый.
- Листик твердый или мягкий?
Ответы детей: мягкий как моя подушка; нет, он твердый и ломается.
Обобщение: Листьев на березе много, крона густая. Сверху листья гладкие, снизу шершавые. Березовый лист мягкий, с множеством зубчиков, на вершине острый. Черешок тонкий, узкий, по форме напоминает овал или круг. Цвет: темно-зеленый, запах напоминает свежесть утра. В верхней части кроны листья крупнее, чем в нижней, а снаружи светлее и больше, чем внутри.
Обведите листик пальчиком по краю и скажите, на что он похож.Ответы детей: на овал; кругленький как шарик; похож на кактус; он колючий.
Размеры листа
Начало весны ____________________________
Конец лета ______________________________
Цвет листа
Весна _________________________
Лето__________________________
Осень_________________________
Строение листа
- Листовая пластинка
- Черешок
- Жилки
- Главная жилка
- Устьице
Мои ветки
З И М А | 15 января |
В Е С Н А | 15 марта |
Л Е Т О | 22 июля |
О С Е Н Ь | 25 сентября |
1 октября – начался листопад
Лист и почки
- Есть ли на дереве листья, объеденные насекомыми? Какими?
Ответы детей: есть, гусеницами, жуками.
- Почки на березке какие?
Ответы детей: пушистые, как котята, гладкие,клейкие, мягкие.
- Можно ли к ним приклеиться?
Ответы детей: можно, нельзя.
- Чем они пахнут?
Ответы детей: свежим огурцом, арбузом, морозом.
-
Семена
- Какие семена у березки?
Ответы детей: легкие, маленькие, летучие, их разносит ветер.
15 апреля – на березке появились сережки. На одних желтые, на других зеленые.
22 августа – созрели семена березки.
Они крылатые. Падают на землю постепенно или их разносит ветер.
Зимой береза вроде бы спит, но в то же время заботится о новой поросли: у березы виднеются сухие сережки с крылатыми орешками- семенами. Далеко они разлетятся по ветру еще дальше их разнесут питающиеся ими птицы.
Животные и птицы связанные с березой.
- Когда заметили на березе птиц?
Ответы детей:
15 января – прилетели снегири, перелетали с ветки на ветку
25 ноября прилетали синицы, воробьи клевали семена.
20 апреля появились скворцы.
- Сколько древесных жителей удалось обнаружить? Какая у них окраска?
Ответы детей: много, были зеленые, даже красные (божьи коровки)
Кто зимует на дереве?
- Радо наше дерево своим жильцам? ______________
- Кто помогает дереву избавиться от незваных гостей?_______________________________________
Кормушки для птиц
Рост березки
Зимой жизнь дерева замирает и оно не растет до весны. Быстрый рост происходит в июне до середины июля.
Наблюдение за ростом березки.
Выбираем молодое дерево, оборачиваем веревкой вокруг ствола дерева.
Измеряем и записываем длину окружности ствола молодой березы.
Зимой ______________, осенью__________________
Исследуем также рост саженца дерева в высоту
Зимой ______________, осенью__________________
Ответы детей: наша березка выше воспитательницы раз в 10; наша березка «худая», «тонкая»
Как долго живет береза?
(до 180 лет)
Возраст дерева можно узнать по кольцам? На поверхности пня выделяются светлые и темные полоски. Более светлые образуются весной, темные – летом.
Если кольца широкие – дерево росло быстро. Если узкие с одной стороны – то с этой стороны затеняли другие деревья.
- Сколько лет дереву?
- Что я могу сделать для нашего дерева?
Ответы детей: Я могу ухаживать за своим деревом, охранять его, наблюдать за ним.
- Как ты ухаживаешь за ним весной?
Ответы детей: Рыхлю землю граблями, перекапываю лопаткой.
- Как ты ухаживаешь за ним летом?
Ответы детей: летом я поливаю мое деревце.
- Как ты ухаживаешь за ним осень, зимой?
Ответы детей: присыпаю корень сухими листьями, присыпаю корень снегом.
- Отчего могут загрязняться листья деревьев? Где чище в городе или в лесу? У дороги или в парке? Почему?
Ответы детей: от пыли, в лесу, в парке.
- Откуда берется мусор под деревьями?
Ответы детей: бросают плохие дети; приносят собаки; бросают взрослые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дневник наблюдений логопеда (образец)
Дневник наблюдений логопеда (ФИО ребёнка) __________________________________________________________________________ посещает логопедическую группу с _____________________ с диагнозом ______________...
"Дневник наблюдений воспитанников"
Дневник предназначен для наблюдений за дошкольниками с малыми и затихающими формами туберкулеза в условиях дошкольного учреждения и адресован педагогам и медицинским работникам ДОУ.«Дневник набл...
Дневник наблюдений за клубникой
Ведение дневника наблюдений за посадкой клубники и делать зарисовки наблюдений, можно использовать для рассматривания альбома, как растет клубника....
Дневник наблюдений за ростом томатов
Ведение дневника наблюдения за ростом томатов с использованием зарисовок наблюдений, можно использовать, как альбом для рассматривания "Как растут помидоры"...
дневник наблюдения за ребенком и выработка стратегии помощи педагогам
описание поведения ребенка (дневник наблюдения), выработка мер экстренного вмешательства, стратегии поддержки ребенка, стратегии поведения воспитателя и партнерства с родителями...
Дневник наблюдения за ростом капусты
Дневник наблюдения за ростом капусты, делать зарисовки и сравнивать их с иллюстрациями, можно использовать ка альбом для рассматривания последовательного роста капусты....
Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.
Актуальность темы: • Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...