Хранители традиций народной игрушки
статья по окружающему миру по теме
Знакомство с народной игрушкой необходимо начинать уже в младших группах детского сада, в которых малыши учатся действовать с матрешкой, собирать и разбирать её.
например: когда я работала в малыш. группе мы брали занятия по сенсорике как раз вот с матрешкой. Небольшая матрешка в неё три матрешки. Для дидактических игр была большая матрешка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hraniteli_tradiciy_narodnoy_igrushki.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Хранители традиций народной игрушки»
Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце XIX века.
Замечательные собрания игрушек народов разных стран можно увидеть в музеях Берлина, Стокгольма, Парижа.
Русские игрушки неслучайно называют народными. Их действительно создавал народ. И каждая хранит тепло рук мастера, вложившего в него свою душу.
Знакомство с народной игрушкой необходимо начинать уже в младших группах детского сада, в которых малыши учатся действовать с матрешкой, собирать и разбирать её.
например: когда я работала в малыш. группе мы брали занятия по сенсорике как раз вот с матрешкой. Небольшая матрешка в неё три матрешки. Для дидактических игр была большая матрешка.
Важно создавать такие условия, чтобы ребенок не только играл с игрушкой, но и учился любоваться ею. Для этого необходим эмоциональный настрой, который можно создавать с помощью стихов, музыкального сопровождения. Хорошо проводить занятия – развлечения с использованием фланелеграфа: он позволит увидеть плоскостное изображение матрешки, почувствовать красоту и яркость красок, расположение узора.
У нас в этой группе на стене висела плоскостная матрешка, и дети нанизывали на шарик красивые яркие цветы, сшитые из ткани, вот, пожалуйста, дети могли увидеть и почувствовать красоту матрешки.
Детей средней группы детского сада знакомим с дымковской и филимоновской игрушкой, её историей, конструкцией, цветом росписи.
Программа старшей и подготовительной к школе групп усложняется: здесь дети знакомятся с такими игрушками, как богородская и каргопольская. Работа проводится в определенной последовательности – это история игрушки, материал из которого она изготовлена, фои, и элементы росписи, колорит, способы производства.
Такую работу желательно проводить на занятиях по изобразительному искусству (раз в месяц начиная со старшей группы). Даже можно взять кружковую работу по народной игрушке или в свободное от занятий время.
Дети должны получить такой запас знаний и умений, который пригодится им в разных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Необходимо рассказать и о мастерах, создающих народную игрушку.
Богородская игрушка.
Народные умельцы мастерят деревянные резные игрушки, которые могут использоваться как и глиняные на занятиях декоративной лепкой.
Село Богородское находится вблизи Сергиев Посада, что в Московской области. Более трехсот лет живут здесь резчики по дереву, бруски липы в умелых руках превращаются в забавные фигурки. (перед тем как стать игрушкой, дерево должно сохнуть два года).
Богородские игрушки чаще не окрашенные, но иногда расписные – это такие мелкие игрушки, как куры, птицы на подставке с подвижным устройством и другие. Все они имеют ярко выраженные стилистические особенности, которые хотя и менялись со временем, но в основном сохранили традиционные особенности.
Режут фигурки из целого бруска, для чего делают заготовки раной формы.
Если хотят вырезать медведя на подставке, то заготовку делают треугольной формы, а если фигурка располагается горизонтально по отношению к подставке, берут кругляк древесины, распиленный вдоль или крайнюю часть кругляка.
Игрушку украшают резьбой, некоторые их части делают подвижными. Делают это различными способами: одни крепятся на подставках-тумбочках, внутрь которых вставляют пружинку, приводящую фигурку в действие; другие игрушки выполняют на планках-разводах (медведь и мужик стучат молоточками).
Есть игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом – груз раскачивается и тянет за собой нитку, которая приводит в действие.
Традиционным игрушечным образом является медведь. Он обычно выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя, то с корзиной грибов или малины, то с гармошкой, а иногда в роли обманутого хитрым мужиком.
Традиции богородской игрушки передавались из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Известным мастером богородской резьбы является Николай Иванович Максимов.
Каргопольская игрушка.
Каргополь – древний русский город. С давних времен его жители занимались гончарным делом, лепили из глины посуду(горшки, крышки, миски для сметаны) и игрушки.
В 1967 году в Каргополе были созданы мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек, среди которых особое место занимают полуфантастические образы, связанные с языческими праздниками, включавшие музыку, пляски. Игрушки свистульки были неотъемлемой частью праздников.
Рядом с яркими дымковскими и филимоновскими игрушками фигурки этого северного края могут показаться суровыми из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета.
В основном Каргопольской игрушке прослеживается деревенская тема – это бабы – крестьянки с корзинами или птицами в руках, куклы с пряниками, бородатые мужики во время работы или отдыха. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции: веселые седоки в санях, танцующие фигуры, катание на лодке и т.п.
Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведей, зайцев, собак, свиней, гусей, уток.
Каргопольская игрушка отличается условностью форм, пропорций, росписи. Все фигурки – с короткими руками и ногами, с удлиненным туловищем, толстой и короткой шеей, сравнительно большой головой. Мужчины всегда с окладистой борой, которая выполняется способом оттягивания из глины от общего объема головы.
У женщин юбки сделаны в виде колокола, что и может создать впечатление приземленности, но талии кукол вытянуты и это уравновешивает фигуры, делая их стройными.
Мастера используют желтый, голубой и оранжевые цвета, которыми расписывают пуговицы, бусы, клювы у птиц. Основными элементами орнамента является комбинации из пересекающих линий, кругов, веточек из листьев, елочек, точек и полос.
Калининская игрушка.
Глиняную игрушку изготавливают и в других областях России: Орловской, Рязанской, Курской Тамбовской, Воронежской, Калужской и Тверской, (ранее Калининградской0 области. Недавно стали мастерить игрушки в частности глиняных птиц, украшенных налетами и росписью, выполненной эмалевыми красками: синий, голубой, белой, черной, оранжевой, зеленой, красной. Узор состоит из мазков, кругов, точек.
Филимоновская игрушка
Народным промыслом, является деревня Филимоново Тульской области, где делают игрушки из белой глины. Сейчас в деревне организованы мастерские, где работают мастерицы.
Сюжеты филимоновской игрушки традиционны: это барыни, крестьянки, солдаты с погонами, танцующие пары, наездники на лошадях, а так же коровы, бараны с туго закрученными рогами, лиса с петухом.
У всех игрушек пластичные туловища, вытянутые шеи с маленькими головками. У барынь высокие колоннообразные юбки с незаметным расширением к низу, верхняя часть по сравнению с юбкой кажется меньше, а маленькая головка убрана в шляпку. Забавны игрушки, изображающие длинноногих долговязых солдат в приталенных френчах и полосатых штанах.
Филиминовские игрушки очень веселые. В росписи преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белые цвета.
Элементы просты: полосы, дуги, точки, звезды, которые очень красиво смотрятся на юбках и фартуках. Коней, баранов, коров, украшают полосами. Лица фигурок белые, и лишь чуть заметными штрихами и точками намечены глаза, рот, нос.
Филимоновские игрушки большей частью представляют собой свистульки, с которыми дети очень любят играть.
Ознакомление дошкольников с народной игрушкой давно проводится на занятиях по изобразительному искусству (раз в месяц начиная со старшей группы), но и на занятиях по рисованию и лепке, на котором внимание следует акцентировать на знакомстве старших дошкольников с художественными средствами народной игрушки.
Вот некоторые из них:
- эстетическое содержание (тема, образ, идея)
- объем
- архитектоника (соответствие частей игрушки, то есть их пропорциональное отношение).
- круговая композиция (необходимо чтобы игрушка выглядела объемной).
- динамика (например, поза, положение головы и т.д.)
- Функциональное назначение (матрешка – богородская для головы и т.д.)
Большое место на занятиях по лепке необходимо отвести обследованию народной игрушки, которое должно быть направлено на формирование ее эстетического восприятия.
Обследование включает следующие этапы:
-взять игрушку в руки потрогать, определить размер
-определить фактуру поверхности (гладкость, шероховатость)
-уточнить расположение частей тела (горизонтальное, вертикальное) которое необходимо учитывать при выборе способов лепки и расположения налепов;
-рассмотреть со всех сторон;
-установить пропорциональность туловища и голов;
-рассмотреть по частям;
-обследовать фигуры с закрытыми глазами.
Формы работы по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой разнообразны, но, к сожалению, в практике дошкольных учреждений используются не в полном объеме.
Лишь некоторые из них:
1.Занятие по изодеятельности.
2. Праздники и развлечения, в том числе с использованием театра на фланелеграфе (можно обыграть персонажей любой сказки, например «петушок и бобовое зернышко», «Курочка ряба» и др).
3. Дидактические игры («Разные картинки», «Составь узор на козлике», «Барыни и барышни», «Лошадки»).
4. Самостоятельная художественная творческая деятельность детей.
В уголке изобразительной деятельности необходимо иметь достаточное количество трафаретов с изображением разных видов народной игрушки, наборов элементов для составления орнамента, нетрадиционных изобразительных материалов для росписи (печатки, тычки, ляпушки и т.д)
5. Работа с родителями (совместное проведение праздников «Ярмарка», «Праздник свистульки», стихи о народной игрушке в родительском уголке для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»
Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами народной игрушки, самостоятельное и...
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.
Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...
Методическая разработка. Народная игрушка знакомит детей с традициями народного творчества.
материал для воспитателей в гр.с реднего и старшего возраста...
Методический паспорт проекта Цель проекта: • формировать интерес к народным традициям, обрядам, быту посредством знакомства с народной игрушкой - матрёшкой.
Методический паспорт проектаЦель проекта:· формировать интерес к народным традициям, обрядам, быту посредством знакомства с народной игрушкой - матрёшкой....
Активизация познавательного интереса дошкольников к народной игрушке в процессе реализации проекта «Русские народные традиции»
В статье говориться, что народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей.Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу....
Мастер-классы " Народная игрушка -путь к возрождению народных традиций"
Мастер-классы создания разных видов народной игрушки с пошаговым описанием и фото....
старшая группа комплексно-тематический план на неделю на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему " Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"...