Занятие: Москва
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрожденияв обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_moskva.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «МОСКВА – ГЛАВНЫЙ ГОРОД НАШЕЙ РОДИНЫ»
Рекомендации по проведению занятия в старшей группе
Цель: создать у детей образ Москвы — столицы, главного города России. Расширить их кругозор сведениями о древней и современной Москве. Воспитывать патриотические, гражданские чувства.
Воспитатель предлагает детям отправиться в «путешествие» по Москве.
Для проведения игры-путешествия воспитатель готовит атрибуты (капитанская фуражка, штурвал корабля, спасательные круги), размещает по группе иллюстрации с видами Москвы (Красная площадь, Спасская башня Кремля, Царь-колокол, Царь-пушка, Кремлевский дворец, Большой театр, Пушкинская площадь и др.)
1. Дети выбирают капитана и отправляются в плавание по Москве-реке (передвигаются по группе от иллюстрации к иллюстрации). Воспитатель дает установку на внимание, наблюдательность, запоминание, на взаимопонимание и готовность прийти на помощь.
— Нетороплива Москва-река. Далек путь нашего корабля: под пятнадцатью мостами проплывает он, двадцать пристаней, три порта встретит. Долго будет плыть наш корабль мимо парков, заводов, огромных зданий, мимо кремлевских стен и башен. Капитан будет делать остановки, я буду проводить экскурсию, рассказывать о достопримечательностях нашей столицы, а вы, члены экипажа, будете мне в этом помогать. Согласны? Тогда в путь!
2. «Экскурсия» по Красной площади.
Капитан делает остановку у стен Кремля рядом с Красной площадью. Воспитатель рассказывает о Красной площади, почему она так называется.
— Красная площадь — главная площадь столицы. «Красная» — значит красивая, главная. В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на ней проходят торжества, праздники. Красную площадь украшает храм Василия Блаженного, или Покровский собор.
Воспитатель или подготовленный ребенок читает стихотворение И. Токмаковой «Красная площадь».
ФИЗПАУЗА. Дети маршируют под речевку:
Мы учили песенку,
А в песенке слова:
«Здравствуй, наша Родина, Город наш... (Москва.)
Что за площадь есть в Москве
Там, где башня Спасская?
Эту площадь знают все, Эта площадь... (Красная.)
3. «Экскурсия» по Кремлю.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с иллюстрациями Кремля. После рассматривания иллюстраций с изображением Спасской башни воспитатель рассказывает о главной башне Кремля, о кремлевских курантах. (Примеч.: в свободной деятельности можно предложить детям выполнить задание в тетради «Продолжи узор» (зубцы кремлевских стен) или «Дорисуй по точкам башню».)
— За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец. Один из красивейших залов Кремлевского дворца назван Георгиевским в честь Георгия Победоносца — святого покровителя Москвы.
В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства?
Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь». Царь-колокол! Нет на свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Триста с лишним лет назад отлили его отец и сын Моторины. Царь-пушка всем пушкам пушка! Отлил его четыреста лет назад славный русский мастер Андрей Чохов.
Никто не собирается сегодня стрелять из Царь-пушки или звонить в Царь-колокол. Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах-умельцах матушки России.
4. «Прогулка» по Москве (можно использовать видеозапись).
— В Москве очень много интересных мест, которыми гордятся жители столицы. Некоторые из них известны всему миру: Большой театр, памятник А.С. Пушкину, Московский университет на Воробьевых горах, Останкинская телевизионная башня.
Нет такого человека, гражданина нашей необъятной страны, который не мечтал бы побывать в Москве — сердце России! О Москве написано много стихов и песен. Какие вы знаете? (Можно послушать одну из песен.)
Подведение итогов занятий.
— Вот вы и вернулись из путешествия по Москве. Где мы побывали, что нового узнали?
Рекомендации по проведению занятия в подготовительной группе
Цель: создать у детей образ Москвы — столицы, главного города России. Расширить их кругозор сведениями о древней и современной Москве. Воспитывать патриотические, гражданские чувства.
Оборудование: репродукции с картин: A.M. Васнецов «Московский Кремль при Иване Калите. Середина XIV века»; A.M. Васнецов «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке ».
Иллюстрации с изображением достопримечательностей столицы.
Музыка: «Москва майская», муз. Дм. и Дан. Покрасс, ел. В. Лебедева-Кумача.
1. Воспитатель показывает детям макет города Москвы.
— Сегодня мы продолжаем путешествие по нашей Родине и побываем в главном ее городе, столице Москве. Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Ученые предполагают, что первые поселенцы, увидев реку, назвали ее «Москва» по первому впечатлению. Москва означает «река, текущая в болотистой местности». Другие ученые считают, что слово «Москва» означало кормилица. С глубокой древности люди селились по берегам рек: река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках ездить к друзьям.
Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы (показ иллюстрации). Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора) и велел оградить его кре постной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль. Он вмещал в себя весь город, тогда еще очень маленький (триста шагов из конца в конец).
Воспитатель показывает детям репродукцию с картины A.M. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите. Середина XIV века».
— Приходилось ли вам слышать выражение «Москва белокаменная»? Почему иногда так говорят? Деревянная крепость не раз страдала от врагов и постепенно была заменена на каменную. Стены и башни кремля, храмы на холме были построены из белого камня. С тех давних пор народ стал называть Москву белокаменной.
Воспитатель показывает репродукцию с картины A.M. Васнецова «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке».
— Позднее на Боровицком холме началось грандиозное строительство новых стен и башен Московского Кремля из красного кирпича, а также новых соборов и дворцов в самом Кремле.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением современного Московского Кремля.
2. Работа над стихотворением Ф. Глинки «Москва»
Воспитатель читает стихотворение в сокращении. Объясняет
непонятные детям слова. Ответы на вопросы:
— Как называет поэт Москву?
(«Город чудный, город древний, город храмов и палат...») Показ иллюстраций соборов Кремля.
- С кем сравнивает поэт Кремль? Почему?
- Каким достопримечательностям Кремля невозможно не удивляться? (Царь-колокол, Царь-пушка).
3. Слушание песен о Москве.
Тексты, рекомендуемые для занятий по теме «МОСКВА — ГЛАВНЫЙ ГОРОД НАШЕЙ РОДИНЫ»
МОСКВА (в сокращении)
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Кто, силач, возьмет в охапку,
Холм Кремля-богатыря!
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет,
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Ф. Глинка
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени — город Москва,
Для площади — Красная площадь.
На свете немало других площадей,
Героев на свете немало.
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.
Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный.
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
Здесь встретишь гостей из столицы любой:
Софии, Парижа, Алжира.
Давай же сегодня пройдемся с тобой
По стартовой площади мира!
Ирина Токмакова
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О МОСКВЕ
Москва — сердце России.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Москвой-столицей весь народ гордится.
Москва от глаз далека, да сердцу близка.
Москва не клином сошлась, околицы нет.
Москва не сразу строилась.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие «Москва-столица нашего Отечества»
Сценарий занятия с использованием компьютера. Занятие из раздела – Социализация. Социальный мир.Возраст: 5-6 лет (подготовительная к школе группа)...
Конспект комплексного занятия «Москва – моя малая Родина».
В данном конспекте описан пример музыкального занятия на базе подготовительной группы с использованием различных умений и навыков детей 6 - 7 лет (пение,чтение стихотворений, музыкально - ритмические ...
Конспект занятия "Москва - всем городам мать".
Программное содержание:- Пробудить у детей интерес к столице нашей Родины, городу Москве.- Закрепить знания детей об истории Москвы и ее основных достопримечательностях.- Учить детей самостоятельно на...
Конспект занятия "Москва-столица России. Мой город-моя малая Родина"
Конспект занятия "Москва-столица России. Мой город-моя малая Родина" для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Развивать устную речь; представить детям образ сердца России-Москвы, ...
Занятие "Москва - столица России"
Занятие стимулирует познавательный интерес к истории нашей Родины; расширяет представления о столице нашей Родины - Москве; знакомит с её достопримечательностями....
Мультимедийная разработка "Москва" к занятию "Москва-столица нашей Родины"
предназначена для расширения и углубления знаний детей старшего возраста о городе Москве...