Создание в детском саду условий для экологического воспитания детей.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
данный материал поможет Вам организовать работу в детском саду по экологическому воспитанию. В работе представлены методы и приемы экологического воспитания, применяемые как на занятиях по познавательному развитию, так и в совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnyy_trud_2.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
&1В чем сущность экологического воспитания детей.
В последнее время очень остро стоит проблема нравственного воспитания детей. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитать любовь к Родине, а значит бережное отношение к родной природе.
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания,
так как позволяет сформировать в ребенке такие качества личности как : доброта, человечность, ответственное отношение к природе и людям, внимательность, аккуратность, чувство национальной гордости за свою страну, вежливость, приветливость, стремление сочувствовать другим людям, помочь им в трудную минуту. Особенно актуальной эта тема становится если учитывать, что дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире; именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, «к рукотворному миру», к себе и к окружающим людям .
Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой , а также взаимоотношения человека с природой и с другими людьми. Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью. Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
Осознанно – правильное отношение к природе строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ.
Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.
Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам морфофункциональную приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу. К таким методам относятся: систематизированное наблюдение, упорядоченная фиксация наблюдений, опытническая деятельность, труд в природе.
Характерной чертой экологического воспитания дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, наблюдение и практическая деятельность по уходу за животными и растениями. Во всех группах детского сада, начиная с младшего дошкольного возраста, дети знакомятся с небольшим количеством растений, которые имеются в группе и на участке. Они рассматривают деревья, травы, комнатные растения; учатся их различать и правильно называть по характерным признакам строения: форме и окраске листьев, цветов, плодов. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растения удерживаются в земле, всасывают воду и питательные вещества, которые по стеблю идут к листьям, цветам , плодам. Листья растениям нужны, чтобы поглощать свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена- это будущие новые растения . Значение функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции органов дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растений от факторов внешней среды.
Стержнем экологического воспитания является процесс формирования у дошкольников отношения к природе через представления о различных взаимосвязях в ней : зависимости жизни растений и животных от факторов внешней среды , от трудовых усилий людей , о признаках хорошего и плохого состояния растений и животных , о том , что в природе нет вредных и абсолютно полезных живых организмов , все существующее необходимо природе , так как находится в тесных взаимосвязях. Люди должны сохранить все многообразие живого для будущих поколений.
Одновременно с обучением воспитатель должен формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными. Осознанность трудовых умений и навыков должна основываться на понимание того , что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных. Заботиться - значит создавать и улучшать условия их существования . Воспитателю надо учить детей понимать поведение животных . Например, почему хомячок беспокойно бегает, когда его достали из клетки и посадили на стол ? Полезно предлагать детям подумать над тем, что нужно сделать, чтобы животному было хорошо. Опыт работы показывает, что поведение животных дети могут понять, особенно старшие, и найти варианты правильных решений. Воспитание бережного отношения к растениям затруднено тем, что дошкольники не видят в них живое. Воспитателю следует использовать каждый случай и говорить с детьми о том , что растения тоже живые, им больно, когда у них отрывают листья, ветки. Деревья, кусты тратят много сил, чтобы зажила рана от сломанной ветки, оторванной коры. Растение беззащитное, не может убежать, спрятаться. Люди не должны пользоваться его беззащитностью и без надобности наносить вред.
Используя реальные ситуации, а также проблемные задачи, построенные на воображаемых ситуациях и сюжетах художественных произведений , воспитатель ежедневно может формировать у детей нравственные представления о хороших и дурных поступках, о бережном и равнодушном отношении к природе, развивать способность давать мотивированную оценку поступкам людей и своим собственным. Воспитателю следует подчеркивать, что вокруг очень много маленьких живых существ, по сравнению с которыми дети великаны , а большие и сильные должны быть добрыми, защищать маленьких и слабых, проявлять заботу, сочувствие.
Нужно учить детей видеть красоту, уникальность и совершенство в каждом живом организме, формировать умение отражать свои впечатления от встреч с природой в образной речи и изобразительной деятельности. На прогулках дети знакомятся с новыми правилами поведения и применяют известные. Полезно предлагать старшим ребятам самим формулировать правила поведения в природе, изображать их в рисунках.
В заключение можно сказать, что экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Его итогом является приемлемый для дошкольников уровень осознанного отношения к живому, к природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.
&2.Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой.
Основы экологической культуры закладываются в повседневной жизни, когда воспитатель систематически через циклы наблюдений, трудовую деятельность и общение знакомит детей с объектами живой природы, которые их окружают. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Накопленные представления необходимо упорядочить: осмыслить, расширить, углубить, систематизировать, обобщить. В этом случае решающую роль начинают играть различные виды занятий.
Различное познавательное содержание дает возможность выделить несколько типов занятий по ознакомлению дошкольников с живой природой. На протяжении дошкольного периода большая часть занятий отводится на ознакомление детей с конкретными животными, растениями, особенностями их жизни в определенных условиях. Конкретные представления на занятиях дети получают лишь о тех объектах природы, которых нет в ближайшем окружении, и их невозможно наблюдать. В этом случае воспитатель пользуется наглядным материалом (картинками, слайдами, книгами ).
Дети обучаются распознавать по признакам внешнего строения садовые, лесные растения, диких и домашних животных; узнают, чем они питаются , как передвигаются и многие другие факты их жизни. На занятиях этого типа, которые условно можно назвать первично-ознакомительными, дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы. В плане умственного воспитания эти занятия способствуют формированию отчетливых конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей природы. Дети обучаются важным умственным навыкам: умению анализировать, сравнивать, выделять характерное в растениях и животных. Наиболее существенный прогресс в умственном развитии детей возникает в результате усвоения системы знаний, отражающей важнейшие зависимости той или другой области действительности. В области природы к их числу относятся: зависимость жизни и роста растений от факторов внешней среды, приспособленности животных к среде обитания, закономерность сезонных изменений в природе.
Более детальное изучение процессов и явлений ,происходящих в природе, осуществляется на занятиях углубленно-познавательного типа. Содержание занятий по ознакомлению с природными зависимостями направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям. Это занятия, посвященные зависимости жизни и роста растений от факторов внешней среды( света, влаги ,тепла, питательной почвы), где рассматриваются, например, рост овощных культур, садовых растений, их сезонные изменения и прочее. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например, с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.
Формирование представлений о зависимостях природы связано с использованием новых методов обучения, в том числе наглядных. К ним относятся элементарное экспериментирование с объектами природы, демонстрация моделей, раскрывающих взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, подводящая детей к пониманию причинных связей в природе.
Следующий тип занятий – обобщающий – проводится с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. На этих занятиях ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов и на этой основе обобщить конкретные знания детей. Тематика обобщающих занятий может быть разнообразной : овощи и фрукты, домашние и дикие животные, культурные и дикорастущие растения, сезонные изменения в природе и прочее. Например ,об осени у детей подготовительной группы можно сформировать обобщенное представление на основе следующих трех групп признаков: 1)признаки изменения неживой природы – день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры; 2)признаки изменений в растительном мире – листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут; 3)признаки изменений в животном мире – насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме.
Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Можно выделить некоторые особенности этих вопросов: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно , а ряд конкретных явлений; содержание направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых формируется обобщенное представление, каждому признаку соответствует специальный вопрос. В заключении беседы выделенные признаки суммируются( сначала воспитателем , затем детьми ) и таким образом дается всеохватывающая формулировка обобщенного представления.
Важным компонентом обобщающих знаний является использование наглядных опор: натуральных предметов, муляжей, картин, моделей. Наглядность помогает выделить общие признаки объектов природы и установить их существенное сходство.
В основе углубленно – познавательного и обобщающего типов занятий лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которого являются умозаключения, отражающие общие закономерности природы.
Оба типа занятий являются достаточно сложными по сравнению с первично – ознакомительным типом. Ими завершается работа по ознакомлению дошкольников с природой. Такие занятия могут проводится только со старшими дошкольниками, с опорой на представления, сформированные у детей на предшествующих этапах.
Следующий тип занятия – комплексный – является очень важным для личного развития дошкольников. В занятии на одну тему могут быть объединены различные задачи по развитию детей и разные виды деятельности. Комплексные занятия имеют свои «сильные» стороны:
1) дети познают явления с различных позиций;
2) дети меньше утомляются от обучения, так как происходит частая смена деятельности;
3) одновременно решаются задачи интеллектуального, нравственного, эстетического развития детей.
Комплексные занятия имеются во всех возрастных группах. Многие из них заканчиваются художественно – творческой деятельностью детей. В качестве примера можно рассмотреть комплексное занятие на тему «Осень», которое проводится в старшей и подготовительной группах. Первая часть занятия – беседа по календарям природы, формирование обобщенного представления об осени (решение задачи интеллектуального развития). Вторая часть – посещение выставки художественных произведений с осенней тематикой( репродукции, фотографии, цветные иллюстрации в книгах ). Дети и воспитатель осматривают выставку, оценивают красоту произведений, слушают стихотворения поэтов – классиков на эту же тему
( решение задачи эстетического развития). Третья часть – свободное рисование на тему «Осень в гости к нам пришла» (решение задачи художественно – творческого развития).
Фактически вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе в специально организованных играх, соревнованиях, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия( ограждение муравейника, очистка поляны от мусора, вывешивание кормушек и прочее).
&3. Создание развивающей среды.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Среда в каждой возрастной группе строится прежде всего исходя из возрастных особенностей развития познавательной сферы детей. Дети старшего дошкольного возраста уже готовы познавать тот большой отдаленный мир, образ которого формируется у ребенка в процессе познания. Уровень развития ребенка позволяет приступить к первичному элементарному постижению таких важных понятий в области понимания образа мира как «знак», «символ», «знаковые системы», «время».
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды зоны познавательного развития, которая обязательно включает в себя уголок природы – ту часть помещения , на которой содержатся какие-либо животные и которая подвергается озеленению. Правильная организация зоны природы предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологического подхода к жизни растений и животных и специфики методики экологического воспитания детей. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум.
С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать(не останавливаться в росте, не утрачивать декоративных качеств, цвести и т.д.).
В нашем уголке природы содержится водная черепаха. Помещение для нее оформлено под естественную природную среду. Для водной черепахи одинаково важны вода и берег с обогревом, так как они холоднокровные животные, они активны( едят, передвигаются) лишь в разогретом состоянии. Это хищные животные, поедающие мелких водных обитателей или кусочки мяса.
Для познания большого мира знакомим детей с образом этого мира. Вносим в развивающую среду глобус, географические карты, атласы. Знакомство детей со странами и континентами идет на основе широкой наглядности – это модели, опорные схемы, карты разных континентов, которые в процессе познания заселяются представителями растительного и животного мира, маршруты путешествий.
В этом возрасте ребенок начинает воспринимать новые источники информации. Существенная роль принадлежит справочно-энциклопедической литературе и в развивающей среде отводится место для нее.
В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками ( лука, рассады) ,так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания.
Предметно развивающая среда должна пополняться и создаваться в результате разных видов деятельности. Таким образом среда формируется в процессе работы над тематикой по познавательному развитию и в процессе продуктивной деятельности.
Таким образом, четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию развивающей среды зоны познавательного развития позволит детям увидеть:
1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
2)морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
3)появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
4)специфику живого организма( растительного, животного), его отличие от предмета;
5)многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами:
1)проводить многоразовые наблюдения объектов природы;
2)фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;
3)обсуждать увиденное;
4)осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны природы, общение с ними, моделирование явлений природы;
5)отражать впечатления от природы в разных формах художественной и игровой деятельности.
Итак, организация и оборудование развивающей среды – это первый и чрезвычайно важный шаг на пути осуществления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду: она позволяет осуществить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.
&4.Методы экологического воспитания.
Содержание экологического воспитания, и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе воспитателя – продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения – это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.
Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения. К таким методам относятся: систематизированное наблюдение, упорядоченная фиксация наблюдений, опытническая деятельность, чтение и обсуждение природоведческой литературы, труд в природе, использование дидактических игр. Игровая и изобразительная деятельности позволяют отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием природы и ее познанием.
А) Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан прежде всего с чтением природоведческой литературы: само чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, которые позволяют ребенку понять новую информацию и осознать чаще всего недоступные для наблюдения явления природы, их взаимосвязи между собой.
Б) Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия при которых эти изменения произошли. Отображение событий картинками ,значками или схематически имеет значение прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. Наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируется на одну неделю каждого месяца ( отсюда название методики – « недельная» ). Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся ) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируются день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений и животных участка в данную неделю данного месяца. В зависимости от возраста детей фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо значками – пиктограммами. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется под непосредственным контролем воспитателя, который вначале показывает, обучает, а затем помогает и контролирует самостоятельные действия детей. Заполненный календарь природы (не менее трех месяцев) отражает сезонные изменения природы, ее экологическую закономерность – зависимость состояния растений и животных от факторов неживой природы. Работа с календарем развивает наглядно – образное и схематическое мышление дошкольников.
В) Особое значение для экологического воспитания дошкольников имеют календари – ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше чем само наблюдение помогают выявить, что изменилось( выросло, появились новые листья, бутоны и т. д.) и что осталось неизменным. Особое значение имеет такой календарь – ширма, в котором фиксируются не только изменения объекта наблюдения( растения ), но и условия, при которых эти изменения происходили, т. е. собственно экологические связи: зависимость состояния, роста и развития растения от факторов внешней среды. В этом случае связи в природе становятся наглядными: календарь помогает воспитателю продемонстрировать их детям. Для дошкольников это важно потому, что причинно – следственные связи они познают на уровне наглядно – образного мышления.
Г) Незаменимым методом экологического воспитания является – труд детей в уголке природы. Экологический подход к организации труда в природе заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре внимания должны быть растения и животные, за которыми осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данный момент. Труд по уходу за растениями и животными – это восполнение тех компонентов среды обитания, которые в настоящее время отсутствуют, или их недостаточно, или они не того качества, которое требуется растению или животному в соответствии с их потребностями. Труд в природе – это прежде всего гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния обитателей уголка природы, это – сочувствие и жалость, это – желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе – это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием.
В организации любого труда в природе – совместного ли воспитателя и ребенка, плановых ли дежурств в уголке природы, коллективного ли на участке – необходимо четкое выделение трех этапов:
-- осмотр – наблюдение живых объектов, выявление их состояния и самочувствия;
-- трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;
-- заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых организмов.
Д) Формирование представлений о зависимостях природы связано с использованием новых методов обучения – к ним относится элементарное экспериментирование с объектами природы. Эксперименты раскрывают взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, подводит детей к пониманию причинных связей в природе. Подобное экспериментирование создает прочную эмпирическую основу понимания природной зависимости. Формирование же представления, т.е. осмысление характера взаимосвязи живых существ с окружающей средой, происходит на заключительном этапе экспериментирования – на специальном занятии углубленно – познавательного типа. На таком занятии обсуждаются результаты проведенных опытов. Логика беседы находит свое выражение в определенной последовательности обсуждения, а именно: состояние объектов наблюдения в начале эксперимента (одинаковое ); состояние объектов в конце эксперимента ( разное ); сопоставление условий эксперимента – выявление одинаковых и различающихся факторов внешней среды; умозаключение о зависимости различного состояния объектов в конце эксперимента от воздействия разных внешних условий.
Е) Наиболее доступный и не требующий предварительной подготовки метод экологического воспитания – использование дидактических игр. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Дидактические игры применяют с постепенным усложнением задания. Игры способствуют всестороннему развитию детей, особенно они важны в умственном воспитании и сенсорном развитии. В играх сочетается дидактический элемент с занимательностью, эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения задания. Содержание игрового действия предусмотрено в самой дидактической игрушке, в ней определен и конечный результат. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
Таким образом , целью данной работы является воспитание у детей понятия о самоценности природы, осознание ребенком себя как часть природы, воспитание уважительного отношения ко всем представителям живой природы независимо от того нравятся они ему или нет ,понимание того ,что в природе все взаимосвязано ,воспитание активной жизненной позиции, обучение азам элементарной экологической безопасности, формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действия человека, правила поведения в природе, понимание неповторимости красоты окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части организации экологического воспитани...
"ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части организации экологического воспитани...
Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании
Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...
"Экология и создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей познания природы, практических навыков....
" Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста"
. Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей познания природы, практических навыков....
Значимость создания развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада по реализации экологического воспитания.
Создание экологического уголка в пространстве группы детского сада с учётом решения главных задач экологического воспитания....
Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в детском саду условий для психологического комфорта детей 5-7 лет с ОВЗ (ТНР)
Предлагаю вашему вниманию программу профилактической работы, направленной на создание в детском саду условий для эмоционального комфорта и благополучия дошкольников....