" В сакзку к Водяному"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Это занятие по исследовательской деятельности в старшей группе. Дети отправляются в сказку на воздушном шаре, где в лаборатории проводят ряд опытов с водой, воздухом и снегом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_sakzku_k_vodyanomu_zanyatie_issledovatelskoy_deyatelnosti_st.gr_.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ « Октябрьский детский сад»
« В сказку к Водяному»
Конспект занятия исследовательской деятельности
в старшей группе.
Воспитатель: Гармоза Ксения
Николаевна
с. Октябрьское
2010г.
«В сказку к Водяному»
Программное содержание:
- Закреплять представления детей о свойствах воды, снега;
- Расширять представления о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении);
- Побуждать детей самостоятельно делать выводы;
- Воспитывать интерес к исследовательским действиям;
- Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
- Наблюдение с детьми за состоянием воды при понижении температуры ( замерзании) в холодильнике и при повышении ( испарении);
- Чтение художественных произведений о воде, слушание аудиозаписи « журчание ручья, капели;
- Просмотр мультфильма « Капитошка»
Оборудование: плоскостное изображение пруда, воздушные шарики, пластмассовые бутылки, ёмкости с горячей и холодной водой, изображение воздушного шара, сахар, соль, стаканчики, бусины, ложки, ёмкость для воды (банки, бутылки). Фильтры),снег, лёд.
Персонажи: Водяной, Палкан.
Ход занятия:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
Воспитатель:
-Ребята, кто знает, о чём эта загадка?
Дети:
-О воде.
Стук в дверь, слышится шум.
Воспитатель:
-Кто это к нам?
Водяной:
- Я водяной.
Воспитатель:
- Откуда ты?
Водяной:
- У меня беда. Злой Палкан засорил мой пруд. Совсем мелко стало в нём. Что мне делать? Как жить? Где найти мне другой пруд? Рыба пропала.
Воспитатель:
- Хорошо. Нужно помочь Водяному. Отправляемся в путешествие.
Водяной:
-А на чём? Он и летучий корабль спрятал.
Воспитатель:
- Ребята, а на чём можно отправиться в путь?
( дети предлагают свои варианты)
Воспитатель:
-Давайте полетим в сказку на воздушном шаре.
Водяной:
-Как же мы полетим на нём? Ведь волшебных слов мы не знаем.
Воспитатель: А нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке.
Через нос походит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем.
( Воздух)
Открывается изображение воздушного шара.
Воспитатель:
-Скажите, ребята, зачем над шаром изображена горелка?
Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала, давайте повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.
- Не толкай соседа во время работы.
- Сначала посмотри, потом повтори.
- С горячей водой будь осторожен!
- Воспитатель: Наденьте пустой воздушный шарик на горлышко пластмассовой бутылки. Подержите немного в горячей воде. Что вы видите?
(шарик надувается)
-Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, бутылка запотевает. Воздух расширяется и заполняет шарик. Он надувается.
Подержите теперь бутылку с шариком в холодной воде. Что вы видите? (шарик сдувается).
Как вы думаете, почему это происходит?
( ответы детей).
Воспитатель:
- И так, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается. Так зачем нужна горелка воздушному шару?
( ответы детей)
Воспитатель:
-Давайте сделаем вывод: « При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.
- Отправляемся в полёт.
( звучит музыка из мультфильма « Летучий корабль»)
Воспитатель: (обращая внимание на глобус) Так выглядит наша планета из космоса. Что на глобусе обозначено, синим цветом?
Дети:
-Вода!
Ребёнок: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Воспитатель:
- Да, вода везде вокруг нас. Внимание! Мы приземляемся!
Палкан:
-Чего пожаловали и откуда?
Воспитатель:
- Мы прилетели тебя уму разуму научить, чтобы ты Водяного не обижал!
Палкан:
-Ой-ой-ой! Чего такого я не знаю? Отгадайте сначала загадку. А то не пущу.
Посреди поля
Лежит зеркало
Стекло голубое
Рама зелёная. (пруд)
Дети подходят к плоскостному изображению пруда, закиданному пакетами, бумагами и т.д.
Воспитатель:
-Зачем ты пруд замусорил? Разве ты не знаешь, что Вода-это богатство. Она обладает чудесными свойствами.
-Ребята, давайте попробуем доказать свою правоту.
Пройдёмте в лабораторию. Посмотрите, у пруда лежит снег; мы потом с ним поработаем.
Воспитатель:
- Давайте возьмём стакан с чистой водой и понюхаем её. Имеет ли она запах?
(ответы детей)
- Давайте сделаем вывод: « Вода не имеет запаха!»
Опыт№2 Давайте положим в стакан бусину или ложку. Видно её? А теперь положим бусину в стакан с молоком. Что можно сказать? (бусину не видно)
- Какой вывод можно сделать? « Вода прозрачная»
Опыт№ 3
Положите, ребята, в стакан ложку сахара, соли. Размешайте. Что произошло? (Сахар растворился)
Какой вывод можно сделать? « Вода является растворителем для некоторых веществ»
Опыт№4
Теперь разлейте воду по разным сосудам. Какую форму приняла вода? (форму посуды)
Сделаем вывод: « Вода приняла форму того сосуда, в который её налили.
Палкан: Да, интересно! А давайте поиграем в смешную игру « Река, камень, трава» (физкультминутка)
Один лежит, другой бежит,
Третий кланяется.
Один говори:
« Побежим, побежим!»
Другой говорит:
« Полежим, полежим!
А третий пошатаемся!»
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, что произошло со снегом (снег растаял). Почему так произошло?
Дети:
-От тепла.
Водяной:
-Жаль, я хотел полакомиться. Он как белое мороженое.
Воспитатель:
-Ты что, снег нельзя есть! Ребята, объясните Водяному, почему нельзя есть снег.
Дети:
-Он холодный, грязный.
Воспитатель:
- Давайте докажем, что это так.
Опыт№5 Дети наливают талую воду из тарелки в воронку с фильтром, убеждаются, что снег грязный. На салфетки остались частички земли и песка.
Палкан:
-Да, снег грязный и холодный, не стоит его есть. Спасибо вам, мы многое узнали. Я расчищу пруд и буду сохранять чистоту пруда.
Воспитатель:
-Давайте закрепим все свойства воды.
Игра « Предай капельку»
Дети становятся в круг, передают друг другу капельку и повторяют все свойства воды.
1 ребёнок: На берегу пруда
Такая благодать!
Сюда скорей беги
Купаться, загорать!
2 ребёнок: Но только разный сор
В траве не оставляй,
Не зарывай в песок
И в воду не бросай!
3 ребёнок: Не засоряй сейчас
Прекрасный водоём
И мы ещё не раз
Сюда придём!
Воспитатель: Нам пора возвращаться назад. Садитесь в воздушный шар. Закрывайте глаза. (звучит музыка из мультфильма « Летучий корабль») Мы приземляемся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История водяной капельки.(Детям о круговороте воды в природе)
В презентации представлена занимательная история путешествия водяной капельки, которая предназначена для показа детям на занятии по ознакомлению с окружающим миром. В доступной детям дошкольного...
Сценарий Новогоднего утренника "Проказы Водяного"
Сценарий для детей старшей, подготовительной группы детского сада предполагает предварительную подготовку детей. Просмотр видео письма, которое дети находят в группе....
Символ годаЧерно-синяя водяная змея.Аппликация "Змея 2013".Техника торцевания.
Наша фантазия безгранична, техник работ с бумагой большое разнообразие. И торцевание одна из них. Ребята из нашей группы с этой техникой знакомы давно, и уже выполнили очень много работ. Так как...
Коллективная работа "Водяные лилии"
Знакомить детей с окружающим миром.Развивать фантазию, воображение,мелкую моторику польцев рук.Закреплять знание основеых цветов, навыки пользования клеем....
Презентация "В гостях у капельки" На помощь к водяному. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы.
Презентация "В гостях у капельки """ На помощь к водяному" является полностью готовым материалом для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы, при условии, чт...
НОД по сакзке В.Бианки "Путешествие муравьишки"
Интересное путешествие по сказке В.Бианки "Путешествие муравьишки" детей ,вместе с героями сказки....
литературная викторина "В гостях у сакзки"
Воспитатель: Я рады приветствовать вас всех на литературной викторине «Наши любимые сказки». Сказка- это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и пре...