"Путешествие за грибами в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Тема:«Путешествие за грибами в осенний лес»
Направление:«Познавательно-речевое развитие»
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество
Старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgt_nod.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ДОУ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: «Путешествие за грибами в осенний лес»
Направление: «Познавательно-речевое развитие»
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество
Старшая группа
Зам. зав. по ВМР
Титова М.В.
Серпухов, 2011
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.
Программные задачи:
- учить видеть красоту осеннего пейзажа;
- уточнить и закрепить правила поведения в лесу;
- закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах,
- уточнить представления об особенностях внешнего вида и роста грибов;
- познакомить с правилами сбора грибов;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- закреплять умение согласовывать движения с текстом песни, выполнять движения ритмично, петь выразительно;
- закреплять умение в рисунках передавать характерные особенности окраски грибов.
Предварительная работа:
беседа об осенних приметах («Гром в сентябре – тёплая осень», «Октябрьский гром – к белоснежной зиме», «В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало–сухая»), заучивание стихотворений (А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А.К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»), беседа о грибах, о правилах поведения в лесу, разучивание песни «Корзиночки» (музыка и слова Г.Ф.Вихаревой).
Материал и оборудование:
ширма, украшенная осенним пейзажем центральная стена, картинки съедобных грибов (белый, подосиновик, опята, лисички), несъедобных (желчный гриб, ложные опята и лисички); для дидактической игры – грибы съедобные и несъедобные; для изодеятельности – силуэты грибов, краски; костюм Осени.
Словарная работа:
грибница, на изломе, назойливый.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
- Организационный момент
Воспитатель:
– Дети, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес, чтобы ещё раз полюбоваться его красотой. (Звучит тихая музыка «Времена года» А. Вивальди).
– Скажите, какой лес осенью? (Красивый, разноцветный, нарядный, расписной, волшебный и т.д.).
– Как поэты России описывают красоту осенней природы? (Чтение детьми стихов про осень).
– Какие народные приметы об осени вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель:
– А теперь мы с вами отправляемся на прогулку в осенний лес (дети подходят к центральной стене, украшенной осенним пейзажем).
– Вот мы с вами и в лесу. Давайте вспомним, какие существуют правила поведения в лесу.
Воспитатель:
Когда в лесу гуляешь,
Бегай, прыгай и играй,
Но никогда не забывай…
1 ребёнок:
В лесу нельзя шуметь.
Чтоб зверей нам не пугать,
Надо тихо здесь играть
2 ребёнок:
Ветки деревьев не ломай,
Цветы в букет не собирай.
Помни – ты лишь гость в лесу,
Сохраняй его красу!
– Дети, давайте полюбуемся красотой осеннего леса! (звучит музыка – из-за ширмы появляется Осень (взрослый в костюме Осени).
Осень:
– Здравствуйте, дети! А что вы делаете в моём осеннем лесу?
Воспитатель:
– Мы пришли за грибами.
Осень:
– Я случайно услышала, как вы рассказывали о правилах поведения в лесу, вы молодцы, всё правильно сказали, и я рада видеть вас у себя в гостях. Грибов в моём лесу много, но чтобы их собирать, о них нужно многое знать. Что вы знаете о грибах?
Воспитатель:
– Ребята, давайте расскажем Осени, что мы знаем о грибах.
– На какие две группы делятся все грибы? (съедобные и не съедобные).
– Какие съедобные грибы вы знаете?
Осень:
– Совершенно верно, молодцы.
– Расскажите, как выглядит белый гриб (шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки как губка – губчатый, у молодого гриба – белого цвета, у зрелого – желтоватого с зеленоватым оттенком. Ножка толстая. А сам гриб на изломе белый).
– Как ещё называют белый гриб? (Боровик).
– Где чаще всего можно встретить белый гриб? (В лиственных и хвойных лесах, чаще всего рядом с елью, берёзой и дубом).
– А как называется этот гриб? (показ картинки – подосиновик).
– Расскажите о нём (шляпка у подосиновика красная, желтоватая или бурая, ножка серая с чёрными чешуйками).
– Где растёт подосиновик? (Подосиновик с красной шляпкой растёт в осиновых рощах, с жёлтой или бурой шляпкой – среди берёз и сосен).
– Как называются эти грибы? (Лисички).
– Расскажите о них (Лисичка имеет ярко-жёлтый цвет, по форме напоминает перевёрнутый зонтик).
– Где растёт лисичка? (В хвойных и смешанных лесах, растут они большими группами).
– Расскажите, как называются эти грибы? (Опята).
– Опишите их. (Шляпка опёнка сначала выпуклая, позднее плоская с бугорком посередине, буроватая, с мелкими чешуйками, ножка тонкая, длинная, сверху светлая, внизу коричневато-бурая, с белым кольцом).
– Где растут опята? (На пнях и на живых деревьях, чаще всего на сухих берёзах и старых пнях, растут опята большими группами).
Осень:
– Молодцы, вы многое знаете о грибах, а ещё очень важно знать, что многие съедобные грибы имеют ядовитых двойников. К примеру, у белого гриба – желчный гриб, у лисичек – ложные лисички, у опят – ложные опята (показ картинок).
Воспитатель:
– Да, Осень, дети знают эти ядовитые грибы.
– Какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка).
– Правильно, самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка.
– Как выглядит бледная поганка? (Шляпка у неё в центре как шар, по краям плоская шелковистая, бледно – зеленого или серо-зеленого цвета, ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху. Растет она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных).
– Ну, а мухомор, Осень, ни с чем не спутаешь. Кто расскажет, как выглядит мухомор? (Шляпка у него ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо как будто юбочка).
Осень:
– Дети, а вы знаете мухомор – гриб не такой простой. Людям его есть нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Могут полакомиться мухомором сороки и белки. А лоси проглатывают его целиком, так как мухомор для лосей лекарство.
– Что вы сделаете, если встретите мухомор в лесу? (Нужно пройти мимо).
– Правильно нужно помнить о лесных жителях.
Осень:
– Существуют очень важные правила сбора грибов: незнакомых грибов не брать и даже не трогать их руками.
– Грибы надо аккуратно срезать ножом, чтобы не повредить корешки, которые у грибов называются грибницей. (Демонстрация рисунка, на котором изображено строение гриба).
Воспитатель:
– Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё и полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не трогает. Настоящему грибнику лес радуется как другу, и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем забывать об этом.
- Дидактическая игра «Съедобные – несъедобные»
Осень:
– А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, чтобы проверить, как хорошо вы знаете грибы.
(Грибы разложены на полу).
– Дети, выберите съедобные грибы и сложите их в корзину.
– А почему вы не взяли грибы, оставшиеся на поляне? (Эти грибы несъедобные).
– Скажите, какие грибы вы положили в корзину? (Дети называют).
Осень:
Осень чудная пора,
Её любит детвора.
Мы корзиночки возьмём
И грибочков наберём.
- Музыкальная пауза. («Корзиночки» музыка и слова Г. Вихаревой)
Осень:
– Давайте все вместе споём песню «Корзиночки».
Бывает осень грустная, (поют, стоя в кругу)
С назойливым дождём, (держат корзинки обеими руками)
Бывает и весёлая,
Когда мы в лес идём.
Припев:
Корзиночки, корзиночки (выполняют «пружинку»)
В руках у всех ребят, (слегка вытянув руки…)
Грибочками наполнить их, (…с корзинками вперёд)
Конечно, все хотят.
Проигрыш (кружатся).
У каждого грибочек свой, (поют, двигаясь врассыпную)
И вот мы разбрелись.
«Ау, Ау! Грибочек мой, (останавливаются)
Пожалуйста, найдись!»
Припев
(На каждую строку припева наклоняются, «берут гриб», кладут в корзину).
Проигрыш (кружатся).
Довольные, счастливые, (идут по кругу, держа…)
Из леса мы идём (…корзинки на вытянутых…)
И полные корзиночки (…руках)
Красавчиков несём!
Припев (выполняют «пружинку»).
Проигрыш (кружатся).
Осень:
– Спасибо вам, ребята, я была рада встретиться с вами. До свидания!
Воспитатель:
– Мы с вами отдохнули, а теперь нарисуем грибы, чтобы показать их нашим родителям. (Дети выбирают силуэты грибов, раскрашивают их шляпки в зависимости от вида гриба. Проводится индивидуальная работа: «Какой у тебя гриб? Какого цвета шляпка?»).
- Рефлексия
– О чём мы беседовали?
– Что нового вы узнали о грибах?
– В какую игру играли?
– Что мы рисовали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Грибы в осеннем лесу."
Речевое развитие занимает одно из главных мест в подготовке детей к школе....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы в осеннем лесу»
Образовательные цели:Закрепление представлений о лесе. ...
Досуг для детей средней группы "За грибами в осенний лес"
Досуг для детей 5-го года жизни проводится в условиях группы....
«Грибы в осеннем лесу»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Конспект подготовлен в соответствие с требованиями ФГОС ДО....
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по развитию речи старших дошкольников ( 5-6 лет) с использованием ИКТ Тема: «Грибы в осеннем лесу»
"Грибы в осеннем лесу"...
конспект нод по развитию речи "Грибы в осеннем лесу"
конспект с использованием ИКТ...
Конспект на тему "Ягоды и грибы. Лес осенью." 3-ая неделя октября 1 занятие.
Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...