Выступление на НПК "Реализация принципа интеграции при организации туристско-краеведческой деятельности детей"
статья по окружающему миру по теме

Аганина Татьяна Леонидовна

В статье, представленной в сборнике материалов Региональной научно-практической конференции " Качество дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ: научные исследования и практический опыт" (10 ноября 2011 года),  показано теоретическое обоснование и практический опыт по теме "Реализация принципа интеграции при организации туристско-краеведческой деятельности детей". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_npk.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Аганина Татьяна Леонидовна,МБДОУ «Детский сад № 3«Сказка» д. Савино»

 «РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРИНЦИПА  ИНТЕГРАЦИИ  ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ»

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009г.) организация работы дошкольного учреждения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

             Об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании говорят К.Ю.Белая, Л.А. Венгер, Е.Е.Кравцова, М.В.Лазарева, И.А.Модина, Ю.Н.Рюмина, Е.Г.Юдина и др. Нахождение  психологических и методических основ интеграции различных видов детской деятельности является, по мнению Л.А.Парамоновой, «ключевой проблемой современной дошкольной дидактики».

Механизм реализации  принципа интеграции включает в себя:

1.Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

2.Интеграция детских деятельностей.

3.Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей.

4.Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

           Вышеперечисленные варианты интеграции достаточно хорошо знакомы практическим работникам системы дошкольного образования.

          С целью обеспечения единства воспитательных, образовательных и развивающих целей и задач процесса образования  детей дошкольного возраста в нашем детском саду уже второй год ведется  работа по организации туристско-краеведческой деятельности (ТКД) при тесном сотрудничестве с ГОУ ДОД РМЭ «Детско-юношеский центр «Роза ветров».

При участии воспитателя Аюповой С.Р. была разработана дополнительная образовательная программа  туристско-краеведческой направленности «Юный турист». Данная программа предназначена для дополнительных занятий с детьми старшего дошкольного  возраста (6-7 лет) и рассчитана на один  год обучения.

           В 2010-11 учебном году по этой программе занимались дети подготовительной группы «Семицветик». В течение года с детьми проводился цикл теоретических и практических занятий, раскрывающих вопросы экологического воспитания, ознакомления с природным и ближайшем окружением, краеведения, ориентирования и  элементарным знаниям и умениям в туризме. В зависимости от темы занятия использовались различные способы организации детей, а также место их проведения:  как в помещении, так и на свежем воздухе. Исходя из   возрастных возможностей и особенностей воспитанников занятия проводились как с целой группой детей, так и с подгруппой.

В ходе работы по программе  «Юный турист» решались   задачи по всем образовательным областям: формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие выносливости, ловкости и волевых качеств («Физическая культура»); сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни («Здоровье»); формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения формирование предпосылок экологического сознания («Безопасность»); приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности («Социализация»); развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, формирование элементарных представлений о туризме и ориентировании («Познание»); развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей («Коммуникация»); формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений («Чтение художественной литературы»).    

                В процессе проведения занятий ТКД  использовались разные формы работы по  видам детской деятельности: игры с правилами (игровая деятельность); подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования  (двигательная деятельность); реализация проектов (продуктивная деятельность); беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок (коммуникативная деятельность); совместные действия, поручение, задание, реализация проекта (трудовая деятельность); наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами (познавательно-исследовательская деятельность).                                       

Выбор методов зависит от вида занятия и его основной задачи. На первых занятиях формируются первичные знания, затем они углубляются, расширяются и  уточняются.  А на итоговых занятиях идет обобщение, систематизация знаний и закрепление практических умений и навыков.

Нами был составлен тематический план работы, включивший в себя 3 цикла занятий:

1.По теме «Природное окружение. Экологическое воспитание» (Осень; зима; весна; лето; экологические беды наших лесов; чистая вода-источник жизни);

2.По теме «Ознакомление детей с ближайшим окружением. Элементарные краеведческие знания» (Моя семья; мой детский сад; моя деревня; Республика Марий  Эл; Йошкар-Ола – столица РМЭ);

3.По теме «Туризм и элементы ориентирования» (Туризм и его разновидности; туристическое снаряжение; виды рюкзаков, их укладка; знакомство с палаткой; виды костров; оказание доврачебной помощи; питание в походе; знакомство с компасом; ориентирование по компасу; знакомство с картой и планом; топографические знаки).

Проверка знаний, умений и навыков детей проходит во время проведения  различных конкурсов, практических занятий, соревнований,  экскурсий и в повседневной жизни.

Общий итог работы подводится во время участия команды детского сада на слете туристят (ежегодный спортивно-развлекательный праздник для дошкольников, проводимый в мае в Сосновой роще). Здесь детям  необходимо показать свои навыки в туризме (рассказать о видах костра, о походной кухне, поставить палатку); рассказать о лекарственных растениях, о животных, справиться с заданием по ориентированию с использованием компаса. В мае 2011 года наша команда «Семицветик» завоевала грамоту за участие, и по итогам соревнований заняла 1 место в общем зачете.

В августе 2011 года, на установочном педагогическом совете был утвержден план кружковой работы «Юный турист». В этом году по программе дополнительного образования занимается подготовительная группа «Золотой ключик». Нами запланированы и согласованы с родителями воспитанников экскурсии по городу Йошкар-Оле, в Марийский Кремль, на набережную.

В целом хочется отметить, что использование туристско-краеведческой деятельности   хорошо сказывается  на  итоговых результатах освоения детьми  образовательной программы и формирование у них интегративных качеств, составляющих портрет выпускника: физически  развитый, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе  ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципа интеграции при организации изобразительной деятельности с дошкольниками

Презентация по реализации принципа интеграции образовательтных областей в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Использование принципов интеграции в организации театрализованной деятельности в совместной практике педагогов ДОУ

Проектная и интегрированная деятельность в ДОУ. Театрализованная деятельность детей совместно с воспитателем и музыкальным руководителем....

Принцип индивидуализации в организации педагогического сопровождения одаренных детей

Как в современных условиях педагогу эффективно организовать образовательную деятельность,  руководствуясь, на первый взгляд, взаимоисключающими принципами: стандартизации и индивидуализации. В ст...

Консультация для воспитателей "Принцип интеграции в организации музыкального развития детей".

Интеграция в педагогической  деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучен...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Особенности организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения. Зрительные упражнения»

     Данный материал позволит повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения....

Выступление на тему: «Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»

Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он ес...