Правила дорожной безопасности в детском саду
методическая разработка по окружающему миру по теме

Зосимова  Анастася Владимировна

В статье описана работа дошкольного учреждения по проблеме обучения дошкольниокв Правилам дорожной безопасности за последние 5 лет. Сложность работы заключалась в абстрактности ПДД и несформированности такого мышления у дошкольников. Переложив понятийный аппарат и догматы ОГИБДД на игровую деятельность, мы добились конкретных положительных результатов. В статье приведен конспект НОД по обучению дошкольников ПДД.cheeky

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зосимова Анастасия Владимировна,

старший воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного

 образовательного учреждения

детский сад №41 г. Армавир.

Правила дорожной безопасности в детском саду.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Но дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов. Совершаемые детьми ошибки часто повторяются и являются частыми потому, что лишь одна из 200 ошибок «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в сознании ребенка как   допустимые или даже правильные действия. Так формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. В среднем из 400 ошибок одна ведет к гибели или серьезной травме под колесами (по данным ОГИБДД отдела МВД РФ по городу Армавир) А если допускаемых ошибок будет больше? Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дорогах, практически ежедневно «ставят эксперимент» на себе.

К сожалению, в общеобразовательных учреждениях обучение детей ПДД и навыкам безопасного поведения на дороге очень часто осуществляется поверхностно или обучение вовсе не проводится. В результате – знания и навыки детей зависят от случайных факторов. Происходящие с детьми ДТП очень часто воспринимаются и оцениваются родителями, сверстниками, да и учителями как случайные несчастные случаи. Именно поэтому коллективом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №41 г. Армавира в 2007году было принято решение сделать приоритетным направлением своей работы обучение дошкольников правилам дорожной безопасности.

 Сложность выбранного нами  решения заключалась в том, что дословная трактовка Правил дорожного движения не просто неприемлема для детей, но  и не обоснованна, так как  требует от дошкольников абстрактного мышления, а оно в силу психологических особенностей просто недоступно. Именно поэтому необходимо адаптировать Правила  дорожного движения к возрасту детей, а значит переложить их на доступные виды деятельности. Но в  этом должны принимать участие не только дошкольные учреждения, но  и родители.

Целью работы мы определили  формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. Важно отметить, что необходимо учитывать и интеграцию образовательных областей при обучении правилам дорожного движения, внедрение во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность).

 Коллективом нашего ДОУ  разработан  был разработан  модульный курс по обучению дошкольников правилам дорожного движения. Данный курс включает систему занятий от младшей до подготовительной группы и делится на 4 темы: «Транспорт», «Улицы города», «Светофор», «Дорожные знаки».  На весь период обучения предусмотрено 48 занятий, но это не фиксированная   учебная деятельность; сюда входят и  непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность, познавательно - исследовательская деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка в режимных моментах, итоговое развлечение.

Предусмотрены следующие формы  работы с дошкольниками: наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), просмотр видео-диафильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.

Работая по данной теме, мы стали сотрудничать с ОГИБДД отдела МВД РФ по городу Армавиру, накопили богатый методический материал и практический опыт. С 2011года на базе нашего  детского сада  был организован постоянно действующий семинар – практикум для воспитателей города «Обучение дошкольников Правилам дорожного движения». Занятия со слушателями проводится не только по работе с детьми, но и по работе с родителями, по организации оптимального воспитательно-образовательного процесса (применение ИКТ, прогрессивных педагогических технологий) .

Предлагаем один из конспектов непосредственной образовательной деятельности  в подготовительной группе  «Эти удивительные знаки» в рамках блока «Дорожные знаки».

Цель: совершенствовать представления детей дошкольного возраста о правилах дорожной безопасности.

Задачи:

образовательная: - совершенствовать представления детей

                                дошкольного возраста о дорожных знаках

                                и области их применения;

обучающая:        - закрепить знания детей о безопасном поведении на улице

                               совершенствовать умение ориентироваться    на местности по карте;

воспитательная: -формировать представление о культуре поведения на   дороге,

                            - воспитывать чувство взаимопомощи.

Методы и приемы интеграции образовательных областей: беседа,  рассказ взрослого,

                             вопросы к детям («Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»,

                            «Безопасность»,  «Познание»), демонстрация   наглядного материала

                            («Социализация», «Безопасность»,  «Познание»), создание проблемных

                            ситуаций («Социализация», «Безопасность»,  «Познание»),

                              нетрадиционные  методы выполнения аппликации (скручивание салфеток)              

                             («Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Здоровье»)

Оборудование: нарисованная дорога с перекрестком; карта помещения

с обозначенными на ней  спрятанными дорожными знаками;

макеты дорожных знаков, светофора; столы для аппликации,            

материал для аппликации  (листы с нарисованным

                               фоном дорожных знаков - формат А5, салфетки, клей, кисти),

                              плакаты по  правилам дорожного  движения.

Действующие лица: почтальон Печкин - взрослый.

Ход   НОД:

В группе (музыкальном зале) разлинована дорога, по залу в нескольких местах, обозначенных на карте, спрятаны дорожные знаки. Возле дороги  макеты дорожных знаков. На заднем плане столы с материалами для аппликации.

В зал входят дети.

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правилах дорожной безопасности. Как вы думаете, что это такое? (ответы детей. Комментируются 1-2 ответа).  А какие правила дорожной безопасности вы знаете? Скажите, пожалуйста, а можно было бы обойтись без них? (ответы детей)

Смотрите. На зеркале 2 группы дорожных знаков. Посмотрите внимательно  и скажите, какая группа  знаков для  пешеходов, а какая для транспортных средств? Есть ли здесь ошибки?

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

Почтальон Печкин:  Здравствуйте, ребята. Кто тут самый старший? Письмо вам пришло, только я его не отдам! У вас документов нет…

Воспитатель: Игорь Иванович, я  воспитатель этих детей, можем мы получить письмо? Вот мои документы.

Почтальон Печкин: Ну, раз вы воспитатель, то письмо я вам отдам. Распишитесь.

 Воспитатель: Спасибо, Игорь Иванович! До свиданья!

Ребята, смотрите какой большой и необычный конверт, сколько марок.Интересно почему?(ответы детей). Давайте посмотрим, что в нем.

Открывают конверт. Достают письмо. Читают письмо.

«Дорогие дети, пишут вам жители Цветочного города! У нас БЕДА!!!! Из нашего Цветочного городка пропали все дорожные знаки!!! Теперь  мы не знаем, как нам выходить на улицу гулять. Помогите нам, пожалуйста!!! Отправляем вам в помощь карту».

Воспитатель:  Ребята, посмотрите какую карту, прислали жители Цветочного города. На карте обозначено, где спрятаны дорожные знаки.  Нам необходимо идти строго по карте, соблюдая правила дорожного движения и найти все  пропавшие знаки.

Подойдите ко мне и внимательно смотрите.  Мы с вами находимся здесь (На карте обозначено точкой).  Идти нам надо… (Куда? Идут по направлению, доходят до дороги)

Ребята, как правильно перейти дорогу, если есть пешеходный переход, но нет светофора? (Ответы детей. Идут дальше по карте. Находят знак. При нахождении каждого знака дети объясняют, как называется  знак, что означает, где используется?)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Как вы думаете, что это за знак?
  2. А к каким знакам он относится?
  3. Подумайте, что обозначает этот знак?
  4. Скажите, а где, по- вашему мнению, может применяться этот знак?

Посмотрите, нам снова надо перейти дорогу, но здесь нет ни пешеходного перехода, ни светофора? (Ответы детей. Идут дальше по карте. Нашли знак)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Как вы думаете, что это за знак?
  2. А к каким знакам он относится?
  3. Подумайте, что обозначает этот знак?
  4. Скажите, а где, по- вашему мнению, может применяться этот знак?

А теперь у нас на пути дорога  и светофор. Как нам быть? (Ответы детей. Идут дальше по карте. Нашли знак.)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Как вы думаете, что это за знак?
  2. А к каким знакам он относится?
  3. Подумайте, что обозначает этот знак?
  4. Скажите, а где, по- вашему мнению, может применяться этот знак?

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Нашли все потерянные знаки, но давайте попробуем сами сделать эти же знаки. Пригласите по 1 гостю к себе за стол в помощники.

Далее проводится аппликация.

Воспитатель: Молодцы, ребята, знаки, которые вы нашли, мы отправим  в Цветочный город вместе с песней о светофоре (Дети поют песню).

Подарите свои знаки своим  помощникам, а для всех остальных гостей мы споем песню о светофоре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила дорожного движения в детском саду.

Үз-үзебезне сакларга өйрәнәбез!(Сакланганны алла саклар!)Балаларның тормыш иминлеген саклау – һәр тәрбияченең иң зур бурычларыннан берсе, шуңа күрә без балалар бакчасыннан ук балаларга һәртөрле ...

«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

                           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСК...

Выступление на тему: "Правила дорожного движения в детском саду"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО...

Проект по изучению правил дорожных движений в детском саду

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9353729","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Правила дорожного движения в детском саду»

презентация к КОНСПЕКТу  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА НА ТЕМУ:...

«Правила дорожного движения в детском саду»

КОНСПЕКТ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА...