" Путешествие в мир удивительных превращений"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Занятие проводится в игровой форме. Это путешествие в исследовательскую лабораторию, где дети иследуя лёд,находят противоположности агрегатных состояний воды.Встречаясь с персонажем Каркушей и желая ему помочь в неприятной ситуации приходят к выводу, что вода при нагревании превращается в пар. Она может быть и водой и паром одновременно в момент, когда капелька начинает подниматься в воздух. И убеждаются, что казалось бы , простая ледышка, а сколько с ней превращений удалось им совершить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_udiv._prevrashcheniy3.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Октябрьский детский сад»
« Путешествие в мир удивительных превращений»
занятие в старшей группе
по исследовательской деятельности
Воспитатель: Гармоза Ксения
Николаевна
с. Октябрьское Горьковский район
Омской обл.
2010г.
« Путешествие в мир удивительных превращений».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды;
- Учить детей находить противоположности;
Развивающие задачи:
- Развивать диалогическую речь детей, учить отстаивать свою точку зрения;
- Развивать познавательные способности детей, творческое мышление, умение оперировать противоположными отношениями;
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать дружелюбное отношение к окружающим, к друг другу, желание помогать;
- Вызвать положительные эмоции.
Оборудование:
- Миска для стирки;
- Утюг;
- Блюдце и кусок льда для каждого ребёнка;
Персонаж: Каркуша.
Ход:
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите играть? Я знаю очень интересную игру, которая называется « Скажи наоборот», и предлагаю вам, сыграть в неё. Согласны? Тогда внимательно слушайте, я буду начинать, а вы продолжать предложение, и менять слова наоборот.
-Днём светло, а ночью….( темно).
-Камень тяжёлый, а пух…(лёгкий).
-Ручей узкий, а река….(широкая).
-Дедушка старый, а внук…(молодой).
-Летом жарко, а зимой …(холодно).
-Лев смелый, а заяц …(трусливый).
-Лимон кислый, а сахар…(сладкий).
-Лёд твёрдый, а вода …(мягкая).
Понравилась вам игра? Ребята, предлагаю вам попутешествовать в мир удивительных превращений и на время стать учёными-исследователями. Закройте глаза.
Без неё не будет моря,
Океана и реки
Даже с горки не скатится
И не взять с собой коньки.
Раз и два в путешествие пора.
Открывайте глаза. Вот мы и в лаборатории, пройдёмте.
Что интересного вы видите?
Дети:
-Лёд.
Воспитатель:
-Казалось бы проще простого – зимой льда вон сколько! Мы катаемся на нём, и падаем, из-за этого даже злимся на него! А я вот задумалась – всё-таки, удивительная вещь этот лёд! Послушайте.
Я – холодная ледышка!
Я – такая, как водичка!
Лишь холодною зимой
Можешь ты играть со мной.
Чтобы приступить к исследованию, давайте уточним правила безопасности:
- Не брать лёд в рот;
- Не толкать соседа;
- Не обтирать об себя руки.
А что мы знаем про лёд? Какой он? Возьмите его в руки.
Дети:
- Он твёрдый, скользкий. Холодный, непрозрачный.
Воспитатель:
- А что такое происходит с нашими кусочками льда?
Дети:
- Они тают.
Воспитатель:
- Во что превращается наш лёд? Что это такое течёт?
Дети:
- Течёт вода, лёд превращается в воду.
Воспитатель:
- Правильно лёд превращается в воду. А почему так происходит, что лёд тает?
Дети:
- Лёд тает от тепла.
Воспитатель: Да, наши ладошки тёплые, они нагревают холодный лёд, и он начинает таять. Смотрите, сколько уже воды натекло в ваши блюдца. А что мы можем сказать о воде? Какая она?
Дети:
- Вода жидкая, мокрая, холодная, текучая.
Воспитатель:
-Давайте попробуем сравнить лёд и воду. Интересно, похожи они между собой или разные?
Лёд твёрдый, а вода… (мягкая, жидкая)
Вода прозрачная, а лёд…(непрозрачный, мутный)
Лёд скользкий, а вода…(не скользкая)
Значит лёд и вода совсем разные и совсем непохожие? Может быть, есть что-то общее у них, одинаковое? Может быть , есть что-то общее у них, одинаковое?
Дети:
- Лёд холодный и вода холодная.
Воспитатель: Вода ведь и тёплая может быть, а лёд нет.
А теперь задам вам самый главный вопрос. Подумайте и скажите, вода и лёд – это одно и тоже или нет?
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель:
-А объяснить эти чудесные свойства мы можем с помощью значков. Лёд мы обозначим чёрным квадратом, а воду белым. М ы их выбрали, потому что лёд твёрдый, а вода жидкая. А как обозначить тающий лёд? Каким квадратом? Какого цвета?
Дети рассуждают.
Воспитатель:
-Если взять немножко ото льда, немножко от воды, немножко белого и немножко чёрного. Смотрите, этот квадрат действительно и чёрный, и белый одновременно.
Между чёрным и белым квадратом располагается квадрат серого цвета.
Воспитатель:
- Значит, какой мы можем сделать вывод: и лёд и вода одновременно –это лёд, который тает и превращается в воду.
Физкультминутка:
Пролетела здесь ворона. Ходьба друг за другом с выполнением движений
Принесла с собою вест. рук: имитация полёта птицы.
Что в лесу далёком ёлка
Разукрашенная есть.
Лыжи быстро мы берём Скольжение: имитация движений ходьбы на
И по снегу мы идём лыжах.
По сугробам высоко
Ноги поднимаем,
ходьба с высоким подниманием коленей.
А потом совсем легко,
Тихонечко шагаем. ходьба маленькими шагами.
Мы деревья и кусты ходьба змейкой.
Змейкой обойдём
И к нарядной ёлке
Вскоре мы придём. построение в круг.
Каркуша:
- Здравствуйте, чем это вы занимаетесь? Всё исследуете?
Воспитатель:
-Мы наблюдаем, какие интересные превращения происходят со льдом.
Дети:
- Лёд, что тут интересного? Вот у меня есть то, что интересней не бывает. Отгадайте загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег).
Каркуша:
- Да это снег. Из снега можно лепить. Я люблю его кушать. Он вкусный белый, как мороженое.
Воспитатель:
- Хорошо, Каркуша, давай пока оставим на некоторое время снег, который ты принесла. Мы ещё к нему вернёмся.
Каркуша:
- Вообще я пришла к вам за помощью, Я сегодня собиралась идти к другу Филе на день рождение. Нарядилась, но по дороге у меня слетел бант и испачкался. И теперь не знаю, что и делать. Может быть, вы мне поможете?
Воспитатель:
-Ребята, а что нужно сделать с бантиком, что бы он опять был чистым?
Дети:
- Надо его постирать.
Воспитатель:
-Для того, что бы его постирать, нам нужна вода. А где её взять? Посмотрите, что случилось с вашим льдом? Он растаял, и получилась вода. Давайте соберём всю эту воду в эту ёмкость. Попробуем постирать.
Ну вот, бантик твой готов, Каркуша. Чем ты недовольна?
Каркуша:
- Он мокрый.
Воспитатель:
- Что же нам делать? Как высушить его?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель:
- Я знаю более быстрое решение! Послушайте мою загадку, и отгадайте, что нам поможет высушить бантик.
Чтоб бельё погладить в раз,
В руки мы берём сейчас
Бытовой прибор такой
Пар пускает он крутой. (утюг).
Воспитатель:
- Давайте попробуем прогладить наш мокрый бантик. Посмотрите, что это такое поднимается в воздух?
Дети:
- Это пар поднимается.
Воспитатель: Да это пар. А что случилось с нашей ленточкой?
Дети:
- Она совсем сухая.
Воспитатель:
- Потрогайте её. А куда же делась вода?
Дети:
- Вода испарилась.
Воспитатель:
- Да вода превратилась в пар и испарилась в воздухе. Что же у нас получается? Сначала был лёд, и он превратился в воду, а вода превратилась в пар. Когда лёд превратился в воду?
Дети:
- Когда наши ладошки его погрели.
Воспитатель:
- Когда вода превратилась в пар?
Дети:
- Когда погладили горячим утюгом.
Воспитатель:
- Мы с вами выяснили, что может быть лёд и вода одновременно. А вода и пар одновременно может быть?
Дети рассуждают.
Воспитатель:
- Существует такой маленький промежуток времени, в который капелька воды начинает подниматься в воздух.
Смотрите, казалось бы, простая ледышка, а сколько чудесных превращений нам удалось с ней совершить.
Каркуша:
- А что же с моим снегом? Что произошло?
Дети:
- Он растаял.
Воспитатель:
- Почему так произошло?
Дети:
- От тепла.
Каркуша:
- Жаль, я хотела полакомиться.
Воспитатель:
- Ты что, снег нельзя есть! Ребята, объясните Каркуше, почему этого нельзя делать.
Дети:
-Он холодный, грязный.
Воспитатель:
- Давайте, докажем, что это так.
Опыт: Дети наливают талую воду из тарелочки в воронку с фильтром, убеждаются, что снег грязный. На салфетке остались частички земли и песка.
Каркуша:
- Да, его не стоит есть. Спасибо вам за всё, у вас действительно интересно. Мне пора, до свидания.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодняшнее путешествие? Что интересного вы узнали? Какое доброе дело мы с вами сделали?
Да, выручили Каркушу.
Тогда нам нужно возвращаться, закрывайте глаза.
Вода, вода интересна нам всегда.
Льдом, когда ты замерзаешь,
Паром в чайнике шипишь,
Растворяешь сахар в чае,
Чудеса свои творишь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект организации кружка по тестопластике с детьми средней группы «Удивительное превращение теста».
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и от...
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. Тема: «Удивительные превращения пищи в организме человека».
«Удивительные превращения пищи в организме человека»....
Конспект занятия по логоритмике "Удивительные превращения"
Занятие по логоритмике для детей старшей группы....
Конспект занятия во второй младшей группе с применением информационно - коммуникационных технологий по теме "Насекомые. Удивительное превращение"
Конспект занятия во второй младшей группе по НОД - Художественное творчество, с применением информационно - коммуникационных технологий. Дети просматривают документальный фильм "Удивительное превращен...
конспект кружка по экспериментальной деятельности "Удивительные превращения воды" для средней группы
И сугроб, иснегопад -Белоснежный водопад,Капля в чашечке цветка,Кучевые облака,То туман в осенней мгле,То узоры на стекле,То сосульки, то капели,Что весною зазвенели,Иней хрупкий ледяной, Что укр...
«Я и мое здоровье.Удивительные превращения пищи в нас». Конспект НОД по валеологии для детей старшего дошкольного возраста.
laquo; Я и мое здоровье. Удивительные превращения пищи в нас». Конспект НОД по валеологии для детей старшего дошкольного возраста....