Проект "Этот день мы приближали, как могли..."
план-конспект урока (подготовительная группа)
Это большой проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Великой Отечественной войной и ее Героями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ…»
Метод проекта: познавательно-патриотический.
Вид проекта: внутригрупповой.
Долгосрочный: учебный 2009-2010 год.
Участники проекта: воспитатель старшей группы Уржумцева В.В., воспитанники старшей группа 5-6 лет в количестве 20 человек.
Цель проекта: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны в разные периоды согласно перспективному плану по патриотическому воспитанию (Приложение 1).
Задачи проекта:
- Уточнять и расширять знания детей о подвиге людей, защищавших нашу страну в разные исторические периоды.
- Дать представление о том, что имена героев, погибших в годы Великой Отечественной войны, увековечены в названиях улиц нашего города Красноармейска.
- Познакомить детей с городами, которым присвоено звание «город-герой».
- Вызвать желание у детей петь песни, читать стихи о Великой Отечественной войне и наших защитниках.
- Воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, армию, солдат. Помочь детям понять, что наша армия охраняет мир и счастье всех народов.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
- Подготовительный.
- Изучение и подборка литературы по данной теме.
- Составление перспективного плана по патриотическому воспитанию, посвященному 65-летию Победы для детей старшего дошкольного возраста.
- Изготовление и приобретение атрибутов, необходимых для проекта (иллюстрации, открытки, портреты выдающихся личностей и т.д.)
- Познавательный.
- Блок – экскурсии.
- Экскурсия на площадь Победы к памятнику (Приложение 2).
- Экскурсия по улицам города Красноармейска, которым присвоены названия имен Героев Советского Союза.
- Экскурсия в музей города Красноармейска.
- Блок – беседы.
- Герои нашего города.
- Города-герои. «Город-герой Ленинград».
- «Защитники отечества».
- «Как хорошо, если мир на земле».
- «Что я видел?» - рассказы детей о праздновании 9 Мая.
- Блок – занятия по ознакомлению с окружающим.
- «Каким должен быть настоящий мужчина».
- «Беседа о пограничниках».
- Блок – занятия по изодеятельности.
- «Солдаты мира и свободы» - рисование.
- «Мирное небо над головой» - рисование.
- «Праздничный салют» - рисование.
- Блок – ознакомление с художественной литературой.
- Чтение рассказа С.П. Алексеева «Всюду известны».
- Чтение рассказа С.П. Алексеева «Медаль».
- Чтение рассказа А.Митяева «Мешок овсянки».
- Чтение рассказа Л.А. Кассиля «Сестра».
- Чтение рассказа С.П.Алексеева «Первая колонна».
- Чтение рассказа Л.А.Кассиля «Твои защитники».
- Заучивание стихотворения Е.А.Благининой «Шинель».
- Чтение рассказа Л.А.Кассиля «Памятник Советскому солдату».
- Практический.
- Обновление альбома «Родина».
- Оформление стенда «Тяжелые военные годы».
- Оформление папки-раскладушки «Города-герои».
- Изготовление сувениров в подарок ветеранам войны.
- Участие в подготовке к утреннику, посвященному Дню Победы.
- Работа с родителями.
- Оформление стенда на тему: «Этот День Победы».
- Консультация на тему: «Растим патриотов».
- Подбор информации о героях Великой Отечественной войны нашего города, с привлечением родителей.
- Подготовить информацию для родителей на тему: "Герои-защитники Саратовской области».
- Пригласить родителей на праздничный концерт, посвященный Дню Победы.
- Презентация проекта.
Праздничный концерт «Нашей Победе – 65 лет!»
Предварительный просмотр:
Богатыри Земли Русской
Цель. Воспитание мужественности у мальчиков. Воспитывать любовь и интерес к истории родного края, его защитникам.
Оборудование. Картины В. Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке».
Предварительная работа. Словарная работа: экскурсовод, экскурсанты, богатыри, витязь, застава.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в картинную галерею. Тема экскурсии – «Богатыри Земли Русской». У нас, как в настоящем музее будет несколько залов. Экскурсоводом буду я. А вы, экскурсанты, будете помогать. А вот и наш первый зал. Выставлены картины В. Васнецова «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке».
Тихо звучит музыка, звон колоколов.
Экскурсовод. Богатыри – слово древнее. Что оно обозначает?
Дети. Богатырь – сильный, смелый, удачливый воин, счастливый в бою.
Экскурсовод. Как еще называли богатырей?
Дети. Витязь.
Экскурсовод. Посмотрите внимательно на эти картины и скажите, кого из богатырей вы узнали?
Дети. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Экскурсовод. На какой картине они все изображены?
Дети. «Богатыри».
Экскурсовод. Кто написал эту картину?
Дети. Васнецов.
Экскурсовод. Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почувствовали. Богатыри повернули головы. Они предвидят битву. Дети, опишите Илью Муромца, какое у него лицо, каков он сам? Что вы знаете о характере, происхождении?
Дети. Илья Муромец – крестьянский сын. Он уже не молодой, добрый, сильный, спокойный, рассудительный, степенный, умный. Он победил Соловья-разбойника, Чудо-Юдо. Служил он не за богатство, не за славу, защищал Землю Русскую, народ.
Экскурсовод. Как имя второго богатыря?
Дети. Добрыня Никитич.
Экскурсовод. О чем говорит это имя?
Дети. Добрыня – добрый, его любил народ.
Экскурсовод. Кто может рассказать об этом богатыре?
Дети. Далеко о Добрыне шла слава: он и статен, и высок, и грамотен, и в бою смел, и на пиру весел. Добрыня и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный и ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит. Недаром его прозвали Добрыня.
Экскурсовод. В славном городе Ростове рос Алеша, по прозвищу Попович. С малых лет копье держал, из лука стрелял, лошадей укрощал. На заставу взяли его старшие товарищи, чтобы учить его ратной службе, чтобы он стал богатырем. Каким вы видите Алешу Поповича?
Дети. Сильный, красивый, задумчивый, любит играть на гуслях.
Экскурсовод. Как стоят богатыри?
Дети. Рядом, они дружны, плечом к плечу, не оставят беде друг друга. Не пробиться врагу через богатырскую заставу. Народ силен, надежна защита молодецкая.
Экскурсовод. В картине художник воспевал непобедимый русский народ. Васнецов говорил: «Мы не щадили себя, боролись и будем бороться за независимость нашей земли. Русские люди никогда не боятся того, что сулит им будущее. И в наши дни народ славит своих защитников. Слава богатырям Земли Русской!»
Предварительный просмотр:
ГЕРБ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Герб Саратовской области представляет собой лазоревый щит с отношением ширины к высоте 8:9, на котором помещены три серебристые стерляди в виде вилообразного креста. Три серебряные стерляди олицетворяют историю г. Саратова – рыбные богатства края. Щит окружен дубовыми золотыми листьями, соединенными Андреевской (синей) лентой.
Герб нашей области такой:
Как речка, яркий, голубой,
Три рыбки плавают на нем,
Корона там горит огнем,
Венок – весь герб он обвивает.
А что в венке? Здесь каждый знает:
Пшеница, значит, хлеб растет,
А лавр – победа всех нас ждет,
И дуб о силе говорит,
Он крепко на земле стоит.
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РОССИИ
Прежде чем говорить о гербе нашей страны, необходимо рассказать о том, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы.
Понятие Герб происходит от немецкого слова «наследство» или «наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или другому государству.
Гербы появились давным-давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Герб является знаком рода и его воинских доблестей.
Специальные люди – герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. Была выработана даже целая система строгих правил, по которым составлялись гербы.
Например, различали несколько форм щитов – французский (треугольный), итальянский (овальный), испанский (плоский сверху и закругленный снизу), германский (причудливой формы).
Использовались следующие цвета – красный, зеленый, голубой, черный, пурпурный. На гербах разрешалось изображать фигуры животных. Часто там помещался лев, двуглавый и одноглавый орел, дракон, единорог, медведь.
В рыцарском гербе обязательно присутствовал девиз – краткая надпись. Шло время. Не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита.
Современный Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном щите, над орлом – три короны (две маленькие и одна большая), в лапах орла – скипетр (золотой жезл), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.
Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России, живущих, как на европейской, так и на азиатской ее частях, а короны над головами орла рассматриваются, как символы союза республик, краев и областей, из которых состоит Российская Федерация.
Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защитить свою страну от врагов.
Предварительный просмотр:
ГЕРБ
Рассказ для детей 6-7 лет
В далекие времена рыцарями называли тяжеловооруженных всадников. Они играли важную роль в жизни общества, защищая города и живущих в них людей от врагов. В бою они закрывали лицо и тело доспехами, и отличить одного рыцаря от другого было очень трудно. Поэтому каждый рыцарь выбирал себе герб – отличительный знак или узор, по которому его узнавали в бою.
Герб помещался на льняную тунику, надеваемую поверх доспехов, или на щит. Щит состоял из двух элементов: однотонного или орнаментированного поля и фигур с изображением растения, животного или какого-то символа. Поле могло быть золотым, белым или черным, фигурой – зеленый сидящий дракон, лазурная звезда, золотая пчела, дельфин, сова, волк, цветок чертополоха, золотой лилии, розы. Каждый рыцарь выбирал герб, символизирующий те или иные качества: смелость, трудолюбие, отвагу, верность долгу. Этот знак закреплялся за семейством рыцарей и переходил от отца к сыну вместе с семейным девизом. Знатоков гербов называли герольдами.
Сейчас у каждой страны есть свой герб. У России на гербе изображен золотой двуглавый орел.
Предварительный просмотр:
КОНДАКОВ
ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Виктор Александрович Кондаков, гвардии майор, штурман 136-го гвардейского штурмового авиационного полка, родился в 1920 году в деревне Оболяниновке Красноармейского района в семье рыбака. В 1939 году учился в Энгельском военном авиационном училище. В 1936-1938 годах работал на ремонтно-тракторном заводе в г. Энгельсе. В 1939-1940 годах служил в Энгельском авиационном училище инструктором по теории и технике пилотирования, оттуда был переведен на ту же должность в Ташкенскую военную школу стрелков-бомбардиров.
В Великой Отечественной войне участвовал с ноября 1941 года по октябрь 1944 года, последовательно занимая должности командира звена, заместителя командира и командира эскадрильи, штурмана полка. Принимал участие в обороне Ленинграда и Сталинграда, в разгроме гитлеровских войск на реке Миус, в Донбассе, Крыму, Белоруссии и Литве. За боевые отличия награжден орденами Красного знамени (1943-2, 1944), орденами Александра Невского (1944), Отечественной войны 2-й степени (1942) и медалью «За оборону Сталинграда».
Звание Героя Советского Союза Виктору Александровичу Кондакову присвоено 26 октября 1944 года за 160 успешных бомбардировочно-штурмовых ударов по врагу, 5 лично сбитых самолетов противника и проявлении при этом доблесть и мужество.
Все боевые вылеты Кондаков в качестве ведущего группы выполнял с большой точностью бомбометания и штурмовки, с высоким искусством ведения воздушного боя, как с бомбардировщиками, так и истребителями противника.
2 августа 1943 года во время боев в Донбассе эскадрилья Кондакова первой на Южном фронте применила специальные зажигательные бомбы, уничтожив в этот день 13 вражеских танков.
20 августа 1943 года группа из 11 штурмовиков И-2, возглавляемая Кондаковым, получила задачу уничтожить танки противника, сосредоточенные в районе с. Саур-Могильский для контрудара по войскам Южного фронта, прорвавшим вражескую оборону на реке Миус. При подходе к цели Кондаков обнаружил до 50 бомбардировщиков Ю-87, которые под прикрытием 4 истребителей перестраивались в боевой порядок над районом с. Криничка, занятым нашими частями. По сигналу Кондакова штурмовики, пользуясь преимуществом в высоте, на большой скорости врезались в боевые порядки фашистских бомбардировщиков. Кондаков атаковал ведущего. Фашист в круговом пикировании пытался уйти из-под удара, но пулеметно-пушечной очередью с близкой дистанции Кондаков зажег «юнкерса», который упал в районе села Криничка. Вслед за первым стервятником метким огнем наших летчиков было сбито еще пять бомбардировщиков и один истребитель. Поспешно сбросив бомбы на свои войска, остальные «юнкерсы» покинули район боя.
Успешно завершив воздушный бой, эскадрилья Кондакова нанесла удар по танковой группировке противника.
Еще более ожесточенный бой советских штурмовиков с бомбардировщиками противника произошел 30 августа 1943 года в районе Ново-Натальевки. В этом воздушном бою группой Кондакова было сбито 8 вражеских самолетов, в том числе два «юнкерса» лично Кондаковым и один «мессершмитт-109» воздушным стрелком.
11 апреля 1944 года 6 «ильюшиных» во главе с Кондаковым в районе с. Шевченко точным бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожили за 23 минуты боя 10 танков и подавили две батареи противника. От командующего воздушной армии генерала Хрюкова тут же была получена телеграмма: «Группа Кондакова сражалась отлично. Всем летчикам и лично Кондакову объявляю благодарность».
Майор В.А. Кондаков погиб в бою 13 октября 1944 года. Похоронен в г. Каунасе. Именем героя названа деревня, в которой он родился, и улица в г. Энгельсе, г. Красноармейске.
Предварительный просмотр:
Тема: Беседа о пограничниках. Чтение стихотворения «Дозор».
Цель. Дать детям представление о пограничных войсках, собаках, которые помогают охранять границу. Воспитывать любовь и гордость за нашу армию, ее защитниках.
Материал. Стихотворение «Дозор», иллюстрации с изображением пограничников. Пластилин, стеки, дощечки, салфетки, игрушки человека и собаки.
Ход занятия
1. Воспитатель. Очень скоро вся наша страна будет отмечать праздник День защитника Отечества. Кого мы будем поздравлять в этот день и почему? Правильно, мы будем чествовать всех мужчин, так как они всегда нас защищают. Многие из них служили в армии, некоторые подрастут и тоже пойдут в ряды вооруженных сил. Кто из вас знает, в каких войсках служили ваши папы и дедушки? Какая техника им нужна была для службы?
2. Рассказы детей о своих близких (3-4).
Осень хорошо, что вы интересуетесь об этом. А сегодня я предлагаю вам послушать историю о солдате-пограничнике.
3. Чтение стихотворения «Дозор».
Беседа по вопросам:
О ком это стихотворение? Расскажите о дружбе мальчика и собаки.
Чему учил мальчик собаку? Любил ли он ее?
Как вы об этом узнали?
Где служил брат мальчика? Зачем брат попросил отдать ему Дозора?
Что написал брат с границы?
Как вел себя Дозор, когда был маленьким щенком, взрослой собакой, как он отличился на границе?
4. Чтение последних строк стихотворения:
На родной заставе вьется красный флаг.
Перейти границу не посмеет враг.
Почему враг не посмеет перейти границу? Правильно, потому что границу охраняют смелые, мужественные, выносливые и крепко любящие свою Родину бойцы и офицеры – пограничники. Что вы знаете о пограничниках? А что хотите узнать?
5. Составление детьми рассказа.
Хотели бы вы иметь собаку? Чему ее можно научить? Хотели бы вы, чтобы вашу собаку взял пограничник с собой на заставу?
Дети рассказывают по вопросам (3-4).
6. Лепка пограничника и его верного друга – собаку.
В свободное время дети организуют сюжетно-ролевую игру «Пограничники».
Предварительный просмотр:
Тема. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель».
Цель. Продолжать знакомить детей с событиями Великой отечественной войны. Помочь детям понять, почему некоторые предметы военного времени так дороги ветеранам. Развивать память, учить выразительно читать стихотворение.
Ход занятия
I часть. Беседа.
Недавно мы с вами посетили музей. Что вы там видели? Почему эти вещи хранятся в музее? Правильно, каждая вещь, каждый предмет имеет свою историю. Письмо, которое получила мать, расскажет ей о сыне; пилотка с дыркой поведает нам о том, что погиб солдат, и еще много интересных историй могут сообщить нам эти вещи. Многие ветераны хранят предметы, с которыми они прошли войну. Часто садятся старики рассматривать их, слушают военную музыку и вспоминают о прошедших годах.
Прослушивание в записи песни «Дороги»
Что вы представили себе, когда слушали эту песню?
Да, трудными были эти дороги. Но поэтому еще радостнее на душе, что они уже позади. И все-таки не нужно их забывать. Мы всегда будем помнить о них, чтобы война не пришла к нам снова.
II часть. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель»
А теперь послушайте стихотворение Е. Благининой «Шинель».
Воспитатель читает стихотворение. Беседа по вопросам:
- Какой вопрос задала дочь своему отцу? Что она предложила ему и почему?
- Что ответил отец? Чем дорога эта шинель бывшему солдату?
- Как вы думаете, о чем может рассказать дыра в шинели?
- Каким был на войне этот солдат? Что дают храбрым солдатам на фронте?
А теперь еще раз послушайте это стихотворение и постарайтесь его запомнить.
Воспитатель читает стихотворение 2 раза.
Чтение стихотворения детьми (2-3 ребенка).
Итог.
О чем вы узнали сегодня на занятии? Молодцы. Мне очень понравилось, как выразительно, с чувствами вы читали стихотворение.
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия
по патриотическому воспитанию
Тема. 1. Беседа «Как хорошо, если мир на земле».
2. Рисование «Мирное небо над головой».
Цель.
- Активизировать знания детей об исторических событиях и памятниках. Побуждать желание детей высказываться об увиденном и пережитом, учить сопоставлять факты, рассуждать. Способствовать созданию радостной атмосферы, закреплению интереса к истории Отечества.
- Вызвать у детей желание изобразить то, что они переживают и чувствуют. Развивать творчество, фантазию, воображение. Продолжать учить детей создавать сюжет в рисунке, его законченность.
Материал. Иллюстрации, картины, книги о Великой Отечественной войне; картины с изображением труда людей в мирное время, природы, играми детей, цветов и т.д. Листы бумаги формата А 4, кисти, краски, карандаши.
Ход занятия
I часть.
Воспитатель предлагает вспомнить, какой всенародный праздник готовится отметить вся наша страна.
Правильно, дети, это праздник Победы, который будут отмечать 9 Мая. Мы с вами много раз говорили о том, что это за дата, почему он считается для нас самым важным. Расскажите об этом.
Дети рассказывают все, что знают о войне с фашистскими захватчиками. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации, картины о войне и обобщает ответы детей.
Очень много дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Это была самая большая война. Наш народ объединился и смог с большим трудом защитить нашу Родину от рабства. В то время воины сражались смело, решительно, не жалея своей жизни. Самые смелые люди, которые особенно выделились своими подвигами, были удостоены звания Героя Советского Союза. Есть такие герои и среди наших земляков. Вспомните их.
Дети рассказывают о трех героях наших земляках.
- В.А. Кондаков был на войне летчиком. Сбив много самолетов противника сам погиб в бою. Его именем названа улица нашего города.
- Г.В. Танцоров жил в селе Золотом. Во время войны был танкистом. Один его танк уничтожил 3 танка немцев, а затем направил танк на большой скорости в гущу врага.
- Н.М. Скоморохов был тоже летчиком. Сбил очень много вражеских самолетов и за это ему присвоено дважды звание Героя Советского Союза. Его именем назван проспект в нашем городе, который расположен между первым и пятым микрорайоном.
Очень многие солдаты защищали Отечество и погибли. Как наш народ чтит их память? Правильно, во многих городах и селах установлены памятники и стелы, горит вечный огонь, люди возлагают цветы к памятникам. Еще все стараются помочь нашим ветеранам.
Дорогой ценой был защищен мир на нашей земле. А что для вас означает слово «мир»?
Дети высказывают предположения и суждения. Воспитатель предлагает подойти к стенду, на котором размещены картины и иллюстрации о мирной жизни людей.
Какое название можно дать этой выставке? А теперь я предлагаю вам самим создать свою картинную галерею на тему «Мирное небо над головой».
II часть. Рисование «Мирное небо над головой».
Воспитатель напоминает, что дети могут выбрать по своему усмотрению материал для изодеятельности. Желательно, чтобы рисунок был все-таки ярким, веселы, выразительным.
В конце занятия воспитатель просит желающих детей рассказать о том, что они изобразили и почему.
После занятия воспитатель вместе с детьми помещает рисунки на стенде для родителей.
Предварительный просмотр:
Каким должен быть настоящий мужчина
Цель. Закрепить представление детей и мужских социальных ролях. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей роли.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, скажите, что вы необычного заметили в группе? Посмотрите, сколько иллюстраций, картин, фотографий! Что же их все объединяет? Кто изображен на них? На них – мужчины, юноши, мальчики. Я хочу вам сегодня предложить поговорить о настоящих мужчинах. Хотите? Поудобнее рассаживайтесь. Не хватает стульев? Интересно, как бы в этой ситуации поступили настоящие мужчины?
Мальчики приносят дополнительные стулья.
Ребята, каким вы представляете себе настоящего мужчину?
Из ваших ответов я поняла, что настоящий мужчина должен быть сильным мужественным, смелым, добрым. В любой ситуации найти выход, помогать слабым.
Теперь посмотрите на эту картину. Кто изображен на ней? Знаете ли вы их? Как зовут этих богатырей?
Дети. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
В каких русских народных сказках главными героями были богатыри? Назовите эти сказки. Какие они подвиги совершили? Почему всегда побеждали?
С какими злыми силами приходилось сражаться богатырям? Можно ли богатырей назвать сильными мужчинами?
Давайте, ребята, поиграем. Устроим литературную викторину. Вы услышите отрывок из рассказа или стихотворения и определите, из какого он произведения. Расскажите о поступках главных героев.
Произведения для викторины:
- Б. Житков «На льдине»;
- З. Александрова «Дозор»;
- С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»;
- А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчише-Кибальчише и его твердое слово»
- А. Барто «На заставе»;
- К. Симонов «Сын артиллериста».
Каким был Мальчиш-Кибальчиш? Как звали другого мальчика? Каким он был? Вырастет ли из него настоящий мужчина? Почему вы так считаете?
Дети, как вы считаете, мальчики нашей группы могут стать настоящими мужчинами? Как вы думаете, что им для этого нужно? Я думаю, что наши мальчики смогут стать настоящими мужчинами. А послушав сегодня еще пожелания наших девочек, смогут что-то в себе изменить.
Предварительный просмотр:
Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.
В.Г. Белинский
Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к Отечеству.
Ж.-Ж. Руссо
Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее.
К.Д. Ушинский
Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.
М.А. Шолохов
Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему.
К. Г. Паустовский
Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что с ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.
Старший дошкольник должен знать, какую пользу обществу приносит труд его матери, отца, какие успехи у них на производстве.
Покажите ребенку 6-7 лет достопримечательности родного края, связанные с Великой Отечественной войной. Расскажите о подвигах их героев, покажите улицы и площади своего города, названные их именами.
Дошкольники задают много вопросов, касающихся явлений общественной жизни: о космосе, войне, труде людей. Часто родители думают, что этого достаточно для поддержания интереса дошкольника.
Учитывая детские интересы и любознательность, взрослые руководят этим процессом. Они расширяют сферу интересов ребенка, заранее обдумывая, какие ему дать знания, с какими событиями его познакомить.
Проверьте, узнает ли ваш ребенок по фотографии или иллюстрациям Москву, известных на всю страну людей (героев, писателей, композиторов); знаком ли он с достопримечательными местами родного города, края.
САРАТОВСКИЙ КРАЙ В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Впервые дни Великой Отечественной войны по нашей области прошло много митингов, на которых саратовцы обещали защитить Родину. Многие пошли добровольцами в советскую армию.
В августе 1941 года в области была сформирована дивизия народного ополчения. За мужество, отвагу и героизм 47000 солдат, сержантов и офицеров награждены орденами и медалями, 230 удостоены званиями Героя Советского Союза. Только город Саратов дал стране 40 Героев Советского Союза.
Наш земляк генерал-майор Панфилов (род. в Петровске) командовал 316-й саратовской стрелковой дивизией. 33 дня удерживал осенью 1941 года рубеж на Волоколамском направлении, закрывая путь на Москву. 16 ноября 1941 года совершил бессмертный подвиг с политруком В.Г. Клочковым: принял на себя удар 50-ти вражеских танков и не отступали в течение 4-х часов. 18 танков подбили, но врагу прорвать оборону не удалось. Клочков обращался к бойцам со словами:
«ВЕЛИКА РОССИЯ, НО ОТСТУПАТЬ НЕ КУДА, ПОЗАДИ МОСКВА, НИ ШАГУ НАЗАД».
В этом бою погибло 23 воина, 5 из них живы. Всем присвоено звание Героев Советского Союза.
Наши земляки, Герои Советского Союза, павшие смертью храбрых в боях Великой Отечественной войны - В.А. Кондаков, Г.В. Танцоров. Их именами названы улицы в нашем городе.
В.А. Кондаков – штурман авиационного полка, погиб в бою при освобождении Прибалтики 13 октября 1944 года; похоронен в городе Каунасе. Его именем названа улица в городе Энгельсе, в деревне южнее Ахмата и улица нашего города.
Г.В. Танцоров родился в селе Золотое. Погиб при освобождении Украины в марте 1944 года в городе Тернополе в неравном поединке советской самоходки с тремя танками. Горящую машину он направил на большой скорости в гущу врага, который при этом потерял 3 танка, 6 орудий, 85 машин и более 100 солдат и офицеров.
Родом из Красноармейского района М.Н. Скоморохов. Он родился в селе Лапоть (ныне Белогорское). Звание Героя Советского Союза было присвоено 23 февраля 1945 года за 483 боевых вылетов. Лично он сбил 46 вражеских самолета, а 8 самолетов он сбил в группе.
Наш земляк В.П. Синельников, родился в селе Золотое, служил наводчиком, имеет 6 ранений и тяжело контужен. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в марте 1945 года за героизм в боях при освобождении г. Вильнюса.
Предварительный просмотр:
П Е Р С П Е К Т И В Н Ы Й П Л А Н
по патриотическому воспитанию,
посвященному 65-летию Победы
с детьми старшего дошкольного возраста
№ | Тема | Цель | Срок |
1 | Экскурсия на площадь Победы к памятнику | Помочь детям представить и понять, что наше счастливое детство стало возможным благодаря людям, которые отдали свою жизнь за него. Чтобы этих людей не забывали, создали вот такой памятник героям войны. | Сентябрь |
2 | Беседа на тему: «Герои нашего города» | Дать представление о том, что имена героев, погибших в годы войны, увековечены в названиях улиц нашего города. | Октябрь |
3 | Экскурсия по улицам города Красноармейска, которым присвоены названия имен Героев Советского Союза. | Познакомить детей с месторасположением улиц Кондакова, Танцорова, Скоморохова. Объяснить почему они носят их имена. Воспитывать чувства благодарности, гордости за наших земляков. | Октябрь Ноябрь |
4 | Экскурсия в музей г. Красноармейска. | Ознакомление с экспонатами зала, посвященного Великой отечественной войне. Расширить представление детей о военном периоде нашей страны. | Декабрь |
5 | Беседа на тему: «Города-герои». Город-герой Ленинград. Чтение рассказа С.Алексеева «Первая колонна» | Дать детям знания о том, что в некоторых городах нашей страны проходили ожесточенные бои, где погибло очень много солдат. Именно за это некоторым городам был присвоен статус «Город- герой». | Январь |
6 | Беседа на тему: «Защитники отечества» Чтение рассказа Л.А. Кассиля «Твои защитники» Занятие «Каким должен быть настоящий мужчина» Беседа о пограничниках. Чтение стихотворения «Дозор» | Дать детям знания о роли различных родов войск в годы войны. Познакомить детей с названием Армии в настоящее время, о деятельности солдат в мирное время и значении этой деятельности. Закрепить представление детей о мужских социальных ролях. Дать детям представление о пограничных войсках, собаках, которые помогают охранять границу. | Февраль |
7 | Рисование на тему; «Солдаты мира и свободы» (комплексное). | Воспитывать у детей чувства гордости за нашу армию, помочь детям понять, что солдаты охраняют мир, счастье всех народов. | Февраль |
8 | Беседа на тему: «Как хорошо, если мир на земле» Рисование на тему: «Мирное небо над головой» | Дать детям представление о значении мира на всей земле, воспитывать у детей чувства сострадания тем народам, где идет война. | Март |
9 | Беседы с ветеранами Великой отечественной войны | Вызвать у детей интерес к рассказам людей, прошедших дороги войны, желание узнать побольше. Учить задавать вопросы. | Апрель |
10 | Конструирование «Флажки и гирлянды к празднику | Вызвать у детей желание украсить группу к предстоящему празднику, воспитывать чувство причастности к всенародному великому празднику Победы. | Апрель |
11 | Праздничный концерт «Нашей Победе – 65 лет!» | Воспитывать у детей чувство сопричастности к великому празднику, гордости за нашу страну, Армию, ветеранов. Вызвать желание петь, читать стихи, исполнять танцы, посвященные военной тематике. | Май |
12 | Беседа на тему: «Что я видел?» Рисование на тему: «Праздничный салют» (комплексное) | Вызвать у детей желание делиться впечатлениями о прошедшем празднике, учить составлять короткие рассказы на данную тему; рисовать салют, используя яркие краски. | Май |
Художественная литература | |||
1 | Чтение рассказа С.П. Алексеева «Всюду известны» | Октябрь | |
2 | Чтение рассказа С.П. Алексеева «Медаль» | Октябрь | |
3 | Чтение рассказа А. Митяева «Мешок овсянки» | Ноябрь | |
4 | Чтение рассказа Л.А. Кассиля «Сестра» | Декабрь | |
5 | Чтение рассказа С. Алексеева «Первая колонна». | Январь | |
6 | Чтение рассказа Л.А. Кассиля «Твои защитники» | Февраль | |
7 | Заучивание стихотворения Е. Благинина «Шинель» | Март | |
7 | Чтение рассказа Л.А Кассиля «Памятник Советскому солдату» | Апрель | |
Практическая деятельность | |||
1 | Обновление альбома «Родина» | Сентябрь | |
2 | Оформление «Тяжелые военные годы» | Декабрь | |
3 | Папка-раскладушка «Города-герои» | Январь | |
4 | Изготовление сувениров в подарок ветеранам войны | Февраль, март | |
5 | Участи в подготовке к утреннику, посвященному Дню Победы | Апрель, май | |
Работа с родителями | |||
1 | Оформить стенд на тему: «этот День Победы» | Март | |
2 | Консультация на тему: «Растим патриотов» | Апрель | |
3 | Подбор информации о героях Великой Отечественной войны нашего города, с привлечением родителей. | В течение года | |
4 | Подготовить информацию для родителей на тему: «Герои – защитники города Красноармейска» | Апрель | |
5 | Пригласить родителей на праздничный концерт, посвященный Дню Победы. | Май |
Предварительный просмотр:
ВОЙНА
Рассказ для детей 6-7 лет
Войны – страшное бедствие, которое обрушивается на весь мир. Причины войн бывают разными: жадность, злость, желание подчинить себе других людей.
Во время войны люди убивают друг друга, солдаты захватывают города и выгоняют на улицу мирных жителей: женщин, детей, стариков. В холод и дождь они идут по дорогам, стремясь укрыться от врага. Таких людей называют беженцами. Горят заводы и хлебные поля, закрываются школы и детские сады. Когда война охватывает практически все страны мира и народы, ее называют мировой.
Последняя Вторая мировая война произошла в середине прошлого, XX века. В России ее называют Великой Отечественной войной, потому что все Отечество тогда было в опасности. Весь мир празднует победу во Второй мировой войне, 9 мая – особенный день для жителей России. Ветераны ВОВ – солдаты, которые освободили нашу Родину от захватчиков. Сейчас воины-герои – пожилые люди, в День Победы оно проходят по улицам нашего города в военной форме, на которую с гордостью надевают медали и ордена. Все их поздравляют.
Не только воины одержали победу над врагом. В тылу (так называют города и села, где не проходили военные действия) люди делали все, чтобы воинам было, что есть на фронте, из чего стрелять. Труженики тыла изготавливали снаряды, выращивали хлеб, шили военную одежду. Тыл принимал многочисленных беженцев, давал им жилье, работу. В день Победы нужно поздравлять еще и тружеников тыла.
Мир – большое достояние, которое нужно беречь любой ценой.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по патриотическому воспитанию
Тема: «Саратов – столица Поволжья»
Программное содержание. Уточнить представления детей о родном крае, познакомить с символикой и историей города Саратова. Рассказать, какие народы живут в Поволжье, познакомить с поэзией народов Поволжья; воспитывать патриотические и интернациональные чувства.
Материал. Карта Саратовской области, флаг и герб города Саратова, гармошка; шапки-маски: уточка, сокол, галка.
Ход занятия
I. Чтение стихотворения:
Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля –
Это русское раздолье, это русская земля!
Вижу горы-исполины, вижу реки и моря –
Это русские картины, это Родина моя!
Слышу песни жаворонка, слышу трели соловья –
Это русская сторонка, это Родина моя!
Какое слово чаще всего появляется в стихотворении?
Ответы 3-4 детей.
Что означает слово «Родина»?
Ответы 3-4 детей.
Наша Родина – матушка Россия. Родиной мы зовем ее потому, что она нас вскормила своим хлебом, вспоила своими водами. Крепко любят люди свою Родину. Они сложили о ней свои пословицы: «Родина любимая, что мать родимая». Что означают эти слова?
Ответы 3-4 детей.
«Жить – Родине служить», «Человек без Родины, что соловей без песни».
Выслушиваются мнения детей.
Как называется самая большая река нашей страны? Правильно, Волга. Что вы знаете о Волге?
Ответы 3-4 детей.
Волга течет почти через всю страну и впадает в Каспийское море.
Ой, ты, Волга, Волга-реченька,
Ой, река ли ты красавица.
По лугам ты льешься, стелешься,
По пескам бежишь, торопишься…
Тысячи городов и селений раскинулись по берегам Волги. Есть среди них город Саратов. Назвали его так татаро-монголы, что означает в переводе с татаро-монгольского языка «желтая гора». У города Саратова, как и у других городов, есть свой флаг и герб.
Педагог показывает символику города Саратова.
Что изображено на гербе? Правильно, рыба. Это означает, что наш край богат рыбой. Многие люди занимались и продолжают заниматься рыбным промыслом. Пойманная рыба отправлялась во все уголки нашей необъятной России. Какие народы проживают по берегам Волги?
Ответы 3-4 детей.
Население города Саратова и нашего края многонациональное. Среди нас есть татары, русские, чуваши, мордва и даже, армяне и др. А названия улиц города Саратова нам говорит о том, чем занимались эти люди. Например, улицы Кирпичная, Кузнечная, Шелковичная. Эти люди не только трудились, но и сочиняли стихи и песенки для своих детей. Послушайте.
Ребенок. Ветер горы облетает, баю-бай.
Над горами солнце тает, баю-бай.
Гулко яблоко упало, баю-бай.
Подломился стебель мяты, баю-бай.
Это татарская колыбельная песенка.
Инсценировка «Уточка» исполняют два ребенка.
1 ребенок: Где ты, утка, побывала?
2 ребенок: В Хоромалах.
1 ребенок. А кого ты там видала?
2 ребенок: Деток малых.
1 ребенок: От чего ты захромала?
2 ребенок: Я устала.
1 ребенок: А куда же ты бежала?
2 ребенок: В Хоромалы.
Это чувашское стихотворение. Так повелось, что на русской сторонке удалого парня называли соколом.
Физкультурная пауза. Хоровод «В сыром бору тропина».
На праздничных гуляниях устраивали игры, пляски. И ни один праздник не обходился без саратовской гармошки. Отличается она от других гармошек тем, что у нее есть бубенцы.
Славится саратовский край еще тем, что на нашу землю из космоса приземлился Ю.А. Гагарин. Теперь на этом месте есть памятник. В городе Саратове много площадей (у нас только одна), одна из них названа площадью Гагарина. А одна из самых красивых улиц города, идущая вдоль берега Волги носит название «Набережная Космонавтов». Саратов – большой город. Его называют столицей Поволжья. В городе есть три вокзала, музеи кинотеатры, спортивные комплексы, очень много учебных заведений, цирк, планетарий, театры.
Наш город Красноармейск находится на территории Саратовской области. В этом городе вы родились. Для многих из вас он стал маленькой родиной. Здесь вы вырастите и станете взрослыми. Берегите родную землю, воспевайте ее красоту. Любите свой край, свой язык, свои обычаи и традиции.
Предварительный просмотр:
ГЕРБ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Герб нашей области такой: Как речка, яркий, голубой, Три рыбки плавают на нем, Корона там горит огнем, Венок – весь герб он обвивает. А что в венке? Здесь каждый знает: Пшеница, значит, хлеб растет, А лавр – победа всех нас ждет, И дуб о силе говорит, Он крепко на земле стоит. | ||
ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | ||
ГИМН РОССИИ Россия - священная наша держава! Россия - любимая наша страна! Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена. Славься, Отечество наше свободное - Братских народов союз вековой. Предками данная мудрость народная. Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая! Хранимая Богом родная земля. Славься, Отечество наше свободное – Братских народов союз вековой. Предками данная мудрость народная. Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни, Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное - Братских народов союз вековой. Предками данная мудрость народная. Славься, страна! Мы гордимся тобой! ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГЕРБОМ |
ФЛАГ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЕРБ
ГОРОДА КРАСНОАРМЕЙСКА
Предварительный просмотр:
Тема. Чтение рассказа А. Митяева «Мешок Овсянки»
Цель. Продолжать знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну в тяжелые годы войны. Закрепить у детей умение различать рода войск.
Ход занятия
I часть.
Сегодня, дети, мы снова будем говорить о том времени, когда на нашу страну напали фашисты, и как наши доблестные солдаты каждый день стремились приблизить конец войны. На войне были разные интересные ситуации. Чаще, конечно же, солдаты воевали, ходили в атаку. Но были моменты, когда они отдыхали в минуты затишья. В основном наших солдат хорошо кормили. Вся страна в тылу работала для того, чтобы нашим защитникам на фронте было чуть-чуть легче. В тылу врага не только делали снаряды и военную технику, но и заготавливали продукты, и эшелонами (поездами) доставляли на фронт.
Были такие моменты, когда солдаты попадали в окружение, и тогда к ним не поступало продовольствие. Им приходилось голодать. Иногда они ели только сухари, размоченные в воде.
Перед тем, как пойти в атаку, солдаты часто оставляли свои вещевые мешки с документами и некоторыми личными предметами, едой прикопанными в траншеи, чтобы по возвращении их снова найти. Если солдат погибал, то его еда доставались товарищам.
Сейчас вы услышите рассказ о такой истории.
Чтение рассказа А. Митяева «Мешок овсянки».
Вопросы.
- О ком этот рассказ?
- Почему солдаты обрадовались, когда нашли мешок с овсянкой?
- Кто не дал им сварить кашу? Как оценили поступок рыжего солдата боец Лукашук?
- Что случилось с рядовым Лукашуком? Кто его спас?
- Для кого приготовил кашу рыжий солдат? Почему поставил ее в снег?
- Почему он был худой? Почему не ел сам кашу?
- О чем вы сегодня узнали на занятии? Кто еще помогал на фронте нашим солдатам?
Какой эпизод вы хотели бы услышать еще раз?
Чтение детям понравившегося эпизода.
II часть. Дидактическое упражнение «Рода войск»
На войне разные рода войск защищали нашу Родину. Давайте вспомним их.
Воспитатель показывает картинки, а дети называют рода войск.
Предварительный просмотр:
Тема. Чтение рассказа С.П. Алексеева «Медаль»
Цель. Продолжать знакомить детей с историческими персонажами. Вызвать интерес к великому русскому полководцу А.В. Суворову. Показать, как великий человек относился к солдатам, как мог воспитывать в них храбрость, честность.
Ход занятия
I часть. Беседа.
Сегодня, ребята, мы снова будем говорить о полководце Суворове. Вспомните, что вы знаете о нем. Как он из слабого мальчика стал таким смелым, сильным, мудрым?
Правильно, ребята. Это был выдающийся человек. Его ценили не только простые люди, но и царь. Человеком он был простым, не гордым. Очень любил своих солдат и часто называл их своими детьми, а те, в свою очередь, уважали его, как родного отца. Всегда интересовался Александр Васильевич, как расположились рядовые солдаты, хорошо ли накормлены, кого надо лечить, а кого и пожурить. Но Суворов был не только умным человеком, но и мудрым. Он мог создать такую ситуацию, при которой простой солдат из труса превращался в храброго и бравого вояку. И сегодня вы послушаете про такую историю.
Чтение рассказа С.П. Алексеева «Медаль».
Беседа по вопросам:
- Про кого этот рассказ? Что произошло с Кузьмой Шапкиным?
- Кто увидел трусость солдата? Что сделал Суворов? Почему он дал ему медаль?
- За что получили медали другие солдаты?
- Почему солдат не придумал о себе какую-нибудь интересную историю, за которую он мог бы получить эту медаль?
- Что сделал потом Кузьма Шапкин? А как ответил ему Суворов? Почему?
- Как Кузьма Шапкин заработал свою медаль?
Чем понравился вам солдат? Почему Суворова называют мудрым?
Чтение эпизода о том, как солдат сознался в незаслуженно полученной медали.
В школе вы узнаете еще много таких же интересных историй, связанных с великим русским полководце Суворовым Александром Васильевичем. Но сегодня я предлагаю вам рассказать дома своим близким об этой истории, которая произошла с солдатом Кузьмой Шапкиным и великим русским полководцем Суворовым А.В.
Предварительный просмотр:
Тема. Чтение рассказа Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»
Цель. Продолжать знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Помочь детям понять, что наша армия защищала не только нашу страну, но и много других стран спасла от фашистов, в том числе и Германию. Солдаты спасали всех детей мира от войны. Воспитывать чувство любви и гордости за нашу армию, нашего солдата.
Ход занятия
I часть. Беседа.
Ребята, очень скоро мы будем отмечать праздник Великой Победы.
- Кто знает, кого мы победили? Сколько лет шла война?
- В каком году она закончилась? Где закончилась война?
В нашем городе есть площадь Победы. Вы все были на ней. Что вы видели? Кому поставили этот памятник? Почему грустит женщина? Что за надписи есть на мемориале? Как вы думаете, зачем люди соорудили памятник? Как нужно вести себя возле этого памятника? Что здесь делают люди? (Возлагают цветы.)
Давным-давно отгремели бои. Но до сих пор люди идут к памятникам, обелискам, чтобы поклониться, помолчать, вспомнить тех, кто погиб за наше мирное небо над головой.
Во всех городах есть такие памятники. Есть он и в Берлине, городе, откуда пришла к нам война. Сегодня я прочитаю вам рассказ об удивительной истории одного солдата и маленькой немецкой девочке.
II часть. Чтение рассказа Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»
Беседа по вопросам:
- О ком этот рассказ?
- Где закончилась война?
- Что случилось на улице Берлина?
- Почему солдат спас немецкую девочку?
- Можно ли солдата назвать героем? Почему?
- Как отблагодарили наших солдат немецкий народ?
Да, ребята, наш солдат спас не только эту девочку, но и многих детей мира. За это ему поставили памятники не только в нашей стране, но и во многих городах других стран. В День Победы к ним понесут тысячи людей цветы, будут слезы, будет и радость на глазах. Какое счастье, что на нашей земле мир!
Пусть пулеметы не строчат и пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым, пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города… Мир нужен на земле всегда!
Предварительный просмотр:
Тема. Чтение рассказа Л.А. Кассиля «Сестра»
Цель. Продолжать знакомить детей с Великой Отечественной войной. Дать детям представление о том, что на фронте воевали не только мужчины, но и женщины, которые наравне с сильным полом подвергались опасности, но спасли многих солдат от верной гибели. Воспитывать любовь и уважение ко всем ветеранам Великой Отечественной войны.
Ход занятия
I часть. Беседа.
Дети, сегодня мы продолжаем наш разговор о военных событиях. Как вы думаете, кто ушел на фронт защищать нашу страну от фашистов? Конечно же, это наши мужчины. Но были на войне не только они. Женщины тоже хотели бить врага. Конечно же, они были более слабыми телом, но не духом. Многие из них стали медсестрами. Они с поля боя вытаскивали раненых, спасая их от верной смерти. Можно ли их назвать героями? Почему вы так считаете? Какая опасность им грозила? Правильно, медсестры, как и солдаты, иногда погибали от пуль врага, но они никогда не задумывались о том, что с ними может случиться. В голове у них была только одна мысль: «Спасти солдата».
Посмотрите на эту картинку. Что вы видите?
Дети рассматривают картинку, на которой изображена медсестра, перевязывающая раннего бойца.
Вот одну такую историю я хочу вам сейчас рассказать.
II часть. Воспитатель читает рассказ Л. А. Кассиля «Сестра»
Беседа по вопросам:
- О ком этот рассказ?
- Что случилось с бойцом Иваном Котловым?
- Кто не дал ему умереть? Какая была медсестра? Что она сделала?
- Как она успокоила раненого?
- Куда Надя оттащила солдата?
- Почему автор ее называет сильной?
Чтение понравившегося отрывка.
Вот и подошло к концу наше занятие. Что новое вы узнали на нем? Еще о многих эпизодах войны мы будем с вами говорить. И каждый из них расскажет нам о подвиде простого солдата, который очень любит свою родную землю, близких.
Предварительный просмотр:
Тема. Чтение рассказа Л.А. Кассиля «Твои защитники»
Цель. Дать детям представление о нашей армии в годы Великой Отечественной войны и в наше время. Воспитывать у детей чувство гордости за нашу армию.
Ход занятия
I часть. Беседа.
Дорогие ребята, очень скоро мы будем отмечать праздник День защитника Отечества. Кто такие защитники Отечества? Почему надо защищать нашу страну? Кто должен защищать нашу Родину?
Правильно, ребята. Чтобы мы мирно жили – мир нужно защищать. Иногда приходится это делать с оружием в руках. Только самые сильные, смелые, ловкие могут пойти в нашу армию. Но наша страна очень большая, поэтому и армия должна быть могущественная. В нашей армии есть много родов войск. Кто может их назвать?
Верно, это летчик, моряки, пехотинцы, артиллеристы, десантники, танкисты. А в этом году мы стали отмечать праздник еще одного рода войск - космические войска. В них берут не только сильных, смелых, ловких и быстрых, но и умных.
Наша армия была создана очень давно. Ей пришлось защищать нашу страну от врагов, которые хотели, чтобы мы не были свободными, чтобы мы работали на других людей, а сами стали бы голодать. Это случилось очень много лет тому назад. На нас напали немецкие фашисты. Сейчас я причитаю вам рассказ об этом, а вы мне расскажите, что вы запомнили, какие чувства он у вас вызвал.
Воспитатель читает рассказ Л.А. Кассиля «Твои защитники»
Беседа по вопросам:
- О ком этот рассказ?
- Что делают пограничники?
- Кто учит молодых солдат?
- Что есть у всех солдат на шапках?
- Кто напал на нашу страну? Как долго шла война? Кто победил?
- Зачем стоят на страже наши солдаты?
- Почему надо быть сильным, смелым, умелым?
Кто хочет из вас в армии служить? Кем вы хотите быть? Почему? Что для этого нужно делать?
II часть. Картинная галерея «Годы войны. Мирные будни наших солдат»
А теперь я предлагаю вам отправиться в галерею, где картины помогут вам лучше узнать то время, когда была война, и настоящее. Что делают наши солдаты сейчас. Вы можете задавать вопросы, а я на них отвечу.
Воспитатель проводит экскурсию сначала возле одного мольберта, а затем ведет к другому. Дети спрашивают, а воспитатель отвечает.
Что вы узнали новое на занятии? Кто хочет стать в будущем солдатом? Молодцы! У нас растет достойная смена. Никто нам не страшен. Мы сильная страна!
Предварительный просмотр:
Тема. Чтение рассказа С.П. Алексеева «Всюду известны»
Цель. Познакомить детей с известным полководцем нашей истории Суворове. Показать детям, как из маленького слабого мальчика получился великий русский полководец, почему им гордится наша страна. Воспитывать интерес к нашей истории и защитникам нашего Отечества.
Ход занятия
I часть. Беседа.
Наша страна имеет много выдающихся людей. Кто знает, кто такой Пушкин? Гагарин? Васнецов? Чайковский? Молодцы. А были еще такие люди, которые в трудные военные годы защищали нашу страну от врагов. Одним из них был Александр Васильевич Суворов. Может, кто-нибудь знает, кто это? Это знаменитый русский полководец. Под его руководством русская армия одержала немало побед. О многих из них вы узнаете в школе. Но вот, как он с детства хотел стать военным, мы поговорим сегодня.
Воспитатель выставляет портрет А.В. Суворова. Дети рассматривают его и делятся своими впечатлениями.
Каким вы его себе представляете и почему? Как он мог, по вашему мнению, побеждать врага, если он был не очень большого размера человеком? Многие художественные произведения учат нас тому, что главное не сила, а – смекалка. Так вот этот человек был очень умным. Он мог придумать такие интересные способы борьбы, которые приводили нашу армию к победе. Однажды он переправил целую армию через горы Альпы и наши войска ударили по врагу с тыла, значит, напали сзади внезапно. Победили мы.
Но каким же был в детстве этот человек? Как же он смог добиться таких успехов? Об этом вы сможете узнать сейчас, когда послушаете рассказ С.П. Алексеева «Всюду известны».
Чтение рассказа С.П. Алексеева «Всюду известны».
Беседа по вопросам:
- Про кого этот рассказ?
- Кем хотел быть Суворов с детства?
- Что ему сказал отец?
- Чем он стал заниматься, чтобы сбылась его мечта?
- На кого он стал учиться?
- Кем он был, когда начал службу в армии? Кем был в конце службы?
- Сколько сражений выиграл Суворов и сколько проиграл?
- Понравился вам Суворов и, если да, то чем?
Повторное чтение рассказа о Суворове.
Сегодня мы познакомились с велики полководцем Александром Васильевичем Суворовым. В следующий раз мы поговорим о том, какой он был человек, как он любил своих солдат и называл их своими детьми.
СУВОРОВ
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
Предварительный просмотр:
Тема. Беседа «Ленинград – город-герой». Чтение рассказа С. Алексеева «Первая колонна».
Цель. Продолжать знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Дать детям представление о понятии «Город-герой». Объяснить, за что городам присваивали такой статус. Рассказать детям о городе-герое Ленинграде, его трудностях во время блокады, о значении Ладожского озера для жителей Ленинграда. Воспитывать у детей чувство сострадания жителям этого славного города.
Ход занятия
I часть. Беседа «Ленинград – город-герой».
В далекие военные годы очень трудно было всему народу нашей страны. Но еще труднее было тем городам, в которых велись очень жестокие бои. Таким городам был присвоен статус «город-герой». Ими стали города Киев, Волгоград, Брест, Курск и другие. Сегодня мы поговорим о городе-герое Ленинграде, который сейчас называется Санкт-Петербург.
Случилось так, что в годы войны этот город был окружен со всех сторон вражескими войсками. Только со стороны Ладожского озера можно было добраться до него. Много дней и ночей люди выносили все тяготы этой жизни: в городе оставалось все меньше и меньше еды. Многие умирали от голода и холода. В ту зиму стояли очень сильные морозы. Хлеба было так мало, что его стали готовить из шелухи от зерна. Вот такой кусочек хлеба в день (воспитатель показывает небольшой кусочек ржаного хлеба) давали работающим людям, а детям и старикам еще меньше. Больше в этот день люди ничего не ели.
Когда наступили морозы, Ладожское озеро стало замерзать. Сначала появилась небольшая корочка льда, затем она становилась толще. По нему пытались проехать легкие машины. Некоторые из них ушли под лед. Но все-таки, когда лед стал еще крепче, в машины привезли в город несколько мешков муки. Какое это было счастье для жителей города. Ведь они могли скоро умереть. Но эта дорога через ладожское озеро спасла им жизнь. Поэтому ее стали называть «дорогой жизни». В город везли продовольствие оружие для наших войск, а обратно вывозили маленьких детей, потому что им было труднее всего.
Но город не сдался врагу! Он выстоял! Многим людям спасла жизнь эта дорога через Ладожское озеро. А сейчас послушайте рассказ об этом славном городе Ленинграде, который сейчас называется Санкт-Петербург.
II часть. Чтение рассказа С. Алексеева «Первая колонна».
Беседа по вопросам.
- О чем этот рассказ? С какими трудностями столкнулись жители города Ленинграда?
- Как начинали перевоз продуктов по Ладожскому озеру? Почему нельзя было брать много мешков с зерном?
- Как можно назвать шоферов этих машин и почему?
- Кого увозили обратно из города?
- Почему дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни»?
- Какой эпизод вам больше всего понравился? Хотите его еще раз послушать?
Повторное чтение понравившегося эпизода.
Сегодня мы с вами познакомились с военной историей блокадного города Ленинграда. Так почему же он стал городом-героем? Правильно, жители его мужественно выстояли, не сдались врагу, старались выжить и боролись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал для организации тематической недели в детском саду для детей старшей и подготовительной групп «Этот день мы приближали как могли…» ( посвящённой празднованию Великой Победы)
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного п...
Проект о великой отечественной войне "Этот день мы приближали как могли"
Материалы на обласной конкурс "Этот день мыприближали как могли"...
Сценарий мероприятия «Этот день мы приближали как могли!» для детей подготовительной к школе группы
Приобщение детей к Великим праздникам страны....
Практический материал организации тематической недели для детей старшей и подготовительной групп «Этот день мы приближали как могли…»
Данный материал предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста,Цель представленной работы: развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-н...
Практический материал для организации тематической недели «Этот день мы приближали как могли…»
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного п...
Презентация на тему "Этот день мы приближали, как могли." Тематический досуг.
День Победы - это праздник, со слезами на глазах. ...
Проект «Этот день мы приближали как могли» Старший дошкольный возраст
Проект «Этот день мы приближали как могли»Старший дошкольный возраст...
- Мне нравится (1)
Комментарии
ОТЛИЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ОТЛИЧНЫЙ МАТЕРИАЛ