Конспект игры " ЧТО, ГДЕ, КОГДА?"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) на тему

Зибарова Разина Айратовна

Конспект написан с целью расширять и обогащать представление у детей о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_chtogdekogda.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: активно поддерживать высказывания на вопросы игры;  активизировать       имеющиеся  знания, самостоятельные суждения; реагировать на высказывания партнера;

         расширять и обогащать представление детей о родном крае, жизни коренного

         населения Севера; воспитывать любознательность, интерес  к своей Родине.

Словарная работа: нефть, чум, нарты, бисер, чувал.

Материал:  экспонаты  (одежда народа ханты, нарты, украшения из бисера), схема  кроссворда, фотографии , черный ящик,

                  барабан с цифрами, медали для награждения.

Предварительная работа: альбомы  по родному краю.

              Создание  мини-музея  в группе «Югорка».

              Экскурсия в музей г.п. Лянтора

               Проведение кружка «Край, в котором я живу».

                                   Ход.

(Входит воспитатель  одетая в национальную одежду жителей севера – ханты)

Воспитатель: Я , тетушка Аннэ – хозяйка тайги, хочу пригласить  знатоков  д \ с «Елочка» на игру  «  Что,     где, когда?», прошу занять места за столом на котором находятся конверты с вопросами. Уважаемые знатоки, прошу выбрать капитана команды .(дети совещаются и  выбирают )

  Тетушка Аннэ:  Капитан команды Ксения . Задача капитана  -анализировать ответы и выбрать знатока, который  будет отвечать  на вопрос.( На столе разложены конверты с номером вопроса и волчок со стрелкой).  Перед вами волчок со стрелочкой указывающий на конверт в котором находится вопрос присланный жителями нашего округа Югра. (дети садятся на стулья вокруг стола) .  

      Т.Аннэ:   Итак, раскручиваем и узнаем номер конверта .( Раскручивается волчок) конверт  № 7 . Вопрос прислала житель города Сургута, Юлия Сергеевна , учитель математики, школы № 5 .  

   Т.Аннэ:   Уважаемые знатоки !  Внимание, видеовопрос  (включается запись по ДВД)                                   «Прошу ответить на мой вопрос: каким полезным ископаемым богат наш округ и почему  его называют «черное золото»?  (дети совещаются 1 минуту и дают ответ )                                                  

     Ответ : В нашем  округе добывают  нефть . « черное золото» называют потому что самое важное богатство ,которое необходимо  для  всей страны  как топливо, резина, пластмасса.

 Т.Аннэ :  Ответили правильно , продолжаем  игру .Раскручиваем  волчок и узнаем  номер конверта с вопросом. (раскручивается волчок).Конверт № 3.( т. Аннэ достает  вопрос).

  Житель города Нефтеюганск, Юрий Васильевич, водитель   задает вам такой вопрос:              «Как называется место, где ханты останавливаются  для промысла рыбы и охоты  и покажите и назовите  виды домов  ханты ?»

     Ответ:   Место , где  останавливаются ханты для временного проживания и промысла называется -стойбище . Виды домов – чум –летний дом .изготовлен из шкуры оленя, изба – зимняя ,построена из бревен,  лабаз –дом для хранения вещей и продуктов, построен из бревен на высоких стойках ,чтобы  животные не могли добраться .  

Т. Аннэ: Молодцы,  счет   2 – 0   в пользу  знатоков .Раскручиваем волчок и продолжаем отвечать на вопросы ( дети раскручивают волчок  ,т. Аннэ достает письмо с вопросом).

      Т. Аннэ : Итак,  конверт  № 1 . Ученик  школы Николай Рябов , 12 лет . поселок  Солнечный  ,задает Вам такой  вопрос: « Знаете ли  на какие половины делятся жилище Ханта и как называется полка где  хранятся голова и лапы медведя ?»( дети обсуждают ответ , капитан решает ,кто будет отвечать).

    Ответ: дом Ханта  делится на две половины: мужская и женская , полка где хранятся голова и лапы медведя называется  - священная., т.к. медведь , это священное животное для  коренного жителя .  

   Т. Аннэ: И на вопрос Николая Рябова  получен  ответ, поздравляю Вас  уважаемые знатоки ,вы   на все вопросы ответили правильно. Продолжаем  дальше игру. (раскручивается волчок)

   Т. Аннэ: Конверт под № 5. Этот вопрос прислан из города Ханты- Мансийска, ученицей   7 класса Алена Петрова  : « Как называют младенца  коренного населения  севера,  как называется  кроватка  в которой спит младенец Ханта?  Какие  виды кроваток   вы знаете? (обсуждение  команды в течение 1 минуты).

     Ответ:  Младенца Ханта  называют  наврэм ,кроватка для младенца –это колыбель, бывает дневная колыбель, где ребенка можно посадить  и ночная ,где он спит .  

    Т. Аннэ: Совершенно правильно,  4 -0 выигрывают знатоки. Узнаем какой  следующий вопрос (раскручивая  волчок узнают номер конверта).

    Т.Аннэ: конверт № 4 , итак, у нас вновь видеовопрос( запись на  ДВД)  задает вопрос воспитанник д\ с Родничок  из нашего города Лянтор  Артем  Самойлов , 6 лет.

      «  Как  называются  камешки ,которыми  украшают национальную одежду ханты?»

       Ответ:  Украшают одежду бисером. Они бывают разного цвета ,размера и формы.

    Бисером вышивают различные орнаменты и узоры.

   Т. Аннэ: Молодцы ! ответ получен верный. Продолжаем  игру и отвечаем на вопросы жителей нашего округа . ( дети раскручивая волчок узнают номер конверта) конверт № 2.

 Т Аннэ: Внимание! Черный ящик!(выносят  черный ящик).  Константин Федорович, житель города Нижневартовск , пилот вертолета прислал макеты   средств передвижения ханта- охотника и рыбака , назовите их. ( обсуждение вопроса детьми в течение 1 минуты)

  Ответ :  Средство передвижение по воде , это лодка –долбленка ,которую  они  делают из дерева;  сани- нарты для охоты , нарты бывают мужские и женские.

     Т.Аннэ: (достает из ящика  лодку и нарты).  Вы дали правильный ответ, 6-0  вы игрывают знатоки . Вновь раскручиваем волчок и узнаем номер конверта (крутится волчок) , конверт № 6, в этом конверте фотографии и вопрос от  жителя  поселка  Радужный , Ивана Петровича, пенсионера .(достает фотографии с изображением печи) Иван Петрович просит , назвать какие  строят  печи ханты, где их строят и для чего они предназначены? (обсуждение знатоков рассматривая фотографии).

  Ответ: Ханты  строят хлебную печь на улице , для выпекания хлеба , а печь –чувал строят  внутри чума для обогрева жилища и приготовления еды.      

Т Аннэ: Молодцы,  уважаемые знатоки !  На  вопросы, которые прислали  жители  нашего округа  Югра  ответили  правильно, вы много знаете о нашем  крае , коренных жителях, об их традиции и быте .А сейчас музыкальная пауза. Вы  знаете  очень красивую  песню « Моя Россия» .Я прошу Вас спеть и отдохнуть(дети поют песню « Моя Россия» Г . Струве,      выполняя движения)

 Т. Аннэ: Прошу Вас занять свои места  ответить на оставшиеся вопросы.(дети занимают места и раскручивают волчок).Конверт № 8 .В этом конверте кроссворд ,прислал житель  города Когалым  Александр  Новоселов ,студент института ,Ответив на 6 вопросов мы найдем ключевое слово. Итак , блиц – опрос: разгадаем кроссворд и найдем ключевое слово :

            1Название страны  в которой мы живем.? ( Россия)

           2.Животное , которое кормит ,одевает, перевозит жителей севера?  (олень)

           3. Хвойное дерево с большими шишками и съедобными орехами?(кедр)

           4. Бусины для украшения одежды?(бисер)

            5.Название нашего города? (Лянтор)

                6.Средство передвижения?(нарты)

                                   

                                    РОССИЯ

                                   ОЛЕНЬ

                              КЕДР

                                 БИСЕР

                              ЛЯНТОР

                                 НАРТЫ

Т. Аннэ:  Кроссворд разгадали  ,   ключевое слово  « Родина»,  послушайте стихотворение  «Родина».

                         Слышишь песенку ручья?

                         Это- Родина твоя.

                         Слышишь голос соловья? Это – Родина твоя.

                         Видишь звездочки Кремля? Это Родина твоя.

                         Садик, где твои друзья, это Родина твоя.

                         Руки матери твоей , звон дождей, и шум ветвей.

                         И в лесу смородина – это тоже Родина!  

                                                               М. Пляцковский.

Т. Аннэ: Остался на столе последний конверт  (открывает конверт)  . Марина Устинова ученица  школы № 7  из города Сургут предлагает поиграть игру-загадку  «Угадай  сказку». Слушаем  вопросы –загадки:

 -Она красивая , но злая и ленивая поэтому превратилась в водоплавующую птицу.

    Ответ: « Айога»

 -Его били прутьями и появились красивые полоски на его чешуе.

    Ответ: «Как появились у окуня полоски?».      

 - Ее не слушались  и она превратилась в маленькую птицу и улетела от них.

      Ответ: « Кукушка».

  Т. Аннэ:  Уважаемые знатоки!  На все вопросы  вы ответили   правильно. Подошла к концу   игра « Что, где, когда?»  о нашем красивом , богатом, удивительном, интересном крае и я хочу подарить  вам  альбом «Наш дом –Югра», созданный из ваших рисунков .

  ( вручается капитану команды) и медали с изображением капли нефти( вручаются всем участникам игры).

 В отличие от традиционных занятий игра-КВН, викторины оставляют у детей не забываемые, яркие впечатления. Появление на игре хозяйки тайги- тетушки Аннэ с письмами от жителей Югры было для детей приятным сюрпризом.Отвечая на вопросы дети  находили нужные фотографии, использовали модели, схемы, рассказывали по  картинам; вспоминали и называли  слова на хантыйском языке, такие как,  ребенок – наврэм, хлебная печь – нянкэр, одежда из оленьей шкуры- сах. Ребята с удовольствием  разгадывали кроссворд, в результате которого появилось ключевое слово – Родина. Знания сказок народов Севера помогло угадать героев по коротким отрывкам. Особый восторг вызвали вопросы, которые звучали с экрана  телевизора от жителей Югры. И хотя многие вопросы были сложны для детей возраста 6 лет, но  знатоки  игры справились, так как имеющиеся  знания о родном крае, о коренных жителях ханты, об  их традициях, быте, промысле помогли найти правильные ответы. По окончании игры детьми был создан альбом «Моя Родина - Югра», в котором были использованы рисунки детей. Данный альбом является гордостью нашей группы. А все почетные гости получают копию этого альбома. И каждый воспитанник произнося « Моя Родина –Югра!» вкладывает свою любовь , уважение к родному краю и его жителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия в специализированной группе.Подвижные игры:"Воробушки и автомобиль","Лиса и зайцы","Кот и мыши"."У медведя во бору".

Конспект игры-занятия в специализированной группе. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Лиса и зайцы», «Кот и мыши», "У медведя во бору".Цель:Коррекционно-образовательные.Учить детей...

Конспект игры-занятия «Сюжетно-ролевая игра «Аптека».

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление...

Конспект игры-занятия Подвижная игра русского фольклора "У медведя во бору"

Конспект игры-занятия                            Подвижная игра русско...

Конспект игры –экспериментирования «Знакомство со свойством гипса», сюжетно -ролевая игра «Больница» (старшая группа)

Конспект-занятия по экспериментированию "Знакомство со свойством гипса",сюжетно-ролевая игра "Больница"...

Конспект игры с использованием камней. Игра: «Построим дорожку для насекомых»

Камнетерапия – это одна из форма арт-терапии, основным материальным которой является камень.Работа с камешками предоставляет детям пространство для творчества и исследования, для снятия усталост...

Конспект игры - занятия в первой младшей группе «Разноцветная игра»

Цель:- вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем;- закреплять умение детей различать предметы по цвету (красный, желтый, зеленый, синий) и называть их;- закре...