Проект "Волшебная астрономия"
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и 3неизведанный мир Вселенной.Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому, об этом и речь в данном проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx191.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Волшебная астрономия» 

                                  Выполнили:

                                          Воспитатель МДОУ №45, г.Энгельс,

 Егорова Е.А.

                                         Воспитатель МДОУ №74,г.Энгельс,

Трифонова Л.Я.

Энгельс 2011

Введение

         В условиях обновления и развития системы образования одной из главных задач является обеспечение преемственности дошкольного и начального звеньев системы непрерывного образования. Качество современного дошкольного образования определяется  не получением ребенком огромного объема знаний, а развитием и формированием у него необходимых личностных качеств. Необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, выполнять элементарные творческие задания, сформировать в их сознании целостную картину мира.

        Астрономия, одна из удивительнейших и старейших наук, является одним из средств формирования материалистического мировоззрения у детей дошкольного возраста. Красота и величие Космоса позволяют осознать детям свое место в окружающем мире, связать свое рождение и развитие с общим процессом развития материи во Вселенной. Формирование естественно-научной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, показ ее эволюции способствуют развитию у детей наблюдательности, умения осмысливать результаты наблюдений, креативности, любознательности, коммуникабельности, ответственности. Вовлечение детей в познавательную игровую деятельность, способствующую развитию их интеллекта, расширению их кругозора, мышления и мировоззрения, создает основу для создания новой образовательной среды, стимулирует постоянный интерес к познанию окружающего мира.

          На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается  не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

 Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
          Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям». 
         В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).
         Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.  мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникла необходимость
 работы над проектом «Волшебная         астрономия».
          Перед нами возникла проблема:
          Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель проекта:

Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

Задачи:

1.Пробудить у детей интерес к астрономии, расширять представление детей о многообразии космоса.

2.Формировать у воспитанников знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос.

3.Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение,  память, конструктивные способности.

4.Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Обогащать речевой словарь. Помогать, детям, употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

5.Воспитывать усидчивость, внимание, любовь к окружающему миру.

Объектом изучения стали изменения,  происходящие с детьми при изучении неизведанного для них мира Вселенной.

                                             

Гипотеза:


            Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к  неизведанному для них миру Вселенной. Если будем формировать  у детей элементарные представления о Вселенной и о планетах Солнечной системы, то это будет способствовать их нравственно-патриотическому воспитанию ( развитию любознательности и бережному отношению к природным ресурсам).

Участники проекта:

-дети старшего дошкольного возраста
-воспитатели старших групп
-родители детей
Каковы же условия, которые помогли успешно реализовать данный проект?

Работа с родителями

Создание развивающей среды

                                                           

Набор оптимальных педагогических воздействий( методов, приемов, форм

Создание системы деятельности(организованные занятия, совместная деятельность

Условия для реализации проекта

                                                 



Эрудиция педагога

                                   

                                                           

Этапы работы над проектом

1 этап работы – подготовительный
1.1.Создание развивающей среды        

Работа над  проектом началась с создания развивающей среды. В 2011 году был создан планетарный уголок «Волшебная астрономия».
 
        Функции :
 
Уголок «Волшебная астрономия» создан для формирования у детей представлений об окружающей мире. В нем  дети знакомятся с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнают об изучении космоса человеком, больше узнают о нашей планете Земля и ее спутнике.

Развивающая среда : модель Солнечной системы, карта созвездий, фотовыставка «Космос», выставка детских работ «Звездная фантазия», подобрана детская и методическая литература по теме «Космос», приобретены дидактические и развивающие игры и пособия, созданы мини-музей «Космос будущего» и мини-музей «Солнышко».

1.2. Мероприятия:

1) Познавательное занятие «Путешествие в Космос»

2) Рассматривание иллюстраций о космосе

3)Знакомство с биографией первого космонавта Ю.А. Гагарина, его первым полетом

4)Беседа «Первый космонавт Ю.А. Гагарин

5)Подготовка атрибутов к  сюжетно-ролевой игре «Космонавты»

6)Чтение художественных произведений, в том числе детских энциклопедий.

2 этап работы – практический

  1. Рассказ воспитателя о работе в космосе российских космонавтов в наши дни
  2. Составление детьми рассказов на тему: «Хочу стать космонавтом»
  3. Работа с родителями: сбор фотографий, рисунков из журналов о космосе, космонавтах для оформления альбома «Покорители космоса»
  4. Выставка детских работ «Лети, ракета, к звездам»
  5. Организация выставки детских рисунков «Полет на Луну»
  6. Сбор книг и поделок о космосе для организации мини-музея в группе
  7. Общесадовский проект. Проведение художественно-патриотического блока «Гордая профессия – космонавт» в рамках мероприятия к 23 февраля
  8. Рассматривание карты звездного неба
  9. Музыкально-спортивная викторина «Слабых, в космос не берут, ведь полет нелегкий труд!»

3 этап работы - обобщающий

1)Посещение планетария города Саратова

2)Ручной труд: оригами «Самолетик»

3) Занятие-путешествие «Полет в космос»

4)Посещение места приземления Ю.А.Гагарина (с.Терновка Энгельсского района Саратовской области)

5)Презентация проекта «Волшебная астрономия»

В настоящее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения стандартизированной педагогической диагностики, в том числе тестирование детей дошкольного возраста. Использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.

Диагностика,  призвана правильно строить педагогический процесс, позволяет педагогам следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход.

Применение диагностических методик позволяет занять рефлексивную позицию, проанализировать эффективность, как своей педагогической деятельности, так и реализуемого проекта.

Далее представлены диагностические карты познавательно - речевого развития детей в рамках проекта «Волшебная астрономия» в начале и в конце года.

Диагностическая карта определения усвоения детьми знаний о космосе в начале года

Фамилия, имя ребенка

Планета, на которой мы живем

Ближайшая к нам звезда

Что такое Солнечная система

Какие планеты знаешь?

Первый космонавт

Когда человек полетел в космос впервые?

Каких российских космонавтов ты знаешь?

Уровни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Д

П

1

Адамова Лера

2

2

3

3

3

2

3

0

0

3

2

Ботенко Кристина

2

2

2

2

3

2

2

0

2

 

3

Вишневецкий Даниил

2

2

3

3

3

3

3

0

0

3

4

Власов Руслан

3

3

3

3

3

3

3

0

0

3

5

Грызунов Юра

3

3

3

3

3

3

2

0

0

3

6

Ерин Паша

2

2

3

2

3

2

3

0

2

0

7

Ивушкина Настя

2

3

3

3

3

3

3

0

0

3

8

Кузьмина Вика

1

2

2

2

3

2

2

0

2

0

9

Мельникова Катя

2

3

3

2

3

2

2

0

2

0

10

Мищенко Настя

3

2

2

2

3

3

3

0

0

3

11

Морозкина Даша

2

2

2

2

3

2

2

0

2

0

12

Романова Настя

1

2

2

2

3

3

3

0

2

0

13

Трофимов Леша

2

2

3

2

3

2

3

0

2

0

14

Угольников Игорь

2

2

3

3

3

3

2

0

0

3

15

Финин Дима

2

2

3

3

3

3

3

0

0

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Недостаточный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Достаточный

47%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Превышающий

53%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностическая карта определения уровня развития речи детей в начале года

Фамилия, имя ребенка

 Грамматический строй речи

Связная речь

Речевое общение

Ребенок умеет описывать предмет, картину

Словарный запас

Звуковая культура речи

Ребенок умеет сопровождать речью свою деятельность

Уровни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Д

П

1

Адамова Лера

2

3

3

2

2

3

2

0

2

0

2

Ботенко Кристина

2

2

2

2

1

1

2

0

2

0

3

Вишневецкий Даниил

2

1

2

2

2

2

2

 

2

0

4

Власов Руслан

2

2

2

2

2

3

3

0

2

0

5

Грызунов Юра

2

3

3

3

3

3

3

0

0

3

6

Ерин Паша

1

2

2

2

2

2

3

0

2

0

7

Ивушкина Настя

2

2

2

2

3

3

3

0

2

0

8

Кузьмина Вика

1

1

2

2

2

1

2

0

2

0

9

Мельникова Катя

2

2

3

3

2

2

3

0

0

3

10

Мищенко Настя

2

3

3

3

3

3

3

0

0

3

11

Морозкина Даша

1

2

2

1

2

1

2

0

2

0

12

Романова Настя

2

2

2

2

2

1

2

0

2

0

13

Трофимов Леша

2

2

3

3

2

2

3

0

2

0

14

Угольников Игорь

2

3

3

2

2

3

3

0

0

3

15

Финин Дима

3

2

3

3

3

2

3

0

0

3

1

Недостаточный

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Достаточный

66%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Превышающий

34%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностическая карта определения усвоения детьми знаний о космосе в конце года

Фамилия, имя ребенка

Планета, на которой мы живем

Ближайшая к нам звезда

Что такое Солнечная система

Какие планеты знаешь?

Первый космонавт

Когда человек полетел в космос впервые?

Каких российских космонавтов ты знаешь?

Уровни

Н

Д

П

1

Адамова Лера

3

3

3

3

3

3

3

0

0

3

2

Ботенко Кристина

3

2

3

3

3

3

3

0

0

3

3

Вишневецкий Даниил

3

3

3

3

3

3

3

0

0

3

4

Власов Руслан

3

3

3

3

3

3

3

0

0

3

5

Грызунов Юра

3

3

3

3

3

3

2

0

0

3

6

Ерин Паша

3

2

3

2

3

3

3

0

0

3

7

Ивушкина Настя

3

3

3

3

3

3

3

0

0

3

8

Кузьмина Вика

3

3

2

2

3

2

3

0

2

0

9

Мельникова Катя

3

3

3

3

3

3

3

0

0

3

10

Мищенко Настя

3

3

3

3

3

3

3

0

0

3

11

Морозкина Даша

2

2

2

3

3

3

3

0

2

0

12

Романова Настя

3

3

3

3

3

3

3

0

0

3

13

Трофимов Леша

3

2

2

2

3

2

3

0

2

0

14

Угольников Игорь

3

3

3

3

3

3

2

0

0

3

15

Финин Дима

3

3

3

3

3

3

3

0

0

3

1

Недостаточный

2

Достаточный

20%

3

Превышающий

80%

Диагностическая карта определения уровня развития речи детей в конце года

Фамилия, имя ребенка

 Грамматический строй речи

Связная речь

Речевое общение

Ребенок умеет описывать предмет, картину

Словарный запас

Звуковая культура речи

Ребенок умеет сопровождать речью свою деятельность

Уровни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Д

П

1

Адамова Лера

3

3

3

3

3

3

3

0

0

100%

2

Ботенко Кристина

2

2

2

3

2

2

2

0

86%

14%

3

Вишневецкий Даниил

2

2

2

2

2

1

1

29%

71%

0

4

Власов Руслан

2

3

2

3

3

2

2

0

57%

43%

5

Грызунов Юра

2

3

2

3

3

2

2

0

57%

43%

6

Ерин Паша

3

3

3

3

2

2

2

0

43%

57%

7

Ивушкина Настя

2

2

2

3

2

2

2

0

86%

14%

8

Кузьмина Вика

2

2

2

3

3

2

2

0

71%

29%

9

Мельникова Катя

2

2

2

3

3

2

2

0

71%

29%

10

Мищенко Настя

2

3

2

3

3

3

2

0

43%

57%

11

Морозкина Даша

3

3

3

3

3

3

2

0

14%

86%

12

Романова Настя

3

3

2

3

3

2

2

0

43%

57%

13

Трофимов Леша

2

2

2

2

2

1

2

0

86%

14%

14

Угольников Игорь

3

3

3

3

3

3

3

0

0

100%

15

Финин Дима

3

3

3

3

3

3

3

0

0

100%

1

Недостаточный

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Достаточный

54%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Превышающий

46%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты проектa

Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся  знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников. 

            Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.


Приложение


Настольная игра
"Космонавт"



Хочешь помочь космонавту добраться к ракете?

1. Сначала нужно распечатать эту картинку.

2. Возьми карандаш или фломастер. Соедини линией шарики с цифрами по порядку от 1 до 10. Получилось? Молодец!

3. А теперь можно поиграть вдвоем или втроем. Пусть каждый выберет себе пуговичку и положит ее рядом с космонавтом. Посчитайтесь, кто за кем ходит. Первый игрок бросает кубик. Сколько очков выпало на кубике, на столько шагов он и передвигает свою пуговичку. Затем ход следующего игрока и так далее. Кто же первый дойдет до ракеты?

Занятие по развитию речи для детей старшей группы

«Путешествие в космос»




Программное содержание:


  1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
  2. Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Обогащать речевой словарь. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному. Помогать, детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом. Закреплять правильное отчетливое произношение звуков «с», «ш», «р».
  3. Воспитывать усидчивость, внимание, любовь к окружающему миру
  4. Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, игры, отражение в рисунках.
  5. Индивидуальная работа:

- продолжать учить произносить звук «с»

- продолжать согласовывать слова в предложениях

- воспитывать усидчивость

6. Активизировать речь детей словами: космодром, астронавт, звездочет, скафандр, стюардесса.

 

Развивающая работа

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать стихи по таблице. Развивать умение составлять предложения по картинкам. Развивать память, мышление. воображение

 


Ход занятия

Путешествие в космос

1. Ребята, сегодня когда я шла на работу, небо стояло светлое и опустился шар на землю а оттуда вышла загадочная девушка. Она мне рассказала кто она и откуда.

 

2. Воспитатель: ну что дети примем приглашение. Полетим на планету «Марс»

- а как называют людей, которые летают на другую планету (космонавт, астронавт)

3. Двигательная разминка

Если в космос мы хотим                                                             

Значит, скоро полетим

Самым дружным будет

Наш веселый экипаж

А на чем же мы полетим на Марс?

Воспитатель: Что бы полететь на Марс нам нужно полететь на космодром (повторяют)

На чем мы полетим на космодром? (на самолете)

Что ж садимся в самолет. Ребята давайте составим из геометрических фигур самолет. Пристегиваем ремни и полетим, заводим моторы

 

Стих о самолете:

Руки ставим мы в разлет

Получаем самолет

Мах крылом туда – сюда

Делай раз и делай два

 

Ребята, скажите, кто управляет самолетом (пилот, летчик)

 А нас обслуживает стюардесса

 

Стюардесса: добрый день уважаемые пассажиры, начинаем наш полет, прошу вас пристегнуть ремни, наш самолет наберет высоту. Что бы полет прошел благополучно вы должны подкрепится, я предлагаю вам выбрать продукты питания в которых есть звук «С».

 

Воспитатель: стюардесса принесла вам продукты чтобы вы подкрепились. Выберите те продукты, где есть звук «С» (сок, масло, сметана, сыр, сосиски, чеснок, сливы, абрикосы, капуста, апельсин)

 

Вот мы подлетаем на Байконур к космодрому.

 

Чтобы стать космонавтом, надо много трудиться, много знать, быть физически подготовленным. 

 

Стих:

Космонавтом хочешь стать

Должен много, много знать

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд

Только дружный звездочет

Может взять с собой в полет

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмем мы на орбиты

 

Вот мы и прилетели на космодром

 

Физминутка:

 Дружно в ногу мы идем

Мы идем на космодром

Мы походим на носках

А потом на пятках

Вот проверили осанку

И свели лопатки

Ждет как быстрая ракета

Для полета на планету

Отправляемся на Марс

Звезды, в гости ждите нас

 

Ну что ж, все успешно прошли испытания и допущены к полету

А теперь заходим в ракету. Проверим, все ли системы космического корабля работают исправно. Проверяем топливо (произносим С С С)

Открываем и закрываем люки (делают вверх и вниз на звук А)

Проверяем радио (произносят короткие и острые звуки «У» в разных регистрах, воспитатель показывает высоту звука рукой)

Включаем двигатель (Произносят звук Р и вращают кулачками перед грудью).

Дети, а можно полететь в космос в наших костюмах? что же мы должны надеть (скафандры, космические костюмы).

А как можно назвать ракету? (звездолет)

Надеваем скафандры (что надеваем – скафандры)

 

Воспитатель: без улыбки звездолет не полет

Улыбнемся  же друг другу детвора

Не страшна тогда любая высота

 

Внимание приготовились к полету

10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 ПУСК!

 

Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелая голова, руки, ноги, откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения земли и находимся в состоянии невесомости.

 

А сейчас посмотрим в иллюминатор

 

Песня «Земля в иллюминаторе»

 

Возьмите в руки фотоаппараты, приступаем к съемкам земли

 

Нам дают радиосигналы, что нужно фотографировать

 

Лес, сосна, что будем снимать

- какой? Сосновый лес; какие? Сосновые леса.

- абрикосы сад (какой – абрикосовый сад, какие – абрикосовые сады)

- апельсин сад (какой – апельсиновый сад, какие – апельсиновые сады)

Молодцы все справились с заданием.

 Наденьте наушники, выходим на связь с Землей

 

Песня «Я Земля»

 

Передаем радиограммы из следующих слов: ребята я вам сейчас буду показывать таблицу с символами. Вы должны правильно составить предложение.

 

- Пролетать северный полюс, над (пролетаем над северным полюсом)

- Пролететь пустыня над (пролетать над пустыней)

 

Сейчас мы с вами прочитаем стих – я, но вы должны закончить последние слова в стих – е по таблице.

 

Пилот в Космической ракете

На землю глянул с высоты

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота

Пролетаем над лесами

Над высокими горами.

 

Песня «Трава у дома»

 

Приготовьтесь ребята к посадке на Марс.

 

Все космонавты  по местам (звучит космическая музыка)

По курсу Марс – он виден нам

Загадочная эта.

Красная планета

А теперь мы очень гладко

Все заходим на посадку

 

Вместе с детьми:

Марсиане, где же вы?

Все мы жители Земли

В гости к Вам скорей спешим

Познакомится, хотим

 

Развитие мимики

Сначала марсиане испугались

Очень заволновались

Потом они удивились

И с ними они подружились

Нам они улыбались

И весело с нами смеялись

 

Выходит Сусасея говорит слова

 

Игра логопедическая

 

Мы Сусасее приготовили подарки. Давайте ребята подарим (бусы, герб)

 

Сусасея дарит сок

 

А теперь пора прощаться,

И на Землю возвращаться

Космонавты по местам

Старт давайте кораблям

 

Вот вернулись из полета

Наши храбрые пилоты

Все приедем мы с дороги

Подведем свои итоги.

 

 

Конспект занятия по математике

Космическое путешествие

(Активизация познавательной деятельности на занятиях по РЭМП в подготовительной к школе группе)

Программное  содержание:

  1. закрепить знания о  составе  числа 5 из двух меньших чисел;
  2. закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь;
  3. упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;
  4. закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;
  5. упражнять в умении различать и называть цифры по порядку;
  6. упражнять в сравнении двух групп предметов;   
  7. развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность.

Материал: трафарет «ракета»; геометрические фигуры: квадраты, прямоугольник, круг, треугольники; карточки с изображением предметов, знаки «<» , « >», картина с изображением орбиты, спутников; куб с изображением цифр на гранях; звездочки - раздаточный материал; дорожка с изображением геометрических фигур; «летающие тарелки»; сундучок с кодовым замком; картина «Вселенная»; звездочки.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Ребята, вы любите путешествовать? Почему вы любите путешествовать? Сейчас я предлагаю отправиться в космическое путешествие. На чем можно полететь в космос? (На мольберте – трафарет «ракета»)

Но ракета не готова к полету. Мы должны собрать ее из геометрических  фигур. (Воспитатель раздает геометрические фигуры)

С закрытыми глазами  определите, какая геометрическая фигура у вас в  руках и назовите ее. Встаньте по порядку в соответствии с цифрой на вашей геометрической фигуре.

Соберите ракету из геометрических фигур, начиная с цифры 1.

Ракета готова к полету. Осталось дать команду. Посчитайте от 10 в обратном порядке. Пуск!

2. Планета «Цифровая»

Ребята, посмотрите,  мы прилетели на необычную планету.

Это планета «Цифровая». Вокруг этой планеты летают спутники.

Каждый  спутник  имеет свой порядковый номер.

Выведите спутники на орбиту в соответствии с их порядковым номером.

Чтобы перелететь на следующую планету ответьте на вопросы:

- Назовите соседей числа 5. Назовите число, последующее за числом 3. Назовите число, предыдущее числу 2. Назовите пятый день недели. Назовите четыре дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами.

3.Вот планета «Математических знаков»

- Как  называются эти знаки? Посчитайте  предметы, изображенные на карточке. Выберете нужный знак и поставьте его между предметами. Почему выбрали знак «<»? Почему выбрали знак «>»?

4.Физкультминутка. Ходьба по «магнитной дорожке

Чтобы перейти на другую планету, мы должны пройти по «магнитной   дорожке»

 (Дети имитируют ходьбу по «магнитной дорожке», с трудом отрывая ноги от пола).

5. Планета «Игровая»

(Воспитатель показывает цифру на грани куба)

Прохлопайте в ладоши столько раз, сколько не хватает до 5. Сделайте столько прыжков, сколько не хватает до 4. Сделайте столько приседаний, сколько не хватает до 3.

6. Работа с раздаточным материалом

Вот «Звездная» планета. На ней происходит настоящее волшебство. Разноцветные звездочки загораются  каждый раз по-разному. Посчитайте сколько звездочек на вашей карточке. Добавьте столько звездочек, чтобы их стало 5. Как получили число 5?

7. Пальчиковая гимнастика

Пальчики уснули, в кулачок свернулись
1, 2, 3, 4, 5, захотели  поиграть 
Разбудили дом соседей, там проснулись 6 и 7 
8, 9, 10  -  Веселятся все.
Но пора обратно всем: 10, 9, 8, 7 
6 калачиком свернулся, 
5 зевнул и отвернулся,
4, 3, 2, 1 
Снова в домиках мы спим.

8. Игра «Летающие тарелки»

Посмотрите, какие необычные «летающие тарелки». Заштрихуйте такие два кружка, чтобы сумма чисел в них составляла число 5. Из каких чисел состоит число 5?

9. Игра «Фигурная дорожка»

На следующую планету мы попадем тогда, когда пройдем по дорожке,  наступая только на пятиугольники.

10. Планета «Сюрпризная»

Посмотрите сундучок, но на нем  кодовый замок. Подберите нужную карточку к замку, чтобы открыть сундучок. (Сундучок открывается. Детям  раздают звездочки на память о полете)

11. Игра «Исправь ошибки художника»

- Какие ошибки допустил художник, изображая на картине Вселенную?

Где мы можем  увидеть птиц, насекомых, деревья? Значит, нам пора возвращаться на планету Земля.

Приготовить ракету к полету. Даем команду к запуску. Посчитайте от 1 до 9 через 1.Пуск!

12. Итог

-Понравилось вам путешествие? Что больше всего понравилось?

Конспект занятия по развитию речи

Программное содержание:

Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Закрепить умение детей рассказывать с помощью карточек – опор с использованием технологии коллективного способа обучения (КСО). Развивать навыки творческого рассказывания. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

Материал: карточки-опоры, иллюстрации планет Солнечной системы, указка, подставка, шифровки, карандаши, мука, поднос, слайды, диапроектор, д/и “Складушки”, д/и “Собери созвездие”.

Ход занятия:

Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, нужно расшифровать ключевое слово нашего занятия – с помощью шифровки дети разгадывают слово. (Космос).

Ребята, вы знаете, в каком городе мы с вами живём? А где находится город Саратов, в какой стране?

Страна Россия – одна из множества стран на нашей планете Земля. А вы, знаете, как в древности люди представляли нашу планету Земля? (Ответы детей)

Далее рассказ воспитателя сопровождает показ слайдов.

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.

Посмотрите, как выглядит наша планета в космическом пространстве. (Показ слайда).

Ребята, я вам предлагаю сложить нашу планету – Земля. Д/и “Складушки”. (Красочное изображение Земли разрезано на фрагменты разными способами. Дети объединяются в пары и выкладывают картинку. Каждой паре детей предлагается для складывания картинка с разрезами различной степени сложности в зависимости от индивидуальных особенностей детей).

Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А какие вы планеты ещё знаете? (Дети перечисляют).

Ребята, кто хочет рассказать о планете:

  1. Марс?
  2. Юпитер?
  3. Сатурн? Дети рассказывают с опорой на иллюстрацию планеты.

А есть ли в космическом пространстве ещё какие – то объекты, кроме планет Солнечной системы? (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия)

Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются? (Созвездия)

Какие созвездия вы знаете? (Ответы детей).

Каждый из вас родился под каким-то созвездием. (Дети называют под каким созвездием они родились.)

Я вам предлагаю поиграть в игру “Собери созвездие” .(Дети по образцу выкладывают из маленьких звездочек свое созвездие).

Но до звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты ужё изучали. Как вы уже рассказали, поверхность планет состоит из кратеров. Хотите посмотреть, как они образуются?

Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”

Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).

А сейчас я вам предлагаю сесть за столы. Сейчас вы будете рассказывать друг другу о том, что вы знаете о космосе и космических явлениях. Давайте вспомним правила работы в парах (КСО):

  1. Карточку положить на середину стола.
  2. Договориться, кто начнёт первым.
  3. Говорить в полголоса.
  4. Сесть вполоборота.
  5. Если что-то хочешь сказать или спросить у своего собеседника, нужно дотронуться до его руки.
  6. В конце рассказа поблагодарить своего собеседника за интересный рассказ.

После того как все дети рассказали, подвожу итог занятия. Направляю на дальнейшую деятельность.

Игра - путешествие “Космонавты”

Подготовительная работа: знакомство детей с картой звездного неба, рассказ о космосе, космонавтах, планетах Солнечной системы и т.д.

План занятия.

 

Этапы занятия

Упражнения и задания

Что развиваем и тренируем

Оборудование, демонстрационный и раздаточный материал

1

2

3

4

I.

“Сигнал с Марса” введение в игровую ситуацию.

Расширение словарного запаса, общего кругозора, создание положительного эмоционального фона, настрой на совместную работу, ассоциативное мышление, умение выделять существенные признаки.

Иллюстративный материал космического содержания. Схема солнечной системы, фонарик.

II.1.

“Строим звездолет”

Понятие симметрии, умение работать в паре, зрительно-моторная координация.

Счетные палочки (спички), пуговицы - иллюминаторы, карточки – схема звездолета, листы бумаги с осью симметрии.

III.1.

“Старт” динамическая пауза

Снятие напряжения, координация движения.

 

II.2.

“Путь среди звезд” графический диктант.

Ориентировка на плоскости, действие по словесной инструкции, мелкая моторика.

Карандаши, лист в клетку для графического диктанта.

II.3.

“Карта звездного неба”

Зрительное восприятие, воссоздающее воображение, мышление, наблюдательность, умственная работа в группе, зрительно-моторная координация.

Карта звездного неба, карточки-фрагменты, карты звездного неба, аудиокассета, магнитофон.(Примечание 1)

1

2

3

4

II.4.

“Город марсиан”

Умение сравнивать, анализировать, внимание, логическое мышление.

Карандаши, карточки -“логический квадрат”.

III.2.

“Пляшущие человечки” динамическая пауза

Раскрепощение, координация зрительного восприятия и движений, положительный эмоциональный фон.

Аудиокассета, магнитофон, карточки “пляшущие человечки”.

II.5.

“Пульт управления”

Зрительное восприятие и память, концентрация внимания, мелкая моторика, умение отыскивать закономерность.

Пальчиковые тренажеры, карточка с образцом узора. (Примечание 2)

IV.

“Возвращение”

Творческое воображение, фантазия, отображение эмоций в рисунке, цвете.

Бумага, фломастеры или цветные карандаши (не менее 12 цветов).

Ход занятия.

I. – Всем доброе утро!

  1. Посмотрите на эти фотографии и рисунки, что на них изображено? (Небо, космос, космические корабли, и т.д.)
  2. Постарайтесь отгадать такую загадку:

Поле это не под ногами,
Это поле вверху над нами,
Не меряно поле огромное,
Усеяно поле зернами,
Днем они исчезают,
Ночью – блестят, сверкают.(Небо, звезды)

  1. Верно, это ночное, звездное небо. Что еще мы видим ночью на небе? (Луну) А днем на небе что мы видим? (Солнце).
  2. Посмотрите – вот Солнце, а вокруг него летят в космосе планеты. (Cхема детям знакома, они сами показывают Землю, Луну). А вот это Марс. Взгляните, на Марсе мигает огонек. Что бы это значило? (Жители Марса подают нам сигнал, что-то хотят сообщить, приглашают в гости и т.д.)

 

II.1. – Но Марс очень далеко в космосе, как добраться? (Yа ракете, космическом корабле).

  1. Обычно в полет отправляются 2 – 3 человека – экипаж. Сделаем так: сидящие за одним столом ребята – это экипаж одного звездолета, они вдвоем и строят космический корабль. (Дети получают схемы звездолета, необходимые материалы, работая в паре, выкладывают на планшете ракету).

III.1. Динамическая пауза “Старт”

Исходное положение: стоя, руки на поясе.

Мы, пилоты звездолета, 
Приготовились к полету.
Ключ на старт!
Включить мотор!
Мы взлетаем выше гор.
Звездолет летит на Марс.
Мы вернемся, ждите нас!

Упражнение “Лесенка”: руки, ''догоняя'' друг друга, поочередно приставлять к плечам, вверх, к плечам, на пояс.

Сжатые кулачки перед грудью, большой палец вверх, щелчки пальцами.

Руки через стороны вверх, хлопок.

Кисти рук к плечам, вращение руками вперед.

Из того же положения вращение руками назад.

II.2. – Звездолеты готовы. На нужно еще проложить маршрут среди звезд, чтобы не столкнутся в пути с кометой, не сбиться с курса. (Графический диктант: две клетки вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, три клетки вверх, одна клетка влево и т.д.)

II.3. – Давайте проверим по карте звездного неба, не сбились ли мы с курса, скоро ли Марс.

  1. Карта повреждена! Что могло случиться? (Завелись мыши, искры попали, прогорела и др. ответы)
  2. Нужно срочно восстановить карту! (Карта звездного неба расстелена на ковре, дети располагаются вокруг, подбирают к отверстиям фрагменты карты, обсуждают варианты), (очень тихо звучит песня “Трава у дома”, группы ''Земляне'')

II.4. – Итак, мы долетели до Марса. Совершили посадку. Перед нами марсианские дома, из окон на нас смотрят жители планеты. Некоторые окошечки пусты. Рассмотрите внимательно жителей в каждом окошке, сравните их, подумайте как, по-вашему , должен выглядеть хозяин свободного окошечка, нарисуйте его. (Дети решают логический квадрат Зака, рисуют в пустом квадрате “лицо” марсианина).

III.2. – Гостеприимные жители Марса решили научить нас танцевать их танец. Но говорить на нашем языке они не умеют, поэтому будут показывать движения, а вы под музыку повторяйте. (Дети под музыку воспроизводят движения, изображенные на предъявляемых поочередно карточках-пиктограммах; можно использовать припев песни ''Трава у дома'')

II.5. – Пора возвращаться. Что такое? Сбой в компьютере. Переходим на ручное управление звездолетом.

  1. Будьте очень внимательны. Компьютер на дисплее только один раз покажет правильное расположение кнопок пульта управления.
  2. Чтобы вернуться на Землю нужно запомнить их и набрать на приборной панели. (Детям на 2 – 3 секунды предъявляется карточка с образцом узора “кнопки пульта”, после чего они на пальчиковом тренажере, накручивая цветные пробки, воспроизводят узор и продолжают его до конца ряда, не нарушая закономерности)

IV. – И вот мы на Земле. На минуту закройте глаза, представьте, что вы увидели на Марсе, какие там дома, животные, есть ли деревья, цветы, как все это выглядит. Теперь возьмите бумагу и фломастеры и постарайтесь нарисовать то, что вы представили, используя геометрические фигуры, раскрасьте рисунок так, чтобы было понятно веселая это планета или грустная, добрые жители или злые, страшно вам было или нет.

(Рисование, обмен впечатлениями)

  1. Не забудьте рассказать о путешествии дома. Всем спасибо. До следующего занятия.

Примечание 1: На листе ватмана изображается карта звездного неба, из которой вырезаются фрагменты круглой (квадратной, треугольной и т.д.) формы. Дети подбирают нужный фрагмент к каждому ''поврежденному'' участку карты (Упражнение типа “Подбери заплатку”).

Примечание 2: Пальчиковый тренажер несложно изготовить самостоятельно, используя разноцветные пробки от пластиковых бутылок и деревянную панель, на которую наклеены в 2 – 3 ряда горлышки от тех же бутылок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

примерное планирование по ознакомлению с первоначальными основами по астрономии

Цель раздела помочь в осознании себя как активного субЪекта природы познакомить с неживой природой материалистическое понимание природных явлений, иметь представление о разных видах небесных тел ...

Презентация проекта "Волшебная астрономия"

        Астрономия, одна из удивительнейших и старейших наук, является одним из средств формирования материалистического мировоззрения у детей дошкольного возраста. Красота и величие Космоса позволяют...

. Краткосрочный проект “Путешествие с Гномом - Астрономом”

краткосрочный проект "Путешествие с гномом Астрономом"...

"Астрономия для малышей"

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста на основе инновационного проекта "Космос"....

итоговое занятие по астрономии

Комплексное занятие по астрономии (ознакомление с окружающим + лепка) можно использовать как итоговое занятие по теме "Космос" или для работы детского астрономического кружка. К занятию прилагается пе...

Мини - планетарий "Волшебная астрономия"

В предлагаемом кружке «Волшебная астрономия» представлен цикл занятий, которые помогают развить у детей любознательность через познавательную способность, эмоциональное восприятие красоты звездного не...