Час общения для 1 класса "Птицы - наши друзья"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Внеклассное мероприятие, посвященное птицам и способствующее воспитанию бережного отно
шения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pticy-nashi_druzya..docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения для 1 класса «Птицы - наши друзья!»
Цель: вызвать и поддержать интерес к природе. Расширять кругозор.
Задачи: 1) Познакомить детей с пользой , которую приносят людям птицы.
2) Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах.
3) Развивать речь детей.
4) Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: на доске запись темы; выставка детских рисунков; шапочки с изображениями птиц; аудиозаписи песен «Птичий хор» муз. И.Кадомцева, сл.П.Синявского, «Птичий дом» муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высотской; запись «Голоса птиц»; изображения птиц в картинках; рисунок мальчика с рогаткой.
Ход мероприятия
-Здравствуйте ребята! Уважаемые гости!
Мы пригласили вас на занятие, которое мы посвящаем нашим пернатым друзьям и называется оно «Птицы - наши друзья».
Птицы всегда привлекали внимание человека. Живые, любопытные, неугомонные хлопотуньи-птицы не бывают скучными и обыкновенными. Их яркая раскраска, мелодичное пение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Пение птиц звучит круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
-Наши ребята расскажут вам сегодня о птицах, о той пользе, которую они нам приносят и как нужно беречь и охранять птиц. (Выходит группа ребят в шапочках с изображениями птиц, включается запись голосов птиц.)
-Вы слышите, ребята? Что это такое?
Это птичий концерт. С приходом весны возвращаются к нам из теплых дальних стран перелетные птицы. Птицы очень радуются встрече с родной землей, радуются весне, теплу, солнышку. И тепло там и еды вволю, а вот не поется нашим птицам на чужбине, не заводят они там гнезд, а как только повернет солнце к весне, заволнуются наши перелетные за тридевять земель и стая за стаей тронутся в путь.
1 ученица
Мы сегодня встали рано
Ждали птиц ещё вчера
Ходит по двору охрана
Гонит кошек со двора.
Наконец-то из-за леса
Мчится по небу отряд,
Наконец-то из-за леса,
Птицы быстрые летят.
Грач
Ты грача узнаешь сразу
Белоклювый, черномазый
Он за плугом важно ходит
Червяков в земле находит.
Верный друг и страж полей,
Первый вестник тёплых дней.
Грач следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей вредителей растений.
Скворец
Здравствуйте ребята!
Разрешите представиться!
Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями
Ну а зовут меня… (скворец)
Верно, вы угадали. Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться. Из года в год, из века в век, где живёт человек, селюсь с колхозником рядом, слежу за его полями и садом, очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек, жуков. Поэтому я не просто скворец, а скворец – молодец.
Кукушка
Мать – отца она не знала,
Своих деток не видала
По опушкам ночевала
По верхушкам кочевала,
Перелётная пеструшка
Беззаботная кукушка.
За день я съедаю 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 4 паука, 3 куколки бабочек. Вот подумайте ребята, сколько я за свою жизнь уничтожаю вредных насекомых
Жаворонок
Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней
В чистом поле домик твой
В ясном небе песня.
Жаворонки склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.
Соловей
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец
Дни и ночи напролёт
Наш соловушка поёт:
Он щёлкает, рокочет
Свистит, журчит, стрекочет,
А то выводит трели
Затейливой свирели.
Я серенький на вид,
Но пеньем знаменит.
Ласточка
С юга ласточки явились
Прилетели к нам с весной,
Хлопотливо закружились
Над беседкою резной.
Семья ласточек за лето уничтожает около 1 миллиона вредных насекомых.
- Мы рады прилёту перелётных птиц. У них сейчас много работы: надо строить гнёзда, обживать их, высиживать птенцов, а заодно очищать поля, сады, огороды от вредных насекомых. (дети исполняют песню «Птичий хор» муз.И.Кадомцева, сл.П.Синявского)
- Есть птицы, которые никуда зимой не улетают, а зимуют вместе с нами. Они тоже очень ждали весны. Кого из птиц можно встретить зимой мы назовём вместе, когда отгадаем загадки. (выходит группа детей и загадывает загадки, птицы вывешиваются на доске)
1 ученик
Видали вы его не раз
Он скачет в двух шагах от нас;
Чик-чирик, чик-чирик
Кто к этой песне не привык.
Всю жизнь свою среди людей
Проводит смелый… (воробей)
2 ученик
Длиннохвостая она
Со спины черным-черна
Брюшко белое да плечи
Стрекотанье вместо речи
Хоть кого увидит в миг
Поднимает стрёкот, крик (сорока)
3 ученик
Я в беретке ярко-красной
В чёрной курточке атласной
Старательный работник
Лесной носатый плотник.
Молоточком постучал
Мигом тайну разгадал.
Где запрятался жучок
И пинцетиком извлек. (дятел)
Эту птицу называют санитаром леса. Она поедает злейших врагов леса – короедов. Если много дятлов в лесу – будут деревья крепкими и здоровыми.
4 ученик
Всю ночь я летаю
Мышей добываю
А станет светло
Спать лечу в дупло. (сова)
Сова за одно лето съедает более тысячи полевых мышей. Одна мышь уничтожает за лето один килограмм зерна. Значит, сова сохраняет одну тонну хлеба.
5 ученик
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Поутру она встаёт
Ци-пи – ци-пи – ца поёт. (синица)
Круглый год, зимой и летом, отыскивают синицы, на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца. В мороз словно лимончики синички притаились на ветках деревьев рядом с нашими окошками.
6 ученик
Сероспинный, красногрудый
В зимних рощах обитает;
Не боится он простуды
С первым снегом прилетает. (снегирь)
Зимой на лесной полянке, точно румяные яблочки сидят на ветках красногрудые снегири.
- Ребята, все эти птицы зимуют вместе с нами. Как можно назвать их одним словом?
- Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
- Ребята, а что зимующим птицам страшнее голод или холод?
- В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют добывание корма. Поэтому птицы зимой переселяются ближе к жилью человека и мы должны помочь им в это трудное время.
Чтение учащимся стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну
- Нужно поддержать птиц и сделать кормушки. А чтобы было, что положить в них, уже летом и осенью нужно готовить корм.
- Какие семена мы можем приготовить? (ответы детей)
- Семена арбуза, дыни, тыквы, подсолнечника. Воробьи любят овёс, пшено, для них же годятся и крошки пшеничного хлеба. А синицы любят сырое несолёное сало, обвязанное ниткой и развешанное на тонких ветках. Подкармливая птиц зимой, человек не только спасает их от гибели, но и оберегает поля, сады от вредителей. Ведь птицы отблагодарят нас весной и летом.
- Несмотря на приносимую птицами пользу некоторые ребята обижают птиц. Вот послушайте, какая история случилась в одном лесу.
Инсценировка
Ведущий
К нам на пёстрые страницы
Прилетели две синицы. Говорят:
1 синица
Стряслась беда!
2 синица
Прилетели мы сюда
Рассказать насчёт рогатки!
Мы от птиц! Мы делегатки!
Ведущий
Говорит одна синица:
1 синица
Что в лесу у нас творится!
Плачут птенчики в гнезде,
Помогите нам в беде!
2 синица
Птенчик мой так перепуган,
Не летает никуда,
Он уже летал над лугом,
Вился около гнезда.
А теперь всего боится,
Даже гусениц не ест,
Я хочу переселиться,
Улететь из этих мест.
1 синица
Я слыхала есть юннаты,
Но у нас в лесу их нет
Мальчик в майке полосатой
К нам является чуть свет.
2 синица
Если этот мальчик снова
Вдруг появится в лесу,
Я волнения такого
Не перенесу!
Ведущий
Тут у птиц мы разузнали
Кто же этот хулиган,
Оказалось это Алик
Восьмилетний мальчуган.
Это он в лесу украдкой
В малых птенчиков стрелял.
Вот он тут стоит с рогаткой
- Может, кто себя узнал? (на доске открывается изображение мальчика с рогаткой)
- Нет ли ребята среди вас таких, которые стреляют в птиц из рогаток?
- Ребята, если вы встретите гнездо в лесу, что вы будете делать? (ответы детей)
- Если птицы почувствуют чужой запах, они не вернуться к гнезду и птенцы погибнут. А могут ещё животные по нашим следам найти птичье гнездо.
Помните крепко ребята:
Гнёзда нельзя разорять!
В птиц нельзя стрелять из рогаток!
Друзьям нужно помогать!
Подведение итогов
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Назовите птиц, которые остаются с нами зимовать?
- Каких перелётных птиц вы знаете?
- Какую пользу приносят нам птицы?
Вывод
Птицы наши друзья. Они помогают нам бороться с насекомыми, которые портят и поедают растения, портят зерно, фрукты, овощи. Они помогают бороться с грызунами, которые обгрызают кору с молодых деревьев, разносят болезни. Птицы являются санитарами леса, птицы даже сажают для нас леса. Когда они едят ягоды, они разносят повсюду косточки, а там где попадают косточки в землю, вырастают молодые деревья. Птичьи песни ласкают наш слух. Они нам дороги не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей Родины. Мы должны делать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу. Будьте друзьями птиц, устраивайте кормушки, делайте скворечники. Пусть птичьи песни украшают леса и рощи, поля и луга!
Дети исполняют песню «Птичий дом» сл.О.Высотской, муз. Д.Кабалевского.
Использованная литература:
1.Праздник птиц (методический материал в помощь учителю начальных классов)/Сост.Ф.Гинзбург, Я.Гинзбург. – Йошкар-Ола, 1993г.
2. «Встречай с любовью птичьей стаи» - Журнал «Начальная школа» №3 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/
Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
«Правила безопасности при общении с животными» «Четвероногие друзья – братья наши меньшие»
Оновы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста.Объяснить детям о правилах поведения при встрече и общении с различными домашними и бездомными животными....
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.
Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...
Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"
Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...