План работы по формированию нравственных качеств у дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Читательские интересы старших дошкольников не отличаются широтой и глубиной, слабо мотивированы, поэтому работа по формированию у дошкольников эмоциональных и нравственных качеств посредством сказки требует определенной систематизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_doshkolnikami_po_formirovaniyu_nravstvennyh_kachestv.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы с дошкольниками по формированию нравственных качеств
Месяц | Содержание занятий | Художественные тексты, музыкальный и игровой материал | Досуговая деятельность |
сентябрь | Интегрированное занятие «Цветик-семицветик» Цель: Помочь детям осознать, что любовь способна творить чудеса. Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит еще об ущербности души. Художественные тексты: З.Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» Н. Тулупова «Разговор о доброте» Имант Зиедонис «Сказка о жадине» « Чук и Гек» А. Гайдар «Почему?» В. Осеева «Отцовское поле» В. Куприн Тематическое «Учимся беседовать о героях сказок» Цель: научить понимать чувства героев, их настроение; воспи тать доброжелательное отношение друг к другу; научить подби рать слова, определяющие состояния и качества характера. Художественные тексты: Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» обр. А. Красновой и В.Важдаева; «Вежливый кролик» - мексиканская сказка обр. И. Железновой; «Перчатки» англ. Песенка, обр. С.Маршака; В.А.Жуковский «Мальчик с пальчик». | Музыкальные игры нравственной направленности «Ровным кругом» "Музыка и эмоции". - «Ромашка» - «Свет мой зеркальце скажи» Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы -«Кактус» -«Три медведя» -«Назови себя» -«Ступеньки доброты» - «Яблонька, наклонись» - «Пирамида любви» -«Волшебники» Игры на формирование культуры поведения - игровые ситуации: «Кто первым поздоровается», «Знакомство» - «Вежливый котик» - «Цветок доброты» -«Вежливый ручеек» -«Вкусное яблоко» Музыкальный репертуар: Тема цветка В. Гаврилин “Каприччио”; тема северного полюса А. Стоянов “Снежинки”; тема игрушек Д. Шостакович “Шарманка”; тема игры А. Лемуан “Этюд” | -Праздник «Путешествие в страну знаний» Конкурс чтецов «Я люблю тебя жизнь» |
октябрь | Интегрированное занятие «Ты пожалеешь, и тебя пожалеют» (по сказке «Иван Царевич и серый волк») Цель: Учить детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Развивать способность соотнесения восприятия словесного описания героев сказки и музыкальных образов. Художественный текст -С.Маршак «Ежели вы вежливы» - М.Алибаев «Урок вежливости» - Л. Толстой «Лев и собачка» Тематическое занятие «Я и мои эмоции» Цель: Учимся "прислушиваться" к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Познание внутреннего мира чувств и состояний, их анализ и управления ими. Развитие самоощущений. Художественный текст А.С. Сухомлинский «Петрик и Павлик», «Человек несгибаем», Потому что я человек» «Радость в детских глазах» Л.Воронкова «Ссора с бабушкой» Песенка «Старушка», англ. Пер. С. Маршак | Музыкальные игры нравственной направленности - «Чтение с лица» -«Передай платок» "Определи настроение», "Барометр настроения", "Музыка и эмоции". Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы -«Комплимент» -«Клубок» -«Тренируем эмоции» -«Кто у нас хороший» - «Я и мои друзья» - «Не обзывайся» -«Хрустальный башмачок» - «Позови ласково» Игры на формирование культуры поведения «Подарок внука», «Расскажи о бабушке и дедушке» - игра «Солнышко в доме» - игра «Веселые перегляделки» - игра «Комплемент Фее Счастья» - «Добрые слова для бабушке и дедушке» Музыкальный репертуар: муз. С. Прокофьева; «Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); танец «Задорный танец», муз. В. Зо лотарева; сл. А. Ламм «Пропала собака» муз. В.Я. Шаинского; образ Жар-птицы С.В. Рахманинов Прелюдия соль мажор. Тема дороги этюд – картина фа минор. | -Развлечение «Бабушка с дедушкой рядышком» -Праздник «Осенний бал» -Спортивно музыкальное развлечение «Помоги золушке» |
ноябрь | Интегрированное занятие «Мир не без добрых людей», (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”) Цель: Учить детей делать выводы, анализируя поступки героев. Воспитывать заботливость, внимательность к близким людям. Художественный текст - "Разбитая ваза", "Лег Сережа на кровать...", "Сыновья" В.Осеевой. -А. Толстой «Синица» Тематическое «Самая хорошая мамочка моя» Цель: Обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи, ее труду, воспитание желания помогать маме, радовать ее хорошими добрыми делами и поступками. Художественный текст - И.Панькин «Легенда о матерях» - «Айога» нанайская сказка - «Кукушка» ненецкая сказка | Музыкальные игры нравственной направленности «Мама отдыхает»; «Угадай мелодию»; «Танцы противоположности» -«Кто это может быть!» -«Трафаретные сказки» - «Мое солнце» Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы - «Сбор яблок» - «Про обезьянку Чики» - «Сбор яблок» - «Волшебное слово» -«Свеча», -«Разноцветный букет» -«Передача чувства» -«Волшебный мешок» - «На что похоже настроение». - «Волшебный стул» Игры на формирование культуры поведения - игровые упражнения «Поменяйся местами», - Игра «Надо, надо умываться» -«Узнай по рукам» - «Уберем наш дом» Музыкальный репертуар: Использование русского фольклора в сказочной теме.Русские народные песни “Ветер, солнце и орел”, “Спи-ко, усни, дитя Ванюшенька”, “Некошеный твой лужок”; Музыкальный репертуар«Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова; «Самая хоро шая», муз. В.Иванникова, сл. О. Фадеевой. | - Конкурс «Мисс мама» -Развлечение «В гостях у доброй сказки» - Просмотр музыкального фильма сказки « раз-два-горе не беда» реж. М.Юзовский (1988) -Развлечение «Хорошее настроение» |
декабрь | Интегрированное занятие «Как аукнется, так и откликнется» (“Двенадцать месяцев”) Цель: воспитывать в детях доброжелательность и приветливость в отношениях с окружающими. Художественный текст Чтение "Волшебное слово" В.Осеевой, "Простите" В.Юсупова, М.Борисова «Не обижать Жаконю» Песенка «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнев Тематическое «Волшебство доброго слова» Цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела. Художественный текст - К. Ушинский «Четыре желания» -В.Кулачев «Важные слова» | Музыкальные игры нравственной направленности -«Музыкальное эхо» - «Имена» - «Теремок» -«Кто сегодня пришел в гости», -«Танец пяти движений» Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы -«Да- нет» - «Друг к другу» -«Остров спасения» -"Вежливые жмурки" Игры на формирование культуры поведения - Игра «Маленькая сказка о 2-х куклах» - «Моя игрушка скажет обо мне» - «У меня зазвонил телефон» - «Испорченный телефон» Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Времена года», Симфония № 2,4; "Песенка об очень важном", муз. А. Захаровой, стихи Л.Рыжова. песня «Большой хоро вод» муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной; песня «Доброта» муз. И. Лученка, сл. Н. Тулуповой. | -Развлечение «Дарите людям доброту» - Праздник «Чудесные превращения у новогодней елки» |
январь | Интегрированное занятие «Как проживешь, так и прослывешь» (по сказке «Морозко») Цель: развивать навык оценки поведения и поступков героев сказки, стремление подражать положительным персонажам, соотнесения разных музыкальных фрагментов с характерами героев. Художественный текст "Два товарища" Л.Толстого, "Жадина" Я.Акима, "Подруги" Л.Фоминой. "Рубль" П.Дудочкина Игра-драматизация "Три товарища" А.Осеевой. «На горке» Н.Носов Тематическое «Здравствуй мир, здравствуй друг» Цель: Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Закрепление положительных ассоциаций с понятиями "друг", "дружба". Формирование понимания того, что дружеские отношения со сверстниками зависят от поведения каждого ребенка. Художественный текст А.С. Сухомлинский “Снегурочка” «Чтобы бабочка не укололась», «Как спасалась ласточка», «Сергей и Матвей», «Пурпурный цветок», «Равнодушие», «Лесной дом» | Музыкальная игра нравственного содержания: «Голоса леса» «Колыбельная» «Умеют ли руки разговаривать» «Какай он?» Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы «Карлики и Великаны» «Поможем Красной шапочке» «Бабушка Маланья» «Что ты думаешь об этом» «Снежный ком» Игры на формирование культуры поведения - Игра «Мы по улице идем» - «В магазине» -«Что можно, что нельзя» - «Мы в кафе» -« Мы в театре на спектакле» Музыкальный репертуар: “Русская народная песня” в записи П.И. Чайковского В. Калинников “Грустная песня” Р. Шуман “Альбом для юношества”, “Дед Мороз» А. Даргомыжский “Табакерочный вальс”, Римский- Корсаков “Песня Леля” из оперы. | Развлечение «Что такое лучший друг» (по произведениям Я.Акимова) -Театральная постановка «Красная шапочка» |
февраль | Интегрированное занятие «За честь хоть голову снесть» (по сказке Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик») Цель: Воспитывать в детях такие необходимые качества, как верность, стойкость и терпение. Сформировать представление о воине как воплощении верности, стойкости и мужественности. Художественный текст - Молд. обр. М.Булатов «Как братья отцовский клад нашли» «Как Илья Муромец богатырем стал» «Рассказ о неизвестном герое» «На заставе» А. Барто «Храбрый мальчик» дагестанская сказка «Твои защитники» Л. Кассиль Тематическое «В гостях у Феи Красоты» Цель: Формирование представлений о том, что доброта, честность, смелость есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам. Художественный текст А.Барто «Медвежонок невежа», С.Капустян «Спросим папу»; сказка в обр. А.Толстого «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; Р.н.с. «Царевна-лягушка» обр. А.Афанасьева, «Сивка-бурка» - обр. М.Булатова. | Музыкальная игра нравственного содержания -«Кукла болеет» - «Цветочная поляна» "Определи настроение» Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы «Каким может быть драчун» (метод фокальных объектов) -«Теплые» и «Холодные» цвета. Игры на формирование культуры поведения - «Угощение гостей» - «Нежданный гость» Музыкальный репертуар «Марш», П.И. Чайковский музыка к балету “Щелкунчик” Образ танцовщицы. “Танец феи Драже”; «Если добрый ты…» сл. Пляцковского муз. Б. Савельева»: П.И. Чайковский «Апрель» песня «Доброта» муз. И. Лучинка, сл. Н. Тулуповой; музыкально-дидактическая игра «Забавный гномик» | -Развлечение «Рыцарский турнир» -Развлечение «Ярмарка игр» (совместно с мл. гр.) - музыкально-спортивное развлечение «Карнавал животных» |
март | Интегрированное занятие «Смекалка-второе счастье». (по сказке «Каша из топора»)Цель: Уточнить представление детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства; о том, что поступить по-доброму проще и лучше (не попадешь в глупое положение, как старуха в сказке). Воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство. Художественный текст Чтение отрывков из книги Б.В.Бушелевой "Поговорим о воспитанности". "Я приду к тебе в гости", "Гостеприимство". Тематическое «Путешествие в страну этикета» Цель: Формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших поступках поведения, умение правильно оценивать себя и других. Художественный текст Сказки: «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться» обр. К.Ушинского; «Кукушка» ненецкая сказка в обр. К. Шаврова. | Музыкальные игры нравственной направленности -«Кто сегодня пришел в гости», - «Танец пяти движений» - «Музыкальная шкатулка» - «Догадайся, кто поет»; танец под муз В.Моцарта Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы - «Передача чувств» - «Перевоплощение» -«Моя любимая игрушка» -«Подарок другу» - «Скульптор» -«Волшебный цветок» - «Солнечный зайчик» Игры на формирование культуры поведения -«Добрые слова любимым» -«Что мы делаем когда» - «Доброе слово» - «День рожденья» Музыкальный репертуар: Р. Шуман “Альбом для юношества”, П.И. Чайковский “Детский альбом”, “Русская песня”; песенка "Почему?" муз. А.Захаровой, ст. Л.Рыжова; Этюды «Попрыгунья», «Упрямец», муз. Г. Свиридова; инсценировка фрагмента музыкальной сказки «Как начиналась вежливая песенка» Р. Алдониной; «Вежливая песенка» муз. Г.Левкодимова, сл. Р. Алдониной. | -Кукольный спектакль «К нам гости пришли» (для младшей группы) -Развлечение «Урок вежливости» -Праздник «Дружат дети всей планеты» -Постановка мюзикла «Сказочные сны» по мотивам сказок Г.Х.Андерсена |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по формированию нравственных качеств личности дошкольника средствами художественной литературы
Информация для педагогов и родителей...
Формы и методы работы направленные на формирование нравственных качеств у дошкольников
В данной статье представлены авторские приёмы работы по формированию нравственных качеств у дошкольников....
Значение коллективных работ по рисованию (лепке, аппликации) для формирования нравственных качеств личности дошкольника
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...
Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок (Методическое пособие для воспитателей «Любим сказки»)
Данный методический комплекс направлен на воспитание нравственных качеств у старших дошкольников, а так же будет полезен для работы воспитателям....
Выступление на педагогическом совете: «Формирование нравственных качеств личности дошкольников в игре» (из опыта работы)
Поскольку ведущим видом детской деятельности является игра, то, используя ее разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности дошкольников:-...
Педагогический опыт работы на тему: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"
Нравственное воспитание подростающего поколения в процессе экологического воспитания....
Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....