История русского костюма
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Начало всех жизненных дорог человека закладывается в детстве. Нам бы очень хотелось, чтобы наши дети научились любить природу родного края, его прошлое и будущее, чтобы у них сформировались определённые отношения к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре своего народа.
Все эти направления представлены в разделе «Человек в истории», в программе «Социальное развитие детей дошкольного возраста», по которой работает наш детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_2.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА»
МДОУ «Центр развития ребёнка» детский сад №411 г. Пермь
Воспитатель: Метечко Алла Арсентьевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Возраст детей: подготовительная группа.
Задачи
- Конкретизировать представления детей о русском народном костюме,
дополнить знания о его элементах и деталях. - Систематизировать знания детей о трудовых действиях в процессе
изготовления костюма. - Формировать представление об особенностях костюма других народов;
учить устанавливать связи между спецификой народного костюма и
природными условиями, материалами для изготовления одежды,
имеющимися в данной местности. - Упражнять детей в изготовлении деталей народного костюма (плетение
пояса). - Актуализировать у детей потребность в обыгрывании произведений
устного народного творчества (песен, хороводов, игр). - Стимулировать проявление положительных эмоций, направленных на
получение информации о русском народном костюме. - Способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской
традиционной культуре, воспитывать уважение к культуре других народов - Развивать логическое мышление, речь детей.
- Способствовать удовлетворению потребности детей в самоутверждении.
- Формировать эстетические чувства в процессе восприятия народного
костюма
Материал: куклы в народных костюмах (русском, в костюме народов Севера, арабском); образцы льняных, хлопковых, шелковых, синтетических, шерстяных тканей и ниток; материалы для изготовления одежды из льна (кудель, нитки, холст); нитки для плетения пояса.
Предварительная работа:
- Индивидуальная работа: задание детям найти информацию и подготовить
рассказ о русском народном костюме (девичьем, женском, мужском). - Рассматривание экспонатов музея: сарафанов, сорочек, полотенец,
головных уборов, обуви. - Чтение произведений художественной литературы: «Как рубашка в поле
выросла» К.Ушинского, братьев Гримм «Три пряхи», чтение и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Два Мороза», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Чудесная рубашка» и др. - Просмотр диафильмов: сказка «Про Ленивую и Радивую», «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка».
Рассматривание образцов различных тканей и ниток (дидактическое
пособие «Промышленные образцы).
Рисование орнаментов, раскрашивание русских народных костюмов, плетение коврика из бумаги.
Дидактические игры: «Одень Машеньку», «Мужская и женская русская
одежда».
Разучивание русских народных игр «Ткачиха», «Клубок», песни «Прялица».
Мотивация.
В.: Уважаемые ребята! Вы знаете, что скоро в нашем музее пройдет выставка народной игрушки. На выставку придут дети из нашего сада, нашей гимназии, других детских садов и школ. Мы предлагаем вам попробовать стать экскурсоводами на этой выставке. А для этого надо знать историю экспонатов, в частности одежды. Сегодня некоторые из вас могут уже попробовать себя в новой роли.
Для начала давайте вспомним, когда человек начал носить одежду? Для чего служила эта одежда? (Это произошло очень давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода или жары).
Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. Кроме шкур диких животных ее научились шить из других материалов. Человек научился делать ткань из разных материалов. Назовите материалы, из которых получали ткань.
Дети называют материал: хлопок, лен, шелк, крапива, шерсть, древесина, нефть, газ, - из которого шили одежду раньше и шьют теперь. Из этих материалов получали самые разные ткани: изо льна - (льняную), их хлопка (хлопчатобумажную), из шерсти – (шерстяную), из шелка - (шелковую), из нефти и газа — (синтетическую).
Игра «Найди пару».
Сейчас одна команда возьмет кусочки ткани, а другая - нитки, попробуйте найти пару - подобрать нитки к ткани из этих ниток и назвать их. Молодцы! Вот как много видов тканей использует человек для пошива одежды. Скажите, а у нас на Руси, какой ткани отдавалось предпочтение при пошиве одежды (льняной и шерстяной)?
В.: А из чего получают такие красивые разные нитки и ткани? Хотите
посмотреть? (Показ волокон).
Дети рассматривают, трогают образцы шерстяных, льняных, хлопковых,
шелковых и синтетических волокон, уточняют, какую ткань из них
получают.
В.: Что-то я не пойму: а как из волокна получают нитки? Волокна такие
тоненькие, коротенькие и непрочные, а нитки длинные, прочные. А кто же
умеет это делать? (Ответы детей) Хотите посмотреть, как настоящие
мастерицы делают ровные, прочные длинные нити? Давайте попросим нашу Екатерину Семеновну показать свою работу - работу пряхи.
Екатерина Семёновна прядет пряжу из шерстяной кудели.
Затем воспитатель обращает внимание на старинный сундук. Сейчас я открою крышку, и мы увидим, что же он хранит…Воспитатель достаёт узелок с предметами изо льна: льняной куделью, нитками, тканью, готовым изделием. Вопрос: Что общего у этих вещей? (Они все изо льна). Разложите эти предметы по порядку. Дети рассказывают по порядку о материалах, используемых в изготовлении костюма (льняной кудели, нитках, ткани).
В.: Как вы думаете, легко ли было изготовить из них одежду?
Действительно, чтобы из семечка льна получить, например, рубашку, нужно
было выполнить множество действий. Давайте перечислим, что делали
люди? (сеяли лен, пололи его, убирали с поля — жали серпом, вымачивали,
трепали, чтобы получить волокна - кудель; из кудели пряли нитки, из ниток
ткали холст, потом его отбеливали и расстилали на морозе, сушили на
солнце; кроили одежду, шили ее, вышивали на ней узоры. Иногда холст
красили). Быстро ли делалась такая работа? (сеяли весной, пололи летом,
убирали осенью, а зимой, длинными вечерами, пряли нитки и ткали
полотно). Вот откуда пошла традиция - собираться на посиделки, на которых
люди играли, шутили, пели песни, но при этом не забывали о важных и нужных делах.
Мы знаем много народных игр, в которых упоминается о труде. Давайте
поиграем.
Подвижная игра «Ткачиха»
Дети встают ровными колоннами одна против другой. Выбираются два ребёнка – челночка, которые бегают между колоннами и не должны между собой стакиваться. Все вместе говорят слова:
Я весёлая ткачиха
Я умею быстро ткать
Пинч – понч – клёпу
Я умею быстро ткать.
Тихо звучит русская народная музыка.
В.: Сегодня у нас в гостях куклы в русских народных костюмах. Подумайте и
скажите, какую картину вы себе представляете при упоминании о русском
народном костюме? (хоровод у березки, плавные, красивые движения,
русские народные песни)
В.: Русский костюм невозможно отделить от песни то веселой, звонкой, то
спокойной, даже печальной.
(Музыка становится громче, выходят дети с куклами.)
Хоровод детей с куклами в русских костюмах.
Эти куклы изготовлены для нашей выставки. Представьте, что вы на выставке, и наши юные экскурсоводы расскажут вам о костюмах.
Выступления детей о русских костюмах (девичий, женский и мужской)
В.: Обратите внимание, какие красивые украшения на всей одежде. В украшениях, вышивке предпочтение чаще отдавалось красному цвету. Даже в пословице говорится: «Красный цвет мил на весь свет». А знаете, почему? Что вам напоминает красный цвет? (огонь, солнце). Огонь, солнце были очень важны для людей, поэтому красный цвет был цветом защиты от сил зла, от разных напастей. В старину слово «красный» означало и «красивый», говорили «красна девица», «красно солнышко».
Как же относились люди к одежде? (очень бережно, чтобы носить ее подольше, а нарядные сарафаны, кокошники, рубахи надевали по праздникам и передавались своим детям и внукам). Красивый пояс, вышитая сорочка были лучшим подарком.
Костюм – это гордость народа. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники; художники – модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов). Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях.
Плетение пояса в сопровождении русской народной песни «Прялица»
Позолоченная прялица
Мы прядём, а нитка тянется
Нам работа эта нравится.
В конце дети дарят друг другу русские сувениры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"История русского костюма"
Занятие, проводится с детьми старшей возровстной группы (от 5до 6 лет). Образовательная область "Познание", "Художественное творчество". Основной целью является, формирование и воспитание патриотическ...
«История русского костюма» 2010 - 2011г
Работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада тема: « История русского костюма»
Конспект интегрированного занятия по по...
Познавательный вечер "Истории русского костюма"
Сценарий познавательного вечера "История русского костюма " с включением регионального компонента...
Презентация "История русского костюма"
Презентация "История русского костюма" предназначена для воспитателей детских садов, родителей дошкольников. Может использоваться в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окру...
Презентация на тему "История русского костюма"
Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы. Способствовать развитию речи....
ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской областиструктурное ...