Знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессиями
статья (окружающий мир, средняя группа) по теме
Мир профессий - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_professiyami.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 52 «Сказка»
город Набережные Челны Республики Татарстан
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессиями
Автор: Исмагилова Гульнара Завдатовна
воспитатель
II квалификационной категории
Всем знакома детская считалочка «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?» У считалочки продолжение просто: выбирай любое занятие и продолжай игру. В жизни все не так-то просто. Если в старину профессий было мало, и все они вполне могли поместиться на одном крыльце. Сейчас же все профессии на одном крыльце не поместятся, потому что их множество и появляются все новые и новые. Поэтому начинать знакомить детей с разными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащает словарный запас.
Для начало надо детей познакомить с термином профессия (профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей). Объяснить детям, что профессии нужно специально обучаться, что в каждой профессии есть свои инструменты, например, скрипачу нужно уметь держать в руках смычок. Однако некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций, впечатлений работника. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
А как это сделать? Вот в этом вопросе и заключается задача воспитателя.
Воспитатель, учитывая психологические особенности ребенка: разрабатывает занятия, проводит экскурсии, беседы; подбирает подходящий иллюстрационный материал; знакомит с правилами сюжетно-ролевых игр, проводит различного рода викторины, конкурсы, соревнования; использует в своей работе литературный материал: загадки, стихи, пословицы; а также может привлечь к этой работе родителей, ведь лучше всего о той или иной специальности всегда расскажет увлеченный человек, знающий все тонкости своего дела.
Исходя из выше изложенного, в своей деятельности я широко использую:
- Поисковую деятельность, где ребенок (совместно с руководителем) ставит вопрос (цель), выбирает средства и способы ее достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия.
- Осуществляю разработку новых программ и технологий. Как инновационную форму организации воспитательно – образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, эффективно используется проектная технология. Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразными. На практике мы убедились, что метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе, что позволяет ему успешно адаптироваться к окружающему миру
- Создаю предметно – развивающую среды. Такая среда привлекает детей тем, что дает им возможность к самореализации, побуждает интерес, желание что- то изменить, сделать своими руками. Являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.
- на занятиях, где дети получают не только представление об особен-ностях труда людей различных профессий, но и развивается познавательный интерес к труду, желание наблюдать, экспериментировать, получать новые умения и навыки, а также воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда других людей, связывая результат с за-траченными ценностями.
- через сюжетно - ролевые игры. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игровые технологии является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным не только работу на творческо-поисковом уровне, но и в будничные шаги по обучению. Они могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. И в том и в другом случае игра является целью развития творческих и коммуникативных способностей ребенка. Кроме того они должны его научить принимать решения, делать и обосновывать свой выбор.
- провожу целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы. Они способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Дети восхищаются чудесными превращениями, которые происходят в результате труда, например как шершавая доска превращается в гладкую, маленькое зернышко превращается в хлеб, кусок ткани в руках швеи превращается в предмет одежды и. т. д.
- Привлекаю детей в хозяйственно - бытовой труд. В рамках реализации проекта решалась главная цель нашей концепции – развитие у дошкольников осознания важности труда для общества, воспитания радости от совместной деятельности.
- Работаю с родителями. Особое внимание мною уделялось работе с родителями. В этом направлении очень важно вовлекать детей в процесс труда взрослых именно в семье. На одном из родительских собраний мною было продемонстрирован видеофильм о труде детей в детском саду «Посмотрите, это мы!», рассказали о важности формирования трудовых навыков в семье. Родителям важно заинтересовать ребенка тем, что они делают, дать возможность попробовать ребенку самому выполнить, поддержать, похвалить. Тогда в ребенке сформируется инициативность, а также получать радость общения при совместной деятельности.
Все выше сказанное имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сбли-жению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Мы надеемся, что наши дети, получив представление о мире про-фессий, в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии, будут проявлять активность и творчество, что поможет их даль-нейшему обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творческими профессиями"
Семинар-практикум "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творческими профессиями"...
Авторское тематическое планирование совместной образовательной деятельности по знакомству детей старшего дошкольного возраста с инженерно-техническими профессиями средствами конструктивно-модельной деятельности
Авторское тематическое планированиесовместной образовательной деятельности по знакомству детей старшего дошкольного возраста с инженерно-техническими профессиями средствами конструктивно-мо...
Статья ".Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями своих родителей».
Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития реб...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессией швеи, модельера, портного
Создание условий для формирования у детей первоначальных знаний и представлений о ранней профориентации, знакомство с профессией модельера, швеи, закройщика....
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с отраслью «сельское хозяйство», по средством применения дидактического пособия «навигатор – сельскохозяйственных профессий родного края».
Статья о отросли "сельское хозяйство" на примере дидактического пособия "навигатор – сельскохозяйственных профессий родного края ", для старшего дошкольного возраста. ...