Консультация для воспитателей: "Путешествие в сказку".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Консультация для воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой, на примере сказок А.С. Пушкина. Указана цель данной работы, предложены дидактические игры по всем тематическим разделам программы. Представлены сказки А.С. Пушкина и работа с ними по ФГТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 компенсирующего вида Невского района Санкт - Петербурга
Консультация для воспитателей Невского района
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»
Опыт работы воспитателя
Николаевой Т.П.
Цель:
- Представление опыта работы с детьми «Сказкотворчество» на примере сказок А.С.Пушкина
- Использование игр и игровых упражнений в разных видах деятельности по всем тематическим разделам программы
- Федерально-государственные требования (ФГТ) по образовательным областям на примере сказок А.С.Пушкина
- Выставка детских рисунков и поделок по теме: «Что за прелесть эти сказки»
- Применение данного опыта в работе с детьми
Материал:
- дидактические игры и игровые упражнения
- детские рисунки, поделки
- презентация «Александр Сергеевич Пушкин»
Современные дети, живущие в эпоху научно-технического прогресса, прекрасно разбираются в технике, умеют пользоваться компьютером, аудио, видео – аппаратурой, самостоятельно могут включить любую технику: видеомагнитофон, музыкальный центр, поставить для просмотра диск, кассету. Да и родителям это очень удобно: ребенок занят, не мешает, не отвлекает, не задает лишних вопросов.
Работая с детьми, уже 30 лет, я обратила внимание на то, что с каждым годом читать детям стали значительно меньше. Смотреть легче и интереснее, поэтому ребенок чаще смотрит телевизор, чем слушает книгу. Исчезает традиционное общение с книгой – семейное чтение с рассматриванием и обсуждением текста, иллюстраций, беседой о содержании произведения, желанием найти в нем мораль, нравственный урок: утрачивается ценность художественного слова, художественной литературы.
Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности, влияние на развитие интеллекта, его речи, отношения к миру, любви к окружающим.
Книга учит читать, считать, размышлять, сравнивать, четко и логично мыслить. Воспитывает нравственные чувства, отношения. Развивает качества характера, формирует жизненный опыт, мировоззрение и т.д.
Любое произведение: будь то рассказ, повесть, стихотворение или сказка - ценно для ребенка.
Особенно мне хотелось бы остановиться на СКАЗКАХ.
Сказки есть в каждом доме. Они доступны и понятны детям. Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки дают возможность ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Содержание сказки позволяет не только поговорить о поступках того или иного героя, но и помочь ребенку понять мотивы этих поступков, научить оценивать поведение персонажей и свое собственное. (Тебе нравится поведение героя? А как бы ты поступил?)
Обсуждая сюжет сказки, ребенок знакомится с нравственными нормами, учится строить отношения с другими детьми.
На сюжетах народных и авторских сказок ребенок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Он не только познает окружающий мир, но и понимает, почему его нужно любить и беречь. Сказки помогут предупредить у ребенка проявление черствости, жестокости, недоброжелательности.
Почему мы обратились к сказкам А.С.Пушкина?
(слайд) Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские - это
Наше вечное начало.
(слайд) Цель:
- Уточнить и обогатить представления детей о великом русском поэте А.С.Пушкине, о его произведениях. Помочь почувствовать своеобразие их языка;
- Расширять кругозор, закреплять знания о содержании сказок А.С.Пушкина;
- Воспитывать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения.
(слайд) Биография А.С.Пушкина (кратко для детей)
(слайды) Знакомство со сказками:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- «Руслан и Людмила»
И на материале этих сказок мы проводили с детьми игры, игровые упражнения в разных видах деятельности по всем тематическим разделам программы - что позволило сделать обучение интересным, веселым, познавательным, занимательным, творческим.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
- «Золотая рыбка»
- «Семейка слов» (рыба, рыбка, рыбак, рыбный, рыболов …)
- «Найди слова»
- «Из какой сказки герой»
- «Животные в сказках Пушкина»
- «Назови чудеса»
- «Наоборот» (с мячом) «Противоположности»
- «Что сначала, что потом»
- «Найди то, не знаю что»
- «Предлоги» (на, под, в, за, у, около, с, между)
- «Волшебный кубик» и т.д.
МАТЕМАТИКА:
- «Танграм» (из геометрических фигур)
- «Сколько яблок упало с дерева?»
- «Посчитай желуди»
- «Утро, день, ночь»
- «Слева, справа»
- «Сравни, где больше?»
- «Большой – маленький» и т.д.
ЛОГИКА:
- «Таблица по мнемотехнике»
- «Сказочные последовательности»
- «Задания по карточкам»
- «Загадки»
- «Порядок действий»
- «Кроссворды»
- «Найди лишний предмет»
- «Чего не стало?»
- «Что у них общего» и т.д.
ЧТЕНИЕ:
- «Чтение сказок, ответы на вопросы», «Книголюбы»
- «Рассказывание по картинкам»
- «Подбери слова по длине»
- «Прочитай по стрелочкам»
- «Прочитай по первым буквам»
- «Подскажи словечко» и т.д.
ЭКОЛОГИЯ:
- «Игра «Небо» - «Море»
- «Что плавает? (опыты)»
- «Дуб» (что из него можно сделать?)
- «Какое море? (по картинкам) и т.д.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА:
- «Обведи по контуру», «Разрезные картинки»
- «Узоры, дорожки», «Мозайка»
- «Раскраски»
- «Рисование по клеточкам»
- «Плетение невода» и т.д.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:
- «Лепка, аппликация по сказкам»
- «Рисование сюжетов и героев»
- «Ручной труд» (поделки)
МУЗЫКА:
- «Игры – драматизации»
- «Викторины»
- «Пантомимы» : («Старик тянет невод»,»Белка щелкает орешки», «Гвидон стреляет из лука», «Балда дает попу щелчки» и др.)
- «Слушание музыки, кассет» и т.д.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- Анкетирование
- Консультации, беседы
- Совместные поделки (слайды)
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ» (слайды)
- Совместная деятельность с детьми
- Самостоятельная деятельность детей
- Театрализованная деятельность детей
- Кубики, домино, мозайки
- Настольно-печатные игры
Федеральные государственные требования (ФГТ)
по образовательным областям
- Физическое развитие
Физическая культура:
- Утренняя гимнастика «Герои сказок»
- Подвижные игры: «Ветер», «Движение волны»;
- Народные игры и игры спортивного характера
Здоровье:
- «Богатыри»
- «Растем не по дням, а по часам»
- Познавательно – речевое развитие
Познание:
- Беседа «А.С.Пушкин – сказочник»
- Знакомство и рассматривание портрета писателя
- Составление словарика
- «Экскурсия» в мастерскую художников-иллюстраторов
- Особенности волшебной сказки
- Дидактические игры
- Составление творческих рассказов: «Придумай чудо», «Мои желания у рыбки»
- Викторина
Коммуникация:
- Этические беседы (нравственные уроки) по сказкам А.С.Пушкина: «К чему приводит жадность», «Что такое хорошо, и что такое плохо?!»
- Загадки
- Речевые ситуации
- «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости»
- Словарик трудных слов
Чтение художественной литературы:
- Чтение и рассказывание сказок А.С.Пушкина
- Заучивание отрывков из произведений
- Конкурс чтецов
- Этюды по произведениям
- Игра «Книголюбы»
3.Художественно-эстетическое развитие
Музыка:
- Прослушивание сказок на дисках, кассетах
- Слушание оперы М.Глинки «Руслан и Людмила», Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок»
- Вечер развлечений «У лукоморья»
- Импровизация, драматизация сюжетов по сказкам
Художественное творчество:
- Лепка, аппликация по сказкам Пушкина
- Рисование «Любимая сказка»
- Составление коллажа по сказкам
- Подбор цветов по настроении
- Социально-личностное развитие
Социализация:
- Экскурсия к памятнику А.С.Пушкина
- Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Типография»
- Игра – фантазия «Плывем на остров Буян»
Труд:
- Ручной труд «Ремонт книг»
- Изготовление театров из бросового и природного материалов
- Изготовление волшебных предметов, масок героев
- Эмблемы для команд
Безопасность:
- Обращение с книгами, составление правил
- Безопасность героев сказок Пушкина
- Коррекционная работа
- Дидактические игры
- Обогащение словаря
- Проговаривание трудных слов
- Развитие памяти
- Развитие воображения …
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова – алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Все скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 или в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
И.Акунина
СКАЗКОТВОРЧЕСТВО:
1.ЭТАП
Добавить в знакомые сказки героев
Пример: Сказка «Колобок» - кого еще встретил колобок?
Сказка «Репка» - кто еще мог помогать деду? И т.д.
2.ЭТАП
- Придумывание различных концовок сказок
Пример: «Сказка о рыбаке и рыбке» - если бы рыбка выполнила последнюю просьбу старухи?
- Введение непредвиденных ситуаций
Пример: Сказка «Колобок» - колобок попал в тридевятое царство и т.д.
3.ЭТАП
Придумывание самими детьми сказок (сочинительство):
- На предложенную взрослым тему
- По замыслу ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя "Путешествие в сказку" по мотивам русской народной сказки "Колобок"
конспект совместной деятельности логопеда и воспитателя...
Конспект совместной деятельности детей, родителей и воспитателей "Путешествие в сказку"
Это конспект встречи в семейном клубе с использованием здоровьесберегающих технологий, театрализации и продуктивной деятельности (оригами)....
Совместная деятельность детей и воспитателя «Путешествие по сказкам»
Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки....
Совместная деятельность детей и воспитателя «Путешествие по сказкам»
Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки....
Семинар по сказкотерапии с элементами тренинга для воспитателей «Путешествие в сказку»
Задачи:- Познакомить воспитателей со сказкотерапией, как эффективном методе работы с детьми- включение в групповое взаимодействие;-поддержка и развитие творческого самовыражения;-снятие напряжени...
Мастер - класс для воспитателей "Путешествие по сказкам" .
Мастер - класс...
Консультация для воспитателей "Путешествие в страну Сенсорику"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также за...