Воспитательная система "Зеленый огонек"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тарасова Нина Владимировна
Воспитательная система «Зеленый огонек» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, направленная на активизацию деятельности по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах в рамках которой сотрудничают дети, воспитатели, родители и медицинская сестра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Zelenyy_ogonek_MDOU_Skazka.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Всероссийский  конкурс  «ДОРОГА  БЕЗ  ОПАСНОСТИ»

         ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА

   

                                          МДОУ Порецкий детский сад «Сказка»

                                                          Порецкого района Чувашской Республики

                                                           Разработала: воспитатель Тарасова Нина

                                                                                  Владимировна

                                                                 

Контактная информация: тел. 8(243)21047                                          

Почтовый  адрес:   429020,  Чувашская  Республика,  Порецкий район,                             с. Порецкое, ул. Крупской, 26А

                                                             2008г.

Организация им управление процессом обучения детей ПДД

В современном селе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно детям, начинающим осваивать азы дорожной азбуки. Чаще всего в критических ситуациях страдают дети. Основными причинами ДТП являются: незнание правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части дороги, недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице.

Избежать эти опасности можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.  Коллектив МДОУ «Сказка» с. Порецкого Чувашской Республики разработал воспитательную систему «Зеленый огонек» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, направленную на активизацию деятельности образовательного учреждения по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах в рамках которой сотрудничают дети, воспитатели, родители и медицинская сестра.

Основная цель воспитательной работы коллектива МДОУ заключается в том, чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице, объяснение детям ценности жизни и постепенного обучения их правилам поведения на улицах и дорогах.

Развитие у дошкольников таких навыков и привычек, как сознательное отношение  к своим и чужим поступкам: понимание ребенком того, что является правильным или неправильным (хорошо-плохо, можно-нельзя, опасно-безопасно и т.д.).

Формирование у ребенка привычки сдерживать свои порывы и желания.

Воспитатели считают главным не обучение дошкольников Правилам дорожного движения, а формирование и развитие  у дошкольников навыков и положительных привычек безопасно вести себя на улицах и дорогах, держа при этом за руку взрослого.

Работа по достижению поставленных целей и задач ведется  в три этапа и состоит из трех блоков: «Ребенок», «Воспитатель», «Родители».

БЛОК «РЕБЕНОК» - объединяет цели, связанные со знанием ребенка о положительных привычках безопасного поведения на улицах и дорогах, способах взаимодействия с другими, способах выхода из проблемных ситуаций.

БЛОК «ВОСПИТАТЕЛИ» - раскрывает механизм подготовки педагогов по проблеме профилактической работы по предупреждению ДДТТ.

БЛОК «РОДИТЕЛИ» - предполагает формы активного сотрудничества. Цель этого блока – привлечь родителей к сотрудничеству.

Для организации и управления процессом обучения детей, в каждой возрастной группе созданы отряды ЮИД, воспитателями разработаны проекты:  «Светофорик», «Красный, желтый, зеленый», «Перекресток».

Формы и методы дифференцированной профилактической работы по профилактике ДДТТ.

Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатели одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. В дошкольном возрасте дети особенно поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослыми. Воспитание детей проводится  постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.

Воспитание организуется на основе педагогических принципов, закономерностей, форм и методов, отражаемых в общей программе работы с детьми. Для каждой возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель. При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улицах и дорогах, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Воспитание дошкольников осуществляется: во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.; во-вторых, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

В дошкольном учреждении у детей сформированы соответствующие их возрасту, необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Одним из показателей эффективности работы педагогов-воспитателей является отсутствие ДТП с участием дошкольников, воспитывающихся в нашем детском саду.

Каждое новое знание по основам дорожной безопасности опирается на уже усвоенное детьми, что достигается использованием дидактических принципов преемственности, доступности, наглядности, развивающего обучения, единства воспитания и обучения.

Воспитатели не заставляют детей зазубривать сложные технические понятия и механически запоминать непонятную дошкольникам информацию по безопасности дорожного движения.

В своей работе педагоги определяют периодичность проведения дидактических занятий по дорожной тематике. Такие занятия проводятся 3-4 раза в неделю. Используются разные формы их проведения, в процессе которых воспитатель неоднократно возвращается к вопросам по дорожной тематике, повторяет их и закрепляет понимание детьми того, то нужно понять и запомнить применительно к основам безопасности дорожного движения.

В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно определяет формы и методы проведения дидактических занятий по следующей тематике.

•    Дорога в дошкольное учреждение.

•    Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению.

•    Предвидение опасности на улицах.

•    Виды транспортных средств.

Правила поведения на тротуаре, во дворе.

•    Нахождение на улице со взрослыми. Правила перехода проезжей части дороги. Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров. Виды и сигналы светофоров. Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный «зебра»).

•    Дорожные знаки для пешеходов.

Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей.

Методически все занятия организует только воспитатель, знающий индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. На занятия с дошкольниками по дорожной тематике приглашаются работники Госавтоинспекции для дополнения и разъяснения детям отдельных положений правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Младшая группа (3-4 года)

Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах проходит систематически, но ненавязчиво. Для этого используются целевые прогулки, изучение различных ситуаций на улице и во дворе. Детей знакомят с понятиями: улица, дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов. На прогулках воспитатель детям показывает тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. Узнают, кто такие: водитель, пешеход, пассажир.

Для закрепления новых понятий, слов, представлений, полученных на прогулках, на занятиях в детском саду рассматриваются с детьми иллюстрации в книгах, на плакатах, объясняется опасность красного сигнала светофора и значение желтого и зеленого сигналов. В целях наглядности используются игрушечные автомобили, легковые и грузовые, автобус, поезд и т.д.

На занятиях в детском саду дети изучают новые слова по дорожной тематике: руль, колесо автомобиля, называют виды транспорта, определяют действия. Например, водитель сидит за рулем автомобиля или мотоцикла, и т.д.; показывают действия, выражаемые глаголами: остановился, поехал, тормозит,  и т.д. Рассматриваются отдельные детали транспортных средств: руль бывает у велосипеда, мотоцикла и мопеда; рулевое колесо - у автомобиля, автобуса и троллейбуса; фары впереди - белого цвета, фонари сзади - красного или оранжевого цветов; колеса бывают передние и задние; в салоне легкового автомобиля, автобуса, троллейбуса, трамвая и в кабине грузового автомобиля находятся пассажиры.

Детям прививается привычка - находясь на улице, держать взрослого за руку.

Средняя группа (4-5 лет)

В средней группе дети обучаются умению ориентироваться на местности на территории и вокруг детского сада, находясь с воспитателями. Воспитатель развивает их наблюдательность и любознательность, расширяет знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях.

На прогулках детям показываются места, где можно ходить пешеходам, пешеходные переходы, наземный «зебра», по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Дети обучаются умению определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко; изменения направления движения пешеходов и транспортных средств: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, бежит, останавливается и т.д.

Дети учатся составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как они ехали в легковом автомобиле, автобусе; определяют предметы, которые закрывают видимость проезжей части дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт и др.

Воспитатель обращает внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах и т.д.

Старшая группа (5-6 лет)

Педагоги закрепляют умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Продолжается ознакомление детей с понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор - транспортный и пешеходный, правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого.

Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые автомобили) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Объясняется, что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который может ехать очень быстро и наехать на пешеходов, если они не соблюдают правила перехода проезжей части дороги. Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы и почему такие действия опасны.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Педагоги продолжают занятия по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации; дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.

Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона.

Воспитатели часто проводят конкурсы детских рисунков. Поэтому важно, чтобы дети не делали ошибок в рисовании дорожных знаков, переходов и т.д. Воспитатель подсказывают, поправляют детей, показывают образец.

Дошкольники очень любят лепить из пластилина и делать игрушки: светофор, дорожный знак, автомобиль, регулировщик и т.д. С самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним.

Дети самостоятельно  делают различные дорожные знаки, изображение пешеходного перехода «зебра».

Очень любят дошкольники делать и картонные модели автомобилей. Для этого воспитатель рисует контур машины на картоне, а ребенок вырезает одну деталь, затем ее обводит и вырезает другую деталь. Затем они склеиваются. Затем рисует красками изображение автомобиля. Во время игры дети надевают картонное изображение автомобиля на тесемках на шею и изображают водителя.

Игрушки, которые дети сами сделали, используются на дидактических занятиях по дорожной тематике.

Так же наши дошкольники любят рисовать отдельные предметы и сюжеты по тематике дорожной безопасности. Воспитатель в процессе рисования выясняет, что дети рисуют. Как они понимают значение отдельных предметов и явлений, которые видели на улице. Педагоги предложить детям нарисовать рисунки о том, что может мешать на улице обзору дороги.

Игра — это одна из наиболее привлекательных для детей, наиболее ярких эмоционально окрашенных форм детской деятельности по усвоению правил дорожной безопасности. Если игра идет по инициативе детей, то она является формой их самовыражения. Если игра проходит по инициативе педагога, то в ней происходит усвоение новых, специально подобранных, педагогически целесообразных умений и навыков - действий, которые обеспечивают безопасное поведение ребенка на улице.

В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах.

Настольные игры. В настольных играх используются модели дорожных знаков, светофоров, фигурки пешеходов и др., с помощью которых дети выполняют определенные действия или передвигают фишки по игровому полю.

Двигательные игры. Одни игры развивают моторику рук, другие - координацию движений.

Дети воображают, что они стоят на тротуаре и собираются перейти на противоположную сторону дороги по пешеходному переходу «зебра». Делают повороты налево, направо, опять налево, идут, доходят до середины, делают поворот направо, осматривают дорогу со всех сторон и продолжают движение до конца.

Двигательная игра может быть использована и при объяснении детям, почему автомобиль не может сразу остановиться, если на его пути появился пешеход или какое-либо препятствие.

С детьми организуется игра, когда один ребенок бежит, а другой встает на его пути. В результате первый ребенок не ожидает появления другого и по инерции продолжает движение. Дети видят, что движущиеся предметы не могут сразу остановиться. Автомобиль - это техническое средство. При торможении водитель пытается его остановить, но какое-то время продолжает движение по закону инерции.

|

Проводя целевые прогулки по территории и вокруг детского сада, воспитатели развиваеют у детей наблюдательность, концентрацию внимания, целостность восприятия дорожной среды. Во время прогулок воспитатель наглядно показывает реальные светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств и т.д. для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного движения и могли рассуждать об увиденном в процессе дидактических занятий в детском саду.

Поскольку прогулки бывают в разное время года и в любую погоду, воспитатель рассказывает детям об опасностях, которые могут быть при плохой погоде.

Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, плакаты, другие наглядные средства, воспитатель просит детей рассказать по картинкам, что на них изображено. Развивается речь ребенка, понимание и осознания им опасных и безопасных действий на улице.

Инновации в работе педагогического коллектива

В нашем МДОУ «Сказка» применяются следующие инновации:

  • Моделирование дорожных ситуаций на макете микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада.
  • Предвидение опасности. Эту работу педагоги строят так, чтобы дети постоянно упражнялись в приобретении трех групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных.
  • Формирование навыков глазомера за движением транспорта;
  • Игровые технологии, развивающие у детей познавательные процессы: наблюдательность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, внимательность, речь, память.
  • Креативные задания, выполнение которых развивает творческие способности детей, их логическое мышление, мелкую моторику рук.

         Воспитатель Тарасова Н.В. является победителем республиканского конкурса «Светофорик» в 2006 в номинации «Лучший воспитатель по обучению дошкольников правилам дорожного движения и их пропаганде среди родителей».

 В рамках реализации республиканского конкурса по обучению дошкольников дорожному движению в 2006году, разработала перспективный план – программу по данной теме, за что была награждена Дипломом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и Начальника Управления ГИБДД МВД Чувашской Республики.

МДОУ Порецкий детский сад «Сказка» занял  II место в районном смотре – конкурсе «Светофорик».

Воспитатель Гиниятова В.В. заняла II место в районном смотре – конкурсе «Светофорик», в номинации «Лучший воспитатель по обучению дошкольников дорожного движения и их пропаганде среди родителей».

         Воспитатель Асманова М.Н. заняла II место в районном смотре – конкурсе «Светофорик», в номинации «Лучший воспитатель по обучению дошкольников дорожного движения и их пропаганде среди родителей».

Воспитатель Седойкина Е.Н. заняла III место в районном смотре – конкурсе «Светофорик», в номинации «Лучший воспитатель по обучению дошкольников дорожного движения и их пропаганде среди родителей».

Интеграция деятельности учебного заведения с ДОУ и другими учреждениями села.

МДОУ «Сказка» в своей профилактической работе по предупреждению ДДТТ, поддерживает тесную связь с инспектором ГИБДД  Дергуновой Л.А., которая частый гость в детском саду. Она, вместе с другими сотрудниками ГИБДД, проводит занятия в детском саду, выступает  с агитбригадой садика, участвует в мероприятиях детей и родителей, выступает на педагогических советах детского сада.

Агитбригада частый гость в детской библиотеке им. Н.Мишутина, в школе интернате им. И.Ульянова, в Порецкой средней школе и д/с «Колокольчик».

              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Порецкого района Чувашской Республики Порецкий детский сад «Сказка» образован администрацией Порецкого района в 1992году. Детский сад «Сказка» по организационно – правовой форме является муниципальным образовательным учреждением, относится к некоммерческим организациям, финансируется учредителем: администрацией Порецкого района Чувашской Республики, находится по адресу: Порецкий район село Порецкое улица Крупская дом 26-А. Функции и обязательства Учредителя выполняет Отдел образования и молодежной политики администрации Порецкого района.

           МДОУ Порецкий детский сад «Сказка» имеет государственную аккредитацию детского сада третьей категории (свидетельство № 012311 от 18 января 2005 года) и лицензию на осуществление образовательной деятельности (лицензия № 136482 от 01 апреля 2004 года). Детский сад имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, выданный Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (№ 21.21.01.ООО М. 000075.07.07 / 05.07.07.)

             Здание детского сада введено в эксплуатацию в декабре 1992года. Типовое двухэтажное здание на 110мест имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию, газовое отопление. Ежегодно проводится текущий ремонт, капитальный ремонт не проводился.

              В детском саду функционирует шесть групп с количеством детей 110 человека, что составляет 95% охвата детей дошкольного возраста микрорайона.

      В каждой возрастной группе имеются уголки с макетами для обучения ПДД, имеются стенды, плакаты и т.д.

                      Характеристика педагогов

          Ф.И.О.

   Дата

рождения

Занимаемая

должность

Образование

Квалиф.

категория

    Стаж

Пед.работы

1.

Тарасова Нина Владимировна

    1964

воспитатель

ЧГПУ им. И.Я.Яковлева

высшая

23 года

2.

Гиниятова Валентина Викторовна

    1971

воспитатель

3 курс ЧГУ

парвая

18 лет

3.

Асманова марина Николаевна

    1971

воспитатель

3 курс ЧГУ

первая

18 лет

4.

Седойкина Елена Николаевна

    1971

воспитатель

3 курс ЧГУ

вторая

18 лет

5.

Стексова Ольга Александровна

    1972

воспитатель

4 курс ЧГУ

вторая

17 лет

6.

Денисова Татьяна  Евгеньевна

    1990

воспитатель

3 курс ЧГУ

    -

2 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний Голубой огонек

Сценарий для проведения новогоднего праздника...

Сценарии -призеры конкурса "Зеленый огонек" по профилактике ДДТП "Лесной автодром" и "Колобок в стране мультипликации"

На протяжении многих лет наш детский сад (МАДОУ "Центр развития ребенка -№144" г. Перми) принимает акивное участие в театрализованном конкурсе по профилактике  ДДТП  "Зеленый огонек". Более ...

КВН «Зеленый огонек» (вечер развлечения для детей 5-7 лет и их родителей)

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка детский сад №62 «Ягодка» г.Ульяновск Музыкальный руководитель Гущина Татьяна НиколаевнаКВН «Зеленый огонек»...

Сценарий развлечения по правилам дорожного движения в подготовительной группе КВН «Зеленый огонек»

Программное содержание: 1.    Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. 2.    Формирование ориентировки в пространстве. 3.    Закрепить умен...

Спортивный досуг в старшей и подготовительной к школе группах «Олимпийский огонек»

Мероприятие проводится на участке детского сада с использованием построек из снега. Сказочные герои:  Баба яга, Кот Баюн, 2 соловья-разбойника,  Илья – Муромец , Добрыня Никитич...

"Зеленый Огонек" праздник - конкурс по правилам дорожного движения старшая группа

праздник для детей старшей группы по правилам дорожного движения...

Олимпийский огонек

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества в старшей группе....