Быт русского народа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Интегрированные занятия в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
![]() | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие (Познавательное и ручной труд).
Средняя группа.
«Гости в горнице».
Автор: Гонтова О. Я., воспитатель МАДОУ ЦРР д/с «Аленушка», пос. Селенгинск, р. Бурятия.
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с бытом русских крестьян. Учить детей изготавливать народную куклу из лоскутков ткани разных расцветок и формы. Развивать логическое мышление, воображение, речь. Воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству.
Материал: атрибуты для горницы, аудиозапись с русскими народными песнями, слайды с изображением деревянных предметов быта русских людей. Русские народные костюмы для детей.
Для ручного труда: кусочки ткани разного цвета и размера, нитки, резинки. Образцы народных кукол.
Обогащение словаря: Русь деревянная, горница, тужить, туесок, комод, сундук, ухват, прялка, ткацкий станок, кадка, бочка, корыто. Кувадка, Пеленашка, Закрутка, Барыня, Лихоманка, Вепсская кукла.
Предварительная работа: создание мини-музея в групповой комнате, шитьё народных костюмов для детей.
Ход занятия. 1 часть.
В группу входят дети в народных костюмах. В «горнице» детей встречает хозяйка.
- Проходите, красны девицы и добры молодцы в горницу. Дети проходят и садятся на стульчики.
- Какое красивое русское слово - горница. А что оно означает? Комната.
«Русь деревянная - края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные, Раздольные русские песни поют»...
- А знаете, почему Русь называли деревянной?
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как назывался такой дом? Изба. И все в избе было сделано из дерева: и пол, и стены, и потолок, и мебель, и посуда.
- Послушайте русскую пословицу:
«Домом жить - обо всем тужить». Дети, как вы понимаете русское слово - тужить? Печалиться, переживать. А о чем могли русские люди тужить и печалиться?
- Много народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли
вырезать вот такую шкатулку (показать). А что можно в ней хранить? Из ивовых
прутиков могли сплести корзину (показать). А из бересты могли сделать вот такой
туесок (показать). В них хранили соль, сахар, крупу.
Давайте посмотрим фотографии с предметами быта русских людей.
- Вот деревянный комод, в который складывали одежду.
- А в этом сундуке хранили самую нарядную одежду.
- А на этой фотографии что вы видите? Скажите, а для чего нужны были скамейки? 4.- Отгадайте загадку: 4 брата, одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (стол).
5.- отгадайте загадку: не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает. А что схватит -
отдает (ухват).
6.- Отгадайте загадку: 4 коня одним поводом веду (грабли).
7.- Дети, а это что? Прялка. А для чего нужна прялка?
8.- А это деревянный ткацкий станок. На нем долгими зимними вечерами женщины
ткали разноцветные половики (показать) для того, чтобы в избе было уютно и тепло
ходить по полу, чтобы меньше скрипели деревянные половицы.
9.- Отгадайте загадку: стоит попадья, 2 поясами подпоясана (кадка).
10.- Отгадайте загадку: Смастерили из досок и надели поясок,
И хранит посуда эта с грядки собранное лето (бочка).
11. - А это, ребята, корыто. В него клали корм для животных.
12. -Отгадайте загадку: 3 братца пошли на речку купаться.
2 купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли
(вёдра с коромыслом показать)
Физкультминутка:
2 часть.
- Дети, у каждого из вас дома есть игрушки. А как вы думаете, играли ли дети на Руси игрушками? А где они их брали?
- Родители вместе с детьми мастерили самодельные игрушки. Например, самой любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Эта кукла была предназначена для игры малышу. Но в тоже время эта самая кукла как бы оберегала малыша от каких-либо неприятностей.
- Давайте с вами рассмотрим народные куклы, которые мастерили родители с детьми.
- Кувадка - это кукла, которая могла «обмануть» злых духов и тем самым защитить младенца (желтая).
- Пеленашка - это кукла, которую помещали над кроваткой малыша от « сглаза» не добрых людей.
- Закрутка - это кукла, которой играли дети (горошек).
- Барыня - это кукла, которой играла девочки (с косой).
- Вепсская кукла - это образ замужней женщины (с грудью).
- Бессонница - это кукла, которая «помогала засыпать» малышу (голубая юбка).
7. Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, весенней простуды. Считалось, что болезнь, увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть.
- Дети, чтобы вы никогда не болели, давайте изготовим Лихоманку, чтобы она оберегала вас от болезней. Чтобы, играя с ней, вы были веселы и здоровы.
- Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.
- Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать). Закрепить этот валик с помощью резинки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
- Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани - это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
- Нужно взять квадратный лоскут ткани - это передник. Положить его на юбку и закрепить ниткой.
- Возьмите квадратный лоскут ткани - это платок. Складываем его по диагонали и получаем треугольник. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы и закрепляем ниткой. Лихоманка готова. Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.
Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).
Итог.
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие (познавательное, кулинария). Средняя группа.
Автор: Гонтова О. Я., воспитатель МАДОУ ЦРР д/с «Аленушка», пос. Селенгинск, р. Бурятия.
Тема: «От зернышка до булочки».
Цель: Дать детям представление об этапах возделывания пшеницы: посев, уход, сбор урожая; об условиях роста пшеницы: тепло, полив; об использовании сельскохозяйственных машин. Познакомить детей с пшеничным колоском и провести опытно-экспериментальную работу по помолу муки в кофемолке. Продолжать учить детей работать по схемам. Закреплять умения работать с тестом (из кусочка теста сделать небольшую лепешку, положить в нее начинку-сюрприз и скатать из лепешки булочку). Развивать воображение, сенсорные ощущения. Воспитывать уважение к труду хлебороба, мукомола, пекаря.
Словарная работа: зерно, колос, хлебороб, комбайн, пашня, мукомольный комбинат, корица, кофемолка.
Предварительная работа:
- Чтение сказки «Злаки. Какие они?» Г. А. Шорыгина.
- Чтение сказки «Заветное дело» Л. Кузьмин.
- Чтение рассказа «Колосок» Е. Пермяк.
- Чтение рассказа «Нынешний хлеб» В. Крупин.
- Чтение украинской народной сказки «Колосок».
- Рассматривание иллюстраций, картин.
- Создание в групповой комнате «Булочной».
- Подготовка теста по рецепту.
Материал к занятию: зерно, колоски, кофемолка; подставка, магниты, схемы; спец. одежда, духовки, противни, масло, заранее приготовленное тесто; для сюрприза – изюм, орех, мак, чернослив; чай, салфетки. «Булочная».
Ход занятия: I часть.
Дети проходят в специально подготовленную «Булочную».
Дети, что можно «купить» в нашей «Булочной»? (Дети перечисляют). Все это приготовлено из пшеничной муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба.
Давайте познакомимся с пшеницей. (Дети берут в руки колоски и садятся на стульчики). У вас в руках пшеничные колоски. Это растение, которое имеет плотный стебель, с пустотой внутри. На конце стебля есть колосок с усиками. Колосок – это домик, в котором очень много комнат. В каждой комнате живет зернышко. Аккуратно достаньте зернышко и скажите, какую форму оно имеет? Зерно покрыто оболочкой, т. е. «одеждой», которая защищает его от высыхания.
Обратите внимание на эти схемы. Скажите, в какое время года сеют зерна пшеницы в землю? Что необходимо для того, чтобы зерна взошли и дружно росли? Что нужно еще для того, чтобы пшеницы было много, и в каждой семье был хлеб? Что произойдет с колосьями пшеницы, если будет греть только солнышко? Что произойдет с колосьями, если долго будут идти дожди? Если весной сеют пшеницу, то когда же ее убирают с полей?
Физкультминутка.
« Наша группа – лучший дом, побывайте в доме том!
Гости явятся едва – в печку прыгают дрова!
Печка жарко топится – угостить торопится!
Булочками, булочками – сдобными булочками!»
Дети, скажите, куда везут пшеницу с полей? Давным-давно пшеницу мололи на мельницах, а сейчас на мукомольных комбинатах. Давайте посмотрим, как из зерен получается мука. (Опыт: в кофемолке измельчить зерно до состояния муки. Предложить детям потрогать муку, попробовать ее на вкус, определить цвет муки).
II часть. Кулинарный труд «Булочка с сюрпризом». (Дети моют руки, надевают специальную одежду для труда).
Загадка: «С корочкой душистой,
Румяный, золотистый.
К нам на стол
Из печки пришел?» (хлеб)
Сегодня вы будете выполнять работу пекарей. Труд пекаря, хлебороба, мукомола очень тяжелый, поэтому к их труду нужно относиться с большим уважением.
Утром мы приготовили тесто. А из каких же продуктов мы с вами его сделали? (Использовать схемы).
Пекари! Сегодня у нас много работы, будьте внимательны и аккуратны. Сейчас мы будем готовить булочки с сюрпризом. (Показать процесс изготовления булочки с сюрпризом).
После того, как булочка будет готова нужно положить ее на смазанный маслом противень, дать булочкам время немного постоять в теплом месте и поставить противень в горячую духовку. (Эту работу выполняет помощник воспитателя на кухне без помощи детей. Они в это время готовят групповую комнату к чаепитию).
Итог. Чаепитие. «Приятного всем аппетита».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Консультация для родителей на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Традиции русского народа...
«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...