Рекомендации для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
консультация по обучению грамоте (старшая группа)
Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Рекомендации для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому? Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что раннее обучение тормозит развитие познавательной активности малышей. Вероятно, самым оптимальным для начала серьезной работы с ребенком все же является возраст от пяти до семи лет. А работа предстоит действительно серьезная, т. к. ребенок должен ознакомиться со сложными языковыми и речевыми понятиями, усвоить их практически. Чтобы ребенку было интересно заниматься, и желание учиться не пропало еще до поступления в школу, обучение следует проводить в форме игры. Игра — одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
Современные исследования доказывают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Позднее восприимчивость к речи теряется, поэтому очень важно вовремя направить ее в нужное русло, чтобы развить в речевую способность. Процесс обучения грамоте условно делится на четыре периода. Трем периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период.
Обучение грамоте — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки.
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.
Учимся различать звуки
Звуки бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твёрдые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные - зеленым цветом.
Игры со звуками
1. «Узнай звук»
Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.
2. «Определи позицию звука в слове»
Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).
3. «Найди место картинке»
Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» звука.
После того, как ребёнок научился слышать, определять место звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов.
Звуковой анализ - что это такое? Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним.
В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами),следует научить детей устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Вводится термин «слог». Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слове. Параллельно детей знакомят со смыслоразличительной функцией звука: объясняют, что некоторые слова отличаются друг от друга лишь одним звуком (дом – сом, врачи – грачи, раки – маки, лев – лес, лук – жук и т. п.). При этом слова даются в стихотворном контексте, поэтому детям несложно догадаться, какой звук «хитрит». Например: На пожелтевшую траву Роняет лев (лес) свою листву. А. Шибаев Цель следующего этапа работы — познакомить детей с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, научить различать их. Переходить к этому этапу можно только после того, как дети научатся разбирать слова, состоящие из трех звуков (мак, дом, дым, лук, лес, кит, шар, мяч, кот, тир, мел, сук, сыр и т. п) . Занятия следует продолжать до тех пор, пока дети не научатся легко разбирать слова. При этом упражнения должны проводиться с опорой на картинки. Вводятся термины «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста. Продолжается работа по формированию графических умений (готовим руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.
В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв. В связи с этим программа для подготовительной группы включает три направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму. Развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи. Дети шести лет, владея умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условно- символическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков). В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов. Ознакомление детей со знаковой системой языка. Детей 6–7 лет знакомят с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем обучают послоговому и слитному способам чтения, учат составлять слова и предложения из букв азбуки и т. д. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы. Опознание буквы в ее связи со звуком Слияние нескольких букв в слог. Слияние нескольких слогов в слово. Объединение нескольких слов в законченную фразу.
Как проводится звуковой анализ слова?
Выложить схему слова КОТ.
— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
— Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
КАКИЕ СЛОВА НЕ ДАЁМ ДОШКОЛЬНИКАМ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
1. С йотированными гласными Е, Ё ,Ю, Я. В начале слова они составляют 2 звука: Й+А, Й+О и пр. (ЯМА, ЁЛКА); после согласной – звучат как нейотированные, смягчая предыдущую согласную (МЁД, НЯНЯ, ЛЮК).
2. С безударной гласной О (КОРОВА, ОГУРЕЦ, МОЛОКО). С безударным гласным Э. Он в безударной позиции подвергается редукции и становится близким к звуку И. (ЭТАЖЕРКА, ЭКСКАВАТОР). К тому же слов, где Э пишется так же, как произносится, не более 10 (Эмма, Элла, Эдик, эхо, мэр, пэр, сэр, дуэт, силуэт, эму). Такого количества сложных по значению слов недостаточно для обобщенного представления о звуке!
3. С аффрикатами Ч, Ц, так как они сами являются составными (ЧЬ=ТЬ+Щ, Ц=Т+С)
4. Со звонкими согласными Б, В, Д, Г, З, Ж в конце слова и перед глухой согласной, так как они оглушаются (ЮБКА, ГОД, НОЖ, НИЗКО, ВСЕ, ПОДСТАВКА) .
5. С непроизносимыми согласными ГРУСТНЫЙ, СЕРДЦЕ, ПРАЗДНИК.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
— «На что похожа буква?»
— В ряду букв обвести в круг заданную букву.
— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем,что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
Авторы и пособия, используемые для работы с детьми по обучению грамоте:
∙ Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет
∙ Гомзяк О.В. Комплект учебно – методических пособий «Говорим правильно» (5-6 лет, 6 – 7 лет).
∙ Цуканова С. П., Бетц Л.,Л. «Я учусь говорить и читать» Пособия «Обучение грамоте» издательство «Школа семи гномов» (от рождения до 7 лет)
∙ Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. «От звука к букве»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателя.
Рекомендации от логопеда по обучению детей дошкольного возраста грамоте....
Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, т.к. является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.Поэтому при по...

Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Для успешного обучения чтению и формированию основ грамматики родителям предлагается памятка по работе с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях....

Работа с родителями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию фонематического восприятия, закреплению образа букв и характеристики звуков...

Консультация для родителей "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"
Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Ещё в дошкольном детстве детям необходимо усвоить представления о том, что наша речь состоит из предложений, ...

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...

Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....