Семинар-практикум для педагогов "Использование Триз технологии на занятиях по подготовке к обучению грамоте"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Материал для воспитателей ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2
Семинар-практикум для педагогов
«Использование ТРИЗ–технологии
на занятиях
по подготовке к обучению грамоте»
Воспитатель:
Глухова Н.В.
Цель: привлечение интереса педагогов к использованию ТРИЗ технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить и расширить знания педагогов о ТРИЗ технологии.
2.Побуждать педагогов к использованию технологии ТРИЗ в педагогической работе с детьми.
3.Формировать у педагогов позитивное настроение, инициативу
Теоретическая часть:
В настоящее время в дошкольных учреждениях внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Обучение грамоте дошкольников – это процесс овладения родным языком, который нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, привить внимание и интерес к звуковому, слоговому и словесному составу единиц языка и речи.
ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности.
Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает, пригласить к рассуждению. Наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ используются для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, развития речи.
Сегодня мы с вами превратимся в детей и немного поиграем, ведь игра - самое любимое занятие и ведущей вид деятельности детей дошкольного возраста. Полученные в игре знания являются самыми полезными, долгосрочными и используемыми детьми на практике.
Сегодня мы рассмотрим некоторые игры, предлагаемые ТРИЗ – технологией для обучения грамоте детей.
1.Методы аналогий (синектики):
- «Звуковая мозаика» (начальное ознакомление с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»)
Данная игра способствует развитию навыка чтения целыми словами, делает познавательный процесс полноценным, окрашенным положительными эмоциями.
Определение первого и последнего звука в слове
Для проведения игровых занятий вам будет нужен картон различных цветов. Жетоны представляют собой квадраты 3 х 3 см. Кроме цветного картона, вам потребуется три листа с начерченными сетками в 9 (3 х 3), 16 (4 х 4) и 25 (5 х 5) квадратов. Квадраты на листах такого же размера, что и жетоны.
Перед тем как начать выкладывать узор, убедитесь, что ребенок знает названия цветов, затем выделят первый звук в названии цвета.
Научить различать цвета поможет такая игра. На столе разложить жетоны, необходимые для составления данного узора.
а) Лист 3x3. Жетоны красные и синие. Объяснение. Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звуков [К] или [К'], клади жетон красного цвета, если со звуков [С] или [С] — синего цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если будешь внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у тебя получится красивый узор.
Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свекла, кино.
б) Лист 3x3. Жетоны желтые и зеленые.
Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф, замок, жар-птица, золото.
в) Лист 4x4. Жетоны зеленые, красные, черные.
Слова: заболеть, кормить, чистить, забывать, каркать, чирикать, завивать, кудахтать, чесать, зевать, кусать, чихать, заикаться, копать, читать, замерзать.
3. Метод проб и ошибок:
- «Выложи букву» (выкладываются буквы из камешков согласно заданной схеме);
- Работа над словом включает уточнение, обогащение и активизацию словаря детей. С этой целью используются следующие методы и приёмы:
2. Мозговой штурм:
Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.
- «Любопытный» (называется буква, с которой должны начинаться ответы на вопросы водящего «Кто?», «Куда?», «Когда?», «Зачем?» и пр.);
- «Забавные превращения» (исходя из начального слова, игроки должны прийти к заданному, изменяя по одной букве, не укорачивая и не удлиняя слово, так чтобы каждый раз получалось новое, но не бессмысленное);
- «Цепочка слов» (предлагается составить цепочку из слов так, чтобы каждое последующее начиналось на тот звук, на который заканчивается предыдущее);
- «Буквы – чародейки» (посередине листа или доски один из играющих пишет букву, а каждый следующий участник дописывает с любой стороны по одной букве так, чтобы итогом игры стало слово);
Правила мозгового штурма:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
3. Методы аналогий (синектики):
- «Звуковая мозаика»
- Зоопарк
Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).
- Что сказали звери?
Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь животных и птиц:
«Что сказала корова?» — мышь, утка (му).
«Что сказала кукушка?» — кот, утка (ку).
«Что сказала курочка?» — корова, ослик (ко).
Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость.
- Волшебник
- Сегодня к нам придут гости. Я научу тебя одному фокусу. Покажем гостям, чтобы не скучали. Вот два набора картинок:
а) кот, лук, слон, рак, мак, мост;
б) кукла, ослик, топор, ложка, утюг, стул, молоток, автобус, роза.
- В то время, когда ты выйдешь из комнаты, я попрошу гостей загадать картинку из первого набора. А сама в это время незаметно составлю слово по первым звукам названий предметов картинок второго набора.
Когда ты вернешься, то без труда по моей подсказке догадаешься, какое слово загадано.
Например, слово «кот» задумали. Как я могу тебе помочь? (кукла, ослик, топор). Давай потренируемся.
- Отгадай имя
Угадай имя мальчика.
Соедини первые звуки в словах (на слух):
а) Волк — абрикос — сирень — ананас.
б) Торт — облако — лиса— аист.
в) Вилка — игла — тюбик – арбуз
г) Астра — ноты — тополь — ослик — новость.
- Работа над словесным составом предложений включает в себя:
- обучение детей правильному согласованию слов в предложении,
- определению словесного состава и порядка слов в предложении.
2. Мозговой штурм:
- «Телеграмма» (нужно быстро составит текст телеграммы, каждое слово которой начинается одной из букв названного слова и обязательно в том же порядке);
- «Новые истории» (с помощью коротких слов, которые становятся источником названия, можно придумывать и рассказы, сказки. Слово делится на звуки, а на каждый из звуков подбираются слова, с которым составляются предложения);
Таким образом, использование методов и приёмов ТРИЗ способствует формированию представлений о предложении, его словесном составе, последовательности слов в предложении, развивает умение делить двусложные и трёхсложные слова на части, составлять слова из слогов, выделять последовательность звуков в простых слогах. Применение системы ТРИЗ в работе по обучению грамоте способствует воспитанию ребёнка творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе" Грамотеи"
закрепить знания детей и помочь освоить материал...

Технология использования ИКТ на занятиях по подготовке к обучению грамоте
Технология использования интерактивных игр и мультимедийных презентаций на занятиях по подготовке к обучению грамоте....

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.
Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...

Игровые технологии, используемые логопедом на подготовке к обучению грамоте
Консультация для педагогов...

Конструкт открытого занятия по подготовке к обучению грамоте и обучению грамоте «Путешествие в страну звуков!»
Обучение интонационному выделению звука «Ч» в словах....