Семинар-практикум для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте"
презентация по обучению грамоте

Писоцкая Инна Геннадьевна

Полезная информация для воспитателей по подготовке деетй к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

 «Подготовка к обучению грамоте»

Оборудование: на столах у педагогов: красные кружочки, домики и картинки животных, фишки,

Слайд 1

Уважаемые педагоги, мы предлагаем вашему вниманию полезную и актуальную информацию по подготовке обучения  детей грамоте.

Слайд 2

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) в содержании образовательной деятельности в   п. 2.1 в образовательной области «Речевое развитие»  уже в  младшей группе  (3-4 г. ) появляется задача подготовки детей к обучению грамоте.

В этом возрасте педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане.

Слайд 3

В средней группе (4- 5 лет) 

Содержание образовательной деятельности:

 -Педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.

Слайд 4

В старшей группе (5 - 6 лет)

Содержание образовательной деятельности:

    Педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и  «согласный звук», проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-,  трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов:  интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели. Педагог развивает мелкую моторику  рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.

Слайд 5

В подготовительной  к школе группе ( 6 - 7 лет)

Содержание образовательной деятельности:

 Педагог продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помогает освоить звуковой анализ четырех и пяти-звуковых слов; закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове; определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; знать названия букв, читать слоги.

Слайд 6

Цель семинара-практикума: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.

Слайд 7

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Блиц - опрос

- что такое речь? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)

- из чего состоит наша речь? – (из предложений)

- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

- формы речи – (устная и письменная)

- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Слайд 8

Обучение грамоте в детском саду является профилактикой (предупреждением) дислексии и дисграфии. Поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Слайд 9

На подготовительном этапе даётся понятие "звук".

  • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?".

Предлагаем поиграть и угадать «Какой инструмент звучит?»

Проводится игра «Какой инструмент звучит?»

Угадывают звучание инструментов за ширмой  

бубенцы и бубен,

ложки и бубенцы,

треугольник и колокольчики)

Слайд 10-11

На этапе слогового анализа слов проводится работа по делению слов на части.

Дети определяют количество слогов через хлопки, шаги, приседания.

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:  

  • домики: 1, 2, 3-этажные;
  • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
  • гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
  • домино: количество точек соответствует количеству слогов;
  • следы и др.

Предлагаем посчитать слоги  в игре «Сколько слогов в слове?»

Проводится игра  «Сколько слогов в слове?»

Необходимо расселить животных на этажи. Для этого будем считать слоги в каждом слове.

Слайд  12

Знакомство со звуками.    

   Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э).

Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно, не встречает во рту преграды. Они голосят, их можно пропеть. Их обозначаем красным цветом. А согласные звуки петь не могут, они соглашаются. Воздух свободно выйти изо рта не может, ему мешают то губы, то зубы, то язык, т.е. есть преграда.

СЛАЙД 13

В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, птиц, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.

Итак, поймай  гласный звук.  

Если услышишь гласный звук (А Р В И Т Э Г Я У Б Ш…….) , то подними красный кружок.

Проводится игра «Поймай звук»  А, Р, В. Э, О, У, И, Р, Щ, Ц, Ч, О, А, Ф, А

СЛАЙД 14

   При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть и почувствовать.

 Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом.

Слайд 15

Звуки  речи бывают: гласными, твердыми согласными и мягкими согласными.

А у нас сейчас  игра «Твердый – мягкий»

Оборудование: 2 кегли синего и зеленого цвета

Предлагаю педагогам стоящим в кругу под музыку одновременно передавать друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог произносит звук, а педагоги, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.

Слайд 16

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:

  • с обратных слогов (ум, он, ам, ан);
  • прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост);
  • двусложные со стечением (скала);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).

СЛАЙД 17

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова Санки. Выполняем звуковой анализ с помощью символа звуков (красный, синий, зеленый).

Слайд 18

Существует много приемов работы со схемой слова:

  • назвать количество звуков в слове;
  • назвать звуки по порядку;
  • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку;
  • сколько согласных;
  • назвать первый звук, последний, третий и т.д.

Слайд 19

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название: пэ, рэ..,  а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо «кот».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стихотворение для запоминания образа буквы.

Слайд 20

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе, на песке;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Получить в подарок букву;
  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина, теста;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Слайд 21

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С данным словом можно составить словосочетание, предложение.

Слайд 22

Картинка  Кукла

Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, я использую схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова  КУКЛА.

Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.

Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.

Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.

Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

СЛАЙД  23

 Работа с предложением.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Составляя предложение, важно назвать 1-е, 2-е, 3-е слово.

Слайд 24

Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов

Составление графической схемы предложения

Сюжетная картинка

Давайте сделаем схему предложения. Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Составление предложений по графической схеме

(для подготовительной группы – вопросительное и восклицательное предложение).

 Слайд 25

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.

Слайд 26

В качестве обратной связи, уважаемые коллеги. Была ли полезна и интересна наша сегодняшняя встреча?

 

  Подготовил

учитель-логопед  МБДОУ № 220

Писоцкая И.Г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте"

Цель семинара: уточнить представление педагогов  о процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников. Задачами семинара является : активизация знаний о звуках и буквах; уточнение предст...

Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».

Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».Подготовила воспитатель первой квалификационной категории, М...

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте»

Цель семинара-практикума: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет прохо...

Семинар-практикум для педагогов «Подготовка к обучению грамоте дошкольников»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:- определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;- систематизировать ...