Памятка для воспитателей "Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений"
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Приступая к обучению грамоте детей в ДОУ мы должны не забывать, о том, что в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, устная речь, и к 7 годам ребёнок в норме должен полностью усвоить все категории родного языка. А именно: звукопроизносительную сторону речи, грамматическую сторону речи, связную речь (свободно поддерживать беседу, составлять небольшие рассказы, излагать свои мысли); иметь лексический запас слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей
Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений.
Речь может быть устная и письменная.
Приступая к обучению грамоте детей в ДОУ мы должны не забывать, о том, что в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, устная речь, и к 7 годам ребёнок в норме должен полностью усвоить все категории родного языка. А именно: звукопроизносительную сторону речи, грамматическую сторону речи, связную речь (свободно поддерживать беседу, составлять небольшие рассказы, излагать свои мысли); иметь лексический запас слов.
Из чего же состоит наша речь?
Давайте вспомним онтогенез развития речи. Родился ребёнок и сразу произнёс первый звук. Это гласный звук [А]. Далее ребёнок при шевелении губами осваивает и другие гласные звуки. Затем появляются первые согласные, получаются слоги, которые ребёнок складывает в первые слова. Затем появляются предложения.
Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова мы складываем из слогов. Слоги состоят из звуков. Гласный звук образует слог.
И на каждом этапе мы должны научить детей расчленять составные родного языка на части:
На фоне предложения – выделение отдельных слов, выделение предлогов как отдельного короткого слова. При записи схемы предложения даём чёткое понятие о том, что предложение начинается и мы рисуем высокую палочку, в конце ставим точку, учим выделять маленькие слова - предлоги. На уровне слова: учим определять гласные звуки в слове, делить слово на слоги, определение ударного слога.
И, конечно же, расчленение слова на отдельные звуки: определение первого, последнего звуков, определение количества звуков в слове и их порядок в слове.
Таким образом, мы формируем у детей такие сложные мыслительные процессы как анализ и синтез.
Обучение проходит по общим дидактическим правилам, от простого к сложному. Сначала определение гласных звуков по главному их отличию, выделение гласных звуков в удобной позиции слова (начало и конец), определение количества гласных звуков в слове, разбор слогов из двух гласных типа «УА, АУ» и т.д. Учимся определять согласные звуки , разбор прямых слогов типа «МА» и обратных слогов типа «АМ»; далее слова типа «МАК, КОТ», далее можем перейти к словам из двух слогов типа «МА-МА»; и наконец, слова типа ПА-ЛА-ТА, КОЧ-КА, КУ-СОК, ЛАН-ДЫШ.
При этом критически относимся к речевому материалу. Подбираем слова так, чтобы звуки чётко произносились и не искажались. Например: слово «ЛОПАТА» не используем, так как мы произносим [ЛАПАТА].
Что такое звук?
Нас окружают различные звуки. Если мы закроем глаза, то можем услышать шум дождя, шум ветра, листвы, мотора. Это неречевые звуки. Звуки, которые произносит человек – это речевые звуки.
Звуки мы слышим и произносим. Важно не путать звуки и буквы. Буква – это графический знак. Буквы мы пишем и видим.
Сначала появились звуки, затем буквы. Буквы относятся к письменной речи. Главная задача в дошкольном учреждении - сформировать устную речь ребёнка, поэтому понятие «буква» не даём. Мы говорим о звуках. И звуки называем так, как они звучат в речи.
Итак, речевые звуки образуются с помощью органов артикуляции. К ним относятся губы, язык, зубы, верхнее небо, органы дыхания и голоса.
Есть звуки, которые произносятся при помощи артикуляции губ. Язык спокойно лежит в ротовой полости. Это гласные звуки.
При произношении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Слышится только голос. В русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв.
Гласные звуки: А, О, У, Ы, Э, И
Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ю, Ё, Я.
Остальные звуки образуются при смыкании каких-либо органов артикуляции зубы + язык, губы, верхняя губа + нижняя губа, язык + верхнее нёбо и т. д. При прохождении воздуха через такую преграду мы слышим шум или шум + голос. Это согласные звуки.
При произношении согласного звука воздух во рту встречает преграду. Поэтому слышится только шум (ш, с, п, х, т) – глухие согласные , или голос + шум (д, в, г, ж, р) – звонкие согласные.
Согласные звуки мы делим на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Звуковой анализ слова ЛИСА
В: посмотри на картинку. Кто это?
Р: Это лиса.
В: правильно, это лиса. Произнеси слово ЛИСА медленно, выделяя голосом каждый звук.
Ребёнок произносит.
В: Сколько звуков в слове Лиса?
Р : В слове ЛИСА 4 звука.
В: Какой первый звук в слове лиса?
Р: Первый звук [ль].
В: Скажи, какой это звук? (характеристика звука).
Р: Согласный, мягкий. Обозначается зеленой фишкой.
В: Какой второй звук в слове лиса?
Р: Второй звук [и].
В: Расскажи какой это звук?
Р: Гласный, обозначается красной фишкой.
В: Третий звук какой?
Р: [с]. Он согласный, твердый. Обозначается синей фишкой.
В: Назови четвёртый звук в слове лиса?
Р: Четвёртый звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.
В: Сколько всего звуков в слове?
Р: В слове ЛИСА 4 звука.
В: Раздели слово ЛИСА на слоги.
Р: ЛИ – СА.
В: Сколько слогов в слове лиса?
Р: В слове лиса 2 слога.
В: (На слоги можно делить хлопками, по количеству красных фишек, голосом).
Работа со схемой предложения.
На этом этапе работы дети знают, что такое предложение. Умеют выкладывать схему предложения. Знают, что первые слова пишутся с большой буквы, и в конце предложения ставится точка.
В: Посмотри на картинку и составь предложение.
Р: Мальчики играют в мяч.
В: Выложи схему этого предложения.
Р: (выкладывает схему предложения).
В: Сколько слов в этом предложении?
Р: В этом предложении 4 слова.
В: Назови первое слово в твоем предложении?
Р: Первое слово: мальчики.
В: Назови второе слово?
Р: Второе слово: играют.
В: Назови третье слово?
Р: Третье слово: в.
В: Назови четвертое слово?
Р: Последнее слово: мяч.
В: Назови короткое (маленькое, предлог) слово в предложении?
Р: Короткое слово в предложении: в.
В: Еще раз прочитай свое предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"
ПАМЯТКА для родителей.ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.Наша речь состоит из предложений.Предложения состоят из слов.Слова состоят из звуков.Звук - это то, что мы слышим и произносим.Буква...

Консультация для родителей «Звуковой анализ слов со схемой и без нее»
В материале даны советы как организовать работу с детьми по звуковому анализу слов со схемой....

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"
Рекомендации для родителей по проведению звукового анализа у старших дошкольников....

Памятка по выполнению звукового анализа слов
Памятка для родителей по выполнению звукового анализа слов....

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"
Что такое звуковой анализ слова.Как выполнять.Подсказка для родителей....

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"
Памятка предназначена родителям, чьи дети скоро пойдут в школу и уже начинают изучать грамоту....

Памятка для педагогов на тему: "Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений"
Памятка для педагогов на тему: "Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений"....